Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Война, XXI век

Архив
автор : Сергей Токарев   19.05.2003

Компьютеры, Интернет, мобильная связь…

Компьютеры, Интернет, мобильная связь… Сегодня они проникли практически во все сферы нашей жизни, и мы привыкли думать о них как об исключительно мирных вещах. Но, взглянув на историю появления и развития информационной инфраструктуры, мы увидим, что корни ее тесно сплетены с военными технологиями: первые компьютеры рассчитывали траектории снарядов и ракет, а прототип Интернета создавался по заказу военных как система связи, устойчивая к повреждениям отдельных узлов при нанесении бомбовых ударов.

Наивно считать, что с момента изобретения компьютеров и Интернета военный прогресс остановился. Напротив, он шагает семимильными шагами. Как ни печально, цифровые технологии используются отнюдь не в мирных целях, и бои в Ираке лишний раз напоминают об этом. Высокоточное оружие, «умные» бомбы — это лишь малая видимая часть гигантского айсберга, на девять десятых скрытого под темными водами.

Имя этому айсбергу — «Системы битвы будущего» (Future Combat Systems — FCS). Так называется программа реорганизации и вооружения американской армии с помощью последних достижений науки и техники. Ее реализация запланирована на ближайшие десятилетия — первые полностью реструктурированные и укомплектованные по новым принципам армейские подразделения должны появиться около 2010 года.

Стратегический замысел FCS — сделать американскую армию сверхмобильной, сверхсмертоносной, сверхнеуязвимой. «Тяжеловесные» войска должны быть заменены более легкими, мобильными и при этом куда более эффективными подразделениями, которые за считанные дни можно перебросить в любую точку мира. Полностью готовая к сражению бригада должна оказаться на месте в течение четырех дней, дивизия — пяти дней, а пять дивизий — в течение месяца.

Военное оборудование, системы, оружие должны стать гораздо легче, прочнее и эффективнее. Так, вместо 70-тонного танка «Абрамс» планируется ввести в эксплуатацию 20-тонный аналог, не уступающий ему ни по смертоносной мощи, ни по защищенности. Активно будут использоваться роботы — и не только в качестве разведчиков, но и в качестве вспомогательных боевых и транспортных единиц. Пока это звучит как фантастика, но, прочитав эту тему номера, вы поймете, что фантастика уже изрядно отстает от жизни.

«Лучи смерти» и бластеры выглядят наивно по сравнению с оружием, которое способно стрелять «из-за угла». Способность новых систем вооружения поражать скрытую цель, способность солдат вести огонь, не подставляя себя под ответный удар — один из излюбленных тезисов FCS. Для этого предназначены и новая автоматическая винтовка XM29, и программа по созданию супервоинов Land Warrior, о которых мы рассказываем сегодня.

Будущее часто повторяет выдумки фантастов. Один из важнейших пунктов в «Системах битвы будущего» — создание аналога боевой сети SkyNet из сериала «Терминатор». Конечно, искусственный разум в «Системах» пока не планируется. Но сама суть SkyNet остается — это единая цифровая сеть, связывающая все боевые компьютеры армии. Спутники-шпионы, самолеты-разведчики, артиллерия, вертолеты, танки и даже отдельные солдаты будут подключены к этой сети, чтобы моментально обмениваться данными о противнике, получать приказы и сообщать о меняющейся обстановке. Каждый солдат будет иметь перед глазами постоянно обновляющуюся цифровую карту местности, на которой синими значками обозначаются свои «юниты», а красными — «юниты» противника.

Прототип подобной системы уже частично используется войсками коалиции в Ираке. Не секрет, что для внутренней связи в войсках американцы используют не морально устаревшее голосовое радио, а самую настоящую компьютерную сеть. Офицеры передвигаются в специальных бронетранспортерах с ноутбуками, на которых выводится цифровая карта местности с обозначениями «своих» и «чужих». Поток информации обеспечивается беспилотными самолетами-разведчиками и танками «Абрамс», оборудованными соответствующей аппаратурой. Координаты своих подразделений уточняются с помощью систем глобального позиционирования (GPS). Все данные передаются через закрытую компьютерную сеть — интранет, функционирование которой обеспечивают два дублирующих друг друга сервера Compaq. Серверы установлены в фургонах, двигающихся на расстоянии 60 миль от линии фронта.

Практика, как водится, отстает от теории, и «боевая сеть» пока вовсе неидеальна. Журнал «BusinessWeek», со ссылкой на анонимного американского капитана из третьей пехотной дивизии, сообщает о проблемах, с которыми сталкиваются войска в процессе эксплуатации «боевой сети». Песок и жара угрожают работоспособности оборудования, в том числе и главным серверам. Оборудование на некоторых танках оказалось плохо совместимым с другими компонентами сети, в результате автоматическое обновление данных на цифровой карте иногда не срабатывает, и солдатам приходится вводить информацию вручную. Несовершенство компьютерных систем приводит и к трагическим случаям так называемого «дружественного огня» — войска коалиции уничтожают друг друга ничуть не хуже, чем силы обороны Ирака.

Тем не менее, по отзывам офицеров, «боевая сеть» по своей эффективности намного превосходит традиционную радиосвязь и бумажные карты с флажками и булавками. Надо ли говорить, какую роль во время боя играет информация? Кто первым узнал, тот первым и нанес удар. С помощью цифровой карты, обновляемой в реальном времени, войска могут действовать на качественно новом уровне. Знать о перемещениях противника, свободно ориентироваться в незнакомой местности, вести «непрямой» огонь…

В рамках Future Combat Systems предполагается оснастить каждого солдата носимым компьютером, который даст ему цифровую карту местности, средство связи с товарищами и ряд других возможностей. Кроме того, запланирована всеобщая компьютеризация армии. Микропроцессоры внедряются в винтовки и даже… в пули! И все это подчинено одной цели — превратить армию в единый цифровой организм с небывалой степенью взаимодействия и эффективностью ударов. Высокая точность перестает быть уделом ракет и бомб — новые программируемые осколочные мини-снаряды, выпускаемые из автомата XM29, могут по заказу взрываться точно над головой укрывшегося противника.

Конечно, все эти компьютерные игрушки, которые разрабатывает военно-промышленный комплекс США, у многих вызывают усмешку и понятный скепсис, особенно в свете событий в Ираке. Никакое «умное» оружие не способно выиграть войну само по себе, а компьютер — не волшебник Гудвин и вряд ли добавит мудрости тому, у кого в голове солома. Самые простые решения зачастую оказываются самыми эффективными, и обычный «Калашников» гораздо надежнее «умного» автомата.

Да, да, да! Все именно так. Военное дело в принципе не любит прогресса, но… терпит его. И в связи с этим вспоминается один исторический урок: когда китайская армия пыталась сопротивляться английским колонистам, упор тоже делался на надежность дедовских методов. Любой китайский солдат должен был чуть ли не в совершенстве, на уровне сложной акробатики, владеть единоборствами и холодным оружием. Но несмотря на это, обычные, зачастую плохо обученные английские солдаты в конце концов одержали победу, секрет которой прост — у англичан было огнестрельное оружие.

Жернова прогресса мелют медленно, но верно, и ключевую роль в армии XXI века будут играть информационные технологии. Битвы грядущего — битвы чипов, и преимущество получит тот, у кого их будет больше.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.