Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Непонятная ФАПСИтуация

Архив
автор : Антон ТУльчинский   03.04.2003

11 марта 2003 года Владимир Путин упразднил Федеральное агентство правительственной связи и информации, функции которого поделили между собой Министерство обороны и ФСБ.

 11 марта 2003 года Владимир Путин упразднил Федеральное агентство правительственной связи и информации, функции которого поделили между собой Министерство обороны и ФСБ. Заодно президент реформировал и другие правительственные структуры силового блока. Так, он упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП), а функции Федеральной пограничной службы (ФПС) передал в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ).

ФАПСИ упразднено как ведомство. В связи с этим возникает ряд вопросов, разрешение которых задает тот или иной сценарий развития отечественного рынка ИБ (информационной безопасности). Но перед этим — о том, чем, собственно, занималось агентство.

Что такое ФАПСИ
ФАПСИ было создано в соответствии с Указом Президента России от 24 декабря 1991 для решения двух основных задач:
- обеспечение функционирования, развития и информационной безопасности технологической основы системы управления государством в мирное и военное время;
- противодействие, в пределах своей компетенции, угрозам безопасности России в информационной сфере.
ФАПСИ координировало работу целой системы, в которую, помимо самого агентства, входили органы правительственной связи и информации, военные подразделения, учебные заведения, научно-исследовательские и иные организации (в частности, Академия криптографии РФ).

Исторически ФАПСИ, разумеется, является наследником КГБ СССР, в результате реорганизации которого было создано несколько самостоятельных спецслужб, в том числе и Федеральное агентство. ФАПСИ объединило некоторые технические и научно-исследовательские подразделения бывшего КГБ, а также ряд государственных организаций и предприятий, ведавших разработкой специальных телекоммуникаций, средств защиты информации, а также специальным и информационно-технологическим обеспечением органов государственной власти.

В последнее время ФАПСИ занималось такими вопросами, как электронно-цифровая подпись (см. статью Андрея Акопянца «ЭЦП — год в законе», «КТ» #482), защищенный документооборот, лицензирование производства и оборота криптографических средств.

Одна из приоритетных задач ФАПСИ — участие в противодействии угрозам информационной безопасности России, связанным с применением средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Что касается криптографии, то здесь ФАПСИ являлось головной организацией по защите информации. Криптографические задачи наукоемки, и работы проводятся совместно с Российской Академией наук и Академией криптографии РФ. Под руководством ФАПСИ создавалась шифровальная техника для российских организаций. Оно же обеспечивало министерства и ведомства надежно защищенными от взлома ключевыми документами (под ключевыми документами здесь понимаются как сами сертификаты, так и алгоритмы). В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляло государственный контроль за обеспечением ИБ в сетях шифрованной связи в России, лицензирование и сертификацию в области защиты информации и т. д.

В последнее время Агентство осваивало новую область практической криптографии — обеспечение ИБ с применением российских интеллектуальных карт, вырабатывались меры защиты АСУ так называемых критических технологий, нарушение штатного функционирования которых может подорвать экономику государства, привести к техногенным и экологическим катастрофам.

ФАПСИ и рынок шифрсредств
В последнее время информационные потребности растут небывалыми темпами. Вместе с тем уязвимость самой информации значительно повысилась. Ясно, что широкому внедрению ИТ в любой стране, заботящейся о своей независимости и безопасности, должна сопутствовать государственная политика защиты национальных информационных ресурсов1, что и входит в интересы ФАПСИ. Такая защита может быть эффективно обеспечена путем использования криптографических средств, которые могут применяться не только для шифрования сообщений, но и для других целей. Например, для обеспечения подлинности передаваемой информации широко используется ЭЦП, в разработке которой участвовало Федеральное агентство.

Кроме всего прочего, ФАПСИ представляло образцы нашей шифровальной техники на международных выставках. Вот некоторые из самых интересных разработок:
- «Гамма», «Альфа», «Омега» — аппараты, обеспечивающие шифрование речи, факсимильных сообщений и данных при работе в различных сетях;
- «Корд» — аппарат линейного шифрования высокоскоростных информационных потоков до 8 Мбит/с, формируемых стандартными цифровыми системами передачи;
- Crypto Pager — программный криптомодуль, обеспечивающий шифрование информации в системах пейджинговой связи стандартов POCSAG или ERMES;
- GSM — портативный абонентский пункт сети сотовой связи стандарта GSM-900 с шифрованием речи и данных;
- «Крипто-ТСР/IP» — шифратор данных в сетях ТСР/IP.

Усилия, связанные
с внедрением защиты

Система обеспечения ИБ в общем случае может быть рассмотрена как совокупность двух компонентов. Первый — организационный, включающий создание полнокровной, непротиворечивой нормативной правовой базы по вопросам ИБ и развертывание действенной системы контроля ее выполнения. Второй — разработка, обоснование (сертификация) и внедрение комплексов надежных средств обеспечения ИБ.

До последнего времени развитие обоих компонентов защиты современных информационных технологий отставало от бурных темпов создания собственно этих технологий. В качестве примера можно привести важнейшее средство защиты информации от искажения — электронно-цифровую подпись, внедрение которой началось лишь недавно, после утверждения 10 января 2002 года президентом Федерального закона «Об электронной цифровой подписи». Принятие закона обеспечило правовые условия использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, и заложило основы для создания юридически значимого электронного документооборота.

Кризис в ФАПСИ
Большинство криптографов в России работало на Федеральное агентство правительственной связи и информации, научный потенциал которого всегда оставался на высоте. И вроде бы все ничего. Тем не менее, некоторые специалисты считают, что ФАПСИ в последние годы неуклонно двигалось к жесточайшему кризису, обусловленному техническим бессилием отечественных производителей и, мягко говоря, неправильной политикой (особенно кадровой) его руководства. Они также считают, что за последнее время Федеральное агентство, на которое уходили огромные бюджетные деньги, так ни разу и не порадовало налогоплательщиков каким-либо завершенным общегосударственным проектом2, не говоря уже о технических или программных решениях, пригодных к эксплуатации в современных информационных системах. И это несмотря на то, что в разное время агентство имело немало шансов выйти на рынок с конкурентоспособными разработками…
Изменится ли ситуация теперь, после передачи функций ведомства от ФАПСИ к Министерству обороны и ФСБ?

Нерешенные вопросы
После упразднения Федерального агентства возник целый ряд вопросов, ответы на которые, видимо, появятся позже — после непосредственной передачи функций другим государственным структурам.
ФАПСИ было органом, лицензирующим создание и распространение криптографических и шифровальных средств. Кто будет теперь заниматься лицензированием производителей криптографических средств? Будут ли функции лицензирования переданы ФСБ?
Стараниями ФАПСИ был создан центр сертификации и лицензирования, который выдавал разрешения на опытную эксплуатацию удостоверяющих центров. Что произойдет с ним?

Как реорганизация ведомств повлияет на российских производителей криптосредств? Стоит отметить, что в области ИБ зарубежные разработчики все активнее действуют на территории России. Смогут ли наши криптосистемы конкурировать с иностранными аналогами? Кто возьмется за приведение российских криптосредств к совместимости с ними?

Передача структурных
подразделений ФАПСИ

Как известно, после реорганизации генеральный директор ФАПСИ В. Г. Матюхин возглавит госкомитет по оборонному заказу при Министерстве обороны. Функции самого агентства, видимо перейдут к ФСБ, а войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части — к Министерству обороны. Что касается органов правительственной связи и информации в федеральных округах и субъектах РФ, учебных заведений и исследовательских центров, то пока неизвестно, куда они перейдут. Быть может, также под управление ФСБ.


1 (назад)Неясно. По поводу этого высказывания автора и статьи в целом см. врезку. — Здесь и далее прим. ред.
2 (назад) Ох. Опять см. врезку.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.