Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Трудовая книжка

Архив
автор : Денис Викторов   13.05.2003

Поддавшись увесистым аргументам главного редактора «Компьютерры», с месяц назад я обзавелся карманным компьютером.

Поддавшись увесистым аргументам главного редактора «Компьютерры», с месяц назад я обзавелся карманным компьютером. В течение первых двух недель с энтузиазмом упорядочивал мировой хаос, запихивая в память содержимое сотен визиток. А теперь ежедневно переписываю выходные данные десятков менеджеров. Хаос вернулся. Но уже в виде бесконечной череды кадровых перестановок в ИТ-компаниях.

Начавшаяся в конце прошлого года чехарда в крупных российских компьютерных фирмах и представительствах зарубежных вендоров явно свидетельствует о наличии некой таинственной тенденции. Смысл которой пока остается загадкой. Но попробуем разобраться.

Со стороны жизнь менеджера первого-второго эшелона в российской, а уж тем более зарубежной компании выглядит неторопливым и сытным катанием в разогретом масле увесистого куска сыра. Высокая зарплата. Уютные офисы. Цивилизованные отношения — на компьютерном рынке не принято даже бить морду (хотя порой кажется, что вот это как раз — зря). Но есть нюансы.

На самом деле, высокопоставленные менеджеры воют от тоски, давно упершись в потолок карьерного роста. Руководители компаний вторят им не менее протяжно и заунывно. Рынок до отказа набит программистами, веб-мастерами и лицами, именующими себя специалистами по PR, а вот эффективных менеджеров, которым можно было бы доверить управление самостоятельным проектом или одной из компаний холдинга, не найти днем с огнем.

Печаль менеджеров понятна. В отличие от зарубежных корпораций карьерная лестница в местных фирмах по количеству ступеней скорее напоминает дачное крыльцо. Рост быстро заканчивается, и после непродолжительного периода спокойствия управляющих охватывает паника. Тем более что большинство из них относится к той возрастной категории, когда физические и интеллектуальные возможности соответствуют самым смелым амбициям.

Если ваш кабинет оказывается в непосредственном соседстве с апартаментами руководителя компании (а в случае с российскими фирмами — еще и ее владельца), впору призадуматься о будущем. Бонусы, участие в прибылях, новые номинальные должности — все это быстро перестает радовать. Затем следуют морально-психологические кризисы, деградация системы внутренней мотивации, ухудшение показателей бизнеса, а нередко и —  здоровья.

Собственники превосходно понимают остроту ситуации. Но что делать, если единственное (кроме денег), что вы можете предложить своему топ-менеджменту, — это «горизонтальный» рост? Иногда управляющих действительно удается увлечь этой игрой. Но не надолго. К тому же стремление сохранить у ключевых менеджеров ощущение роста все чаще приводит к открытию новых направлений бизнеса «под них». С печальными итогами в неожиданно скором финале.

Все чаще менеджеры зарубежных представительств занимают посты в российских компаниях. А на их места приходят опытные управляющие, долго варившиеся в котелке истинно российского бизнеса. И это, по-видимому, единственный выход из положения.

Работа в представительстве международной компании — это четкая логика поведения, жестко описанные процедуры на все случаи жизни, зачастую — неимоверная тоска, но зато — определенные перспективы со временем возглавить представительство, а то и восточноевропейское отделение.
Что толкает привыкших к жесткой формализации менеджеров западных компаний мигрировать в выстроенные на принципах диктата собственников российские фирмы? Скорее всего — стремление проявить себя в менее предсказуемых условиях.

Если так, то кадровая динамика на рынке вроде бы получает объяснение. Но при внимательном рассмотрении всплывает еще одна деталь. Многие наемные менеджеры по складу характера, живости ума и темпераменту явно годятся не только на роль первых лиц, но и — собственников компаний. Однако всем ясно: попытка создать с нуля крупную проектную или дистрибьюторскую компанию — эксперимент, за успешный исход которого сегодня мало кто готов поручиться. Людям хочется двигаться вверх и вперед. Но остается только — вбок и вниз.

Наконец, далеко не всегда удается совместить различные деловые культуры. Переходя из одной российской компании в другую, новому сотруднику прежде всего нужно наладить личный контакт с ее владельцем — профессиональные качества в этом смысле отходят на второй план. Воспитанный в российской компании управляющий начинает задыхаться в пропитанной формализмом атмосфере представительства, а их предшественники, рискнувшие продолжить карьеру в российских фирмах, напротив, ощущают неприятный вакуум: процедуры не описаны, действовать приходится по обстановке, да еще и с учетом постоянно пересматриваемых собственниками правил игры. В этом — корни очередного витка великого переселения народов.

Нормализовать морально-психологический климат на рынке мог бы его бурный рост. Но такого подарка в ближайшие годы ожидать не приходится…

Сегодня мне снова придется переписывать координаты нескольких менеджеров. А еще с уже десяток ходит с этаким разочарованным видом. И кажется, я знаю, в чем причина этого байронизма.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.