Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Прошлое, настоящее, будущее информации. История советской вычислительной техники на transmediale в Берлине

Архив
автор : Олег Киреев   31.03.2003

Остановимся на состоявшейся на transmediale презентации исследования под редакцией Георга Трогеманна, Александра Нитуссова и Вольфганга Эрнста «Arifmometr project: «Computing in Russia. The History of Computer Devices and Information Technology revealed»

В Берлине, одновременно со знаменитым кинофестивалем, прошло не менее важное событие — третий по счету фестиваль transmediale (www. transmediale.de), посвященный художественным открытиям в области технологий и новых медиа. Вопрос о том, можно ли «артистическое программирование», деконструкцию софтвера и т. п. считать искусством, обсуждается давно и активно, а артисты, критики, программисты, философы и всевозможные технологические фрики с удовольствием участвуют в совместных мероприятиях такого рода.


Олег Киреев (р. 1975) — критик и куратор, руководитель проекта «Гетто» (www.getto.rema.ru), посвященного культурной и политической аналитике. Подготовил к изданию книги «Против всех П» (М., «гетто», 2001), «Образ жизни» (М., «гетто», в печати). Автор публикаций в российской и зарубежной прессе по искусству, политике и новым медиа. Живет в Москве.

Остановимся на состоявшейся на transmediale презентации исследования под редакцией Георга Трогеманна, Александра Нитуссова и Вольфганга Эрнста «Arifmometr project: «Computing in Russia. The History of Computer Devices and Information Technology revealed»1.

Ветеран советского программирования, долго работавший в Киеве и Москве, Александр Нитуссов вместе с коллегами выполнил многолетнее широкомасштабное исследование по заказу Кельнской Академии медиа. Кибернетика, как и генетика, до смерти Сталина считалась в Союзе псевдонаукой и находилась в идеологическом изгнании. Однако мало кому известно, и об этом подробно рассказано в одной из глав «Arifmometr project», что именно поэтому большая часть научной общественности считала информационную науку «истинно социалистической», отвергая проект сталинской государственности. Знаменательный факт: первая компьютерная сеть была сконструирована Сергеем Лебедевым и Всеволодом Бурцевым на испытательном полигоне противоракетной обороны Сары-Шаган в 1956–62 гг.; соответствующие данные разведки привели в панику американское военное командование, и одним из результатов этого стало создание сети ARPANET, основы будущего Интернета.

Многозначительная история 1970-х, с поэтапной экспансией стандартов IBM и постепенным вытеснением европейских образцов американскими, со все более настойчивым продвижением их на Восток, — тоже заслуживает внимания. Ее изучение, по мнению авторов исследования, может быть полезно именно сейчас, чтобы помочь европейской информационной науке снова «опереться на собственные силы». «Arifmometr project» содержит и материалы, посвященные фундаментальному культурно-историческому анализу: такова одна из заключительных статей сборника «Кибернетика и диалектический материализм Маркса и Ленина» Готтхарда Гюнтера.

Между тем немецкие медиа-центры и прочие культурные институции имеют все меньше возможностей для финансирования подобных исследований. Впервые фестиваль пришлось организовывать в таких катастрофических условиях — и впервые, на фоне «рецессии», безработицы и панических ожиданий, он приобрел столь откровенно политическое значение. Проведенный под лозунгом «Play global!», он оказался артистически-интеллектуальной составной частью мирового антиглобалистского движения.

В то время как деклассированная2 молодежь крушит витрины «Макдоналдсов», артисты и интеллектуалы рассматривают другой, ускользающий аспект глобализации. Ведь контроль над образами и информацией — это важнейшая составная часть доминирования глобалистской империи. Я попросил куратора transmediale, одного из авторитетных медиа-критиков Андреаса Брекманна, сформулировать различие между собой и, например, пропагандистами Социального форума в Порту-Аллегри. «Прямое сравнение здесь не принесет нужных результатов. Художники и их проекты, которые представляет transmediale, рассматривают ту же реальность, что и общественные движения, но в другой перспективе, и обычно делают это в абстрактно-поэтическом или ироническом стиле. Искусство редко предлагает прямые политические стратегии, но и задача его — не в этом: в лучшем случае, искусство может демонстририровать совершенно неожиданные, непрактичные и провоцирующие опыты, позволяющие, скажем так, увидеть мир иначе. Иногда артистические решения свежи и новы, а иногда — так «стары», что это даже вдохновляет», — ответил Андреас.

Transmediale — только одно из важных событий интернациональной медиа-сцены. Столицы приходят в упадок, мир децентрализуется, и новости терминала приходят практически отовсюду: конференция next5minutes4 в Амстердаме, Лаборатория тактических медиа в Сингапуре, Media Tatica в Бразилии, семинар «Полиэкран» в Нижнем Новгороде…


1 (назад)Проект «Арифмометр»: вычислительная техника в России. Заново открытая история вычислительных устройств и информационной технологии — VIEWEG Verlag, Wiesbaden (Germany), August 2001.
2 (назад) Термин очень старый, но, по-моему, не очень вдохновляющий (см. далее). — Л.Л.-М.

 

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.