Электронные Нью-Васюки
Архив«Выход России на мировой ИТ-рынок невозможен без госконтроля». В. В. Путин
«Выход России на мировой ИТ-рынок невозможен без госконтроля».
В. В. Путин
«Компьютерра» приветствовала и приветствует любые государственные начинания в области ИТ, однако все мы знаем, какими благими намерениями вымощены российские дороги. Поэтому амбициозная и крайне дорогая программа развития информатизации в Москве неизбежно провоцирует целый шквал вопросов, на которые пока нет удовлетворительных ответов. Материал Дмитрия Коровина во многом построен на материалах пресс-конференции проекта «Электронная Москва», но особенность этой встречи с журналистами состояла в том, что участники пресс-конференции отвечали в основном на вопросы рядовых интернетчиков. А рядовые интернетчики, как известно, неудобных вопросов не задают.
Когда речь заходит о финансировании чего-либо, у любого разумного человека сразу же возникает два вопроса. Первый: откуда возьмутся деньги? Второй: как они будут потрачены? Московским чиновникам предстоит потратить почти два миллиарда долларов. Однако прежде чем тратить, деньги нужно где-то взять. У «Электронной Москвы» все просто: часть будет получена из городского бюджета (не более двух процентов от ежегодных расходов). Доходы в 2003 году составят 293,3 млрд. рублей, расходы — 314,9 млрд. рублей (дефицит бюджета соответственно — 21,7 млрд. рублей; погашен он будет за счет приватизации городских предприятий, банковских кредитов, бюджетных ссуд и выпуска ценных бумаг1). Следовательно, планируется, что городские расходы на «Электронную Москву» не могут превысить 6,5 млрд. рублей в год.
Юрий Припачкин: «В программе предусмотрено, что средства поступают из разных источников... Если говорить о бюджетных средствах, я уже говорил, что они и федеральные, и московские. Например, проект «Социальная карта москвича» финансируется и из федерального бюджета, и из московского. Таким образом, средняя сумма бюджетных средств, которые должны тратиться ежегодно, — это примерно 4–5 миллиардов к 2007 году, что не превышает 2% бюджета города. Сейчас тратится примерно 1%. Если сложить все городские программы на этот год, это составит примерно 2,9 млрд. рублей — 500 млн. на саму «Электронную Москву» и 2,4 млрд. — системы по различным комитетам, которые уже реализуются. Если сложить все деньги, которые раньше были разбросаны по разным департаментам и комитетам, получается приличная сумма. Они и дальше будут тратиться на эти системы, важно, чтобы устранялся параллелизм, совместно решались вопросы безопасности и так далее».
Если взять по максимуму, получается, что 25 млрд. рублей берется из бюджета (судя по цитате — суммарно из федерального и московского). Остается привлечь еще почти 45 млрд. рублей, то есть почти полтора миллиарда долларов. Как они будут привлечены, что конкретно пообещают компаниям, инвестирующим в информатизацию Москвы, одному богу известно. Надо сказать, что ИТ-бизнес, несмотря на свои пресловутые сверхприбыли, вовсе не склонен бросать деньги на ветер. Такие крупные компании, как Cisco или Microsoft, могут подарить деньги на образование, но суммы при этом будут потрачены относительно скромные2 при максимально активном пиаре. Вообще, по субъективному ощущению, единственный человек, который реально инвестировал в развитие российского ИТ-рынка, — это проклятый всеми российскими экономистами Джордж Сорос. Центры, построенные на его деньги, сыграли огромную роль в 1990-х гг. и, как правило, функционируют до сих пор за счет возникших при них коммерческих структур.
В пояснительной записке к городской целевой программе «Электронная Москва» указано, что предполагается применять следующие виды экономического стимулирования:
- предоставление льгот по налогам и преференций в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- предоставление гарантий Правительства Москвы для привлечения инвестиций;
- предоставление бюджетных средств для финансовой поддержки на возмездной и безвозмездной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- установление пониженных ставок арендной платы за помещения и производственные фонды, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, необходимые для реализации целей Программы, в порядке, предусмотренном законодательством;
- осуществление реструктуризации задолженности по платежам в бюджет города Москвы, изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней, причитающихся бюджету города Москвы, а также предоставление налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов согласно законодательству Российской Федерации и города;
- бюджетные кредиты.
Очевидно, что почти все вышеперечисленные методы так или иначе завязаны на городском и федеральном бюджете. Реструктуризация долгов, уменьшение арендной платы, налоговые льготы — все это приведет к недополучению доходов городом или федеральной властью. Единственный значимый плюс такого подхода заключается в том, что подобные жертвы ведут не к увеличению расходов, а к уменьшению доходов, что, на первый взгляд, выглядит менее пугающе.
Многим показался примечательным тот факт, что программа «Электронная Москва» всего лишь на 10 миллиардов рублей дешевле «Электронной России», которая, по идее, охватывает всю страну. Надо сказать, что «Электронная Москва» пытается отмежеваться от Старшего Брата, всячески подчеркивая свою особенность и независимость, — что, впрочем, вполне объяснимо, так как городские программы по определению проще в управлении, чем федеральные. Вместе с тем они не могут не признать, что московский проект — это региональная программа в рамках «Электронной России» (интересно, как эта зависимость выражена на уровне финансирования? см. сноску 3). Надо сказать, что таких локальных проектов в России возникло уже довольно много. Существуют, например, «Электронный Санкт-Петербург», «Электронный Новосибирск» — правда, во всех этих случаях фигурируют намного более скромные суммы: так, затраты на «электронизацию» Питера составят чуть более 5 млрд. рублей (2002–2006 гг.), причем один из участников проекта, Александр Демидов, не исключает, что в текущем году финансирование может быть урезано из-за празднования трехсотлетия города3. В Новосибирске в этом году на проект «Электронный Новосибирск» планируется потратить всего 10,6 млн. рублей4.
О том, как будут потрачены запрошенные средства, говорить сегодня сложно. И, наверное, рано — «Электронная Москва» еще не утверждена правительством РФ. Хочется надеяться на лучшее. Единственная программа, с которой можно сравнить «Электронную Москву», — это «Электронная Россия». Совсем недавно были подведены итоги работы программы за прошедший год. Итоги не очень впечатляющие. Отчасти, возможно, из-за недостаточного финансирования. Но только ли в этом дело? Одним из следствий критического анализа работы «Электронной России» в 2002 году стала ликвидация наименее эффективных программ из графика на 2003 год5. Сэкономленные деньги будут потрачены на развитие более перспективных проектов.
Напоследок просьба к читателям. Обычно это подразумевается, но сейчас не грех проговорить еще раз. Пожалуйста, напишите нам на inform@computerra.ru, как в ваших регионах реализуется программа «Электронная Россия» и существуют ли какие-то местные программы развития ИТ. Разумеется, мы с удовольствием дадим высказаться и тем, кто непосредственно участвует в реализации обеих программ.
1 www.integrum.com/it_news_source.asp?id=12293.
2 www.ecommercetimes.com/perl/story/2381.html.
3 www.neweco.ru/main.html?r=124&id=1036061552.
В финансово-экономическом обосновании программы (www.e-spb.org/info/red_140802/фэо_Программа_020813_7.doc) указана несколько меньшая сумма. Там же упомянуто, что примерно половина из ежегодных бюджетных инвестиций на выполнение программы «Электронная Россия» остается в Москве.
4 www.e-spb.org/template.asp?subpage=3&page=0&newsperpage=5&startnew=186.
5 www.i-one.ru/scripts/events.asp?ID=12561.