Через четыре года здесь будет город-сад
Архив19 февраля РИА РосБизнесКонсалтинг провело пресс-конференцию на тему «Городская целевая программа «Электронная Москва»:
19 февраля РИА РосБизнесКонсалтинг провело пресс-конференцию на тему «Городская целевая программа «Электронная Москва»: задачи и перспективы», в которой участвовали заместитель председателя Координационного совета ГЦП «Электронная Москва» В. Лазуткин и Генеральный директор ОАО «Электронная Москва» Ю. Припачкин. По сути, это была Интернет-конференция: несмотря на присутствие в зале журналистов, основная масса вопросов была задана в онлайне. Если верить организаторам мероприятия, интересующихся судьбой электронизации столицы оказалось аж 29 тысяч 738 человек1.
Концепция «Электронной Москвы» была разработана Институтом развития информационного общества по поручению Правительства Москвы и Московской думы в 2000 году, а утверждена летом прошлого года. Для реализации программы создано ОАО «Электронная Москва». Его учредителями выступили правительство Москвы, Банк «Москва» и ФГУП «РТРС» (Российская телевизионная радиовещательная сеть).
«Электронная Россия» является главной магистралью, зато Москва — крупный мегаполис, обладающий более богатыми возможностями, чем регионы, а, значит, может развиваться быстрее. По мнению докладчиков, относительно общих сроков реализации программы «Электронная Россия» можно сказать, что Москва находится на уровне 2006 года.
Конечно, «Электронная Россия» и «Электронная Москва» суть разные программы, но объем затрат на них практически одинаков. Сумма в 69,2 млрд. рублей заставила на первом заседании координационного совета «Электронной Москвы» (прошедшем 5 февраля года) воскликнуть видавшего виды московского мэра Ю. Лужкова: «Вы не ошиблись, Юрий Игоревич? Это какие-то дикие цифры!» (Лужков обращался к Юрию Припачкину. — Д.К.). Однако не все деньги будут выделены из городского бюджета, это было бы, наверное, попросту невозможно. Примерно одну треть из предусмотренных на реализацию программы 69,2 рублей составляют средства федерального и московского бюджета. Вторая часть — это инвестиционные средства, и, наконец, третья — средства предприятий и организаций. Средняя сумма бюджетных средств, затрачиваемых на программу ежегод-
но, по словам Припачкина, составит к 2007 году 4–5 млрд. рублей. Это не превышает 2% бюджета города, а в настоящее время Москва тратит на эти цели примерно 1% своего бюджета. Таким образом, по мнению Припачкина, на городские программы текущего года суммарно будет потрачено примерно 2,9 млрд. рублей.
Еще одно немаловажное отличие «Электронной Москвы» — наличие четкой вертикали в управлении программой: заказчик-исполнитель. Все исполнители будут выбираться на конкурсах, а создание каких-то ГУПов или предприятий для решения отдельных задач в рамках построения системы не планируется.
Огромную сумму денег планируется вложить в нужное и полезное дело. По крайней мере, на словах все смотрится очень неплохо, хотя и не без изъянов.
Планируется глобальный переход на электронную форму взаимодействия органов власти с населением и организациями, что должно обеспечить большую открытость власти и уменьшение количества бюрократических проволочек. Бумажный документооборот сменится электронным. Это замечательная идея, которая на практике, без должного контроля со стороны начальства и при отсутствии сознательности у подчиненных, реализуется следующим образом: документы создаются (или получаются по электронной почте) на компьютере, а потом распечатываются на принтере, таким образом, совокупные расходы на документооборот даже увеличиваются.
Идем дальше: по всей вероятности, большинство государственных ведомств обзаведутся собственными сайтами, где будут отчитываться за проделанную работу перед населением. Что-то не верится, что чиновники en masse освоят «эти белые ящики с телевизорами», не говоря о том, что неплохо бы позаботиться и о безопасности этих, с позволения сказать, Интернет-ресурсов — во избежание. А это в итоге обойдется в круглую сумму, хотя, кажется, круглее уже некуда.
Еще один момент, заинтриговавший автора этих строк, — обеспечение 30–50% московских квартир широкополосным доступом в Интернет. Докладчики заявили, что, мол, за два года может многое поменяться, но если бы эта часть программы была реализована сегодня, то сей доступ выглядел бы следующим образом (не будем придираться к цифре предполагаемых абонентов: авось через пять лет и вправду половина москвичей обзаведется компьютерами): 64-килобитный канал при абонентской плате около 20 долларов с включенным гигабайтом входящего трафика.
Те, кому и подобные тарифы не по карману, вроде тоже не останутся обиженными, так как планируется создание общественных, бесплатных точек выхода в Сеть. Учитывая, что школы, библиотеки и пр. также будут облагорожены новой цифровой реальностью, удастся, считает руководство ОАО «Электронная Москва», и информационное неравенство победить. Хотя, по моему скромному мнению, уж в Москве это неравенство присутствует только в велеречивых фразах чиновников и применимо к людям, которые плевать на него хотели.
Еще несколько приятностей. Предполагается решить проблему телевидения в рамках «Электронной Москвы»: телевидение планируется перевести на кабель (70 аналоговых каналов или до 200 цифровых), а традиционный эфир станет резервным. Также реализация программы позволит изучать общественное мнение москвичей — если сейчас серьезные соцопросы населения производятся на выборке из трех тысяч респондентов, то по мере реализации программы эта цифра легко превысит 150 тысяч.
Кстати, программа «Безопасность» — еще одна частичка «Электронной Москвы» — уже вовсю действует, взяв под неусыпный контроль сотни подъездов, чердаков и подвалов с помощью видеокамер.
Тем, кто не любит общаться с налоговыми инспекторами, будут рады: все инспекции столицы оборудуются так называемой информационной системой «Налог-2». После ее ввода в эксплуатацию любой отчет о деятельности предприятия можно будет представить в электронном виде. Кроме того, рядовой житель столицы сможет предъявлять декларацию о доходах.
Одной из изюминок программы является потенциальное внедрение цифровой подписи, правда, это настолько непростой вопрос, что если «Электронная Москва» поможет его решить — многие вздохнут с облегчением (см. также статью Андрея Акопянца в этом номере).
Естественно, все это хозяйство не может нормально функционировать без нормальной правовой базы. Законы федерального уровня в области информатизации, принятые в начале 1990-х годов, не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают изменений в информационной сфере, происшедших за последние несколько лет. Это безобразие планируется прекратить целым рядом мероприятий по «созданию полноценной нормативно-правовой базы развития информационного общества».
И наконец, нельзя не сказать о самой спорной части «Электронной Москвы», она же со временем может оказаться и самой важной. Речь идет о «Единой социальной карте москвича»2. Если пока это удобное и довольно безобидное начинание, то со временем, как говорит Юрий Росляк, заместитель мэра Москвы, руководитель департамента экономической политики и развития, «правительство РФ доверило нам сделать следующий шаг — превратить электронную карту фактически в электронный паспорт человека. Предполагается, что уже в ближайшие два года его получат не только москвичи, а все россияне — договор об этом сейчас согласовывается Минэкономразвития РФ»3. А это вызывает сразу очень много вопросов, которые не раз поднимались на страницах «КТ»: приватность, вмешательство в личную жизнь, несанкционированное использование информации спецслужбами и просто неблагонадежными гражданами, — в общем, целый букет. Одним из важнейших является вопрос безопасности. И хотя Юрий Припачкин уверял, что «Электронная Москва» предусматривает разработку механизмов, которые предотвратили бы такой поворот событий, а «Информационная безопасность» является важнейшим пунктом в программе и включает в себя такие меры, как исключение несанкционированного доступа, защиту каналов связи, архивирование и резервирование систем, причем все это планируется организовывать в том числе при содействии ФАПСИ, — никаких гарантий это не дает4, ведь реальные механизмы защиты информации не раскрываются.
В итоге от «Электронной Москвы» остается двойственное впечатление: в основном начинания — замечательные и полезные. С другой стороны — сумма, которую планируется на них потратить, очень уж велика, и тут червячок сомнения подсказывает два варианта: либо все можно сделать много дешевле, либо часть этих денег где-то осядет. Как только (если) крупные суммы начнут где-то оседать — «КТ» немедленно расскажет об этом на своих страницах. Впрочем, если «сказка станет былью» — непременно поведаем и об этом.
1 При этом форум на сайте «Электронной Москвы», на котором подразумевается активное обсуждение программы, скорее мертв, чем жив. — Прим. ред.
2 «КТ» уже писала о социальной карте — www.computerra.ru/ offline/2002/437/17026.
3 Подробнее см. «Российскую газету» от 10.02.2003
4 Чего стоит приватность в наши дни, прекрасно знают абоненты операторов мобильной связи. — Прим. ред.