Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Очевидное и вероятное

Архив
автор : Денис Викторов   03.03.2003

В отличие от естественнонаучных процессов, где переход количества в качество, как правило, может быть подтвержден измерениями, рынок ИТ — материя куда более противоречивая.

В отличие от естественнонаучных процессов, где переход количества в качество, как правило, может быть подтвержден измерениями, рынок ИТ — материя куда более противоречивая. Вот почему многие тенденции, объявлявшиеся позитивными, часто загоняли десятки доверчивых компаний в угол, а идущие в разрез с общими трендами эксперименты не раз оказывались выигрышными.

 

Несколько лет назад крупнейшие системные интеграторы вдруг заговорили об устойчивом сокращении доли поставок оборудования в структуре своего бизнеса при столь же планомерном наращивании доли профессиональных услуг и всякого рода сервисов. То есть до какого-то времени интеграторы продавали по большей части все-таки «железяки» и дорогие софтверные лицензии, эпизодически прикладывая ко всему этому многообразию серьезную инженерную экспертизу и консалтинг. Теперь же вроде бы все наоборот: роль интеллектуальной составляющей в проектном бизнесе нарастает, а вот перемещение серверов, мониторов и принтеров от склада вендора до нового места прописки на территории заказчика считается чем-то второстепенным.
Обозреватели давно объявили этот процесс «тенденцией» и «качественным скачком». Но так ли все на самом деле? Крупнейшие мировые производители повадились не просто определять своих лучших партнеров, но и сообщать об их достижениях в части объемов закупок. И даже если взять за основу условно правдивые данные, которыми делятся с общественностью наши частные проектные компании, то окажется: при всех громких заявлениях основой их бизнеса все равно остается поставка дорогих «железок». То есть тенденция-то вроде бы налицо, однако по части «качественного прорыва» можно спорить.
Зато вот уж где количество точно перешло в качество, так это на российском рынке сборки ПК. Основная заслуга принадлежит здесь в общем-то не самим местным производителям, а в первую очередь Intel, умело увязывающей свою стратегию по расширению рынков сбыта с интересами армии сборщиков и реселлеров. Отечественный производитель одержал тактическую победу над мировыми брэндами, принявшись теперь атаковать их последний оплот — корпоративный сегмент рынка, где ключевым показателем являются не цены, а скорее общий уровень доверия к торговой марке. Но и здесь заметны новые веяния. А может, и тенденции.
Еще недавно казалось, что появление новых сильных игроков в «сливочном» слое российских производителей вряд ли возможно, а главная борьба развернется между локальными брэндами и армией безымянных сборщиков, контролирующих до двух третей сбыта ПК в стране. Однако на арену выходят новые агрессоры.
Дистрибьюторская компания «Дилайн» развернула активный брэндинг марки Depo — ПК, рабочих станций и серверов собственного производства. На рынок выводятся не просто «компьютеры», а именно брэнд — по всем правилам маркетинговой теории и практики. Нынешние лидеры не скрывают скепсиса в отношении перспектив Depo. Но не следует забывать, что сами они пока с весьма скромными результатами продвигаются на региональные рынки, тогда как «Дилайн», пусть даже чисто теоретически, способен использовать для продвижения Depo свою сбытовую сеть. Проще говоря, компьютеры (с рядом оговорок) умеют собирать все. Но лишь малая часть крупных производителей реализует четкую стратегию формирования брэндов, в то время как разговоры о построении собственных региональных сбытовых сетей лишь недавно сменились реальными действиями. Так что «Дилайн» трудно назвать опоздавшим к раздаче, особенно если компания продолжит инвестиции в раскрутку марки Depo и сумеет заинтересовать своих региональных дилеров. В перспективе «Дилайн» рассчитывает занять более 15% российского рынка ПК и до 10% рынка серверов на платформе Intel. И это большая игра, оправдывающая серьезные ставки.
А буквально на днях Интернет-холдинг eHouse объявил о старте нового «сборочного» проекта — Orange, причем стоит отметить забавную деталь. Пока Dell в России выстраивает многоэтажную сбытовую сеть, не предпринимая никаких шагов по запуску местного производства, eHouse, судя по всему, пытается реализовать как раз хрестоматийную американскую бизнес-практику Dell: в рамках проекта Orange предполагается предложить услуги по индивидуальной сборке компьютеров за счет реализации «уникального механизма выбора идеальной модели компьютера».
Афера? Вовсе нет. Собрать компьютер — дело нехитрое. Тем более, по имеющейся информации, eHouse уже производил персоналки со средним объемом сбыта около пятидесяти штук в неделю. При этом eHouse — компания, которая все-таки научилась торговать через Интернет в России: согласно объявленным недавно цифрам (по крайней мере, порядок которых вызывает доверие), обороты eHouse за прошлый год составили более 30 млн. рублей при чистой прибыли почти в миллион долларов. И в ситуации, когда ни один из ведущих российских сборщиков до сих пор не может похвастаться опытом эффективной торговли в Сети, Orange выглядит весьма жизнеспособным проектом.
Главным на российском рынке ПК становится уже не умение свинчивать работоспособные машины, а способ их реализации. И расклад сил действительно может измениться с появлением новых игроков, основа бизнеса которых — не сборочный, а скорее сбытовой конвейер.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.