Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Параллельные миры

Архив
автор : Семен Антипов   26.02.2003

Облик Интернета быстро меняется. Все чаще вместо обычных веб-страниц с текстом и статичными изображениями встречаются сайты с различными видами анимации, в том числе и трехмерных изображений.

 Облик Интернета быстро меняется. Все чаще вместо обычных веб-страниц с текстом и статичными изображениями встречаются сайты с различными видами анимации, в том числе и трехмерных изображений. Несмотря на кажущуюся сложность, технологии создания трехмерных объектов и 3D-миров в Интернете сегодня доступны каждому — было бы желание их освоить.


Миры «Самана»
Для создания трехмерных анимированных объектов существует множество программных продуктов, которые не относятся к сложным и дорогостоящим профессиональным пакетам вроде Maya, но могут успешно использоваться для построения виртуальных торговых площадок, Интернет-магазинов, презентаций, обучающих порталов, тематических сайтов, посвященных, например, фэнтези и т. п.
К примеру, Atmosphere от небезызвестной «саманной» компании (Adobe) — позволяет создавать 3D-объекты и персонажей (аватаров). Для просмотра таких объектов нужно инсталлировать программу Atmosphere Browser, кстати, распространяемую бесплатно.
Adobe Atmosphere Builder строит красочные элементы «окружающей среды» — здания, луга, поля, леса и пр. (рис. 1 и 2), которые выглядят очень фантастично, но вместе с тем и довольно реалистично.
Эти миры могут иметь звуковое сопровождение и анимацию, сделанную на основе JavaScript. Значительная часть их находится в галерее виртуальных миров на сайте Adobe1. При заходе в галерею быстро загружается трехмерное окружение. Для доступа к нему нужно кликнуть на ссылку, после чего автоматически загрузится необходимый для просмотра 3D-объектов плагин (соответствующий плейер).
В галерее Adobe Home World вы получите представление о мощи и красоте миров, создаваемых Adobe Atmosphere. Многие из них могут быть связаны гиперссылками и иметь телепорты для перехода из одного мира в другой. Там же можно посетить музей, в котором представлены произведения искусств виртуальных миров (рис. 3), или пообщаться с местным «комьюнити» — членами сообщества Atmospherians Community World.

Скажи мне,
кто твой аватар…

В Интернете нет смысла применять сложные 3D-модели, в которые может входить до ста тысяч полигонов — плоских поверхностей, из которых состоят объемные объекты. Здесь используются модели попроще, как бы собранные из набора заранее подготовленных компонентов, поскольку они и «весят» меньше, и анимации поддаются легче. В виртуальный мир, созданный с помощью программы Adobe Atmosphere Builder, лучше помещать объекты в формате Viewpoint Experience Technology, так как размер файлов при этом относительно невелик, а качество изображения вполне приемлемо.
Быстро создать начальные заготовки для моделей поможет программа PhotoModeler компании Eos System (www.eossystems.com). Здесь же можно по фотографиям строить 3D-модели, причем достаточно быстро. Как правило, эта программа используется в архитектуре и механике для решения задач конструирования и дизайна (рис. 4). Полученные модели сохраняются в форматах 3DS, DFX и VRML.
Программа PolyTrans (www. okino.com/conv/conv.htm) является конвертером форматов 3D. Она поддерживает более тридцати форматов и позволяет сохранять файлы в формате Viewpoint. Анимированного аватара в формате Viewpoint можно использовать в 3D-чате, для чего достаточно переслать файлы на соответствующий сайт и загрузить его в Atmosphere Browser.
Для создания аватаров и тому подобных 3D-моделей удобны программы фирмы CuriousLabs (www.curiouslabs.com). В AvatarLab можно из библиотеки готовых компонентов выбрать руки, ноги, туловище, голову, собрать их воедино, а затем произвести необходимые трансформации, назначить подходящие текстуры, определить движения аватара. Особенно полезной представляется возможность «натянуть» фотографию лица (анфас и профиль) на выбранную голову — здесь большой простор для фантазии веб-мастера и создания ярких, запоминающихся образов. После этого аватара можно размещать на веб-сайте — при этом дополнительно генерируется программа на JavaScript, задающая соответствующую анимацию.
Пакет Poser ориентирован в первую очередь на анимацию и тоже позволяет создавать модели различных существ из библиотеки готовых компонентов. Трансформации характеристик моделей могут быть очень разнообразны. В Poser Pro Pack можно создавать скрипты на внутреннем языке PoserPython, экспортировать анимацию во Flash, Shockwave 3D и Viewpoint, а в новой версии программы Poser 5 — использовать инструмент Morph Putty для непосредственного управления мимикой персонажа, динамически изменять его прическу и одежду и т. д. (рис. 5).

Точка зрения
Технологии Viewpoint (www. viewpoint.com) быстро развиваются и представляются весьма перспективными. Еще несколько лет назад объекты Metastream (прежнее название Viewpoint) могли только вращаться на веб-страницах, теперь же их возможности заметно возросли.
Особенность пакета Viewpoint Media Integrator (VMI) заключается в том, что для совместного использования различного мультимедийного контента, когда объединяются 3D-графика, аудиофайлы, Flash и графика в формате JPEG, применяется графический интерфейс, что упрощает процедуру. Софтверные компании все чаще внедряют технологии Viewpoint в свои программные продукты2. VMI позволяет использовать контент, связанный с базами данных, что немаловажно для веб-узлов коммерческих предприятий. При этом используется Viewpoint Experience (VPE) — эффективный формат представления трехмерных объектов в Интернете. Объекты получаются с фотографическим качеством — благодаря тому, что исходным материалом служат фотографии реальных образцов продукции. Объем файлов составляет от 10 до 150 Кбайт, а изображения появляются на экране пользователя постепенно по ходу загрузки, что делает ожидание менее утомительным. Причем объем трехмерных моделей в 10–50 Кбайт соразмерен с фотографиями среднего качества, а впечатление от объемного изображения значительно ярче. Для просмотра требуется загрузить плагин к браузеру весом всего лишь около 230 Кбайт. Формат также позволяет использовать звук, интерактивно накладывать рисунки на поверхность и анимировать их.
Viewpoint Experienced Technology (VET) — интерактивная технология 3D-визуализации. В ее основе лежат собственный формат описания 3D-моделей, потоковая передача данных по Сети с визуализацией на машине клиента и расширение языка XML. VET позволяет внедрять слои различных текстур, анимационные элементы и аудиофайлы. Для использования 3D-моделей необходимо загрузить Viewpoint Media Player для Internet Explorer или Netscape3.
После этого в обычном браузере можно поворачивать, перемещать и масштабировать 3D-объекты, размещенные на просматриваемых веб-страницах. Управление осуществляется мышкой: перемещение мыши при нажатой левой клавише вызывает произвольное вращение модели, при нажатой правой кнопке (или клавише Ctrl) — увеличение/ уменьшение модели, а если нажаты обе кнопки (или клавиша Shift) — модель будет перемещаться по экрану. Аппаратные требования для нормального просмотра — Pentium II или Celeron не менее 400 МГц и 64 Мбайт оперативной памяти (или Mac с аналогичными параметрами). VET поддерживает команды, предназначенные для 3D-визуализации, что делает отображение объектов еще более качественным.
В электронном бизнесе и рекламе VET используется наиболее часто — от Интернет-магазинов до сайтов производителей тех или иных товаров. Применение VET позволяет отказаться от многословных, зачастую многостраничных описаний продукта и просто показать его покупателю в привычном трехмерном виде, с подробностями, с демонстрацией работы в динамике, увеличением (масштабированием) необходимых деталей. Фактически вместо обычного текста используется интерактивный видеофильм. Многие крупные компании уже предпочитают именно такой подход4. К примеру, фирма Ford Motor использует программы Viewpoint для размещения на своем сайте (www.ford.com) 3D-моделей автомобилей, на которых можно увидеть многие детали, недоступные для 2D-изображений5.
Все чаще эта технология находит применение в архитектуре и дизайне. При демонстрации заказчику, например, проектируемого здания, конечно же, более наглядным будет показ трехмерной модели, чем изучение многочисленных чертежей. На сайте www.plafen.ru можно посмотреть 3D-модели пластиковых окон, которые позволяют менять стиль окна, открывать его горизонтально или вертикально (рис. 6). А на www.europlast.ru представлена программа подбора цвета обивки для мебели: трехмерные модели созданы в программе Maya 4.0 и визуализируются с помощью VET.

Культ третьего
измерения

Существуют и другие технологии подобного назначения — например, Cult3D, созданная шведской компанией Cycore (www.cycore.com). Она позволяет интерактивно визуализировать на веб-страницах 3D-модели, экспортированные из Maya, 3D StudioMax и 3D Studio Viz, в совокупности с другими средствами мультимедиа. При этом программировать можно на Java. Здесь тоже потребуется загрузка бесплатного плагина — Cult 3D Player — для просмотра объектов в браузерах, а также в MS Office или Acrobat Reader.
Пакет Cult3D Designer может обрабатывать движущиеся 3D-объекты, добавлять звуковое сопровождение, огромное количество сложных спецэффектов — дым, огонь и др. Вдобавок Cult3D сжимает исходные файлы того же 3D StudioMax почти на 95% и при этом не требует дополнительного аппаратного обеспечения вроде 3D-акселераторов.


www.adobe.com/products/atmosphere/ worlds/sampleworlds.html.
2 Например, компания Right Hemisphere (www.righthemisphere.com) включила VMI в свой пакет программ создания 3D-графики Deep Exploration.
3 В настоящее время Viewpoint Media Player доступен для платформ Windows и Macintosh. Чтобы этот плагин установился автоматически, в свойствах браузера должна быть включена поддержка Java и JavaScript.
4 В их числе Volvo, Nike, Sony, Hewlett-Packard, Toyota, Subaru, BMW и др.
5 Например, особенности работы подвески автомобиля, работу подушек безопасности и т. п.


Ссылки
www.megaplus.ru/clause/avatars.htm — подробнее о пакетах для создания аватаров.
2 viewpoint.ru — русскоязычный сайт, посвященный технологиям Viewpoint. Есть примеры создания сцен и банк 3D-моделей.
www.cinfo.ru/CI/CI_196_12/Articles/Cult3D_196. htm — статья «Трехмерное моделирование в Cult3D».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.