Младший брат, которого не было
АрхивНа момент написания статьи этой модели в природе как бы не существовало. Официальное же объявление нового Epson Stylus Photo 900 должно было произойти 17 февраля 2003 года, и до того момента полагалось держать рот «на замке».
Хорошо быть все время на связи, полезно… Особенно в нашей редакторско-журналистско-тестерской работе. Вот так сидел я себе дома, почитывал статейки, как вдруг в почтовый ящик свалилось письмо от российского представительства Seiko Epson Corporation, в котором редакторам компьютерных изданий1 строго конфиденциально предлагалось протестировать новейшую модель принтера Epson Stylus Photo 900. Менее чем через минуту в представительстве были осведомлены о моем желании «немедленно ознакомиться», а на следующее утро фургончик из Epson уже бибикал под моим окном. Коллегам из других изданий оставалось кусать локти, потому как принтер этот в России был в единственном экземпляре.
Требования конфиденциальности объяснялись просто: на момент написания статьи этой модели в природе как бы не существовало. Точнее говоря, существовал другой принтер с точно таким же названием, давно снятый с производства, но еще встречающийся в компьютерных салонах. Официальное же объявление нового Epson Stylus Photo 900 должно было произойти 17 февраля 2003 года, и до того момента полагалось держать рот «на замке». Посмотрев на дату на обложке этого номера, вы убедитесь, что требование сие было соблюдено целиком и полностью, но, положа руку на сердце, ответьте: какое иное офлайновое издание в состоянии столь же оперативно познакомить вас с самыми горячими новинками? То-то же…
Итак, получив от курьера довольно объемную, хотя и нетяжелую коробку, я расчистил стол и «сорвал fleur d’orange». В коробке, помимо несуществующего в природе принтера, аккуратно упакованного в полиэтилен и заклеенного где только можно клейкой лентой — дабы, не дай бог, чего не повредить при перевозке, — нашлись две чернильницы (черная и пятицветная), держатели рулонной бумаги, подающий лоток, лоток для компакт-дисков (как и все новые модели от Epson, 900-я позволяет печатать непосредственно на поверхности компактов и DVD, но об этом ниже), кабель питания и «стартовый набор» из нескольких образцов листовой бумаги от Epson, рулончика фотобумаги Epson Premium Semigloss Paper и парочки чистых болванок компакт-дисков Verbatim с запечатываемой поверхностью. Поскольку попавший мне в руки экземпляр был, судя по закрепленной на нем табличке, технологическим сэмплом (см. фото), не предназначенным для продажи, я не могу гарантировать, что в «продажных» экземплярах набор будет таким же — фотобумаги, скорее всего, вы не найдете, потому что места для нее не предусмотрено. Помимо этого, в коробке лежал также диск с драйверами, дополнительным софтом и руководством пользователя в электронном виде. От бумажных руководств Epson отказался уже давно — видимо, экономят бумагу, как ни анекдотично это звучит…
Воспользовавшись «правом первой ночи», я аккуратно снял упаковочный пластик и целлофан, вынул пластиковый упор, блокирующий печатающую головку в «транспортном» положении, и приступил к осмотру. Внешне новый «девятисотый» совсем не похож на «девятисотый старый», скорее, выглядит он как «младший брат» Epson Stylus Photo 950 или 2100 — такой же округлый корпус «техноорганического» дизайна, та же цветовая гамма — темно-серый и серебро, полупрозрачная крышка «печатного отсека», притопленные «полусенсорные» кнопки и аккуратные круглые вентиляционные отверстия. Приемный лоток принтера несъемный, складно-выдвижной, и в нерабочем состоянии практически не занимает места. Подающий же лоток, как и ролики-держатели рулонной бумаги, вставляется в специальные пазы на задней части принтера. Как и у всех моделей струйных принтеров Epson, бумага проходит по подающему тракту с минимальным изгибом. С одной стороны, это позволяет печатать на более плотных носителях, с другой — требует дополнительного места позади принтера.
Однако в отличие от «братьев», у Epson Stylus Photo 900 только два, а не три тракта подачи носителя, — тракты для рулонной и листовой бумаги, независимые у старших моделей, здесь объединены, поэтому для загрузки рулона необходимо снять подающий листовой лоток. Второй тракт предназначен для печати на толстых негибких носителях типа тех же компакт-дисков или плотного картона и представляет собой узкую щель на задней стороне корпуса, в которую и вставляется либо запечатываемый материал толщиной до 2,5 мм, либо прилагаемый лоток с закрепленным в нем компакт-диском (хорошо виден на фотографии). Носитель проходит через этот тракт напрямую, не изгибаясь вообще. Разумеется, для его загрузки требуется доступ к принтеру сзади, поэтому от идеи установить аппарат куда-нибудь вглубь шкафа или компьютерного стола можно отказаться сразу. У моделей Epson Stylus Photo 950 или 2100 лоток с компакт-диском загружается в принтер спереди, что, на мой взгляд, более удобно.
Толщина запечатываемого носителя выбирается при помощи рычага, расположенного на задней крышке слева от податчика бумаги. Рычаг имеет четыре положения. Первое — для печати на обычной или рулонной бумаге, второе — для толстой бумаги или конвертов, загружаемых через основной тракт подачи, третье — для печати на компакт-дисках или картоне и четвертое, служебное, — для загрузки специального носителя или лотка с компакт-диском. Собственно печать в четвертом положении рычага невозможна. Несмотря на не самое удобное расположение, переключается рычаг очень точно и фиксируется с ощутимым щелчком, а расстояние между соседними положениями достаточно велико, чтобы выбирать позицию можно было не глядя.
В самом низу сзади, под податчиком, — два стандартных порта: параллельный и USB 1.1. Смысла ставить USB 2.0 не было, конечно, никакого, поскольку скорость печати определяется исключительно печатающим механизмом, а не скоростью получения данных от компьютера.
Рассмотрев Epson Stylus Photo 900 со всех сторон, я подключил кабели и открыл верхнюю крышку. Поскольку принтер был совсем-совсем новенький, первым делом в него нужно было установить чернильницы. В этой модели используются два картриджа — черный и пятицветный (CLcMLmY). Подробности о них, равно как и результаты тестирования ресурса картриджей, вы найдете в полной версии статьи на сайте www.ferra.ru, здесь же отмечу лишь две вещи: во-первых, картриджи действительно большие — такие же (T007 и T009) используются в широкоформатной (A3+) модели Epson Stylus Photo 1290, во-вторых, они достаточно дешевы, поэтому разоряться на чернила не придется. Увы, как и все «родные» картриджи Epson, они не перезаправляются, поскольку содержат встроенный чип, следящий за расходом чернил, а это значит, что выбрасывать картридж придется не тогда, когда он действительно закончится, а когда принтер, опираясь на свои эмпирические расчеты, решит, что все чернила истрачены.
С принтером поставляется неплохой набор программного обеспечения — помимо драйвера и великолепного руководства пользователя с анимированными картинками, иллюстрирующими разнообразные процедуры работы, в комплект входят: Epson PhotoQuicker — удобная программа для работы с цифровыми камерами и пакетной печати с поддержкой EXIF 2.2 и Print Image Matching; PRINT Image Framer Tool — утилита для добавления макетов раскладки страниц в PhotoQuicker; коллекция оных макетов; PRINT CD для подготовки и печати макетов компакт-дисков, а также дополнительные программы для работы с картами памяти. Все программы и руководство полностью русифицированы.
При первом же взгляде на окно установок становится ясно, что принтер в первую очередь ориентирован «на чайников» (см. скриншот), хотя «продвинутые» пользователи могут воспользоваться расширенными установками драйвера. Что ж, приступим к тестированию качества печати. Для тестов я использовал специально разработанный образец, на котором размещены длинные градиентные заливки поперек и вдоль листа, круговые миры черного и триадных цветов и текст с кеглем начиная
от одного пункта, набранный шрифтами с засечками и без и расположенный как поперек, так и вдоль листа. Такое построение тестового шаблона продиктовано неравномерной разрешающей способностью принтера: благодаря использованию технологии Resolution Performance Management, максимальное разрешение на специальной бумаге составляет 5760х720 точек на дюйм, а на обычной — 1440х720 точек на дюйм. Тесты печатались на пяти различных сортах бумаги с установками, рассчитанными на максимально возможное качество для каждого из носителей. Подробности — на www.ferra.ru, но несколько цифр я все же приведу: максимальная линиатура при печати на спецбумаге для черных чернил составила примерно 180 линий на дюйм, а для цветных зашкалила за 200! На обычной бумаге значения лежали в пределах 130–150 линий. На спецбумаге, воспользовавшись лупой, можно было прочитать однопунктовый текст, на обычной невооруженным взглядом читался двухпунктовый. Неплохой результат для «домашнего» принтера, не так ли? Самое интересное, что заметной разницы качества в зависимости от направления не наблюдалось.
Отдельного разговора заслуживают градиенты. На тестовых распечатках они просто идеальны, тем более странным было проявление легкой «полосатости» на ярком «градиентном» небе на некоторых фотографиях.
В следующем тесте я задал принтеру более трудную задачу — отпечатать цветные и черно-белые фотографии на обычной бумаге. Результат для цветных был вполне предсказуем: понять, что каким цветом изображено, можно, насладиться картинкой — нет. Распечатки на обычной бумаге по качеству больше всего напоминают цветные иллюстрации в газетах типа «Экстра-М». А вот черно-белые картинки на обычной бумаге выглядят очень и очень пристойно, несмотря на некоторую «светловатость» изображения и нехватку насыщенности в тенях.
Вообще, черно-белая печать цветными чернилами, особенно на специальной матовой бумаге, заслуживает в этой модели всяческих похвал: прекрасная проработка деталей как в светах, так и в глубоких, насыщенных тенях и практически полное отсутствие цветовых сдвигов при полностью автоматических настройках. При включении же в драйвере принтера опции «имитация черно-белой печати» отпечатки приобретают легкий «тепловатый» оттенок.
Что касается цветной печати на специальной бумаге — тут все очень и очень хорошо, и неудивительно: Epson всегда славился качеством печати на необычных бумагах. Правда, драйвер по умолчанию «усочняет» и немного затемняет картинку, и бороться с этим практически невозможно. В результате отпечатки здорово напоминают фотки из кодаковских «мини-лабов» — цвета яркие, радужные, сочные, все сияет, — в общем, «по-богатому»… Явный расчет на любительскую фотопечать, в которой и фотоаппарат, и принтер должны помочь исправить кривизну рук снимающего.
Проба печати на компакт-диске не вызвала практически никаких затруднений, за исключением ступора, охватившего меня при знакомстве с программой PRINT CD. С полгода назад, в обзоре Epson Stylus Photo 2100, я уже поражался кривости ее интерфейса, вызывающего самые неприятные ассоциации с временами Windows 3.1. Обновленная версия, увы, лучше ничуть не стала. Программа довольно богата функционально, что выясняется через несколько часов ее изучения. Но вот желания работать с нею, несмотря на все ее возможности, как-то не появляется. Ну да это не страшно: при минимальной сообразительности вы сможете печатать на компакт-дисках из любого графического редактора или, к примеру, из Nero Cover Designer.
Естественно, цвета на компакт-диске получаются более блеклыми, чем на бумаге, хотя во многом это зависит и от покрытия болванки. Ни в коем случае не печатайте на обычных болванках без специального покрытия — чернила не высыхают вообще. При выборе же запечатываемых болванок постарайтесь найти носитель с максимально белой и шероховатой поверхностью — цвета будут сочнее.
С рулонной бумагой возникла только одна проблема: ее загрузка. В руководстве сказано, что хвостик рулона нужно вставить в щель податчика и удерживать там три секунды, после чего принтер автоматически затянет бумагу. Не верьте этому! Я как дурак с минуту удерживал хвост рулона засунутым в принтер — ничего не происходило. После этого я догадался-таки нажать кнопочку загрузки бумаги, и все встало на свои места, фраза же про «три секунды», оказывается, просто относится к другой модели.
Печать на рулоне идет быстро и не требует от вас никакого вмешательства — вы можете с помощью Epson PhotoQuicker скормить принтеру штук тридцать фотографий и идти заниматься своими делами, предварительно убедившись, что перед принтером достаточно места для вылезающего «языка» распечатки (см. фото внизу) — в отличие от «старших братьев», резака рулонной бумаги в этой модели нет. Качество же при печати на рулоне или на листах ничем не отличается — бумага-то одна и та же.
Наконец, стоит сказать о формате печати. Драйвер принтера позволяет установить максимальную ширину листовой бумаги в 241 мм, а длину — в три с хвостиком метра2! Однако такой формат возможен лишь при печати с полями, если же вы хотите печатать без полей, в край листа, то выбор сведется к нескольким стандартным размерам листа, максимальным из которых будет Panoramic — 210х594 мм. Для рулонной же печати без полей максимальная ширина бумаги составляет, как ни странно, уже 241 мм, а длина — все те же три с хвостиком метра. Поэтому, если вы хотите напечатать без полей что-то крупноформатное и нестандартное, обманите принтер, сказав, что вы загружаете в него рулонную бумагу, и установите требуемые значения.
Еще одно преимущество режима подачи с рулона (или его имитации): при включенных опциях «Режим баннера» и «Экономия рулонной бумаги» каждая следующая страница начинает печататься стык в стык с предыдущей без видимого разрыва, что теоретически позволяет получить неограниченную длину сплошной печати — только знай картриджи меняй в промежутках между страницами.
Подведем итоги. Принтер явно относится к «бытовому» классу и идеально подойдет для любителей цифровой фотографии или просто красивых картинок — именно для любителей, потому как профессионалам его возможностей по настройке печати и контролю за цветом будет явно не хватать. Однако как компаньон для цифровой «мыльницы» принтер просто великолепен — любой желающий сможет получить яркие, сочные фотографии с минимумом усилий. Возможность печати на компакт-дисках пригодится владельцам «писалок», а с некоторыми неудобствами интерфейса принтера вполне можно смириться, учитывая невысокую цену (рекомендуемая розничная цена — 229 долларов, в два с хвостиком раза ниже, чем у того же Epson Stylus Photo 950), меньшую удельную стоимость чернил и великолепное качество печати.
Заинтересовавшимся этой моделью я рекомендую прочитать полную версию статьи на сайте Ferra.ru.
1 Для тех, кто не в курсе, объясню, что помимо «Компьютерры», время от времени встречаются и еще какие-то журнальчики.
2 Из-за отсутствия подобной бумаги проверить сие утверждение, увы, не удалось.