Символическая новизна
АрхивВеличайшим полководцем всех времен и народов, по Марку Твену, был скромный гражданин — то ли сапожник, то ли портной. Всю жизнь он мирно занимался своим ремеслом и только после смерти, оказавшись на небесах, узнал о своем истинном таланте. И уж там, на небесах, ему воздали такие почести, что Наполеон и Александр Македонский заскрипели зубами от зависти.
Величайшим полководцем всех времен и народов, по Марку Твену, был скромный гражданин — то ли сапожник, то ли портной. Всю жизнь он мирно занимался своим ремеслом и только после смерти, оказавшись на небесах, узнал о своем истинном таланте. И уж там, на небесах, ему воздали такие почести, что Наполеон и Александр Македонский заскрипели зубами от зависти.
Но для всех нас, живущих на грешной земле, на слуху по-прежнему остаются только известные военачальники. Потому что мир любит выскочек. Потому что непризнанный авторитет — не авторитет. И если мы чего-то не замечаем, значит, этого и не существует.
Так вот, главная проблема последней, одиннадцатой версии Corel Draw как раз и состоит в том, что ее отличий от предыдущих практически никто не замечает. Пользователь по старой привычке пересаживается на новую версию, не особенно задумываясь над тем, а надо ли ему это? Благо у нас, в России, программы можно менять, как перчатки. Средства позволяют. Да и авторитет у Corel Draw — ого-го! Хватит на десяток представителей той бойкой пузатой мелочи, которая пытается отхватить свой кусок пирога на рынке графических редакторов.
Спрашиваешь, что новенького появилось в пакете — и большинство недоуменно пожмет плечами. Нет, конечно, кто-то вспомнит символы, кто-то пару новых инструментов. Но по большому счету, не прибавилось ничего важного. Точнее сказать, бросающегося в глаза. Впрочем, новизна в Corel Draw 11, конечно же, есть. Только уж больно она… символическая, что ли?
Самое полезное
нововведение…
…для новичков — это прямой перевод абзацного текста (то есть Paragraph Text) в кривые. Отныне не нужно камлать у костра и бить в бубен, выполняя хитроумные операции по «скривлению» текста. Теперь достаточно применить операцию Convert to Curves — и абзацный текст превращается в кривые, вместе со всем своим специфическим форматированием — буквицами, пулями и отступами.
Способ хороший, но не отличный. Я конвертировал копии одного и того же абзаца, используя прямой способ перевода в кривые в Corel Draw 11 и «обходные» методы, известные еще с предыдущих версий. Что же выяснилось?
Прямой метод разбивает абзац на несколько очень сложных кривых, в каждой из которых число узлов зашкаливает за тысячу. Мягко говоря, это не эстетично. Если вам понадобится поправить всего одну букву в конвертированном тексте (а такие случаи весьма часты), то вы должны будете корректно отредактировать эту чудовищную фигуру — кривую, в которую входят буквы с нескольких строк.
А вот обходные методы линзы и экспорта-импорта дают замечательный результат. Каждая буква конвертируется в отдельную кривую, в самостоятельную фигуру, которую можно перемещать и редактировать независимо от других. На рис. 1 показаны результаты конвертации: вверху — с помощью прямого способа, внизу — с помощью «обходных». Представьте, что нужно убрать одну букву. Что вы будете делать с верхним монстром? Тогда как в нижней группе объектов достаточно эту букву выделить и нажать клавишу Del.
Самое символическое нововведение…
…это символы, которые наконец-то появились в Corel Draw. Cимвол есть не что иное, как библиотечный объект. Описание такого объекта хранится внутри файла в единственном экземпляре. Если использовать символ в документе, то каждая копия описывается как коротенькая ссылка на оригинальный объект. Допустим, нам нужны тысячи снежинок. Если нарисовать снежинку, а затем копировать ее обычным способом, то размеры файла могут превысить все разумные пределы. Но если нарисованную снежинку превратить в символ, вместо тысяч полновесных описаний для каждой снежинки в файле будет храниться только одно.
Понятно, что больше всего от появления символов выигрывают те, кому крайне важно добиться наименьшего размера файла, то есть веб-дизайнеры. Потому что полиграфистам на размеры файлов Corel Draw, как правило, начхать. На фоне полиграфических мегабайтов и гигабайтов экономия, достигающаяся с помощью символов, выглядит мелочью.
Но проблема в том, что веб-дизайнерам, по большому счету, символы в Corel Draw тоже неинтересны. Файлы Corel Draw сами по себе не используются в веб-графике. Вот и получается, что польза от этой новинки чисто символическая.
Символы имеют смысл только при экспорте векторного рисунка в формат Macromedia Flash. Но при всем уважении к Corel Draw я не могу не отметить, что его нельзя считать профессиональным средством для подготовки Flash-роликов. Разрабатывать их лучше в признанных профессиональных пакетах вроде Macromedia Flash MX. И символы готовить там же. А Corel Draw в этом процессе прекрасно подойдет для изготовления исходников — отдельных объектов, к примеру.
Порисуем,
как в Adobe?
В одиннадцатой версии добавлено три новых инструмента для рисования кривых (рис. 2). Pen — это модифицированный аналог старого доброго Bezier. Если просто им щелкать, получаются прямые. Если щелкать и тянуть мышку — кривые. Я поначалу недоумевал, а в чем различия-то, кроме курсора? А различия оказались в том, что инструмент Pen ведет себя почти так же, как и его аналог в пакетах от Adobe, Macromedia и иже с ними. Щелчок на готовом узле удаляет его. Щелчок на свободном от узлов участке кривой создает новый узел. Если удерживать Ctrl, то курсор превращается в «белую стрелку», хорошо знакомую пользователям «Иллюстратора»: ею можно двигать отдельные узлы и управляющие точки. А если нажать клавишу Alt, то щелчок на узле изменяет его тип с симметричного на угловой. В общем, это бальзам на душу тех, кто привык к удобному способу редактирования кривых, принятому в Adobe.
Однако создатели Corel решили внести свои пять копеек в работу Pen. По умолчанию инструмент работает в режиме предварительного просмотра: кривая не заканчивается на последней поставленной точке, а тянется к курсору мышки. Раздражает это неимоверно! Кажется, что кривая не завершена и, чтобы закончить ее, надо либо дважды щелкать мышкой, либо переключаться на другой инструмент. К тому же при переключении на другой инструмент возникает глюк перерисовки — ложное продолжение кривой, возникшее, когда ты тянул мышку от последней точки к панели инструментов. Хорошо, что избавиться от этих неприятностей можно с помощью щелчка по кнопке Preview Mode на панели свойств. После того как кнопка переходит в отжатое состояние, инструмент наконец-то начинает работать, как его аналоги в других программах.
Некоторые мелкие нововведения есть в области выравнивания и компоновки объектов. Corel Draw 11 может теперь похвалиться тем, что в нем можно включить «прилипание» объектов друг к другу по узлам кривых, по пространству между узлами и границами объекта.
В диалоговом окне для выравнивания объектов появилась новая опция — Align to Grid («Выравнять по сетке»). Выравнивание происходит по ближайшей линии сетки с указанной стороны. При мудром планировании сетки и не менее мудром размещении объектов можно добиваться распределения объектов с заданным интервалом — функции, которой так не хватает в Corel Draw 11.
Инструмент Polyline — близкий родственник Freehand1. Только щелчки с помощью Polyline создают сплошную ломаную линию, а не отдельные отрезки, как в случае с Freehand.
А вот 3 Point Curve ближайших аналогов в Corel не имеет и пришел скорее из конструкторских программ. Его задача — построение сегментов кривых по трем точкам. Как сказано в руководстве, таким образом пользователь может создавать сегменты, исходя из заданной ширины и высоты. Насколько полезно это нововведение и полезно ли вообще, я сказать затрудняюсь. Возможно, в каких-то специфических задачах и пригодится средство, позволяющее втискивать кривые в заданную ширину и высоту.
К инструментам для создания эллипсов и прямоугольников добавились их родные братья, с чьей помощью можно строить фигуры по трем точкам. Забавно, но и только — для меня. Другие пользователи могут счесть их более полезными. Конструкторы, к примеру. Ведь если инструменты добавляют, значит, это кому-нибудь нужно?
Размазать
и растереть
Набор для редактирования кривых пополнился двумя инструментами — «размазывающей кистью» Smudge Brush и «ломающей кистью» Roughen Brush (рис. 3). Первая позволяет свободно размазывать векторные объекты. А вторая деликатно ломает кривую, добавляя к ней новые зубцы и углы. Инструменты действительно удобные, хотя похожие функции у ближайших конкурентов Corel Draw — Adobe Illustrator и Macromedia Freehand — появились давно.
В новой версии выросло и число допустимых операций для комбинирования объектов. Ровно на три — как можно сосчитать по кнопкам, предназначенным для этих целей (рис. 4). Коллегам, которые занимаются щитовой рекламой, советую обратить внимание на операцию Simplify. Многие векторные иллюстрации для оптимизации пленочных вывесок требуют удаления невидимых кусков. Simplify эффективно удаляет все скрытые области у выделенных пересекающихся объектов (рис. 5). Справа на рисунке можно увидеть обычную группу объектов, а слева — группу, к которой применили операцию. Похоже на то, как если бы ко всем объектам последовательно применяли вычитание объектов, расположенных сверху.
На этом, казалось бы, можно было и завершить обзор новинок в Corel Draw 11. Но нет, заканчивается только официальная часть. А мы переходим к неофициальным улучшениям и изменениям, которые не вошли в стандартную документацию и пресс-релизы.
Разочарование года
Лично для меня самым большим разочарованием в Corel Draw 11 стало следующее. За несколько месяцев до ее выхода в Интернете бродили слухи, что это будет очень стабильная и невероятно правильная версия. Одни уповали на магию чисел, говоря, что нечетные версии пакета работают не в пример лучше четных (так, Corel Draw 9 считается надежнее Corel Draw 10). Другие, ссылаясь на источники, близкие к компетентным, передавали из уст в уста, что якобы основные силы канадских программистов были брошены на исправление всех старых багов и хронических болячек, кочевавших из версии в версию. (Не берусь судить, насколько обоснованы эти высказывания. Я лично стабильность девятой и десятой версий не сравнивал. Просто хочется передать настроения и ожидания пользователей.) Я уже прикидывал: если канадцы действительно исправят все ошибки, если забьют все косо торчащие гвозди программы да еще пройдутся сверху напильником, что же получится? А получился бы настоящий хит сезона, мечта любого профессионала и новичка, стабильный векторный пакет с дружественным интерфейсом…
Реальность оказалась не такой сладкой. Да, некоторые досадные недоразумения исправлены. Но только некоторые. К примеру, проделайте следующее. Создайте любой объект и придайте ему градиентную заливку. Поместите его внутрь другого объекта с помощью функции Effects Х PowerClip Х Place Inside Container. Теперь сгруппируйте полученный объект с любым другим и попробуйте повернуть его. Что получается? Градиентная заливка объекта внутри контейнера не поворачивается, а остается на месте (рис. 6), хотя должна поворачиваться вместе со всеми. Это было в предыдущих версиях, это было зарегистрировано самой компанией Corel как ошибка, но тем не менее осталось и в одиннадцатой версии. Похоже, сей баг окопался по самые уши, запасся провизией и водой и готов держать оборону до последнего — то есть пока сам Corel Draw не исчезнет как факт.
Появились и новые косые гвоздики. Например, периодически (закономерность обнаружить пока не удалось) возникающая отмена не одного, а сразу кучи сделанных изменений.
Ничего принципиально нового в мир векторной графики Corel Draw 11 не принес. Все новинки уже реализованы в конкурирующих продуктах. Конечно, у дядюшки Draw есть еще преимущества перед остальными. Но в целом симптомчик нехороший. Не пора ли владельцам компании прикупить пару свежих разработок, наподобие Expression? Или сделать еще более решительный шаг — отдать исходный код Corel Draw на откуп общественности. Пусть энтузиасты перепишут его заново, как «Мозиллу», и сотворят что-нибудь действительно выдающееся. Пока не поздно.