Две бездны трех миров
АрхивСделать тему номера в «КТ» — отличный способ разузнать о чем-нибудь новом и интересном у лучших специалистов в той или иной области. А заодно и читателей с этим ознакомить. Специалистом от таких упражнений не станешь, но некоторое представление о предмете появляется. Предмет сегодняшней темы — свободный софт и государство
Сделать тему номера в «КТ» — отличный способ разузнать о чем-нибудь новом и интересном у лучших специалистов в той или иной области. А заодно и читателей с этим ознакомить. Специалистом от таких упражнений не станешь, но некоторое представление о предмете появляется. Предмет сегодняшней темы — свободный софт и государство.
Вот простой вопрос, на который я не знаю простого ответа: в чем экономическая основа свободной разработки софта. Почему, например, возможна продуктивная совместная работа больших коллективов над сложными программными комплексами, притом без всяких офисов, менеджеров по кадрам, отделов снабжения, боссов, секретарш, и вообще в свободное время. Два вопроса возникают сразу: что побуждает квалифицированных людей этим заниматься? на что они при этом живут? Проектов реализовано столько, что ответ должен быть давно известен. Но не тут-то было. Даже те, кто всю жизнь варится в этой каше, толком не могут объяснить, почему система работает и что ею движет. Если, конечно, не принимать всерьез лепет о свободном объединении людей вокруг того, что они считают важным и интересным, и прочую муру. Для всего этого должна быть материальная основа. Где она? Может быть, в несвободной, неинтересной и вообще гнусной традиционной ИТ-индустрии — ибо подавляющее большинство этих замечательных людей в несвободное время работают именно там? В какой-то степени это так. Можно даже предположить, что свободной, условно говоря, ИТ-индустрии просто не может быть без высокого развития несвободной ИТ-индустрии. Далее, часто говорят, что индустрия свободного программного обеспечения (СПО) — это индустрия сервиса.
Оба эти ответа мне не очень нравятся, а других слышать не приходилось (может, я невнимательно читаю «Компьютерру»?). Не нравятся потому, что скромные возможности, ими предполагаемые, не соотносятся с успехами популярных СПО-проектов, где все получается… из ничего и само собой. Попереписывались какие-то студенты — бац, вылупился Linux, и вдруг оказался именно тем единственным продуктом, что способен демонополизировать рынок операционных систем для PC. Конечно, без участия в этом деле монстров ИТ-бизнеса дело бы так далеко не зашло — но продукт-то был сделан до появления на сцене монстров! Или к примеру, формат Ogg Vorbis как альтернатива MP3 — тоже забавный сюжет может выйти. И опять: за MP3 — индустрия, разработчики, заказчики, деньги; а что за Оgg’ом? Что же касается сервиса — на этой основе нельзя объяснить самые ранние и яркие успехи СПО: обслуживание не может появиться раньше того, что обслуживается.
Наверно, есть специалисты, которые знают правильный ответ; но обычные активисты из среды свободных разработчиков, которых я об этом спрашивал, ничего такого не знают (самим, говорят, интересно — в чем же наша экономическая основа). Я предложил авторам темы более простую задачу — рассказать о проектах СПО, развивающихся во взаимодействии с государством (точнее — с так называемым «публичным сектором»). В этой ситуации экономический вопрос отпадает сам собой — очень многое в таких проектах делается по прямому госзаказу. Отчасти отпадает и вопрос о мотивации, зато в полный рост встают другие экономические и более общие, принципиальные вопросы.
Получившиеся материалы оказались (спонтанно, как всегда бывает в мире СПО) взаимодополняющими. Статья Грэма Симена, лондонского программиста и преподавателя, известного нашим читателям по ряду публикаций в «КТ», в основном посвящена вопросам политическим, социальным и даже мировоззренческим. Максим Отставнов, которого нашей аудитории представлять не надо, сосредоточился на производственной и экономической прагматике. В обеих статьях приводится много фактов, и некоторый свет на движущие силы и механизмы, кажется, пролит. Важно, что показан впечатляющий масштаб происходящих процессов, — насколько могу судить, впервые на русском языке выпущена такая обширная сводка информации по теме «СПО и государство». Очень подробно рассказано о подходах, выработанных в Латинской Америке, которые теперь рассматриваются как модельные во всем «третьем мире», да и не только там. Детально разобрана ситуация вокруг украинского законопроекта об СПО — ситуация вялотекущего скандала, типичная для «второго мира», состоящего, в сущности, из экс-СССР. Многое, в неожиданно высокой концентрации, рассказано и о «первом мире» — рекомендую обратить внимание на врезки к статье Максима.
Я же после прочтения этих текстов еще больше укрепился в мысли, что происходящее вокруг СПО имеет по-настоящему глубокую основу. Два кошмара постоянно терзают душу западного интеллектуала (и даже простого пролетария умственного труда): орвелловщина и гибсоновщина, одинаково страшные сны о тотальной власти государства и тотальной власти дзайбацу (монополий). Вот и ищет эта мятущаяся душа путь к нормальной жизни — жизни не по команде внутренней партии и не по правилам хорошо оборудованного моно(олиго)полистического рынка. Желание нормально жить, как ни смешно это звучит, способно творить чудеса.
Зато у нас никаких таких страхов нет. И СПО у нас тоже не делают.