Час от часу не легче
АрхивСудя по бесконечной череде судебных процессов, в которых Microsoft выступает ответчиком, затраты на юридическую службу корпорации должны быть сопоставимы с суммами, выделяемыми отделам разработки программного обеспечения и развития бизнеса вместе взятым.
Судя по бесконечной череде судебных процессов, в которых Microsoft выступает ответчиком, затраты на юридическую службу корпорации должны быть сопоставимы с суммами, выделяемыми отделам разработки программного обеспечения и развития бизнеса вместе взятым.
Долгожданное решение окружного судьи Колин Коллар-Котелли, вынесенное в ноябре прошлого года (см. «КТ» #469), казалось, должно было поставить точку в затянувшемся почти на пять лет антимонопольном процессе. Но в декабре Массачусетс и Западная Вирджиния, не согласившиеся с решением суда, подали апелляцию, в которой меры контроля корпорации были названы смехотворными. Штаты настаивают на ужесточении контроля и введении в органы управления корпорации государственных наблюдателей, участвующих в обсуждении и принятии решений по важнейшим аспектам деятельности.
Кроме того, в конце декабря судья Фредерик Мотц (Frederick Motz) объявил решение по иску, внесенному Sun в марте прошлого года параллельно основному антимонопольному делу. Напомним, что Microsoft исключила виртуальную машину Java из дистрибутива операционной системы Windows XP, что Sun, конечно же, не понравилось. В предварительном судебном запрете Мотц выразил «…абсолютную уверенность в том, что без удовлетворения иска и судебного принуждения Microsoft к включению Java VM в операционную систему Windows XP компания Sun навсегда потеряет возможность конкурировать и работать на рынке, полностью подчиненном Microsoft». Предварительный запрет останется в силе до тех пор, пока дело не будет окончательно урегулировано сторонами либо вышестоящим судом (Microsoft наверняка подаст апелляцию). Но в рамках «главного» судебного процесса Колин Коллар-Котелли отказала штатам как во включении Java, так и в импликации большей части иных строгих санкций, касающихся ОС и middleware, а посему говорить о ясности текущего положения дел с Java пока не приходится. Тем не менее, некоторый положительный эффект от решения проявил себя незамедлительно: на следующий же день акции Sun подорожали на 7% (любопытно, что акции Microsoft тоже подросли).
10 января судья Мотц отклонил ходатайство Microsoft об оставлении без рассмотрения претензий компаний Be Inc. и Burst.com, которые обратились в суд с открытым иском (так называемым class-action; он подразумевает возможность включения в процесс новых участников на стороне истца и потому весьма опасен для ответчика). Компания Be утверждает, что стала жертвой недобросовестной конкуренции со стороны Microsoft, которая оказывала давление на производителей компьютеров и запрещала им продавать ПК с двумя предустановленными ОС. А Burst. com обвиняет Microsoft в своих неудачах на рынке программного обеспечения для сетевого аудио- и видеовещания. Судья считает претензии обоснованными, посему оба дела будут доведены до конца. Сумма исков пока неизвестна, но благодаря их «открытой» природе речь вполне может идти о миллиардах долларов.
Если процесс Be и Burst. com только начинается, то другое миллиардное дело против корпорации уже завершилось. В январе суд штата Калифорния обязал Microsoft выплатить потребителям, проживающим в этом штате и выступившим на стороне истца в антимонопольном class-action-иске, возмещение размером 1,1 млрд. долларов. Корпорация должна выпустить специальные ваучеры номиналом от 5 до 29 долларов, которые будут использоваться для получения скидок при покупке ПК, периферийных устройств и программных продуктов любых производителей. Возмещение будет производиться за продукты Microsoft, приобретенные с 18 февраля 1995 года по 15 декабря 2001 года. Две трети причитающейся суммы поступит калифорнийским школам — 367 млн. долларов «живыми» деньгами и еще столько же натурой — программным обеспечением (чем, кстати, очень недовольны конкуренты Microsoft).
Еще один процесс, в котором корпорация обвиняется в недобросовестном ведении бизнеса, был инициирован британским производителем сотовых телефонов Sendo за неделю до Нового года. В 2002 году Microsoft выбрала эту компанию в качестве ключевого партнера для выхода на рынок сотовых телефонов. В течение длительного времени Sendo, которой был обещан жирный кусок пирога, передавала корпорации свои коммерческие секреты, в том числе техническую и экономическую информацию, результаты исследования рынка, клиентские базы и т. д. В итоге все эти данные Microsoft отправила одному из своих азиатских партнеров, предложившему наладить производство на более выгодных, чем у Sendo, условиях.
Похоже, корпорацию Microsoft ждет очень и очень нелегкий год, который она проведет в судебных тяжбах не только в США, но и за границей, в частности в Европе. Не за горами срок, к которому должно быть вынесено решение специальной антимонопольной комиссии Европейского Сообщества.