Искусство требует жертв
АрхивКомментарий дняВыставив на продажу свои зубы и дневник, оказывается, вполне можно прослыть классиком современного искусства.
Когда речь заходит о современном искусстве, отыскать экспертов, которые смогли бы однозначно разделить произведения, к нему принадлежащие, от обычного мусора истории оказывается невозможно. Только достаточное время и люди способны оценить по достоинству те или иные картины, композиции, конструкции. Классические произведения если и вызывают споры, то лишь о своих специфических особенностях. А вот авторам экспериментов в области (впрочем, правильнее будет - "областях") современного искусства приходится туго: им нужно отстаивать свои творения и идеи ценой большой крови. Об одном из таких экспериментов - который, впрочем, ещё не завершён - хочется рассказать сегодня.
Автором его стал молодой американец Джон Фрейер (John Freyer), пару лет назад задумавшийся над вечной проблемой баланса между мобильностью человека и присущему (в разной мере, конечно) каждому из нас собственническому инстинкту. В трактовке Фрейера собственничество относилось к материальным вещам: одежда, предметы домашней утвари, предметы роскоши, развлечений и т.п. и т.д. Джон решил на собственном примере проверить, сможет ли он без особых последствий для себя избавиться от большинства своего вещевого запаса - одновременно освободившись и от пагубной привязанности к обладанию вещами (как целой категории имущества). Была, впрочем, и ещё одна цель: продавая свои вещи, Фрейер намеревался завести новых друзей в лице покупателей - поэтому с каждой из них шла история, повествующая о том, какое место занимала вещь в жизни Джона.
Сказано - сделано: проект, родившийся в октябре 2000-го года, получил название "All My Life For Sale" ("Вся жизнь на продажу"), у него появился свой официальный сайт, и Фрейер, пригласив на вечеринку полсотни друзей, попросил их составить опись первых предметов, от которых он мог бы избавиться. Для распродажи была выбрана онлайновая торговая площадка eBay. Каждый из предметов выставлялся на отдельный аукцион с неизменной начальной ценовой отметкой в один доллар. Надо сказать, многие вещи (солонка, табуретка, старая рубашка) так и ушли по доллару, но по мере того, как о проекте узнавало всё больше народу, цены начали расти. Впрочем, в любом случае, самой дорогой из вещей Джона стал добротный словарь, проданный всего за 183 долл.
Упорство и дотошность, проявленные Фрейером при распродаже своего имущества, поистине достойны восхищения. В период с октября 2000-го по август 2001-го им были проданы около 600 предметов. Джон оставил себе лишь жизненно необходимый минимум - в виде верхней одежды, обувки, имени (не удивляйтесь…) и дома. Всё остальное было продано: кухонная утварь, бытовая мелочь, электроника, книги, пластинки. На продажу пошли даже его личные искусственные зубы и дневник. Финальной отметкой стала продажа доменного имени, зарегистрированного для сайта проекта. Распродавая имущество, Джон был вынужден менять свой образ жизни - к примеру, питаясь в кафе, вместо того, чтобы готовить дома, приобретая одежду в магазинах second-hand и т.п. Но, в общем и целом, затея прошла для него сравнительно безболезненно. На протяжении всей истории Джон продолжал следовать своему правилу - поставляя вместе с проданной вещью короткий рассказ о её прошлом. Одновременно он сообщал покупателям общие сведения о своём проекте и просил держать его в курсе относительно того, как и где будет использоваться купленная вещь. Многие откликнулись на его просьбу - и проект вступил во вторую фазу.
Здесь первоначальные его цели несколько размылись - и на первый план вышла задача мониторинга перемещения проданных вещей: сегодня Джона занимает идея обнаружения частичек его жизни на пути их самостоятельного путешествия по свету. С августа прошлого года и по сей день он ездит по стране, навещая тех, кто купил у него какую-то вещицу - и описывая её жизненный путь на страницах нового сайта. Пора подвести итоги - и Фрейеру есть чем крыть: когда его проект только зарождался, комментаторы обычно характеризовали автора просто - идиотом. Но… Официальный сайт проекта был приобретён Музеем искусств университета города, в котором живёт Джон, некоторые предметы его домашней утвари сегодня демонстрируются на выставках современного искусства, а издательство Bloomsbury USA (совместно с автором, конечно) выпустило книгу, посвящённую историям вещей Фрейера и идее в целом (кстати, она тоже продаётся в Сети). Это ли не признание?