Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Наука — это жизнь

Архив
автор : Киви Берд   20.12.2002

Конец года - традиционное время подведения итогов во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в научной. И просто невозможно не заметить, что 2002 год оказался крайне необычным как для науки вообще, так в частности и для физики. Не случайно декабрьский номер журнала "Мир физики" открывается обзорной редакционной статьей с характерным названием "Очень странный год".

Конец года - традиционное время подведения итогов во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в научной. И просто невозможно не заметить, что 2002 год оказался крайне необычным как для науки вообще, так в частности и для физики. Не случайно декабрьский номер журнала «Мир физики» («Physics World») открывается обзорной редакционной статьей с характерным названием «Очень странный год».

Воистину странного, более того, шокирующего действительно было немало. Самая громкая, пожалуй, история «из необычных» - это расследование недобросовестной научной деятельности группы сотрудников американского исследовательского центра Bell Labs, изучавших полупроводниковые свойства органических материалов. Масса выдающихся экспериментальных результатов оказалась сфабрикована, по меньшей мере восемь статей в научных журналах «отозваны» (множество других ожидает та же участь), а лидер исследований - молодой и талантливый Ян Хендрик Шон (Jan Hendrik Schon), которому многие уже прочили Нобелевскую премию, - с треском уволен из Bell Labs (см. «КТ» #464).

А как хорошо все начиналось: за три года работы в Германии и США Шону удалось продемонстрировать в органических материалах чуть ли не все электронные феномены, нужные индустрии высоких технологий, - от сверхпроводимости и квантового эффекта Холла до одномолекулярного транзистора (см. «КТ» #418). Одна беда - физикам других лабораторий никак не удавалось воспроизвести ничего подобного. В конце концов, пришлось создать специальную комиссию, которая и установила, что все свои чудо-эксперименты Шон проводил исключительно один, никаких лабораторных записей не делалось, все рабочие данные опытов оказались в компьютере исследователя стертыми, а сами образцы материалов - уничтожены или выброшены…

Столь вопиющие факты оказались для научного мира полной неожиданностью. Ведь по заключению проводившей расследование комиссии, «не существует четких и общепринятых стандартов поведения ученых», поскольку это такой вопрос, который «научное сообщество тщательно не рассматривало». Традиционно было принято считать, что фальсификация научных данных свойственна биологии и связанным с ней наукам, но уж никак не физике. Однако жизнь показывает, что грешат все, а случай с Шоном вовсе не является исключением. Минувшим летом Берклиевская национальная лаборатория Лоуренса (LBNL) уволила своего сотрудника профессора Виктора Нинова (Victor Ninov), когда специальная проверочная комиссия установила, что экспериментальные данные, связанные с открытием 116-го и 118-го элементов таблицы Менделеева, оказались липовыми. Из-за высокой степени закрытости работ в LBNL эта история получила гораздо меньшую огласку, чем конфуз в Bell Labs, однако сделанные прежде заявления о синтезе самых тяжелых из известных в природе атомов пришлось опровергнуть.

Американское физическое общество, явно под впечатлением от вскрывшихся фактов, опубликовало осенью свод правил профессионального поведения ученых, включая соавторов, а также порядок рассмотрения обвинений в недобросовестности. Актуальность появления этого документа объясняется прежде всего тем, что чрезвычайная сложность и тонкость эффектов, исследующихся современной экспериментальной физикой, сделала их воспроизведение в других лабораториях весьма трудным. В определенном смысле это уравняло физические опыты с биологическими, одновременно предоставив благодатную почву для злоупотреблений.

Но не следует думать, что сомнительная достоверность научных результатов - это проблема лишь экспериментаторов. В нынешнем году широкую известность получила анекдотичная история с теоретическими работами двух французов - братьев-близнецов Игоря и Гришки Богдановых (Igor & Grichka Bogdanoff). Они родились в 1949 году в одном из гасконских замков, происходят из старинных российских и австрийских дворянских фамилий, а во Франции наиболее известны благодаря созданию популярных циклов телепередач о науке - «Время Икс» и «Лучи Икс». В течение 1990-х годов оба немолодых уже брата-телепродюсера настолько освоились в науке, что защитили диссертации (PhD) в сложнейшей области физики - квантовой гравитации, попутно опубликовав несколько статей в серьезных научных журналах Европы, Америки и Азии. Лишь осенью этого года один из физиков - Джон Баэз (John Baez), давно занимающийся этим направлением, - привлек внимание научной общественности к полнейшей белиберде, заполняющей труды братьев Богдановых: «В этих статьях нет ничего, свидетельствующего о том, что авторы действительно понимают супергравитацию, теорию Дональсона или состояния KMS (Кубо-Мартина-Швингера)… все написанное братьями Богдановыми - это мешанина из модных терминов, выстроенных в более или менее правильном порядке. Но там нет никакой логики или связности…» Многие подумали было, что это вообще изощренный розыгрыш телевизионщиков, однако и сами братья Богдановы, и внушительный ряд ученых, принявших их диссертации и статьи за серьезные труды, ринулись на защиту «непонятых талантов» 1. Тут-то и выяснилось, что в теоретической физике нет механизма для объективной оценки качества «фронтирных» работ. И вообще эта область стала ближе скорее к искусству: одни могут называть труд полным бредом, другие - интересным новаторским исследованием. И каждый по-своему прав.

Воистину, странными становятся естественные науки. Как, впрочем, и вся наша жизнь. Плюрализм вкусов, понимаешь, искусство…


1 (обратно к тексту) - Существует, впрочем, и альтернативная точка зрения. Братьям Богдановым, чьи заслуги как популяризаторов науки неоспоримы, просто потребовалась ученая степень, чтобы лучше продавались их книжки и шли передачи. А защитить диссертацию при наличии денег и связей - проблема невеликая. У нас, например, в правительстве «неостепененных» даже найти трудно. В общем, рядовая история.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.