Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Американский домен оказался "левым"

Архив
автор : Вячеслав Ансимов   15.12.2002

Британский бизнесмен Томас Гулник (Thomas Goolnik) по требованию Федеральной торговой комиссии США (FTC) согласился вернуть деньги покупателям доменов в альтернативной зоне .usa, не поддерживаемой ICANN.

Британский бизнесмен Томас Гулник (Thomas Goolnik) по требованию Федеральной торговой комиссии США (FTC) согласился вернуть деньги покупателям доменов в альтернативной зоне .usa, не поддерживаемой ICANN.

Эта история тянется с осени прошлого года, когда Гулник начал раcсылать спам с предложением купить домен в .usa всего за 59 долларов. Поскольку зона была совершенно свободна и для регистрации были доступны самые «жирные» имена, давно застолбленные, например, в .com, на письма откликнулось немало желающих. За несколько месяцев шесть тысяч человек нарегистрировали у англичанина доменов на общую сумму в 350 тысяч долларов. После этого регистранты обнаружили, что пользователи могут увидеть их сайты, только установив у себя специальную программу. Гулник утверждает, что откровением это стало для очень немногих, поскольку он ничего не скрывал. Однако по обилию жалоб FTC сочла, что предприниматель занимался недобросовестной рекламой, недостаточно явным образом предупреждая об особенностях обслуживания своей доменной зоны.

В марте этого года FTC закрыла американский сайт Гулника www.dotusa.com и обратилась к британским коллегам из Управления по добросовестной торговле (Office of Fair Trading). Английское расследование в действиях Гулника мошенничества не обнаружило, однако под давлением FTC счета предпринимателя были заморожены. После долгих разборок Томас сдался и в октябре подписал обязательство выплатить компенсации. Однако чуть позже он опомнился, осознав, что это разорит его бизнес, и попытался через суд аннулировать соглашение с FTC. Но поезд ушел.

Альтернативные домены верхнего уровня, которые пытаются продвигать некоторые компании, не обслуживаются основной системой доменных имен Интернета (DNS). Для того чтобы пользователь смог зайти на такой сайт, его браузер должен быть снабжен специальными программами-надстройками или нужно особым образом сконфигурировать настройки IP-протокола на клиентском компьютере (см. www.youcann.org). У каждой компании настройки свои, так что после посещения «альтернативного» домена пользователь должен переключать все обратно для работы с нормальной DNS. Кроме того, возможна также специальная поддержка на уровне провайдеров.

Учитывая эти неудобства, операторы альтернативных зон обычно берут за обслуживание весьма умеренную плату. Так, еще несколько лет назад фирма Pacific Root Network регистрировала домены .biz всего за 6 долларов в год. Специально для проектов программ с открытым кодом организация OpenNIC поддерживает домен .oss. Существует даже метасеть альтернативных DNS - Open Root Server Confederation (ORSC), которая предлагает всем желающим создавать любые нужные им альтернативные домены и вносить в ее базу данных.

Дальше всех здесь пошел известный Интернет-предприниматель Билл Гросс. С прошлого года его компания New.net предлагает зарегистрировать адреса в 28 альтернативных доменах - .game, .family, .sport, .tech, .ltd, .law, .love, .video, .xxx и других. Чтобы не напрягать пользователей настройками и утилитами, Гросс заключил договоры с крупными Интернет-провайдерами, такими как EarthLink, Excite@Home, Juno и NetZero, общая аудитория которых насчитывает десятки миллионов человек.

Главный распорядитель системы «правильных» доменных имен - организация ICANN - с неодобрением поглядывала на деятельность альтернативщиков, считая, что они сеют хаос, однако прямо мешать им не пыталась. Бывший руководитель этой организации Эстер Дайсон в марте прошлого года выразила мнение, что альтернативные регистраторы не смогут честно продавать свои услуги, поскольку спрос на них будет сомнителен. А недобросовестная реклама - это уже дело FTC. Любопытно, что хотя последняя, в отличие от международной ICANN, и является федеральным ведомством США, британское подданство не спасло Томаса Гулника. Определенную роль здесь, вероятно, сыграло и то, что незадачливый предприниматель «наступил на святое». Домен .usa выглядит «еще более американским», чем .us - национальный домен США, а спам-реклама Гулника (которую тот начал рассылать сразу после трагедии 11 сентября), явно давила на патриотические чувства: «Be Patriotic! Register .USA Domains». До этого Гулник без особых неприятностей торговал альтернативными доменами .brit, .scot, .sex и .god.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.