Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Карточный должок

Архив
автор : Дмитрий Коровин   03.12.2002

В "КТ" #447 была опубликована статья А.Филонова "Ва-Банк+", посвященная скандалу с картами предоплаты "Би+", когда мошенники наварили четыре миллиона долларов. Суть дела вкратце такова: компания ЗАО "Станиоль", официальный дилер "Вымпелкома", выбросила на рынок 600 тысяч карт, которые впоследствии были объявлены фальшивыми. История, однако, получила продолжение.

В «КТ» #447 была опубликована статья Александра Филонова «Ва-Банк+», посвященная скандалу с картами предоплаты «Би+», когда мошенники наварили четыре миллиона долларов. Суть дела вкратце такова: компания ЗАО «Станиоль», официальный дилер «Вымпелкома», выбросила на рынок 600 тысяч карт (продававшихся с большими, чем у других дилеров, скидками), которые впоследствии были объявлены фальшивыми. История, однако, получила продолжение.

Московские компании, потеряв солидные суммы на этой афере, решили отсудить деньги у самого «Билайна», так как предприимчивые дельцы пойманы не были. Интересно, что претензии к «Вымпелкому» предъявили далеко не все потерпевшие - многие просто боятся с ним ссориться. К тому же ситуация щекотливая. Логика подсказывает, что «Вымпелком» несет перед своими партнерами такую же ответственность, как и, допустим, компания Reebok, чьи партнеры закупили по дешевке партию одежды, сшитую на Малой Арнаутской. То есть никакой. Однако пострадавшие купили поддельные карточки не на стороне, а у официального дилера «Вымпелкома». Наконец, утверждается, что часть карточек работала. А если так, то, простите, что же в них фальшивого? С точки зрения потребителя они самые что ни на есть настоящие. Карточки фальшивые с точки зрения «Вымпелкома»? - А это уже его проблемы.

Мы побеседовали с Игорем Андриановым, адвокатом, представляющим интересы компании «Автошаг», которая, по несчастью, тоже закупила поддельные карточки. «Было два арбитражных решения в пользу «Автошага», была взыскана стоимость карточек, которые признали товаром, за чье качество несет ответственность производитель. Но «Вымпелком» подал апелляционную жалобу, и инстанция оба решения отменила. Сейчас «Автошаг» подает кассационные жалобы. Для «Билайна», конечно, это было шоковое решение, так как создавало прецедент для других фирм, купивших фальшивые карточки. Силы неравные: мой клиент - маленькая компания, попавшаяся на этих карточках, а «Билайн» - крупная, поэтому решение напрашивается само собой. Злополучные карточки были куплены у «Станиоля», официального дилера, потому что их продавали с большим дисконтом, и карточки были всегда обеспечены. Когда начался скандал, по ним прекратили предоставлять услуги. Был даже период, когда карты активировались через одну, то есть не было подозрений, что они не обеспечены.

Таким образом, имела место продажа некачественной услуги или некачественного товара, а это отношения, которые Гражданским кодексом квалифицируются как комиссионные, следовательно, требования можно предъявить эмитенту. Суды согласились с этим решением (более того, на судебное заседание приглашали эксперта из Центра судебных экспертиз Министерства юстиции, который давал заключение о возможности проведения идентификационных исследований) и пришли к выводу: чтобы определить, подлинные карточки или фальшивые, нужен эталон. Мы обратились с запросом в Госстандарт, нам ответили, что на сегодняшний день стандарта на подобные карты не существует; с 1 января 2003 года будут стандартизированы шесть позиций по различным картам, в том числе банковским картам оплаты. Говорить о том, фальшивы ли они, вообще сложно… у нас есть заключения ряда производителей, где утверждается, что карты выполнены заводским способом. «Билайн» утверждает, что там есть незначительные отличия. Как могли быть оказаны услуги? Карточки у моего клиента упакованы, целостность упаковки не нарушена… Кто виноват - производитель, использовавший эти коды, либо кто-то, допустивший несанкционированную продажу карт, «Билайн» ли, «Станиоль» ли - непонятно. «Автошаг» - однозначно пострадавшая сторона».

Как видите, «Автошаг» (или более крупные компании, которые, вероятно, стоят за его спиной) ведет себя чрезвычайно активно, надеется на победу и не собирается складывать оружие. В «Вымпелкоме» меж тем никакой суеты не наблюдается. Судя по разговору с Михаилом Умаровым, руководителем службы по связям с общественностью компании «Вымпелком», там и думать забыли о скандале с карточками. «Да, иски рассматриваются в судах, но в принципе судебной перспективы они не имеют, по большому счету ситуация себя исчерпала…»

- А почему «Вымпелком» не предъявил никаких претензий «Станиолю»?

- А на каком основании? Здесь имели место взаимоотношения одних дилеров с другими, мы-то каким образом в этом конфликте задействованы? Никаким. С самого начала самым важным было то, что карточки не попали на рынок и абонентов это не затронуло.

Разумеется, «Вымпелком» лукавит, надевая маску безразличия и храня олимпийское спокойствие (что, заметим, ему неплохо удается). Собственно, трудно придумать более удачную политику в этом деле, чем холодное дистанцирование от проблемы. Однако есть несколько вопросов, ответы на которые мы скорее всего получим лишь тогда, когда злоумышленники будут пойманы. Непонятно, например, каким образом удалось изготовить фальшивые, но большей частью работающие карточки предоплаты. Почему, как утверждает Владимир Серебряков из «Автошага», «Станиоль» был на особом счету в «Вымпелкоме» и брал карточки на реализацию с полугодовой отсрочкой платежа? Почему одним из главных истцов является компания «Автошаг», которая, по нашим данным, не является дилером «Вымпелкома», а взяла у мошенников карточки под залог, выдав им соответствующий кредит 1? Кстати, на этом же погорел и один московский банк, которому шалости «Станиоля» обошлись в 800 тысяч долларов. Глупо подозревать «Вымпелком» в участии в подобных махинациях - репутация «Билайна» стоит больше 4 миллионов долларов, и в компании это понимают. Но как можно объяснить проведение столь искусной и наглой аферы без поддержки со стороны отдельных сотрудников «Билайн»?

В любом случае, интересно дождаться рассмотрения кассационной жалобы, поданной «Автошагом», а еще любопытнее будет, если мошенников все же вычислят. Когда (если) это произойдет - «КТ» обязательно об этом расскажет.


1 (обратно к тексту) - На самом деле, ситуация сложнее. «Автошаг», конечно, не имеет права совершать подобные операции. По нашим данным, «Станиоль» «выработав» свой кредит в «Вымпелкоме» обратился к другим компаниям, по сути, заняв денег на покупку карточек. Оформлялось это, естественно, как продажа. Однако далеко не все из этих компаний собирались торговать карточками самостоятельно - купленные карточки должны были вернуться в «Станиоль». Естественно, по чуть более высокой цене, чем приобретались.- В.Г.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.