Идея FiX
АрхивКак мы уже писали в прошлом номере, компания Nvidia на выставке Comdex Fall в Лас-Вегасе наконец-то представила долгожданный графический процессор GeForce FX. Не прошло и недели, как новинку смогли "пощупать" и российские журналисты.
Как мы уже писали в прошлом номере, компания Nvidia на выставке Comdex Fall в Лас-Вегасе наконец-то представила долгожданный графический процессор GeForce FX (кодовое имя NV30). Не прошло и недели, как новинку смогли «пощупать» и российские журналисты. Хочется верить: такая активность фирмы свидетельствует о том, что маркетологи Nvidia высоко оценивают российский рынок и предполагают, что у нас достаточно игроков, которые могут себе позволить такое приобретение.
Просто кино
На презентации, прошедшей в кинотеатре «Пять звезд», выступили Алан Тике, директор по маркетингу Nvidia в Европе, и Джон Шпитцер, директор по технологиям. Если верить показанным ими слайдам, игры - основная сфера применения новинки - на NV30 просто «летают». Quake 3, например, на тестовой машине с процессором P4 3 ГГц и 512 Мбайт памяти демонстрировал 173 кадра в секунду при разрешении 2048x1536 (для сравнения, карта на нынешнем топ-процессоре Nvidia GeForce 4 Ti 4600 показала почти вдвое меньше - 94 fps). То же и с другим фаворитом игровой индустрии - Unreal Tournament 2003. А вот с демо-версией Doom 3 вышло не так гладко: тот же тестовый компьютер в разрешении 1280x1024 смог выдать только 50 fps, что, конечно, по нынешним временам несерьезно. Сразу вспоминаются публичные заявления основателя id Software Джона Кармака о том, что Doom 3 оптимизирован под процессоры ATI, конкретно - под Radeon 9700, на котором демо-версия и «гонялась» на прошедшей выставке E3 (см. «КТ» #446).
Описание нового продукта сопровождалось показом демо-роликов, запущенных на машине с GeForce FX. Лабораторные заставки включали уже не раз мелькавшую на страницах электронных СМИ крылатую фею по имени Dawn (ее имя должно перекликаться с рекламным слоганом нового продукта - «заря кинематографических вычислений»), танцующего огра и машину времени (все эти ролики есть на сайте компании). Оператор в реальном времени накладывал на текстуры шейдеры, отчего кожа огра становилась морщинистой и снова разглаживалась, а автомобиль «старел» - лупилась краска, коробилось дерево, мутнели стекла. Упор делался на то, что высокая скорость обработки 3D-изображения позволит разработчикам использовать кинематографические эффекты, такие как регулировка цветовой насыщенности и баланса, перефокусировка камеры и т.п., перекладывая обработку этих ресурсоемких процедур на графический процессор. В продемонстрированных заставках, например, оператор в реальном времени перефокусировал камеру, наложил эффект Blur, а затем и вовсе сделал картинку как в старом черно-белом телевизоре.
Поразил воображение демонстрационный ролик из игрушки S.T.A.L.K.E.R, которую делает украинская команда разработчиков (www.stalker-game.com). В разрешении 1600x1200 при включенном FSAA и анизотропной фильтрации на процессоре P4 3 ГГц ролик напоминал видеозапись; только отдельные малозаметные огрехи при прорисовке деревьев да еще подтормаживание на особенно изобилующих деталями сценах выдавали, что изображение формируется в реальном времени.
GeForce + 3Dfx = GeForce FX
При создании карты использовались наработки «покойной» компании 3Dfx, купленной в свое время Nvidia вместе с инженерами. Отсюда и название - GeForce FX. Сам процессор, напомним, изготовлен по технологии 0,13 мкм, чип работает на частоте 500 МГц, частота 128-битной памяти DDR 2 (ее производит Samsung) - 1 ГГц (!), полоса пропускания 16 Гбит/с.
Понятно, что при таких частотах плата греется сильнее, чем ее предшественники. Решена эта проблема довольно интересно: на плате установлен фактически бловер, выдувающий воздух из корпуса. Вследствие этого GeForce FX занимает два слота с задней стороны корпуса: собственно разъемы карты и вход/выход воздухопотока.
Система охлаждения должна быть довольно шумной, но разработчики попытались решить и эту проблему. Новинка имеет интеллектуальную систему регулировки интенсивности охлаждения silent running. В зависимости от температуры чипа вентилятор на карте вращается быстрее или медленнее, так что при работе в офисных приложениях пользователю будет обеспечена относительная тишина, а в играх шум вентилятора должны заглушить крики избиваемых монстров.
На плате также имеется стандартный 12-вольтовый разъем для дополнительного подключения питания, аналогичный тому, который был на последней карте Voodoo 5 6000 от 3Dfx. Теоретически видеокарта может запуститься и без этой подпитки, но стабильность в ресурсоемких приложениях не гарантируется.
Когда и сколько?
Отгрузки чипа начнутся в середине декабря, а значит, первые карты на NV30 появятся уже в начале следующего года. Как и прежде, Nvidia намерена поставлять вендорам процессоры вместе с памятью - так будет раскручиваться DDR 2. С ценой же не все ясно, точнее, ничего не ясно. Очевидно только, что «ценообразование будет проходить согласно традиции фирмы» (надо полагать, платы на 5800 будут стоить до полутысячи долларов). Вероятно, зимой-весной следующего года следует ожидать снижения цен на карты с Ti 4600.