Компьютеризация автомобиля: демон в машине
АрхивНе слишком удачные попытки интеграции настольного компьютера с приборной панелью современного автомобиля можно сравнить разве что с наивными экспериментами пятидесятилетней давности по слиянию телевизора с мини-баром.
Не слишком удачные попытки интеграции настольного компьютера с приборной панелью современного автомобиля можно сравнить разве что с наивными экспериментами пятидесятилетней давности по слиянию телевизора с мини-баром.
Вряд ли переливающиеся всеми цветами радуги мониторы навигационных систем и бортовых компьютеров типа пресловутого iDrive, установленного на новой BMW седьмой серии, имеют какое-либо отношение к главной цели уважающего себя конструктора: повышению безопасности автомобиля. Как показывает практика, такого рода нововведения в лучшем случае остаются красивыми игрушками, которыми может похвастаться счастливый владелец новенького сверкающего лимузина. Порою же неуемное стремление дизайнера разгрузить приборную панель и передоверить важные функции управления машиной компьютерному интерфейсу может сильно осложнить работу водителя и даже привести к тяжелым последствиям.
Тем не менее, западный автопром не только продолжает ошеломлять почтеннейшую публику все новыми и новыми изобретениями в области телематики, но и весьма активно решает вопросы стандартизации соответствующего оборудования и программного обеспечения. Ставки в этой игре очень высоки, ведь, по оценкам компании In-Stat/MDR, к 2006 году объем рынка Интернет-услуг и оборудования для телематики достигнет 12 миллиардов долларов, а к 2008 году, когда потребитель окончательно привыкнет к новой технологии, оборот отрасли может составить от тридцати до сорока миллиардов долларов. Не удивительно, что, в частности, европейские производители автомобилей и провайдеры услуг мобильной телефонии при поддержке Генерального директората информационного общества Евросоюза (Information Society Directorate General) приняли самое деятельное участие в экспериментальном проекте Third Generation Telematics (3GT), который начался в июне 2002 года и должен быть завершен в ноябре 2003 года.
В ходе выполнения программы должны быть решены три основные проблемы:
-
разработка спецификаций единого интерфейса для пользовательских мобильных терминалов и поставщиков услуг телематики;
-
проверка указанных спецификаций на пяти полигонах, расположенных в Готенбурге, Мюнхене, Париже, Русселсхиме и Турине; и наконец,
-
их утверждение в качестве открытого стандарта компетентными международными организациями.
На сегодняшний день в программе принимают участие такие известные компании, как BMW, FIAT, Adam Opel, Peugeot, Volvo, Bosch и Ericsson. Возможно, в дальнейшем к ним примкнут и другие крупные игроки рынка, которые пока ведут исследования самостоятельно.
Так, 6 ноября 2002 года компания Ford Motor объявила о начале полевых испытаний перспективной технологии, созданной в рамках программы INVENT (Intelligent Traffic and User Friendly Technology). Предполагается, что специальные мобильные терминалы, установленные в двух минивэнах Ford Galaxy и связанные по радиоканалу с диспетчерским компьютером, будут в режиме реального времени оповещать водителей о возникновении нештатных ситуаций (об автомобилях, движущихся по встречной полосе, пробках, «цепных» авариях и пр.), а также смогут предложить оптимальный вариант пути от пункта «А» к пункту «Б».
При расчете маршрута учитываются такие факторы, как интенсивность движения по «альтернативным» магистралям, погодные условия и даже чистота воздуха в этих местах. В отличие от навигационных систем, уже представленных на рынке, INVENT должна не просто выдавать клиенту карту с несколькими маршрутами на выбор, но и тщательно следить за предельной эффективностью их использования и не допускать возникновения новых пробок. Эту задачу возьмет на себя технология Network Traffic Equalizer, являющаяся составной частью программы INVENT.
Еще более интересна новинка компании Siemens VDO Automotive AG. Ее концептуальная разработка Connected Truck, показанная на октябрьской выставке коммерческих автомобилей в Ганновере, может радикально изменить взгляды дальнобойщиков на идеальное рабочее место.
Помимо хорошо известной системы для «удаленного администрирования» парка грузовых автомобилей через Интернет, компания предложила полностью электронную систему управления агрегатами машины, превратив руль в отдаленное подобие пульта современной игровой приставки с множеством кнопок, часть которых может быть перепрограммирована водителем для запуска самых любимых операций. Более того, с функциональной точки зрения руль превратился в эдакий джойстик и больше не имеет жесткой механической связи с колесами (этот же принцип применен во французском концепт-каре Citroen C-Airdream и американском GM Hy-Wire). Управляющая информация передается по высокоскоростной шине CAN, которая в недалеком будущем должна вытеснить традиционные релейные схемы. По заверению специалистов Siemens VDO, это решение позволит на 90% сократить объем кабельных соединений и, таким образом, сэкономит немало места в кабине водителя.
Еще одна разработка Siemens VDO, представленная на конференции Convergence 2002 в Детройте, относится уже к классу навигационных систем. Суть технологии Augmented Reality (рис. 1) состоит в том, что водителю, оказавшемуся в незнакомой местности, больше не придется ориентироваться по электронной карте, пытаясь выдержать проложенный на ней маршрут. Теперь на монитор навигационной системы выводится заснятое видеокамерой изображение дороги, а компьютер определяет фактическое положение автомобиля и в соответствии с заложенной в память «легендой» накладывает на видеоряд простейшие информационные метки, указывающие направление движения. Точно так же, как это делается в гоночных симуляторах.
Siemens уделяет самое пристальное внимание и другому писку автомобильной моды: технологии голосового управления автомобилем, которая также является составной частью концепции Connected Truck. На сегодняшний день программное обеспечение компании может вычленить из дорожного шума и распознать два десятка самых распространенных команд.
Справедливости ради следует сказать, что темп в этой области задают все же японцы, которые гораздо раньше других столкнулись с гримасами компьютеризации автомобиля. В концепт-каре Honda Dualnote интерактивная система распознавания речи, разработанная совместно специалистами компаний Honda и Nippon Telegraph and Telephone, является основным элементом «пользовательского интерфейса» автомобиля, поскольку управление тремя жидкокристаллическими дисплеями, заменившими собой привычную приборную панель, осуществляется только голосовыми командами.
Не столь сложная платформа InterNavi Premium Club уже устанавливается компанией на новых машинах из серии Accord. Ее навигационная система использует технологию GPS в сочетании с DVD-дисками, на которых записаны подробные карты японских автодорог. Как и полагается, к услугам клиента информация о расположении ближайших сервисных центров и бензоколонок, свежие выпуски новостей, метеорологические сводки и возможность проверки электронной почты. Кроме того, компьютер следит за техническим состоянием автомобиля и автоматически высылает информацию дилеру, который в случае нужды уведомляет водителя о необходимости пройти плановый техосмотр, заменить масло и т. д.
Управление всеми этими функциями также осуществляется посредством голосовых команд. Создатели системы справедливо полагают, что у водителя в напряженном транспортном потоке просто нет времени разглядывать многочисленные выпадающие меню и водить курсором мышки по экрану скромных размеров монитора.
Еще более футуристично выглядит другой японский концепт-кар (а точнее, предсерийный прототип) - Suzuki Concept-S (рис. 2). Этот малолитражный автомобиль «со спортивными замашками», производство которого должно начаться в 2004 году, оснащен компьютерной системой Advanced Navigational System (рис. 3), отнюдь не ограничивающейся лоцманскими функциями. Она может исполнять даже роль автопилота, самостоятельно ведя машину по заранее выбранному маршруту, позволяет обмениваться электронными письмами с другими автомобилями, а также определять их местонахождение с точностью до нескольких метров. Наконец, система обеспечивает возможность дактилоскопической авторизации владельцев и автоматической загрузки их любимых настроек подвески и режима работы двигателя.
И наконец, десерт. На недавней выставке Automechanica немецкая фирма Frank Industrie продемонстрировала готовую к коммерческому применению систему Virtual Key, предназначенную для «аварийного» разблокирования дверей автомобиля. Теперь водителю, потерявшему ключи или по неосторожности захлопнувшему их в машине, больше не придется высаживать стекло, чтобы забраться в салон: достаточно будет вежливо постучаться. И если удастся хотя бы с трех попыток повторить заранее условленную комбинацию ударов и пауз, компьютер с готовностью разблокирует двери без всякого ключа.
Разумеется, большая часть упомянутых здесь систем - лишь неуклюжие прототипы, пробные шары, с помощью которых производители автомобильной техники и электронного оборудования пытаются отыскать дорогу к сердцам и кошелькам потребителей, а дизайнеры и специалисты по эргономике - нащупать золотую середину между внешней эффектностью и функциональностью. Остается запастись терпением.