Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Эпитафия российской космонавтике?

Архив
автор : Алена Кухарева   22.11.2002

Канал ОРТ готовится удивить мировую общественность первым в мире космическим телешоу. Суть нового проекта - в проведении широкомасштабного конкурса среди телезрителей, победитель которого получит недельную путевку на Международную космическую станцию (МКС).

Канал ОРТ готовится удивить мировую общественность первым в мире космическим телешоу. Суть нового проекта - в проведении широкомасштабного конкурса среди телезрителей, победитель которого получит недельную путевку на Международную космическую станцию (МКС). Главная же миссия, которую «взвалил» на себя первый канал, - продемонстрировать космическую мощь России и представить ее достижения в этой области, что называется, во всей красе. Что ж, задача вполне осуществимая, если б не одно «но». Полет на МКС может не состояться из-за отсутствия… средства доставки.

О сценарии и программе полета будущего астронавта пока мало что известно. Официально объявлено, что в конкурсе смогут участвовать все желающие независимо от возраста, образования и гражданской принадлежности. Решающим преимуществом станут безупречные медицинские показания и свободное владение английским языком. Из числа претендентов отберут двадцать годных к полету кандидатов, которые будут доставлены в Центр подготовки космонавтов для прохождения дальнейшего тестирования и тренировок. Осенью 2003 года, если все сложится удачно, самый достойный из них отправится на МКС, в ее российский сегмент «Звезда».

Предварительная договоренность с Росавиакосмосом достигнута; два миллиона долларов (на подготовку «избранных» в Звездном городке) космическому ведомству перечислено; в декабре должен быть подписан генеральный договор. Оплату полета целиком и полностью возьмет на себя ОРТ. Какова будет окончательная сумма, пока неясно, однако известно, что стоимость коммерческого полета на МКС (и существенная часть затрат на производство космического пилотируемого корабля «Союз», осуществляющего доставку) составляет примерно 20 млн. долларов. Кстати, ОРТ мечтает запускать своих «героев» в космос каждый год.

Планируется, что помимо фильмов о тренировках и космическом турне, в эфир выйдет еще и цикл передач об истории российской космонавтики и ее последних достижениях. В общем, все нацелено на то, чтобы возродить у отечественной публики былую гордость за свою отчизну. Но сумеет ли первый канал вернуть России славу великой космической державы - еще вопрос.

Как сообщило агентство Reuters, в сентябре руководство российской части проекта МКС направило в NASA письмо, в котором говорится о критическом положении с финансированием российских космических предприятий-участников программы. За последние десять лет оно уменьшилось в пятнадцать раз. Долги ракетно-космической корпорации «Энергия», главного российского производителя кораблей для полетов на МКС, составляют около миллиарда рублей. На производство грузовых и пассажирских космических кораблей не хватает денег.

В настоящий момент, по официальному заявлению Валерия Рюмина, руководителя российской части программы по МКС и заместителя генерального конструктора РКК «Энергия», строится всего один корабль «Союз». Поскольку производственный цикл составляет два года, то вполне вероятно, что в 2004 году летать на станцию будет не на чем. Более того, ставится вопрос о приостановлении программы пилотируемых экспедиций на МКС.

Вот как прокомментировал ситуацию Дмитрий Пайсон, директор Аналитического центра экономики и управления «Аэрокосмос»: «Рюмин представляет негосударственную, акционированную корпорацию «Энергия», являющуюся подрядчиком Росавиакосмоса в реализации программы МКС. Что им недоплачивают - нисколько не сомневаюсь, как, впрочем, и всем в нашей «оборонке». И «Энергия» еще живет сравнительно лучше многих, поскольку имеет возможность получать коммерческие деньги на стороне. Я имею в виду проект Sea Launch (первый коммерческий международный проект создания и эксплуатации ракетно-космического комплекса морского базирования. - А.К.), использование разгонных блоков Д для коммерческих запусков «Протонов», запуск спутников «Ямал» для Газпрома, «космический туризм» на ту же МКС. Кстати говоря, особо пафосный характер (с вынесением на суд общественности) требование денег приобрело после срыва полета Ланса Басса на МКС. Если бы все «срослось», «Энергия» получила бы солидную долю от стоимости билета Басса (15-20 млн. долларов) и как-то бы на ближайшее время выкрутилась с деньгами. Заметьте, я не комментирую пристойность ситуации, когда положенное и запланированное финансирование для реализации международных обязательств страны приходится выколачивать изуверскими способами… Что касается конкретного рюминского заявления, пресс-служба Росавиакосмоса в свое время подтвердила: да, есть проблема, если не решим - можем в конце будущего года оказаться без сменного «Союза».

По данным Reuters, за последние десять лет в РКК «Энергия» было привлечено внебюджетных средств на сумму 3,5 млрд. долларов. Внесли лепту и чисто коммерческие полеты американца Дэнниса Тито в 2001-м, и южноафриканца Марка Шаттлуорта в 2002-м, каждый из которых из собственного кармана заплатил за «звездный» билет по 20 млн. долларов. Теперь и ОРТ выпал шанс поддержать российскую космонавтику. Главное, не называть шоу «Последний герой в космосе».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.