Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Век цифровых дилетантов?

Архив
автор : Маринэ Восканян   12.11.2002

Казалось бы, что может быть более мирным детищем цифровых технологий, чем веб-камера, программа для монтажа DVD-фильмов или нотный редактор, которому от вас нужно только с грехом пополам сыгранное соло, а уж превратить его в симфонию он и сам сможет? И какие иллюзии хотят продать нам создатели этих невинных, на первый взгляд, игрушек?

Казалось бы, что может быть более мирным детищем цифровых технологий, чем веб-камера, программа для монтажа DVD-фильмов или нотный редактор, которому от вас нужно только с грехом пополам сыгранное соло, а уж превратить его в симфонию он и сам сможет? И какие иллюзии хотят продать нам создатели этих невинных, на первый взгляд, игрушек?

Сегодня расширение мультимедийных возможностей для пользователей - девиз всех и каждого на ИТ-рынке. Различные системы автоматизации и решения задач в промышленности и науке оставляют производителям информационных продуктов огромное поле для совершенствования их технологий. Домашний пользователь - не то. Куда ему еще модернизировать Word или ICQ? Он и так в большинстве случаев использует лишь несколько процентов от возможностей всего своего ПО. Так еще и покупать новинки перестанет - не нужны они ему уже. Корпорации-производители усложняют игры, заставляя в спешном порядке апгрейдить все - тут ведь и процессор нужен повеселее, и оперативка, а для удобства не помешают и новая клавиатура с мышью. Ну а какая игра без хорошего монитора! Которые тоже с каждым днем все площе и ярче. Но игры далеко не всех увлекают до такой степени, чтобы тратить на все это весомую часть семейного бюджета. Поэтому кроме родителей, которых начинающий геймер изводит просьбами о новой видеокарточке, остальных на это не купишь. А надо. Ведь нет предела совершенству, особенно когда оно предполагает в случае верного расчета миллиардные прибыли «совершенствователям».

Напомню исторические и судьбоносные слова Стива Джобса, президента Apple (да простят меня любители «Maков», я вовсе не пытаюсь бросить тень на святое): «Персональные компьютеры вступили в Третью Великую Эпоху. И эта эра - эра Цифрового стиля жизни (Digital lifestyle). …ПК может стать «Цифровым Центром» (Digital hub) этого бурно распространяющегося Цифрового стиля жизни…» А дальше следует интересная для нас мысль, что паспортом и входным билетом в эту новую жизнь будут не новые суперпроцессоры и даже не беспроводные коммуникативные возможности. ПО для мультимедийного креатива - кино, музыки, DVD, фото и всего остального, где каждый может почувствовать себя «сам себе режиссером» - вот что такое настоящий Digital lifestyle.

Какие цели преследуют изобретатели идеологии «Сделай сам», вполне очевидно. Создатели караоке не просчитались, сыграв на том же качестве человеческой натуры, - кому же не хочется почувствовать себя Шаляпиным или Майклом Джексоном, на худой конец. Нет такого обывателя, который не тешил бы себя надеждой, что где-то в глубине души и коры головного мозга в нем закопаны большие таланты. И ведь экономика это только подтверждает - например, максимальный уровень продаж в фотоиндустрии вовсе не у профессиональных сложных камер, а у любительских мыльниц. (Кстати, как с тоской заметил один мой знакомый, листая страницы фотоальбома столетней давности, «А ведь ни на одном фото ноги ни у кого не отрезаны».)

Пример: на презентации нового процессора Intel нам рассказывали, какие он даст возможности рядовым пользователям по части монтажа собственных DVD-фильмов. При этом было ясно: корпорация Intel абсолютно уверена в том, что когда с помощью ее процессора у нас появится такой инструмент, то мы все, ни минуты не сомневаясь в своей способности сделать это самое кино, сразу же начнем выпуск собственных шедевров малыми тиражами - DVD-RW все же уступает в скорости голливудскому конвейеру. Максимум возможностей при минимуме затрат.

Тут читателям самое время возмутиться: и что же, собственно, такого плохого в том, чтоб самому цифровым аппаратом любимую кошку щелкнуть, в Photoshop раскрасить ее под леопарда и с музыкальным сопровождением в 25 midi-инструментов отправить бабушке на день рождения по e-mail? Разумеется, ничего. Ведь и раньше любой мог зайти в магазин, купить краски или чистую тетрадь, чтобы рисовать на досуге картины или писать роман. Правда, сначала потребовалось бы немного поучиться. Понятно, что если у человека есть какие-то способности, то они не зависят от степени совершенства механизмов их реализации. И наоборот, никакое супероборудование само по себе не поможет создать что-то интересное. Ведь бумага или текстовый редактор у всех есть, но это не превращает любого в писателя. Вроде бы и нет никакого повода для беспокойства - каждому свое, любители пусть тешатся креативными игрушками, а профессионалам новые возможности только помогут решать их задачи.

Но - волнует все это не только и не столько любителей поразмыслить об устройстве мироздания. Сегодня это вопрос огромных прибылей, которые можно получить, изменив общественное мнение. Главное - поставить на смену «Не умеешь, не берись» оптимистичное «С продуктом X компании Y сможешь все». К тому же нехитрые в прошлом приспособления для творческих занятий (ну, если только не задаться целью играть сразу на скрипке Страдивари) не были суперприбыльным товаром. Надо согласиться, доходы от софта и всякого рода апгрейдов, нужных для цифрового креатива, все-таки будут побольше. И мы являемся свидетелями того, как естественное для человека стремление к самовыражению превращают в самую лучшую возможность вытянуть из него деньги.

Вспомним пирамиду потребностей Маслоу (столь популярную, кстати, на любых курсах маркетинга и менеджмента). Постиндустриальное общество шаг за шагом завалило своими товарными продуктами все ее ступени, добравшись до последней. Внизу - еда, тепло, крыша над головой. Это супермаркеты, ломящиеся от продуктов, удобное жилье и прочие радости буржуазного комфорта. Возможностей удовлетворить потребности во всякого рода общении и взаимодействии с себе подобными в наше время тоже более чем достаточно - Интернет и прочие средства коммуникации цветут пышным цветом. Защита от враждебного внешнего мира - ну, исключая всякого рода террористические атаки, все, что нам дорого, охраняется полицией, государством или, на худой конец, фэйс-контролем. Но что же еще выше и дальше, где финальная розочка на торте? Маслоу в своем ряду поставил на первое место и назвал самой высшей потребностью стремление человека к творчеству и созданию нового - в науке, искусстве или в любой другой сфере деятельности. Но тут уж, казалось бы, индивид остается наедине со своими способностями и интеллектом. Их ведь не купишь и не продашь.

А поставим себя на место индустриальных китов: если люди чего-то хотят, надо найти любой способ им это продать, даже если «что-то» и не продается. Как оказалось, это вполне возможно.

Дайте человеку, никогда ни на чем не игравшему, музыкальный инструмент - он скажет, что, увы, учиться поздно и слишком трудно. Дайте ему музыкальный софт, забитый сэмплами, из которых, как мозаику, можно что-то складывать, - и он не оторвется от этих «кубиков». Хорошая фотография - это результат работы, и фоторедактор должен помогать «довести» детали, а не пририсовывать конечности персонажей, не вошедшие в кадр из-за композиционной ошибки.

Конечно, покупая «креативный» софт, человек приобретает не способности. Ему продают самое сладкое - иллюзию их наличия. Нельзя же обижать потребителя, сказав ему, что не все он может купить, особенно когда он уже достал кредитку из кармана.

И прогресс - это не трагедия, а естественный процесс развития как техники, так и околотехнической идеологии. Если люди готовы платить деньги за не нужные им вещи - поздравим создателей эффективной рекламы и производителей, сканирующих мозги обывателя в поисках хоть чего-то, что он там еще может хотеть, когда у него и так все есть. Главное - хорошо понимать, что именно мы покупаем в коробочке с музыкальной или фотопрограммой.

Когда-то посмотреть на мечты ходили в кино. Сегодня многочисленные «фабрики грез» предлагают смастерить мечту самостоятельно. За смешные деньги.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.