Победа. На две трети — беда
Архив1 ноября судья Колин Коллар-Котелли наконец поставила точку в растянувшемся на долгие годы судебном разбирательстве по антимонопольному делу корпорации Microsoft.
1 ноября судья Колин Коллар-Котелли наконец поставила точку в растянувшемся на долгие годы судебном разбирательстве по антимонопольному делу корпорации Microsoft.
Судья утвердила мировое соглашение между администрацией Буша и Microsoft, заключенное еще в ноябре 2001 года, и отказала девяти штатам, подавшим впоследствии апелляцию, в разделении компании. Несмотря на то что, казалось бы, обвиняющая сторона потерпела поражение и надежды на получение контроля за активностью корпорации рухнули, вынесенное судьей решение в сложившейся ситуации все-таки можно назвать компромиссным и более или менее удовлетворяющим обе стороны.
Отклонив наиболее жесткие требования истцов - разделение компании, строгий контроль посредством введения в правление Microsoft государственных участников и разработку ОС без интегрированного middleware, судья в свою очередь, расширила список запретов и ввела дополнительные обязательства и положения о личной ответственности руководства корпорации, отсутствовавшие в первоначальном соглашении. Судебное решение содержит положения, которые при должном контроле со стороны государства не только позволят предупредить использование корпорацией методов недобросовестной конкуренции на рынке ОС и программных продуктов, но также помогут создать и развить саму методику государственного контроля и воздействия.
Теперь Microsoft под страхом штрафов и возобновления судебного преследования не имеет права воздействовать на своих OEM-партнеров и изменять деловые соглашения в целях создания дискриминационных условий. Корпорация обязана учитывать, что OEM-производители имеют право разрабатывать и распространять любые программные продукты и сервисы (которые могут составлять конкуренцию продукции Microsoft) и поставлять компьютеры с предустановленными альтернативными ОС. Лицензионные соглашения с OEM-поставщиками должны быть унифицированы, изменения цен и скидки - носить объективный характер, а прекращение отношений может осуществляться теперь только после извещения антимонопольных органов.
Microsoft обязана раскрыть коммуникационные протоколы, API и документацию своих продуктов Интернет-провайдерам, поставщикам контента и Интернет-сервисов, производителям аппаратуры и ПО, но лишь в рамках, необходимых для интегрирования программ сторонних фирм с продуктами корпорации. Также компания обязана обеспечить OEM-производителям и конечным пользователям возможность с помощью обычных механизмов (например, Панели управления) настраивать доступ к middleware производства Microsoft и сторонних разработчиков. При этом корпорация не имеет права использовать механизмы автоматического изменения конфигураций операционной системы в отношении альтернативного middleware - удалять, изменять и производить прочие действия с самими программами, ярлыками, пунктами меню и прочими компонентами.
Microsoft не обязана раскрывать или лицензировать участки кода, документацию по пользовательским интерфейсам и компонентам, если это повлечет ослабление безопасности систем и снижение надежности исполнения установленных антивирусов, приложений для защиты авторских прав и лицензирования, компонентов аутентификации, шифрования информации и т. д.
Вынесенное судебное постановление не запрещает корпорации Microsoft выдвигать новые условия соглашений и правил лицензирования, но с обязательным учетом указанных ограничений.
Наблюдение за исполнением судебного решения возлагается на девять штатов, которые формируют специальный контрольный Комитет. Отдельные его участники могут осуществлять действия по принуждению ответчика к исполнению судебного решения только после консультации с остальными членами Комитета.
Представители штатов имеют право доступа к документации, корреспонденции Microsoft и, что самое главное, к исходному коду программ, - если это связано с обстоятельствами, указанными в судебном решении. Комитет и его представители имеют право опрашивать (неформально или под запись) любых работников Microsoft без официального уведомления ответчика. Любые материалы могут быть истребованы у корпорации путем письменного запроса. Полученные данные Комитет не вправе разглашать за исключением обстоятельств, когда ответчик явно нарушает условия соглашения. Со стороны Microsoft за исполнением решения суда наблюдает «Комитет по соответствию», который создается из членов Совета директоров корпорации.
В течение следующих пяти лет вся деятельность компании будет находиться под контролем Комитета штатов, которому руководство Microsoft обязано предоставлять отчеты о наиболее важных этапах деятельности фирмы. По окончании этого срока суд примет решение либо о прекращении контроля, либо о его продлении. С полным текстом судебного решения можно ознакомиться по адресу www.dcd.uscourts.gov.
Сейчас девяти штатам предстоит выработать эффективный механизм регулярных проверок деятельности корпорации в тех узких рамках, которые установлены в соглашении. Будем надеяться, что им все-таки удастся это сделать. А пока Microsoft празднует победу. После объявления о закрытии дела, курс акций корпорации сразу вырос на шесть процентов, поползли вверх и биржевые композитные индексы Nasdaq и Dow Jones. Похоже, все вздохнули с облегчением.
Microsoft не может запрещать OEM-производителям:
|
ПРЕДЫСТОРИЯ
Май 1995
Уильям Гейтс пишет служебную записку, в которой компании Netscape и ее браузеру присваивается статус «представляющие угрозу».
Август 1995
AOL обвиняет MS в тесной интеграции своих онлайновых сервисов и ОС Windows. Министерство юстиции (DOJ) не реагирует. Выходит IE 3.0
Весна 1996
MS угрожает Compaq аннулировать OEM-лицензию за поддержку браузера Netscape.
РАССЛЕДОВАНИЕ
Август-сентябрь 1996
DOJ проявляет интерес к делу, в MS направляются первые формальные запросы с просьбами предоставить документы и отчеты по «войне браузеров».
1997
DOJ и штаты собирают доказательства и опрашивают глав компаний, расширяя границы обвинения за пределы «войны браузеров».
Сентябрь 1997
Выходит IE 4.0.
ОБВИНЕНИЕ
Октябрь 1997
DOJ обвиняет MS в нарушении договоренности от июля 1994 года, путем навязывания OEM-партнерам браузера IE.
Декабрь 1997
Судья Томас Пенфилд Джексон требует от MS предоставить производителям ПК версию Windows без IE.
Март 1998
Главы антимонопольных комитетов нескольких штатов договариваются о подаче совместного иска против MS. Компания пытается отговорить штаты.
Апрель 1998
Намерение штатов подать иск против MS получает одобрение и санкционируется Генеральным прокурором Жанет Рено.
Май 1998
MS предлагает мировое соглашение, в котором производители ПК получают большую свободу в конфигурировании Windows. Переговоры с DOJ заканчиваются неудачей.
Июнь 1998
Апелляционный суд отменяет решение Джексона об интеграции браузера, указывая на допустимость подобной практики в случае, если это приносит пользу потребителю.
СУД
Октябрь 1998
Процесс начинается с демонстрации видеопоказаний Гейтса.
Февраль 1999
Завершена основная фаза процесса.
Март-июнь 1999
В ходе переговоров DOJ предлагает разделить MS на отдельные компании и наложить запрет на отдельные виды деятельности. MS протестует.
Ноябрь 1999
Судья Джексон заявляет о наличии доказательств того, что недобросовестная практика MS препятствует новаторству, здоровой конкуренции и наносит ущерб потребителям.
Декабрь 1999 - Апрель 2000
При посредничестве судьи Ричарда Познера, правительство предлагает новую версию соглашения, где отсутствует пункт о дроблении компании, но переговоры заканчиваются ничем.
Апрель 2000
Судья Джексон признает MS виновной в нарушении антимонопольного законодательства. DOJ призывает к дроблению компании на две.
Июнь 2000
Судья Джексон поддерживает предложение DOJ о разделе Microsoft.
АПЕЛЛЯЦИЯ
Июль - Август 2000
Правительство настаивает на рассмотрении апелляции Верховным судом США (высшей инстанцией). MS требует пересмотра нижестоящими Апелляционными судами.
Сентябрь 2000
Верховный суд США отказывается рассмотреть апелляцию, не прошедшую нижестоящие апелляционные инстанции.
Июнь 2001
Апелляционный суд отменяет решение о разделе MS и отправляет дело назад в окружной суд для вынесения нового решения.
Сентябрь 2001
DOJ отказывается от намерений разделить MS, отказывается от обвинений в незаконности интеграции IE и говорит о более мягком воздействии на компанию.
Ноябрь 2001
MS и администрация Буша достигают соглашения, согласно которому компания должна раскрыть технические данные о своих ОС и воздержаться от недобросовестной деловой практики. В ОС Windows не вносится никаких изменений. Девять штатов принимают соглашение, девять - отказываются.
Март - Июнь 2002
Дело ведет судья Колин Коллар-Котелли. Штаты настаивают на том, что на MS должны быть наложены строгие ограничения, которые помогут оградить рынок от недобросовестной практики и злоупотреблений корпорации. Гейтс парирует тем, что вмешательство в дела компании принесет только вред и приведет к возникновению хаоса на рынке программного обеспечения.
ФИНАЛ
1 ноября 2002
Судья выносит решение.