Архивы: по дате | по разделам | по авторам

По щучьему веленью, по моему хотенью…

Архив
автор : Алена Кухарева   22.10.2002

Проводил Госкомстат России конкурс на услуги системного интегратора переписи населения, проводил-проводил, да так и не провел. А испросил совета у Министерства экономического развития: как быть, мол? работа сделана, деньги заплачены.

«…Поздравим
Друг друга с берегом. Ура!
Давно б (не правда ли?) пора!»
А.С.Пушкин.

Проводил Госкомстат России конкурс на услуги системного интегратора переписи населения, проводил-проводил, да так и не провел (итоги конкурса, в котором победила фирма КРОК, были, как известно, отменены Арбитражным судом Москвы). А испросил совета у Министерства экономического развития: как быть, мол? работа сделана, деньги заплачены. На что получил соизволение свыше - продолжать работать с фирмой КРОК безо всяких там конкурсов. Коней на переправе не меняют.

Не будем пересказывать всю историю (подробности в материалах «Президент этого не допустит!» («КТ» #445), «Вторая часть марлезонского балета» (#457), «Фарс-мажорные обстоятельства» (#461)). Главные ее герои - ГКС, КРОК и ABBYY, кажутся сегодня вполне удовлетворенными. Каждый, впрочем, по-своему.

ГКС отстоял «своего» системного интегратора: контракт между ГКС и КРОКом на поставку и внедрение технологии первичной обработки материалов переписи на сумму 51,4 млн. рублей остается в силе. В профессиональной среде юристов есть мнение, что решение апелляционной комиссии по апелляции КРОКа (ожидается в конце октября), скорее всего, будет «отражать интересы государства», то есть интересы переписи. Стабильная работа и никаких авралов, конкурсов, судов и прочая!

КРОК получил то, что хотел: статус (и все прилагающееся к нему) системного интегратора проекта переписи плюс три заказа на поставку техники (а фактически четыре: хотя победившими сканерами считаются Fujitsu, часть поставки возложена на производителей отечественного сканера ДС300, среди которых и вездесущий КРОК).

ABBYY выиграла иск к Госкомстату, доказав недобросовестность этой организации в проведении конкурса государственного значения. И хотя компания не выиграла при этом ни копейки, еще неизвестно, какие дивиденды она получит от рекламного эффекта своей акции. Вряд ли сегодня в ABBYY питают иллюзии относительно дальнейшего развития событий. Насильно мил не будешь, и ничто не помешало бы КРОКу победить во вновь организованном конкурсе и при самом щепетильном отношении ГКС к закону.

По словам Сергея Колесникова, первого заместителя председателя ГКС, у Минэкономики было четкое обоснование для своего решения: «КРОК - это единственный исполнитель в ситуации, когда государственная задача находится под угрозой срыва. За оставшееся время мы бы не успели провести новый конкурс: те же 45 дней, новое техзадание, новая документация, оценка, и в итоге мы получаем решение не в августе 2002-го, а, дай бог, в 2004-м».

Действительно, законодательство предусматривает такую возможность (см. «Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд», утвержденное в 1997 году). «Срочная потребность в продукции» - волшебные слова, спасшие КРОК от провала. Как видно, воли президента не понадобилось: все решили на местах. Но некоторые вещи в этой истории продолжают казаться странными, несмотря на объяснения организаторов переписи.

Например, удивляет: неужели Россия такая отсталая страна, что при обработке материалов переписи придется использовать труд кодировщиков, которые в течение ста дней будут переводить записи переписчиков в машиночитаемые коды? Похоже, чиновники решили разом убить двух зайцев - и свои задачи решить, и рабочие места семи с половиной тысячам человек обеспечить. При таком раскладе аргумент ГКС о том, что технология распознавания «СВОД 1М» (КРОК) выполняет задачу в пять раз быстрее, чем Form Reader (ABBYY), не стоит выеденного яйца.

Не менее странной кажется логика Госкомстата в выборе «лучших и надежных» технических средств для обработки материалов. Неужели перепись населения России такое уж проходное мероприятие, что именно ее надо было сделать полигоном для массового тестирования никому неизвестного и довольно дорогого сканера ДС300, произведенного группой законспирированных отечественных разработчиков? (Из разных источников удалось установить четырех, имеющих к этому отношение: КРОК, «Сибкон», ПО КСИ, НИИ точных приборов). Обработка полутора миллионов листов, а это как минимум из расчета примерно 150 млн. листов на сотню сканеров, посильная задача далеко не для всякого сканера. Что касается ДС300, о его массовой проверке на сегодня ничего неизвестно.

Обескураживает также тот факт, что, несмотря на решение суда, с «Сибконом», проигравшим конкурс, все же заключается контракт на поставку 53 сканеров из 98. Первый заместитель главы ГКС Сергей Колесников традиционно ссылается на нехватку времени: «Фактор времени сработал. Из-за суда с ABBYY затормозилась работа по всему комплексу, сроки сдвинулись. «Пирит» имел другие обязательства и не смог нам поставить полную партию. Далее мы действовали по закону».

Вице-президент «Пирита» Владимир Павелко, однако, говорит нечто иное: «Конечно, мы могли поставить всю партию. Да, правда была на нашей стороне. Но таково было решение, и оно устроило всех. Я не имею морального права говорить об этом, вы можете строить любые догадки». А чего там строить, Владимир Петрович? Компания «Пирит», проявив гражданское мужество, после беспощадной конкурсной борьбы и не менее яростной обороны на суде, просто и без пафоса уступила большую часть заказа своему конкуренту, поставщику отечественных сканеров ДС300.

Что касается профессионализма ГКС, о нем можно судить хотя бы по интервью его представителя корреспонденту «Радио Свобода» Александру Костинскому. Статс-секретарь ГКС Сергей Колесников не смог ни толково объяснить мотивы и технические критерии руководства в выборе поставщиков программного обеспечения и оборудования, в отношении которых возник спор («Я не хочу вдаваться в технологии», «не нужно политизировать этот вопрос»), ни назвать злополучных разработчиков ДС300 («Не компетентен в этом»). Грубое нарушение условий конкурса, повлекшее за собой длинную судебную тяжбу, он счел «формальной ошибкой», а рассказывая о «непредвзятости» ГКС в принятии решений, окончательно сбился с «официальной линии партии»:

С.К.: «…Аффилированная с КРОКом компания выступала по сканерам. И КРОК проиграл этот конкурс… Точнее не КРОК, а та компания, которая выступала по сканерам, то есть «Сибкон». И комиссия выбрала в победители компанию «Пирит». В итоге получилось, что КРОК еще и судился с нами…

А.К.: «Не КРОК…»

С.К.: «КРОК».

А.К.: «Не КРОК - «Сибкон»!»

С.К.: «То есть да, «Сибкон»... И здесь получается, что нет лоббирования, а есть острая конкурентная борьба на разных сегментах рынка. Поэтому как-то трудно приписать ГКС желание жестко пролоббировать одну компанию, тем более желание отдать все заказы одной компании».

Перепись населения - как задача, требующая значительных вычислительных ресурсов, - издавна давала толчок развитию информационных технологий. Достаточно вспомнить, что именно перепись американского населения, проводившаяся в конце XIX века, спровоцировала появление компании Tabulating Machine Company, известной нам сегодня как IBM. Первый экземпляр UNIVAC-1 сразу же после сборки был передан в Бюро переписи населения США - и это первый случай гражданского использования подобной техники. Ранее такие компьютеры использовались только в военных расчетах.

В нашем случае, к сожалению, суета вокруг переписи если и привела к развитию ИТ-рынка, то радоваться этому развитию не хочется. Разве что за компанию КРОК, которая волею судьбы стала официальным поставщиком сканеров для переписи, а также технологии распознавания, серверов, активного и пассивного сетевого оборудования. Да за справедливость, которая восторжествовала. Причем восторжествовала так незаметно и деликатно, что недовольных-то и нет.

В статье использованы материалы программы «Седьмой континент» Александра Костинского, «Радио Свобода».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.