Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Технокочевник: дорога длиною в жизнь

Архив
автор : Андрей Драница   08.10.2002

Вы молоды и талантливы, вам кажется, что перед вами открыт весь мир. Вы не хотите связывать себя корпоративными цепями и зарабатываете на хлеб тем, что вам нравится. Вы - свободный художник: пишете статьи в компьютерные журналы, помогаете знакомым и знакомым своих знакомых ставить локальные сети, оказываете консультационные услуги…

Дорога длиной в тысячу ли начинается с одного шага.
Китайская пословица

Вы молоды и талантливы, вам кажется, что перед вами открыт весь мир. Вы не хотите связывать себя корпоративными цепями и зарабатываете на хлеб тем, что вам нравится. Вы - свободный художник: пишете статьи в компьютерные журналы, помогаете знакомым и знакомым своих знакомых ставить локальные сети, оказываете консультационные услуги… Казалось бы, вы на правильном пути - ведь вы работаете не на «дядю», а на самого себя, утром вам не надо спешить в офис, и, конечно, никто не заставит вас работать в выходные. Но стоит остановиться и задуматься, как идиллия рушится. Вы работаете как проклятый по двенадцать часов в день семь дней в неделю, и при этом ваш доход ничуть не больше, чем у клерка в какой-нибудь фирме. Неужели жизнь в свое удовольствие и зарабатывание денег - вещи несовместимые в принципе?

Начало пути

Примерно в такую ситуацию попал американец Стивен Робертс в далеком 1983-м. Но в отличие от других не отступил, не «повзрослел», а принял весьма радикальное решение: придумал проект High-tech nomadness - «высокотехнологичные кочевники» 1. Идея была одновременно проста и невозможна: Стив хотел быть мобилен и максимально независим, хотел вести кочевой образ жизни - и при этом не стать маргиналом, не выпасть из социума, а, наоборот, активно заниматься работой и не менее активно контактировать с окружающим миром.

Чтобы получить первоначальный капитал, он продал дом и часть имущества, а на вырученные деньги собрал Winnebiko - свой первый экспериментальный велосипед. Конечно, все системы Winnebiko были примитивны: лэптоп Radio Shack Model 100, тонюсенький канал связи от CompuServe, источником энергии служила пятиваттная солнечная батарея, но первые десять тысяч миль были пройдены на одном дыхании. Стив везде встречал теплый прием, появились заказы на статьи (почту Стив отправлял из телефонов-автоматов), интервью по телевидению, а позднее поступило предложение написать книгу («Computing Across America»). Но постепенно пришло разочарование своим творением - нельзя было набирать тексты на ходу, мешал недостаток энергии и практически отсутствовала связь. Однако технологии не стояли на месте, да и дополнительные деньги появились, поэтому Робертсу удалось произвести серьезный апгрейд своего средства передвижения: в 1986 году был спроектирован и построен Winnebiko II. Он разительно отличался от первой модели - был оснащен системой безопасности, синтезатором речи, трансмиттером любительского радио, получал 20 ватт энергии от солнечной батареи и нес отдельный лэптоп для работы в офлайне. К тому же, устав путешествовать в одиночку, Стив нашел себе компаньонку по имени Мэгги. А сменив провайдера на Genie, он начал активно осваивать киберпространство и нашел широкую поддержку в Интернет-сообществе.

Однако и вторая модель оказалась слишком хрупка и ненадежна. Следующим творением Стива стал BEHEMOTH (Big Electronic Human-Energized Machine… Only Too Heavy), основу которого составлял все тот же сильно модифицированный велосипед (уже с прицепом!), обвешанный приспособлениями, призванными обеспечить все необходимое для жизни и работы в пути. Сей агрегат стоил около 1,2 млн. долларов, строился (язык не поворачивается сказать «собирался») три с половиной года, а число компаний-спонсоров проекта BEHEMOTH перевалило за полторы сотни.

В процессе проектирования Стив выработал целый ряд требований к своему новому детищу. «Бегемот» должен был стать эффективным и безопасным средством передвижения на большие расстояния, все его возможности должны были быть равно доступны как на стоянке, так и во время движения, а все системы - просты в обслуживании, максимально вместительны, гибки и автономны в вопросах энергоснабжения, хранения и передачи информации.

Таким образом, от бортовых компьютеров требовалась совместимость с обычными офисными приложениями, от используемого «железа» - минимальное количество механических переключателей и настройка посредством графического интерфейса, а от системы в целом - хорошая масштабируемость, дабы обновления аппаратной части отнимали минимум времени и ресурсов. Наконец, никаких внешних антенн для систем передачи информации! Не забывайте, что на дворе стоял 1989 год: громоздкие и тяжелые компьютеры потребляли уйму энергии, были практически несовместимы между собой, имели слабые коммуникационные возможности, а о беспроводных технологиях передачи данных речь вообще не шла.

Как же Стив разгрыз эти далеко не тривиальные технические орешки?

Энергия

Ясно, что практически все электронные устройства требуют электроэнергии, которую в велосипеде взять вроде бы неоткуда - не использовать же мускульный привод, двигатель внутреннего сгорания, который требует бензина, или электрическую розетку где-нибудь по пути! К тому же активную деятельность технокочевнику хотелось вести постоянно, а не от случая к случаю - точнее, от розетки до розетки, между которыми порой пролегают сотни миль. Посему вопрос энергоснабжения стал одним из ключевых. Стивен использовал три источника электроэнергии: два непосредственно на велосипеде и один внешний. Основную мощность давал 72-ватный модуль солнечных батарей Solarex, еще одна 10-ваттная панель находилась на крышке чемоданчика. Второй задуманный источник был весьма перспективен, но так и не реализован окончательно - система регенеративного торможения. И наконец, внешним источником питания могла стать любая электрическая розетка или автомобильный прикуриватель.

Для балансировки нагрузки и обеспечения питания в темное время суток служили несколько аккумуляторов, снабженных специальными датчиками, исключавшими перезарядку батарей. Дополнительные датчики, находившиеся во всех ключевых точках электросети, поставляли информацию контроллеру питания, который и решал, как распределять энергию: поставлять для обеспечения нагрузки, направить на подзарядку батарей или вообще не использовать, а все данные о нагрузке, уровне заряда батарей и иная справочная информация отображались на дисплее в режиме реального времени.

«Железо» и софт

Стив не представлял себе жизнь без компьютеров, поэтому «Бегемот» был просто напичкан электроникой. Основой системы послужил переделанный Macintosh Portable 2, экран которого Стив установил над панелью управления. Управлять курсором мыши можно было как движением головы (с помощью сенсоров), так и джойстиком на правой рукоятке руля. Ввод данных осуществлялся с одной из двух клавиатур: «рукояточной», обслуживающей все компьютеры, или обычной, предназначенной в основном для работы в стационарном состоянии.

Для экономии энергии основные приложения запускались с RAM-диска. Мас использовался для мобильной издательской системы, текстового редактора, доступа к электронной почте, связи и презентаций во время демонстрации «Бегемота» журналистам и общественности.

Но Mac был вовсе не единственным компьютером «Бегемота». Для работы с DOS-приложениями и электронной картой служил Ampro Little Board 286 - почти 16-мегагерцовая IBM PC AT в промышленном корпусе с сопроцессором, 4-ме-габайтным RAM-диском и 40-мегабайтным винчестером. Не правда ли, потрясающая конфигурация? Зато эта машинка потребляла не больше 8 Вт. На второй DOS-системе, расположенной за сиденьем, работала база данных контактов (около пяти тысяч записей), файловая база и некоторые другие приложения. Все они часто использовались на ходу, а информация с этого компьютера выводилась на проекционный дисплей на шлеме. Небольшой экран, выполненный по оригинальной технологии (Reflection Technology’s Private Eye), имел вполне приличное разрешение 720х280 и создавал иллюзию плавающего экрана чуть ниже центра поля зрения ездока вне зависимости от направления взгляда и окружающих условий, будь то дождь, полная темнота или слепящее солнце.

Помимо этого, в пульте управления находилась DOS-система на основе Toshiba T1000, использовавшаяся в условиях энергетического голода (работает только текстовый редактор или коммуникационная программа). На ней же была установлена специальная программа, обслуживающая рукояточную клавиатуру, а важнейшим приложением на этой машине была система распознавания речи Covox, позволявшая отдавать простейшие команды через микрофон на шлеме или по радио.

Дополнял компьютерное хозяйство лэптоп (сначала PC, потом Macintosh PowerBook 170), который Стив использовал вне велосипеда. Помимо банального набора текста, он выполнял функцию удаленной консоли, обеспечивая дистанционное управление всеми системами «Бегемота» через радиоканал.

Наконец, перед самым началом путешествия был добавлен компьютер Sun SparcStation, необходимый для обработки карт и сложного CAD. Кроме того, с помощью этой рабочей станции велосипед обзавелся собственным узлом TCP/IP, подключенным к Интернету и Usenet через сотовый модем.

Но и это еще не все! В систему входило множество вспомогательных компьютеров. Основу этой электронной инфраструктуры составляли три форт-процессора New Micros FORTH 68HC11, управлявшие практически всем - распределением нагрузок, системой безопасности, сбором и первичной обработкой данных, декодированием сигналов с рукояточной клавиатуры, конфигурацией сети и многим другим. Ну а главным управляющим элементом стал BCP (Bicycle Control Processor), связанный со всеми остальными компьютерами и оборудованием прицепа.


BEHEMOTH

Основу «Бегемота» составляет велосипед «лежачего» типа, где путешественник полулежит на удобном сиденье: руки на руле по бокам, а ноги впереди пристегнуты к педалям. Длина велосипеда примерно 2,5 метра. За велосипедом находится прицеп, на крыше которого расположены солнечные батареи, а внутри - оборудование и багаж. Перед ездоком, под обтекателем, находится панель управления, три больших LCD-дисплея и различные переключатели. Сзади - отсек RUMP (Rear Unit of Many Purposes), обеспечивающий дополнительное место для оборудования, а также док для алюминиевого «чемоданчика» с собственной маленькой солнечной батареей. Сам путешественник облачен в шлем с проецирующим дисплеем, ультразвуковыми сенсорами движения для управления курсором, фонарем, системой охлаждения и аудиосистемой (микрофон и два независимых динамика, позволяющих на каждый канал транслировать разный сигнал). В полностью «упакованном» виде велосипед весит примерно 263 кг (плюс ездок) и посему имеет 105 (!) скоростей, «шасси» для подъема в гору и гидравлические тормоза.


Сети и связь

Одной из самых сложных задач было сопряжение всех устройств в единую сеть, реализованное с помощью кросс-матрицы, через которую проходили все коммуникации. Каждый крупный узел (панель управления, RUMP, прицеп) содержал такую матрицу, подключенную ко всем локальным устройствам. Матрицы соединялись двенадцатью экранированными линиями (восемь аудио- и четыре последовательных канала), которые автоматически задействовались по мере возникновения тех или иных событий. Например, при входящем звонке с мобильного телефона его вход подключался к микрофону, а выход к левому динамику на шлеме. При этом правый наушник мог быть соединен с другим аудиоисточником.

Связь с внешним миром зависела от доступных в данный момент сервисов. Так, в городе «Бегемот» использовал обычный сотовый телефон, к которому были добавлены адаптеры автоответчика, факса и верификатора кредитных карт. Помимо этого на борту было несколько модемов, включая акустический (!) для использования в таксофонах, плюс кабель с «крокодилами» для подключения в совсем уж экстремальных условиях. Там, где сотовый не действовал, применялся спутниковый терминал OmniTRACS. Потреблявший всего один ватт, этот 14-гигагерцовый аппарат давал круглосуточное покрытие всей территории США через спутник. Для отправки деловой корреспонденции задействовался автоматический шлюз, а для остальных сообщений Стив из соображений экономии пользовался любительским радио. Другим преимуществом этого метода было огромное «радиокоммьюнити», что значительно облегчало Стиву поиск места отдыха в незнакомом городе. Радиосвязь обеспечивалась двумя трансиверами, один из которых - переносной - Стив носил с собой, а второй использовал для бесед на ходу: на левой рукоятке руля был установлен переключатель, а сам трансивер подключался к аудиоканалу матрицы.

Последним компонентом в системе связи стал небольшой телевизионный передатчик, подключенный к видеокамере и передававший сигнал любительским телестанциям.

Безопасность

Любое путешествие связано с определенным риском, что, конечно, придает жизни остроту, но все-таки Стив решил свести риск к минимуму, оснастив «Бегемот» системой безопасности. От нее не требовалось активной или пассивной защиты, главное - обеспечивать непрерывную связь владельца с «Бегемотом» и мониторинг окружающей обстановки. Система приоритетов позволяла выбрать один из шести уровней опасности, при этом выбор зависел от множества факторов: например, если велосипед припаркован в городе, приближение человека не является поводом для тревоги, тогда как в лесу или гараже «Бегемот» обязательно должен на это отреагировать. При опасности любого уровня «Бегемот» сигналил хозяину по радио, после чего Стив мог подать запрос для получения более детальной информации или подключиться к динамикам велосипеда, дабы отпугнуть злоумышленников фразочками типа: «Не трогай меня, а то спалю тебя лазером». Ну а в самом крайнем случае «Бегемот» сам звонил в полицию, сообщал, что его крадут, и называл свои координаты.

Жизненные потребности

Хотя «Бегемот» и стал довольно продвинутым технологически устройством, жить в нем безвылазно, конечно, было невозможно. Поэтому Стив взял в дорогу полный комплект туристического снаряжения, включая аптечку, запас продуктов, систему фильтрации воды, кухонную утварь, оружие, спальник, теплые вещи, приличную одежду для города (на случай, если придется давать интервью для телевидения) и еще множество незаменимых мелочей. На случай непогоды или ночлега под открытым небом имелась огромная палатка-тент, позволяющая спрятаться внутри не только человеку, но и велосипеду.

И наконец, Стиву все же пришлось обзавестись офисом - увы, но банки и другие организации привыкли иметь дело с людьми, которые обладают физическим адресом, а не колесят по дорогам. Во времена, когда безбумажные технологии были еще экзотикой, базовый офис служил своеобразным шлюзом между путешественником и традиционным миром.


1 (обратно к тексту) - Адекватно перевести на русский это определение, увы, невозможно - слово nomadness относится к новоязу и состоит из двух смысловых частей: nomad - кочевник и madness - безумие. - Прим. ред.
2 (обратно к тексту) - Первый портативный Macintosh, который на тот момент был только запущен в производство и весил 7,7 кг.

Конец «Бегемота»

Если взять много маленьких вещей и соединить их вместе, в результате все равно получится нечто очень большое. Да и далеко не все, что хотелось, Стив смог взять с собой: несмотря на прогресс в микроэлектронике, кое-что на велосипеде не уместилось. В конце концов, выполнив свою задачу - став тем самым пробным камнем, благодаря которому были отлажены технологии, которые сейчас, почти двадцать лет спустя, применяются во многих бытовых приборах, не говоря уж о компьютерах и системах коммуникаций - «Бегемот» был отправлен на вечное хранение в музей компьютерной истории в Кремниевой Долине. Пришло время нового проекта.

В 1991 году, когда Стив объезжал озеро Мичиган, ему в голову пришла мысль, что было бы неплохо просто переплыть озеро, предварительно обтянув велосипед чем-то вроде стеклопластика. К сожалению, «Бегемот» был тяжеловат, да и вообще не слишком годился для водных процедур, поэтому заманчивую идею пришлось отбросить.

Однако некоторое время спустя Стив познакомился с морскими каяками - небольшими лодками, и вернулся к похороненной было задумке. Целый год, мотаясь по стране (на этот раз в грузовичке под названием Mothership), он вынашивал проект лодки, размышлял о ее коммуникационных и компьютерных системах.

К весне 1993 года Стив нашел хорошее место для начала работ - недалеко от кампуса Калифорнийского университета в Сан-Диего. Как часто бывает, первоначальный проект страдал гигантизмом, и вместе с разрастанием различного рода систем росла и сама лодка, пока не превратилась в десятиметровый тримаран. Конструкция уже не помещалась в отведенном строении, и пришлось переехать в Кремниевую Долину, в ангар, любезно предоставленный фирмой Apple.

Может, под влиянием весны, а может, в результате виртуального романа в апреле 1997 года проект пережил второе рождение. Из Лондона к Стиву приехала его новая подружка Наташа, большая лодка была продана, а средством передвижения теперь был выбран тримаран размером с каноэ, нареченный MicroShip.

В начале 1998 Стив перебрался в новый дом-лабораторию, на острове Камано близ Вашингтона, где стал доводить свое детище до ума.

MicroShip

Помимо основной идеи компьютеризированного, минималистского средства передвижения, новый проект должен был учитывать «водную» специфику, так как подавляющее большинство систем, которые планировалось задействовать, не были рассчитаны на эти условия. MicroShip должен был стать небольшой лодкой, предназначенной для плавания во внутренних водоемах либо в прибрежной зоне. Казалось бы, вместо двух лодок (для Стива и его подруги) проще сделать одну, что дало бы массу преимуществ: возможность нести вахту по очереди и вместе выполнять трудные задачи, избежать дублирования некоторых систем и так далее. Но любая лодка, в которой умещаются два человека, оказалась бы слишком большой и тяжелой, чтобы самостоятельно выволочь ее на берег. И Стив решил построить два судна. Разумеется, не все пришлось изобретать самостоятельно: корпус и элементы палубы, парусное вооружение и поплавки были позаимствованы из имеющихся на рынке решений. Возможность вытащить лодку на берег без сверхчеловеческих усилий достигли с помощью специального подвижного шасси на четырех колесах. Все внутренние системы были перепакованы и помещены в герметичные корпуса.

Так как основная идея проекта - автономность, двигатели внутреннего сгорания были отброшены сразу. Но чтобы не зависеть от капризов природы, недостаточно одного лишь паруса, пришлось подумать о мускульном приводе. Опытным путем было установлено, что ноги и педали гораздо эффективнее рук и весел, поэтому MicroShip оснащен убирающимся педальным приводом SpinFin, позволяющим лодке идти со скоростью до семи узлов.

Стив решил использовать и энергию солнца, благо места под солнечные батареи на лодке куда больше, чем на велосипеде. Массив солнечных батареи Solarex мощностью около 480 Вт позволил задействовать для перемещения и электромотор. Однако тот аккумулятор, для которого нашлось место, на полном ходу разряжался за три часа, так что Стиву пришлось придумать хитрую систему распределения мощности. Дабы не контролировать уровень разряда постоянно, специальная программа вычисляет, какую мощность потребляют все подсистемы и сколько дают солнечные батареи. Мощность батарей довольно велика, а потребляющие системы весьма экономичны, и остающаяся избыточная мощность составляет допустимый «полный ход» электромотора. Таким образом, можно смело «давить на газ», а умная программа не даст аккумулятору разрядиться. На всякий случай есть аварийный выключатель этой системы, позволяющий в опасных ситуациях подать на электромотор всю энергию.

Управляющие подсистемы

Обязательно ли путешествовать только по воде? Вовсе нет, Стив может вытащить лодку на берег и пройтись по городу, не потеряв связи с MicroShip, а значит, по-прежнему имея доступ ко всем сервисам своего маленького корабля. В случае каких-то неприятностей он получит сигнал-оповещение от систем безопасности; нажав пару кнопок, можно проверить состояние батарей, узнать абсолютные и относительные координаты лодки (считая базовыми свои - весьма удобно, чтобы, выйдя на пляж, определиться, в какую сторону идти).

Помимо таких сравнительно примитивных функций, доступны и более сложные, требующие предварительной обработки данных и обращения к сторонним сервисам. Например, чтобы прослушать прогноз погоды на завтра, Стив отдает команду бортовой системе, которая связывается по радио с системой береговой службы NAVTEX, получает цифровой метеопрогноз, обрабатывает данные и преобразует с помощью синтезатора речи в аудиосигнал, который отправляется обратно Стиву.

Другой интересной системой является MIMSY (Microship Information Management System). Перед сторонним пользователем MIMSY предстает в виде обычного веб-сайта, но на практике эта система организует в единое информационное пространство базы данных, навигационные, вычислительные и инженерные подсистемы, текстовую, фото- и видеоинформацию, обеспечивая удобное управление всем этим хозяйством. MIMSY регулярно передает телеметрию по электронной почте на наземный сервер, контролирует состояние всех низкоуровневых подсистем и посылает краткие отчеты на главную консоль, избавляя экипаж от рутинной работы.

Кроме MIMSY, существует еще целый ряд самостоятельных подсистем, работающих параллельно, но в связке с нею: навигация, некоторые виды связи, управление двигателями. Такое разделение повышает надежность, но затрудняет управление - одним, пусть даже и большим экраном, уже не обойтись.

Главную информационную нагрузку несут Linux-сервер, осуществляющий вывод на LCD, и консольный Macintosh. Массив из 48 светодиодов постоянно отражает состояние подсистем. Часть систем - морской УКВ-передатчик, электронный компас, GPS, индикатор аккумулятора - имеют и собственный интерфейс, которым удобно пользоваться при выключенном главном дисплее.

Набор приложений включает практически все программное обеспечение, которое может понадобиться в дороге: навигационное и коммуникационное ПО, программы для управления видеокамерой и работы с видео- и аудиоинформацией, офисные приложения и различные утилиты.

Обслуживающее и системное ПО в целом стандартное, но тем не менее обладает рядом особенностей в силу задач, которые с его помощью приходится решать:

  • центральная серверная многозадачная оболочка (ОС и вспомогательное ПО), позволяющая получать, отправлять и обрабатывать данные из различных источников;

  • произвольный, программно управляемый доступ к аналоговым и цифровым каналам;

  • распределенный и независимый доступ (поверх низкоуровневых сервисов) к основным системам;

  • минимизация энергопотребления;

  • графический интерфейс (например, через браузер) для управления основными системами.


Между тем путешествие Стивена Робертса продолжается.

С 23 марта 2001 года по октябрь-ноябрь 2003-го он должен покрыть более 10 тысяч миль, сделав девятнадцать остановок (не считая промежуточных) в крупных населенных пунктах или просто примечательных местах.

И кто знает, какие новые идеи и решения появятся во время этого вояжа?


Что новенького?

Одним из существенных отличий MicroShip от «Бегемота» стала система мониторинга окружающей среды, и хотя изначально никаких специальных экологических задач не ставилось, полученные данные оказались весьма полезны экологам. Благодаря протяженности маршрута и постоянному контакту с водной средой удалось получить гораздо больше данных, нежели при дистанционном или точечном мониторинге, при этом все данные снабжаются временным и географическим (очень пригодилась GPS) штампом.

Второе новшество - широкое применение видео, то, чего так не хватало в «Бегемоте». MicroShip буквально обвешан видеокамерами: под водой, в кокпите, на специальной турели. Пожалуй, самая интересная картинка получается с камеры, установленной на турели, которой можно управлять программно, даже через веб. Еще две камеры, оснащенные мощными объективами и инфракрасными фильтрами, стоят на вращающихся платформах. К тому же камеры интегрированы в систему безопасности, что позволяет визуально определить источник опасности. На второй лодке установлен специальный прибор, сочетающий цветную/черно-белую/инфракрасную видеокамеру низкого разрешения и лазерный указатель. Все видеоканалы скоммутированы на специальную видеоматрицу, к которой также подключен видеомагнитофон, благодаря чему изображение с любой камеры можно записать. К этой же матрице подключены маленький телевизор и устройство захвата видеосигнала, так что теперь вместо обычных текстовых заметок о путешествиях Стив создает почти профессиональные видеоролики.

Манипуляции с музыкальным контентом тоже не ограничиваются банальным воспроизведением mp3. Есть возможность и помузицировать, благо имеются MIDI-синтезатор, драм-машина, секвенсор, микшер и утилиты для записи. Наконец, все перечисленные устройства тоже подключены к кросс-матрице, что позволяет пользоваться ими даже в самых неожиданных ситуациях, а уж такие банальные вещи, как обработка аудиопотока и совмещение с видеороликом, вообще выполняются одним движением мыши.


Один день из жизни технокочевников

«Доброе утро! Местное время 7:15, солнце уже встало, температура 58 градусов по Фаренгейту. С прошлого вечера поступило восемь почтовых сообщений, уровень заряда батареи 91%, ваш портфель ценных бумаг подорожал на 4%, все системы корабля работают нормально», - примерно так каждое утро MicroShip будит своего хозяина. Умывшись, одевшись и позавтракав, Стив загружает браузер на своем PowerBook’е, через беспроводной Ethernet соединяется с веб-сервером на борту лодки и просматривает отчет: никаких происшествий за ночь, все ОК. Затем открывает Eudore и, соединившись с IMAP-сервером на борту, приступает к разбору почты. Потом отправляет письмо Наташе, которая поднялась чуть раньше: «Увидимся в Драмберг-парке. Все системы работают нормально, до встречи за чашечкой кофе…» Обсудив с подругой планы на день, Стив собирает палатку и спускает лодку на воду.

Ветра практически нет, поэтому приходится поработать ногами. Навигационная система активируется и показывает текущее положение лодки на географической карте, браузер в режиме реального времени отображает состояние энергетики, коммуникационных систем и прочую справочную информацию. Солнце тем временем уже светит достаточно ярко, можно перейти на электромотор и немного отвлечься, чтобы набрать несколько страниц текста для статьи. Спустя некоторое время из динамиков раздается голос Наташи, которая нашла какой-то потрясающий вид и просит Стива включить видео. Пара кликов мышки - и на дисплее крутится только что отснятый за несколько миль отсюда видеоролик с пейзажами.

Стив решает поболтать по любительскому радио с кем-нибудь из жителей окрестных городков, параллельно обсуждая через Globalstar с одним из технологических спонсоров возникшие вопросы. В этот момент система безопасности предупреждает, что кто-то приближается к лодке Наташи. Стив открывает браузер и переходит на домашнюю страничку лодки. Там он активирует веб-камеру, оглядывается вокруг и замечает пару подростков, крутящихся неподалеку и явно проявляющих интерес к лодке. Чтобы отбить у них охоту зариться на чужое, Стив активирует лазер (что-то вроде лазерной указки), наводит его на одного из парней, включает синтезатор речи, и из динамика несется: «Прочь от лодки, хулиганье, не то позвоню вашим родителям и сообщу, что вы прогуливаете школу».

Спустя некоторое время система контроля окружающей среды выдает предупреждение о том, что в составе воды зафиксированы небольшие изменения. Стив соединяется с геоинформационным сервером, получает подробную карту района и смотрит, нет ли поблизости каких-либо промышленных предприятий, которые могут быть тому виной. После того как причины установлены (а если нет, на карте выставляется тревожный флажок), вся информация вносится в единую базу данных по мониторингу окружающей среды.

Конечно, далеко не каждый рабочий день Стива столь насыщен событиями. Порой он мало отличается от рабочего дня обычного человека, разве что вместо личных встреч и переговоров используются видеоконференции и радиочат. Но нет сомнений, что совмещать работу с путешествиями гораздо интереснее, чем сидеть в офисе, на что обречено большинство из нас.


Сухой Мокрый остаток

Что же побудило Стива продолжить путешествия после того, как тщеславие и жажда велосипедных прогулок были утолены? На то есть несколько причин.

Общество грядущего будет основано на безбумажных технологиях, станет энергоэффективным, зависящим от широкополосных коммуникационных сетей, и уже сейчас жизненно необходимы идеи, инструменты, и самое главное - понимание проблем, которые нас ждут. Таким образом, банальный велосипед или лодка становятся пилотным проектом, лакмусовой бумажкой будущего.

Технологии развиваются стремительно, объем знаний постоянно растет, и один человек уже не может владеть всей информацией по широкому кругу вопросов. Это, в свою очередь порождает узкую специализацию, в которой, конечно, нет ничего плохого - но специалисты, способные охватить взглядом всю ситуацию, постепенно исчезают. Именно поэтому все больше возрастает спрос на умы разносторонние. Горстка любопытных технарей может порой сделать больше, чем научные отделы целых корпораций. Компании, осознающие свою узкую специализацию и стремящиеся держаться на плаву, прибегая к услугам таких одержимых людей, смогут получить неоценимое конкурентное преимущество.

В процессе конструирования и создания своих творений Стив Робертс решал неординарные технические проблемы: автономные энергетические системы, безопасность, управление в режиме реального времени, глобальные коммуникации, мобильное издательство и многое другое. Подобные потребности вовсе не уникальны, и продукты, их удовлетворяющие, будут пользоваться спросом у тех же путешественников, что, в конечном счете, может привести к появлению десятка новых фирм, занимающих весьма перспективную и свободную на тот момент нишу.

Людям нравятся истории о жизни на грани. Если мы не может сделать чего-то сами, то с удовольствием прочитаем, как это делают другие. Путешествия и писательство тесно связаны друг с другом. Для автора, обладающего самыми продвинутыми средствами для мобильного издательства, коммуникации и сбора информации, путешествие может превратиться в золотую жилу - неисчерпаемый источник историй и рассказов, эффективный маркетинговый инструмент, приносящий известность. А имя - это половина успеха.

Приключения. По большому счету, желание покрутить педали было самым первым мотивом. Конечно, велосипед - это не удобное кресло автомобиля, но, с другой стороны, много ли мы видим, проносясь с бешеной скоростью мимо бесчисленных городишек?

Общение. Этот пункт может показаться странным, особенно учитывая ту роль бродяги, одинокого путника, которая подразумевалась с самого начала. Это не совсем верно, ведь жизнь технокочевника неминуемо приводит к знакомству с множеством людей, число которых еще больше увеличивается благодаря глобальным сетям. Узкий круг из родственников, ближайших друзей и коллег разрастается до немыслимых масштабов. Жизнь вокруг бьет ключом, а само понятие «дома» приобретает совершенно другое значение.

И последнее - технологический вызов. Если вам нравится возиться с железяками и заставлять их работать, как вам нужно, а не как хочется им, если вы без ума от заковыристых технических задачек, вы поймете, что порой важен не только результат, но и сам процесс. Ну а пользуясь вниманием прессы, можно привлекать новых спонсоров, что позволяет выбирать наилучшие из существующих или придумывать новые технологии.

О том, что получил Стив помимо известности и определенного коммерческого успеха, остается только догадываться. Но вот мир получил с его помощью очень многое. Например:

  • Энергобалансирующие микросхемы

    Одно из преимуществ форт-процессоров - низкое энергопотребление при небольшой вычислительной нагрузке. При неограниченном доступе к электроэнергии это осталось бы незамеченным, но мобильные приложения, столь широко используемые в путешествиях Робертса, акцентировали внимание промышленности на данном перспективном направлении - результатом стали технологии типа Intel Speed Step.

  • Вариация каналов связи в зависимости от их цены и доступности

    Хотя спутниковые телефоны, способные в зависимости от обстоятельств сменить спутниковый канал на мобильный, пока не получили широкого распространения, но очевидно, что будущее за ними.

  • Широкое использование мобильных терминалов для управления техникой

    А вот эта технология уже живет и здравствует - вспомните хотя бы Интернет-холодильники.

  • Электронный документооборот

Жизнь вне дома, но без потери контакта с миром, особенно деловой его частью, раньше была практически невозможна, и хотя Стив не был первооткрывателем, именно он указал на те проблемы, которых мы сегодня даже не замечаем - электронные платежи, оплата услуг через мобильные телефоны или Интернет и пр.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.