Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Челночный бег по полю мин образования

Архив
автор : Вадим Иванченко   18.09.2002

Несмотря на то что пятилетний эксперимент в области дистанционного обучения признан успешным, этот вид образовательных услуг находится пока в зачаточном состоянии. Сам эксперимент держался только на инициативе и материальных и финансовых средствах вузов-участников.

Несмотря на то что пятилетний эксперимент в области дистанционного обучения признан успешным, этот вид образовательных услуг находится пока в зачаточном состоянии. Сам эксперимент держался только на инициативе и материальных и финансовых средствах вузов-участников. В министерстве не было даже подразделения, координирующего работы по учебно-методическому, психолого-педагогическому, нормативному обеспечению дистанционного образования.

Каждый вуз исходил из собственных интересов, что отчасти напоминало ситуацию с лебедем, раком и щукой (программную среду дистанционного обучения разрабатывали и/или внедряли как и какую хотели, создаваемые курсы часто дублировали друг друга и т. п.), хотя, с другой стороны, удалось отработать множество вариантов технологических и организационных решений. По большому счету, осталось решить ряд проблем общегосударственного уровня (таких, как совершенствование законодательной базы, интеграция различных дистанционных технологий, организация переподготовки преподавательских кадров в качестве как разработчиков новых электронных учебно-методических материалов, так и преподавателей, использующих их в учебном процессе), и после этого можно сосредоточиться на сугубо методических задачах, отчасти связанных со спецификой преподавания тех или иных предметов (например, с особенностями дистанционного изучения иностранных языков или с разработкой виртуальных лабораторных практикумов на основе средств моделирования и удаленного доступа к учебному и научному оборудованию).

Проблем с развитием института дистанционного образования, конечно, больше, чем я перечислил, но что бросается в глаза: они удивительно похожи на проблемы реализации программы «Электронная Россия». Всё то же: нормативно-правовой вакуум, отсутствие системы стандартов, непроработанность вопросов лицензирования, неподготовленность кадров, необходимость увязки процессов информатизации с реформированием системы, недостаток внимания государственных органов, дефицит финансирования и т. д. Те же проблемы, те же ожидания, - и там и там нужен быстрый качественный скачок в эффективности системы госуправления/образования. Первые практические шаги - и те в ногу. Правительственный портал - образовательный портал… Многое похоже, деньги разные.

На разработку общеобразовательного портала в федеральном бюджете запланировано (по программе «Развитие единой образовательной информационной среды в 2002-2005 гг.») только в этом году 100 млн. руб. (всего до 2005 г. - 470 млн.), а на создание специализированных порталов - 78 млн. руб. (всего 977 млн.). Только на разработку методологии создания системы образовательных порталов ГосНИИ ИТТ «Информика» 1 получил в текущем году чуть ли не в два раза больше средств, чем кооперация во главе с IBS на создание правительственного портала (9,6 млн. против 5,8 млн. руб.). На выделенные деньги эта кооперация должна создать к концу года не только методологию, но и опытный проект экономического портала, состоящего из объединения информационных Интернет-ресурсов федеральных органов исполнительной власти экономического блока Правительства. В моем понимании любая «методология» по определению есть не более чем «возвышенные» слова о группе методов, вполне умещающиеся в трехсотстраничный том отчета, иначе я бы назвал ее мотодологией. Но это вопрос терминологии.

В общем, можно добавить еще одну проблему, требующую решения: оптимизация расходов на создание единой образовательной информационной среды.

Касательно образовательных порталов возникает еще один вопрос. Минобразования провело два открытых конкурса на создание в общей сложности одиннадцати порталов - четырех общеобразовательных («Российское образование», «Социально-гуманитарное и политологическое образование», «Педагогика общеобразовательной школы», естественнонаучный образовательный портал) и шести специализированных (портал открытого образования, портал по экономике, менеджменту и социологии, по юридическим наукам, «Гуманитарные науки» и др.). Официальные результаты торгов пока неизвестны.

Целесообразно ли дробить разработку порталов по отраслям наук? Ведь, с одной стороны, победители в каждом лоте в общем случае будут разные, и каждый из них придет со своим проектом технического задания, своим вариантом решения по составу, структуре, архитектуре построения портала. Целесообразно ли задавать в разработку архитектурно разные системы, которые должны быть взаимосвязаны? А насколько, например, будут отличаться по структуре портал по экономике, менеджменту и социологии и «Гуманитарные науки»? Рискну предположить, что процентов на десять, не больше. То же касается и единого средства разработки портала и единой программной обучающей среды (положим, для экономии средств). Эксперты ГосНИИ «Информика», предприятия, которое мы наверняка увидим в победителях, и не в одном лоте, отдают предпочтение продуктам от IBM - WebSphere Portal Server (средство разработки) и LearningSpace (обучающая среда). Возможно, это программное обеспечение и станет основой российских образовательных порталов, несмотря на то что треть участников вышеупомянутого эксперимента (причем самых активных, таких как МЭСИ) развивает систему WebCT (самую, наверное, популярную в мире среду дистанционного обучения среди университетов), а, кроме того, существуют как отечественные разработки (ОРОКС), так и системы, распространяющиеся на принципах open source (например, MimerDesk, разработкой которой управляет финская компания Ionastream, а распространяет в России учебный центр «Микротест»).

По планам Минобразвания, уже в этом учебном году «компьютеризированные сельские школы будут получать электронный образовательный продукт» именно с этих образовательных порталов. Ведь во всех школах будут стоять компьютеры, во многих - модемы, а в 14 тысячах удаленных от наземных коммуникаций сельских школ поставят оборудование спутниковой связи (контракт с НПО «Кросна», 340 млн. руб. в 2002 году) - новая головная боль директору по поводу сохранности техники 2. Какой именно образовательный продукт будут скачивать сельские школьники, представители министерства не уточняют. Ситуация характерна тем, что налицо нехватка и электронных образовательных ресурсов (в том числе дистанционных), и квалифицированных разработчиков-преподавателей - мы явно спешим с технической стороной вопроса. Будем надеяться, что чиновники далеки от погубившего многие проекты принципа: сначала поставим технику, а потом с технологией разберемся. Уж больно велика цена ошибки.

А за хорошо сделанное дело люди всегда скажут спасибо. Главное, чтобы в результате мы не получили пшик или хуже того - мину замедленного действия.


1 (обратно к тексту) - ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций является экспертным учреждением Минобразования и Миннауки РФ в сферах информационных технологий и образования.
2 (обратно к тексту) - Стоит одно такое «место» долларов триста, а если будут ставить VSAT-станции - счет пойдет на тысячи.

Хотя психологические и методические основы дистанционного обучения сегодня разработаны еще недостаточно полно, уже появляются опасные тенденции «вырвать» из этой технологии больше, чем она может дать.

Так в свое время было с искусственным интеллектом, на решение проблем которого возлагались огромные надежды, оправдавшиеся только частично (распознавание образов, речи и т. п.). Та же участь может постигнуть и дистанционное обучение. Особенно ярко это заметно при обучении иностранному языку.

Что же реально может дать сегодня дистанционное обучение иностранному языку (ДО ИЯ), принимая во внимание, что конечной целью является речевая деятельность на другом языке? Вспомним о трех уровнях процесса коммуникации, установленных К. Шенноном и В. Вивером.

  1. Первый уровень - соблюдение синтаксических правил, то есть произнесение, грамматическое оформление высказывания.
  2. Второй уровень - соблюдение семантических правил, то есть адекватный отбор средств для передачи смысла.
  3. Третий уровень - соблюдение прагматических правил (Ч. Моррис), то есть эффективное влияния на поведение собеседника в желаемом направлении.

Цель обучения иностранному языку только тогда считается достигнутой, когда учащийся находится на третьем из указанных уровней, так как предыдущие «не обеспечивают воздействия на собеседника». Может ли ДО ИЯ предоставить какие-либо средства для овладения умениями и навыками языковой коммуникации? Эта проблема сродни, например, вопросу о том, можно ли при помощи Internet научить кого-либо управлять самолетом. Все дело в так называемой обратной связи. Процесс овладения языком не похож на процесс освоения знаний из области биологии, математики, химии или других наук, равно как отличаются умения применять языковые и естественнонаучные знания. И если современные методики очного обучения худо-бедно решают проблему обратной связи, то что можно сказать о дистанционной форме с ее псевдообратной связью. Много дает использование видеоконференций - возможность групповой работы, создания относительно живых коммуникативных ситуаций и т. д. «Но, учитывая, что в обычном (недистанционном) обучении даже для обеспечения первоначального овладения языком (на уровне «языкового выживания») нужно от 100 до 200 учебных часов, использование видеоконференций превращается в слишком дорогое удовольствие».

Несомненно, радует, что ведутся разработки различных систем, которые могут найти применение в ДО ИЯ. Но эти методы пока нельзя считать полноценной формой. И вот почему.

Поскольку дистанционное обучение ориентировано на широкие слои населения, правомерно говорить об их обеспеченности компьютерной техникой, о компьютерной грамотности и о массовом подключении к Internet. Кроме того, нет возможности полноценно испытывать уже разработанные методические модели (и это при острой нехватке в стране людей со знанием иностранных языков).

Не вселяет оптимизма и неразработанность теоретических основ проблемы, отсутствие координации по внедрению в практику продуктов педагогического проектирования дистанционной формы обучения языку, отсутствие педагогов-координаторов. Возникает необходимость переосмысливать многие положения психологии и методики преподавания. Впрочем, это актуально не только для иностранного языка. Учитывая, что теоретические решения приходится находить непосредственно при практической реализации, не исключены досадные ошибки.

На сегодняшний день ДО ИЯ хорошо лишь для некоторого класса задач. Для полного всестороннего освоения языка нельзя отказаться от «живого» обучения, даже при условии интерактивности дистанционного режима. Значит, приходится говорить о смешанной очно-дистанционной форме. Сугубо дистанционная форма подходит только для обучения чтению или письму и при методически правильной подборке материалов и упражнений.

Часто происходит путаница между системами дистанционного и самостоятельного обучения. В первом случае предполагается наличие как учителя, так и учащегося (или группы учащихся, что особенно важно при обучении языку), а также их общения; во втором есть ученик и система, интегрирующая и предоставляющая необходимые ему знания и контроль. Сегодня преобладают системы для самостоятельного изучения. Поэтому при большом их обилии ученику, несомненно, выгоднее вместо подключения к Internet купить учебник грамматики и учить язык по нему, или найти преподавателя.

ДО ИЯ при использовании Internet и других видов телекоммуникаций привлекает для решения различных методических задач многочисленные технологические изыскания из многих отраслей, в том числе и распознавание речи. Скажем, для обучения фонетике английского языка неплохо было бы иметь систему, которая предоставляла бы учащемуся проинтонированный вариант какого-либо текста, сравнивала его с речью самого учащегося и комментировала ошибки. Но такой системы пока нет.

В общем, ДО ИЯ - дело будущего, для приближения которого необходимо расширение разработок по методике, дидактике и психологии дистанционного обучения, а также публикаций о них. Сегодняшние сайты дистанционного обучения языку, как правило, представляют собой электронные варианты учебников по грамматике с вкраплениями элементов тестирования…

Владимир Верисокин,
vladver@mail.ru

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.