Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
16.09.2002

Проторговалась… - …следующая станция - 3. - Битва за ящик. - Аста Баньяна . - Смотреть за 24 часа. - XPеновые дела… - Дигитальный суррогат. - Секретный угол зрения. - Фото-облом. - Деньги налево, деньги на право… - В морг - значит, в морг… - Беспроводной спам. - Новости на ходу. - Правду и только правду. - "Замочные скважины" в небе.

Проторговалась…

Компания eBay, владеющая самой популярной в Сети аукционной торговой площадкой, обвинена в нарушении чужих патентов, и ее могут обязать сменить вырабатывавшийся годами пользовательский интерфейс. Впрочем, это не самое страшное следствие иска, еще в октябре прошлого года поданного на классика Интернет-аукционов Томасом Вулстоном (Thomas Woolston), основателем конкурирующего с eBay веб-сервиса MercExchange. Иск вылился в судебное разбирательство, в котором незаметно для прессы прошло уже несколько предварительных слушаний. Окончательное заседание назначено на 12 ноября, и если eBay проиграет дело, ей придется компенсировать нанесенный Вулстону ущерб, который может составить миллионы долларов. Сумма, запрошенная истцами, указана в иске, однако судья, ведущий дело, предпочел не оглашать ее.

Вулстон - настоящий теневой король рынка Интернет-аукционов. Впервые задумавшись о механизмах торговли через Сеть еще в конце 1980-х годов, начиная с 1998-го и по сей день он успел получить четыре патента и оформить заявки (которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения) еще на десять патентов, описывающих различные аспекты деятельности Интернет-торговцев. Полученные патенты немедленно пускались в ход: в 1998-м Вулстон подал жалобу в патентное ведомство на Priceline (разбирательство по сей день не завершено), а в 2000-м, угрожая судом, заставил GoTo.com выплатить ему компенсацию, размеры которой остались в тайне. Учитывая, что заявки на патенты Вулстон начал подавать в 1994-м, за год до основания eBay, последняя в 2000 году сама проявила интерес к патентам, предлагая выкупить их. Однако Вулстон отказался, а после того, как его предложение лицензировать патенты было отвергнуто руководством eBay, подал на компанию в суд. - Е.З.

Точно в девятку

Microsoft любит сопровождать масштабными презентациями выпуск своих новых продуктов. Не стал исключением и выход новой версии технологии Windows Media, уже под номером 9: на церемонии в центре Голливуда новинку вместе с Биллом Гейтсом представляли такие звезды шоу-бизнеса, как кинорежиссер Джеймс Камерон, продюсер группы Beatles Джордж Мартин и популярный в США актер и музыкант LL Cool J. Ни выбор места, ни список гостей не были случайными: все это призвано лишний раз подчеркнуть значимость WM9 для рядовых пользователей, которые, по словам разработчиков, смогут с помощью новой технологии превратить свой персональный компьютер в полноценный мультимедийный развлекательный центр.

WM9, известная также под кодовым названием Corona, разрабатывалась на протяжении четырех лет и обошлась Microsoft в 500 млн. долларов. Ее программная реализация насчитывает пять отдельных продуктов: аудио- и видеокодеки, программу для кодирования контента Windows Media Encoder 9, потоковый сервер Windows Media Services 9, инструментарий разработчиков Windows Media 9 SDK и, конечно, проигрыватель Windows Media Player 9. В новой технологии Microsoft удалось повысить степень компрессии аудио- и видеоинформации: аудиофайлы, кодированные в WM9, имеют примерно на 20% (видеофайлы - до 50%) меньший объем при том же качестве, нежели кодированные предыдущими версиями кодеков. Это позволяет компании декларировать превосходство своего формата над конкурирующими, и прежде всего - над MP3 (поддержка которого в WM9 сведена только к воспроизведению) и MPEG-4 (который не поддерживается вовсе, что, впрочем, и не требуется: по заявлению Microsoft, WM9 обеспечивает вдвое большую степень компрессии видео).

Новые кодеки поддерживают формат звука 5.1 и видеоформат телевидения высокой четкости HDTV. WM9, первой из технологий потокового медиа избавлена от обязательной буферизации сигнала перед воспроизведением и после перемотки при просмотре трансляций в Сети: достигнуто это благодаря новому механизму потокового вещания FastStream. Среди других новшеств, которые наверняка обрадуют пользователей, - улучшенный механизм сортировки плей-листов AutoPlaylists (позволяющий быстро упорядочивать композиции, в том числе и с учетом прошлых предпочтений пользователя), автоматический кроссфейдинг (плавный звуковой переход от одной композиции к другой) и возможность осуществления контроля за информацией, отсылаемой на посещаемые серверы и в Microsoft.

Аналитики сходятся во мнении, что новинка сыграет роль катализатора, стимулирующего рядовых участников компьютерного рынка на апгрейд аппаратной и программной части своих домашних систем. Тем более что производители контента приняли новую технологию хорошо: на презентации WM9 было озвучено больше шестидесяти анонсов компаний и организаций самых разных областей деятельности (от радиовещания до цифрового кинематографа), намеренных использовать ее в своей работе. - Е.З.

…следующая станция - 3

Третье поколение игровой консоли от Sony - PlayStation 3 («КТ» #437) выйдет уже в 2005 году. Проект под названием Cell (Клетка) - совместное детище Sony, IBM и Toshiba позволит использовать систему распределенных вычислений для обработки игровых сцен игр следующего поколения. С помощью объединения консолей (клеток) в единую сеть посредством Интернета, игроки смогут использовать мощности простаивающих консолей, а включение в этот организм суперкомпьютеров от IBM, предоставляющих дополнительные вычислительные ресурсы всем «клеткам», позволит создать консоли, «производительность» которых в десятки и даже сотни раз превышает мощность существующих.

Упор в проекте «Клетка» делается не на аппаратную, а на программную - серверную часть. С завершением к 2005 году запланированного апгрейда и расширением пропускной способности каналов японского сегмента Интернета будет запущен и сам игровой проект. Сейчас идет работа над унифицированным чипом, который можно было бы встраивать в любые аппаратные средства, обладающие вычислительными мощностями - от PC до игровых консолей первых поколений, что позволит не отказываться от старых приставок, а полноценно использовать ранее сделанные вложения. На чип будет возложена функция обработки и обсчитывания «клеточной» информации, а «периферийное» устройство будет отвечать за ввод информации от пользователя. Sony планирует создавать варианты третьего поколения приставки для разных платформ, что позволит создать действительно интернациональные онлайновые миры. А пока продажи PlayStation 2 вне конкуренции - соперники Gamecube и Xbox отдыхают. - Т.Б.

Битва за ящик

Игровая приставка Xbox - в очередной раз в центре внимания. Виной тому - небольшая группа энтузиастов, занимающихся переносом на эту консоль операционной системы Linux. 5 сентября Xbox Linux Project (XLP), памятный многим двумястами тысячами долларов, что были выделены на поощрение его участников неизвестным инвестором (см. «КТ» #452), отрапортовал о преодолении первой ступеньки на пути к поставленной цели: на официальном сайте проекта опубликованы подробные инструкции по инсталляции на Xbox дистрибутива SuSE Linux 8. Изменения, которые необходимо внести в код продукта, минимальны: это правка пары строчек кода в ядре ОС, подключение нескольких новых файлов (главным образом, драйверов) и удаление из состава дистрибутива одного скрипта. Плюс к тому, конечно, необходимы периферийные устройства (USB-мышь, клавиатура), соединительные шнуры и любой модификационный чип, при помощи которого нейтрализуется аппаратная защита Xbox от запуска несертифицированных программ.

Резонанс же в прессе вызвало совпавшее по времени с анонсом XLP объявление двух новых инициатив Microsoft, подтверждающих, что софтверный гигант не намерен мириться с превращением своей приставки в дешевую персоналку, которая может использоваться пиратами. Прежде всего, в новом пакете программного обеспечения, разосланного в начале сентября нескольким тысячам бета-тестеров сети Xbox Live (официальный запуск которой намечен на 15 ноября), в пользовательское соглашение включены пункты, оговаривающие право Microsoft закрыть доступ в свою сеть тем подписчикам, которые будут уличены в использовании модифицированных приставок. Здесь же декларировано и право компании на удаленный мониторинг конфигурации приставок, подключенных к Xbox Live. Впрочем, как отмечают знатоки, это препятствие легко обойти, установив на переделанной приставке переключатель, при помощи которого модификационный чип будет в нужный момент выключаться.

Однако следующие версии приставки, по-видимому, будут гораздо более устойчивыми к взлому - и не в последнюю очередь благодаря усилиям… самих хакеров! В объявлении о приеме на работу, найденном на сайте Microsoft журналистами, компания предлагает место инженера специалисту, имеющему опыт взлома игрового ПО и знакомого с аппаратной частью PC и низкоуровневым программированием процессоров x86. В его обязанности войдет сбор и анализ информации обо всех доступных на рынке модификационных чипах для Xbox и ее учет при разработке новых версий аппаратной защиты для приставки.

В новые версии приставок будут внедряться и новые средства защиты от «чипования», которые не позволят запускаться пиратским копиям игр и «чужим» программам.

С «осетенением» консолей апгрейды защиты будут поставляться в пристав-ки с помощью специального сервиса Microsoft наподобие Windows Update. Получая информацию о новых чипах, консоль будет сама обучаться нейтрализации чипов и недопущению запуска пиратских копий, главное, чтобы функцию апдейта не отрубили, как всегда, отпаяв какую-нибудь ножку у микросхемы. - Е.З.,Т.Б.

Аста Баньяна

На Intel Developer Forum Fall 2002, который прошел в Сан-Хосе (Калифорния) в начале сентября, компания Intel представила новый процессор для мобильных компьютеров и ноутбуков - Banias, призванный обеспечить максимальную производительность и функциональность при минимуме энергопотребления и тепловыделения.

Младшая модель чипа Banias поддерживает команды SSE2, работает на динамично изменяемой тактовой частоте 1,3 ГГц, содержит 77 млн. транзисторов, имеет мегабайтный кэш второго уровня, построенный на энергосберегающей памяти SRAM, и высокоскоростную шину QPB, как в P4. В 2004 году, когда производство Banias будет переведено на 90-нанометровый техпроцесс, кэш планируют увеличить вдвое.

Тепловыделение нового чипа приятно удивляет: работающий процессор нагревается до температуры не более +40°С, и для его охлаждения понадобится лишь радиатор. В чип встроены функции беспроводного интерфейса Bluetooth и WiFi (802.11a и 802.11b). Banias 1,3 ГГц, по производительности превосходящий мобильные PIII на 50%, будет выпускаться в форм-факторах FCPGA и BGA.

В новом процессоре применяются четыре новейшие разработки Intel. Advanced Branch Prediction анализирует поведение программ и предугадывает запросы, которые можно ожидать от них в дальнейшем. Micro-Op Fusion обеспечивает одновременное выполнение нескольких операций - путем преобразования их в одну команду, благодаря чему снижается энергопотребление. Power Optimized Processor Bus автоматически ограничивает энергопотребление процессора, динамично изменяя подаваемое напряжение. И наконец, технология Dedicated Stack Manager отвечает за мониторинг загрузки ресурсов машины, обеспечивая бесперебойное выполнение команд. В совокупности эти технологии позволяют достигнуть намеченной цели - максимизации производительности и минимизации энергопотребления.

На IDF также было объявлено, что в ноутбуках, построенных на новом чипе, будет применяться аппаратная защита данных, разработанная Intel совместно с VeriSign.

Ожидается, что уже с начала следующего года ноутбуки будут собираться с применением чипов от Intel с интегрированными средствами защиты данных. С помощью технологии цифровых сертификатов от VeriSign каждого пользователя будут проверять на наличие прав на использование компьютера. Вводимый пароль будет складываться с заложенным в чип закрытым ключом, составляя одно целое. В случае утраты ноутбука никто не сможет получить доступ к зашифрованной информации, что позволит военным и бизнесменам еще чаще терять компьютеры, не опасаясь, что конфиденциальные данные попадут в руки злоумышленников. - Т.Б.

Смотреть за 24 часа

Студия Warner Brothers, спустя лишь несколько месяцев после невинно убиенных movie88.com и film88.com («КТ» ##431, 432 и 448) объявила о планах запуска собственного сервиса Video-on-Demand.

Warner Home Video подписала контракт с компанией CinemaNow, которая и будет заниматься предоставлением услуг проката контента, принадлежащего Warner. Контракт заключен на три месяца - до конца этого года - и может быть продлен по желанию сторон.

Любой фильм из коллекции Warner - начиная с классики 1950-х и заканчивая последними хитами типа Гарри Поттера - можно будет посмотреть за 3 доллара. Свежие блокбастеры будут стоить на доллар больше. Заплатив указанную сумму, пользователь сможет загрузить фильм (в среднем 700 Мбайт) на жесткий диск и посмотреть его в течение 24 часов. По прошествии этого времени доступ к фильму прекращается. Для защиты контента будет использоваться технология от Microsoft.

В следующем году компании Univer-sal, Paramount, MGM и Sony обещают представить собственные Video-on-De-mand сервисы, в котором также будет участвовать и Warner.

Но для нашей страны это по-прежнему далекий и фантастический сервис, ведь при скоростях нашего Интернета действие сертификата истечет еще до того, как скачаются первые полчаса фильма. - Т.Б.

XPеновые дела…

Новый механизм активации и защиты Windows XP от использования пиратских ключей, представленный в WinXP Service Pack 1 («КТ» #460), не оправдал возложенных на него надежд и потерпел постыдное поражение в борьбе с пиратами.

Обходится этот механизм элементарно. Задолго до выпуска SP1, Сеть (в том числе и русский сегмент) заполонили подробные и доходчивые руководства и рекомендации по его установке. С помощью простейших манипуляций - от внесения изменений в код самого инсталляционного пакета и изменения реестра до деактивации ОС с последующей активацией по сгенерированному Keygen’ом ключу.

Самый простой способ - это изменение «забаненного» пиратского инсталляционного ключа на новый «чистый». Для этого с помощью программ типа XP Key Recoverer & Discoverer генерируется валидный ключ, ОС «заново» активируется и уже после этого устанавливается SP1. Насколько такие штучки с генерированными ключами сработают с Windows Update, неясно: проверка валидности ключей пользователей начнется только с октября. Но поскольку у Microsoft пока нет единой базы всех активированных продуктов, это дело, скорее всего, не выгорит - ключ уникальный и вероятность того, что точно такой же будет представлен WU для идентификации еще кем-то, - нулевая.

Фиаско постигло и схему корпоративных инсталляций. За несколько дней до официального выхода SP1, в Сети появились warez-версии WinXP OEM/Corporate Edition с кодом нового кумулятивного обновления. Несмотря ни на что, при установке с помощью ключа, который идет в warez-поставке, ОС не требует какой-либо активации и чудесным образом живет на компьютере пирата. При этом утверждается, что ни один байт кода обновленного механизма активации и защиты ОС не был модифицирован.

В этом случае непонятна природа происхождения самого ключа. Если он из новой серии обновленных OEM/корпоративных ключей, то Microsoft попросту наступает на старые грабли. Непонятно, зачем было внедрять новый механизм защиты и одновременно оставлять версии, не требующие активации? Ведь вероятность того, что копии этих ОС и ключей попадут в руки warez-групп - 100%. Вспомнить хотя бы финальную версию WinXP Pro, которая вышла в прошлом году за два месяца до официального релиза.

Что же касается главной фишки SP1 - возможности «удаления» из системы middleware от Microsoft, которую многие пользователи ожидали даже трепетней, чем латания дыр в безопасности системы, то это, как и в случае с SP3 для Windows 2000 - лишь фикция. Новое обновление лишь удаляет ярлычки программ из меню Start. Сами же программы остаются полностью работоспособными.

Большинство производителей ПК объявило о том, что не собирается включать в поставку WinXP с предустановленным сервис-паком. Лишь HP и Dell объявили о началах поставок ПК с WinXP+SP1 в середине октября. Остальные гиганты намерены последовать их примеру лишь со следующего года, опасаясь возможных технических проблем с еще не обкатанным продуктом, поскольку сама Microsoft предупреждает о возможности их возникновения после установки SP1 - список таких проблем содержит в себе 30 пунктов.

Одним словом, получилось как всегда… - Т.Б.

Дигитальный суррогат

Посетители Национальной Британской библиотеки (The British Library) начиная с сентября смогут ознакомиться с уникальным предметом библиотечной коллекции - одним из древнейших экземпляров Корана, написанного золотыми красками в Египте в 1304 году. Конечно, сам семисотлетний манускрипт, состоящий из семи томов, подержать в руках не удастся - публике предложен цифровой вариант книги. Сделан он с помощью оригинальной компьютерной системы под названием Turning the Pages («Перелистывая страницы»): в основе ее - персональный компьютер, в памяти которого хранятся отсканированные страницы книги. Но главный элемент все же экран, выполненный в виде небольшого стола и обладающий чувствительностью к прикосновениям, так что чтение «цифрового Корана» очень похоже на чтение обычной книги. Работать с электронной версией во многом удобней, чем с оригиналом: можно, увеличив изображение, рассмотреть мельчайшие детали, а можно вывести на экран сразу несколько страниц. Часть материала выложена на сайте Британской библиотеки (www.bl.uk), кроме того, «цифровой Коран» планируется продавать на компакт-дисках.

Turning the Pages - не новинка: она разработана для Библиотеки еще четыре года назад, и с тех пор в ее формат переведены уже девять редчайших изданий, среди которых, в частности, записная книжка Леонардо да Винчи.- Е.З.

Секретный угол зрения

Японской компанией Iizuka Denki Kogyo (IDK) разработан специальный монитор, предназначенный для выдачи на экран изображения, доступного лишь авторизованным пользователям. Для всех остальных картинка на дисплее выглядит как белый экран.

Для работы с таким жидкокристаллическим дисплеем допущенный к секретной информации пользователь должен надевать специальные поляризационные очки. В принципе, все ЖК-дисплеи используют поляризационные фильтры для блокирования нежелательных световых эффектов и более равномерной цветопередачи под разными углами зрения. В новой системе IDK, напротив, вся поляризационная фильтрация изображения эффективно перенесена из дисплея в очки, без которых пользователь просто перестает что-либо различать на экране под любым углом. Разработчики технологии полагают, что модифицированные таким образом дисплеи найдут в первую очередь спрос в банках и других финансовых институтах, где в условиях производственной суеты постоянно обрабатывается «чувствительная» к утечкам информация. Начало продаж специализированных 15-дюймовых мониторов по цене от 1600 до 2500 долларов запланировано на конец текущего года.

Правда, один из ведущих специалистов по компрометирующим излучениям дисплеев, Маркус Кун из Кембриджского университета, предупреждает, что подобная мера защиты довольно легко преодолевается правильно подобранными поляризационными очками. Например, простые очки для просмотра 3D-фильмов имеют горизонтальный поляризационный фильтр для одного глаза и вертикальный фильтр для другого. Наклоняя голову на 45 градусов и поочередно закрывая глаза, владелец таких очков сможет увидеть свет под всеми возможными углами поляризации. - Б.К.

Фото-облом

В начале осени главный в мире фотограф - компания Eastman Kodak объявила об отзыве 75 тысяч цифровых фотокамер DC5000 Zoom Digital Camera после того, как в Штатах было зафиксировано двенадцать случаев поражения их владельцев электрическим током.

Обладатели камер получали электрические удары при смене батарей и карт памяти, и хотя ни один из обратившихся за решением проблемы серьезно не пострадал, компания немедленно напрямую связалась с 20 тысячами покупателей, которые заполнили при покупке регистрационные карточки.

Остальных покупателей DC5000 на сайте компании ожидает предупреждение и подробная информация об инциденте. Желающие могут обратиться за консультацией, позвонив по специально созданной горячей телефонной линии.

Kodak также взяла на себя все расходы по транспортировке, ремонту «шокирующих» камер и возмещения любого иного ущерба, который понесут их владельцы в связи с обнаруженным дефектом.

Вот это называется действительно высоким уровнем технической поддержки и сервиса. Оно и понятно - при таких обстоятельствах суд всегда на стороне потребителей. - Т.Б.

Деньги налево, деньги на право…

В сентябре, в самом начале нового учебного года юридический факультет университета Дьюк (Северная Каролина) получил весьма впечатляющий подарок - один миллион долларов.

Столь солидная по академическим меркам сумма была переведена на счет университета неизвестным меценатом, пожелавшим сделать посильный вклад в дело исследования общественных отношений в сфере интеллектуальной собственности и копирайта.

Указанный миллион будет направлен на финансирование создания на базе юридической школы университета научно-исследовательского центра, основной целью которого будет осуществление теоретических и практических правовых исследований в области защиты интеллектуальной собственности и авторского права.

На первом этапе основным объектом исследований центра станет основа американского копирайта - Digital Millennium Copyright Act (DMCA) 1998 года - нормативно-правовой акт, известный противоречивостью положений и сложностями, повсеместно возникающими у судов США при его практическом применении. Результатом исследовательской работы должно стать практическое пособие по применению DMCA и внесение на рассмотрение Конгресса США предложений и поправок к закону.

Ученым-теоретикам предстоит найти компромиссное решение наболевшей проблемы стремительного устаревания традиционных схем общественных отношений, так или иначе связанных с интеллектуальной собственностью. По мнению юристов университета, необходима золотая середина - новые схемы, которые позволили бы одновременно с соблюдением интересов правообладателей, предоставлять обществу возможность более свободного использования плодов интеллектуального труда каждого его члена.

Доступность и открытость результатов интеллектуальной деятельности каждого члена общества должны стать залогом развития сообщества с богатым культурным наследием и традициями. Но сейчас американская индустрия развлечений держит Конгресс США на коротком поводке - законодатели с большей охотой вводят все новые и новые законодательные ограничения «открытого» использования интеллектуальной собственности, нежели «зрят в корень» и ищут по-настоящему эффективное решение проблемы.

Новый научно-исследовательский центр также призван стать кузницей высококвалифицированных кадров - юристов-теоретиков, способных разбираться в хитросплетениях динамически изменяющихся общественных отношений не только на данном этапе развития общества, но и в будущем.

Насколько центр сможет оправдать возложенные на него надежды и финансовые вложения, покажет время. Пока же остается лишь гадать об источниках анонимного финансирования исследовательского центра. Не удивимся, если ими окажутся все те же гиганты индустрии развлечений - голливудская фабрика грез в лице MPAA и переживающие далеко не лучшие времена музыкальные лейблы в лице RIAA. Кому как не им вкладывать деньги в новые исследования в области копирайта - результаты исследований, которые впоследствии обязательно выльются в действенные механизмы регулирования общественных отношений в сфере защиты авторских прав, окупятся сторицей… - Т.Б.

В морг - значит, в морг…

Флоппи-дисководы, которых то и дело спрашивают, надгробие из какого материала они хотели бы видеть над своей могилой, похоже, окончательно сдали позиции.

Вслед за американским гигантом Gateway, компания Samsung - крупнейший корейский производитель ПК - объявила, что со следующего года она прекращает установку флоппи-драйвов в компьютеры собственного производства - как в десктопы, так и в портативные.

В Samsung считают, что пользователи уже не пользуются флоппи - на смену ему пришли CDR, флэш-память, беспроводные интерфейсы и сети.

Samsung является крупнейшим производителем и поставщиком флоппи-драйвов для других корейских производителей ПК, поэтому сворачивание распространения флоппи этой компанией будет означать верную смерть и полное исчезновение последнего с корейского рынка.

Впрочем, хоронить «старичка» рановато. Подтверждением тому стали участившиеся случаи обнаружения… поддельных флоппи-драйвов. Партии промаркированных как TEAC FD 235HF приводов стали заполнять небольшие магазинчики Европы и Азии. Подделку обнаружили после того, как в сервис-центры TEAC посыпались жалобы на неработоспособность флоппиков. При детальном рассмотрении оказалось, что дисководы, несмотря на свою качественную маркировку и «закос» под TEAC, вовсе не являются таковыми. Производитель неработоспособных подделок пока неизвестен. Большая часть липового харда (29%) собирается и перемаркируется в Польше и Чехии; около 19,4% - в азиатском регионе. И вообще, примерно 8% всех товаров и продуктов, продаваемых в мире - поддельные…

Так что если оригинальные производители откажутся от производства флоппи-дисководов, то его в любом случае можно будет купить с рук - на черном рынке. - Т.Б.

Беспроводной спам

На прошедшей в начале сентября в Лондоне первой конференции «International Security Users» внимание специалистов по компьютерной безопасности было привлечено к еще одному аспекту warchalking’а.

Причиной возникновения самого феномена warchalking’а - изображений, нарисованных на стенах мелками, содержащих информацию о точке входа в беспроводную сеть стало то, что примерно от 60 до 80 процентов всех корпоративных беспроводных сетей не имеют элементарных средств защиты - любой желающий может зайти в локальную сеть и получить доступ к ее ресурсам и Интернету.

Отсутствие защиты и наличие информации о точках входа в беспроводную сеть привело к тому, что такие сети стали идеальным объектом не только для хакеров, любящих поживиться корпоративными документами, но и для… спаммеров. Проезжая на автомобиле, спаммер просто подключается к сети, находит почтовый SMTP-сервер и отсылает несколько миллионов e-mail-сообщений. При этом он не платит за трафик и обнаружить его невозможно (конечно, в случае, если спаммер предоставляет услуги рассылки, а не рассылает рекламу собственного сайта).

Создатель warchalking’а Мэтт Джонс (Matt Jones) божится, что ни о чем таком и не помышлял, задумывая свое детище лишь как очередное развлечение.

Но факт остается фактом - случаи рассылки спама через незакрытые сети участились. Скорее всего с таким пристальным вниманием к феномену скоро все сети будут закрыты и защищены паролем. Хотя кто знает… - Т.Б.

Новости на ходу

Как часто мы не успеваем дочитать утреннюю газету… Кажется, всего лишь секунду назад было без пятнадцати, а перевернув страницу и мельком глянув на часы видишь, что прошло уже двадцать минут и ты опять опаздываешь. Приходится отбрасывать не только газету, но и недоеденный завтрак и спешить на работу. Хорошо, если газету удается дочитать в обеденный перерыв… Да и то вряд ли…

Решение проблемы недостатка времени для чтения газет в начале сентября предложила газета «San Francisco Chronicle». Начиная с ноября газета запускает свой собственный аудиосервис, пользователи которого ежедневно будут получать полную аудиокопию номера газеты. Сервис будет доступен через Интернет - с сайта газеты можно будет загружать как весь номер, так и отдельные колонки. Скачанные файлы пользователи смогут свободно записывать на CD-R, загружать в MP3-плейер и впоследствии слушать «недочитанную» газету по дороге на работу. - Т.Б.

Компьютер - друг человека

Только в США более миллиона людей страдают от слепоты.

Во Флоридском университете испытывается новая компьютерная система, способная заменить поводыря, объясняя слепому, куда идти, и предупреждая о препятствии или опасности. Она состоит из центрального сервера, переносного компьютера, спутниковой системы глобального позиционирования GPS, головного телефона, батарей и вспомогательного оборудования, которые хранятся в небольшом рюкзаке.

Слепому достаточно сказать, куда он хочет пойти, и система свяжется с сервером, содержащим детальную карту местности, и скажет, что надо повернуть, к примеру, направо на 15 градусов и пройти вперед сто метров. Координаты человека постоянно определяются с помощью GPS. Если он повернет не туда или пойдет слишком далеко, система голосом предупредит об этом. Если на пути окажется, например, скамейка или проезжая часть, компьютер тоже предупредит об опасности.

Испытания показали, что система успешно функционирует и очень удобна для ориентации в пространстве, однако нужно время, чтобы привыкнуть к набору голосовых команд. Сервер системы содержит огромную базу данных с широтой и долготой всех объектов на местности и способен обмениваться с переносным компьютером в реальном времени. Однако регулярное внесение в базу всех изменений в ландшафте требует значительных усилий.

К сожалению, пока сервер системы содержит лишь карту университетского городка. Однако авторы надеются, что уже через два года новая система поступит в продажу. - Г.А.

Правду и только правду

Недорогую систему защиты передаваемой по Интернету информации Truthsayer разработали в Калифорнийском университете в Дэвисе. Она позволяет оградить от атак хакеров даже незащищенный сервер.

Система состоит из центрального сервера, который не подсоединен к Интернету, а значит, и недоступен для хакеров, и нескольких незащищенных серверов, доступных для пользователей. Центральный сервер содержит оригинальную версию базы данных, копии которой передаются незащищенным серверам вместе с цифровой подписью о достоверности данных. Когда пользователь обращается к базе данных, то вместе с запрошенной информацией сервер передает ему подтверждение, что информация истинна. И данные, и подтверждение должны содержать оригинальную цифровую подпись. Если информация на сервере подменена хакером, подтверждение автоматически становится ложным. Поэтому крайне трудно подменить информацию на сервере и остаться незамеченным.

Авторы считают, что новая система значительно облегчит и удешевит поддержку информационных сайтов и сайтов электронной коммерции. Ведь в ней постоянная проверка достоверности передаваемой по Интернету информации фактически переложена на пользователей. - Г.А.

Миссия выполнима

4 сентября правительство США выдало разрешение на первую негосударственную коммерческую миссию на Луну. Компания TransOrbital прошла все необходимые инстанции и согласования и получила все необходимые для осуществления космического полета разрешения. Первый коммерческий аппарат, получивший название Trailblazer будет запущен с Байконура через 9-12 месяцев. В течение трех месяцев аппарат будет вращаться на окололунной орбите, осуществляя фото- и видеосъемки поверхности спутника и Земли.

Для привлечения интереса общественности организаторы миссии объявили о намерении проверить места посадок космических аппаратов Apollo, дабы развеять или подтвердить слухи о том, что на самом деле никаких полетов на Луну американцы не совершали.

Глава компании - Дэннис Лори (Dennis Laurie) заявил, что первая миссия носит лишь экспериментальный исследовательский характер и ее цель - привлечь внимание потенциальных инвесторов и заинтересованных лиц. В будущем у компании наполеоновские планы - от разработки месторождений полезных ископаемых до создания научно-исследовательских лунных лабораторий, которые будут использовать естественные условия Луны - гравитацию и вакуум для проведения опытов с биологически опасными и радиоактивными веществами, которые в земных условиях трудноосуществимы и могут в случае неудачного исхода нанести непоправимый ущерб экологии нашей планеты.

Помимо вышеперечисленного, проект содержит планы туристических путешествий и еще огромное количество задумок по использованию Луны в коммерческих целях. Насколько всеобъемлющи планы компании в деле освоения спутника Земли, можно понять уже из того, что TransOrbital намерена создать собственную лунную информационную сеть и систему навигации.

Как бы то ни было, проект, будто бы сошедший со страниц фантастического романа 1960-х годов, достоин уважения. Главное, чтобы эти планы не остались просто планами. - Т.Б.

«Замочные скважины» в небе

Американская госадминистрация сильно удивила общественность. В отличие от сравнительно либерального режима Клинтона, при котором было реализовано множество инициатив по утверждению открытости в работе спецслужб и рассекречиванию государственных архивов, администрация президента Буша, наоборот, стремится засекретить как можно больше информации о деятельности силовых структур и военно-промышленного комплекса. Тем не менее, в сентябре пришло известие, что входящее в состав Пентагона Национальное агентство по картографии и космической съемке (NIMA) в ближайшее время намерено рассекретить и передать в открытый архив разведывательные фотоматериалы спутников Keyhole-7 и Keyhole-9 - самых, наверное, секретных космических кораблей США в 1960-70-е годы.

В честь нынешнего мероприятия по раскрытию разведывательных тайн 20 сентября агентство NIMA устраивает в стенах Мэрилендского университета конференцию под названием «Глаза Америки: что мы видели». На конференции будет подробно рассказано о работе спутника визуального наблюдения KH-7, оборудованного фотокамерой высокого разрешения. Этот корабль находился на орбите с июля 1963-го по июнь 1967 года, отслеживая в первую очередь комплексы межконтинентальных баллистических ракет, радарные системы и горячие точки на планете. Спутник KH-9 был оборудован фотосистемой меньшего разрешения, главным образом для нужд картографирования земной поверхности, и также выполнял задачи разведывательного характера (с марта 1973-го по октябрь 1980 года).

Создание спутника KH-7, более известного под кодовым названием Gambit, началось в 1960 году, вскоре после того, как в небе над Уралом был сбит американский самолет U-2, пилотируемый Гари Пауэрсом. Эти самолеты предоставляли наиболее подробные разведывательные снимки объектов на территории СССР и некоторое время были недосягаемы для советских ПВО благодаря очень большой высоте полета. По свидетельству специалистов, фотокамера, созданная для KH-7, давала снимки, превосходящие по качеству даже лучшие из тех, что делают сегодня современные коммерческие спутники. В общей сложности орбитальные корабли KH-7 и KH-9 сделали около 50 тыс. снимков.

Нынешнее раскрытие материалов спутниковой разведсъемки представлено как часть большой правительственной «Программы по рассекречиванию исторических снимков». Цель ее трояка: пропагандировать дух открытой власти; продемонстрировать результаты вложения денег налогоплательщиков в защиту национальной безопасности; предоставить исследователям - от экологов до историков - доступ к полезной и уникальной информации. - Б.К.

Предвосхищение прошлого

Судя по всему, архозавры - прародители многочисленного семейства динозавров, царствовавших на Земле две сотни миллионов лет тому назад, охотились по ночам. К такому выводу пришли исследователи из Университета Рокфеллера (Laboratory of Molecular Biology and Biochemistry, Rockefeller University), сумевших воссоздать… пигмент, отвечавший за чувствительность глаз архозавра к слабому свету!

Уникальная работа, отчет о которой опубликован в журнале «Molecular Biology and Evolution», потребовала компьютерного моделирования и была выполнена в два этапа. На первом - ученые попытались предсказать последовательность генетических букв в генах архозавра, отвечавших за белок, служивший тем самым пигментом. В качестве основы были взяты генетические сегменты из геномов аллигатора, птиц, лягушек и рыб. Затем полученная последовательность была выстроена методами генной инженерии в пробирке и на ее основе уже настоящая живая клетка синтезировала соответствующую белковую молекулу. Изучение белка показало его схожесть с родопсинами - пигментами, отвечающими за восприимчивость к красному свету органов зрения человека и других животных. Это и позволило предположить, что предыдущие гипотезы о дневном образе жизни архозавров неверны.

То, что основой для генетического кода пигмента послужили лишь компьютерные предсказания, выстроенные на основе статистики, а не «исходные данные», взятые, к примеру, из окаменелостей или законсервированных в янтарной смоле паразитов времен господства динозавров, лишь кажется недостатком. Сами ученые называют это настоящим прорывом: ведь сам факт того, что белок, воссозданный в пробирке по компьютерной модели, оказался работоспособным, служит прямым подтверждением работоспособности и самого метода симуляции генов. А значит, его можно будет применить для получения информации о вымерших живых существах, которую никогда не удалось получить бы, изучая лишь окаменелые останки. - Е.З.

«Мамины» алмазы

Необычную замену кремнию как основе для микроэлектронного производства отыскали специалисты шведского подразделения компании ABB. Им удалось получить достаточно толстые пленки искусственного алмаза, однородная структура которых и электрические свойства вполне допускают использование их в качестве подложки для микросхем. Эксперименты в этом направлении велись и раньше: известно, что, подмешав в алмазную пленку некоторое количество примесей, можно придать ей свойства полупроводника. Однако все опыты наталкивались на препятствие в виде недостаточной подвижности носителей заряда в таких пленках - они были в разы медленней, нежели в кремнии. Шведы решили проблему, слегка модифицировав старую технику микроволнового химического осаждения паров (CVD): полученные из богатых углеродом молекул метана на подложке из технического алмаза, новые пленки обладают подвижностью электронов, сравнимой с аналогичным показателем для кремния, а толщина их достаточна для использования в микроэлектронике.

В настоящий момент исследователям удалось построить прототип алмазного транзистора и светодиода. Несмотря на то, что работа находится еще в самой ранней стадии, испытания этих элементов наглядно демонстрируют главные достоинства алмазной микроэлектроники: она остается работоспособной даже при температуре, превышающей 400°С, а кроме того, выдерживает в десяток раз большие токи, нежели кремниевые чипы, что позволяет при прочих равных условиях делать алмазные элементы меньших размеров. - Е.З.

О, скорость притяженья…

Скорость света, согласно постулату, сформулированному Альбертом Эйнштейном, является предельной скоростью распространения сигналов во Вселенной. Подпадает под это ограничение и гравитация. Но если электромагнитные волны подвергались проверке не раз, то экспериментальная проверка гравитации еще не проводилась. До 8 сентября нынешнего года - когда сразу три независимые группы исследователей из США и Японии провели уникальный эксперимент, цель которого - определить скорость распространения гравитационных волн. Одну из групп возглавляет бывший российский ученый, ныне профессор физики и астрономии Университета Миссури (University of Missouri-Columbia) Сергей Копейкин.

Суть опыта сводится к скрупулезному измерению видимых угловых расстояний между несколькими звездоподобными объектами на небосводе. В качестве таких объектов ученые избрали квазары - таинственные образования, отстоящие от Земли на миллиарды световых лет (дальше, чем какие-либо другие известные науке небесные тела). 7 и 8 сентября произошло редчайшее событие: воображаемый луч зрения, соединяющий один из квазаров и Землю, пересек Юпитер. Гравитационное поле планеты-гиганта велико, и под его влиянием видимое положение квазара на небе должно было измениться. Изменение, конечно, чрезвычайно мало - миллионные доли угловой секунды, однако его можно зафиксировать с помощью радиотелескопов. Группа Копейкина использовала для этого телескопы американской Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO, на фото). В ходе наблюдений измерялось относительное положение затмеваемого квазара по отношению к нескольким другим, положение которых не менялось. Обработка результатов займет два месяца, и к середине ноября все три группы планируют опубликовать их в прессе. Благодаря тому, что наблюдения велись независимо, достоверность результатов обещает быть высокой. - Е.З.

Зачем делать просто, если можно сложно?

Ставрос Антифакос (Stavros Antifakos) из университета ETH (Цюрих) разработал новую технологию надежной и безопасной сборки мебели в домашних условиях. Технология, задействующая встроенную в мебель систему из микропроцессора и сенсоров давления, отработана на сборном шкафу знаменитой шведской компании IKEA. Как было установлено в ходе научно-исследовательской работы, шесть панелей, из которых состоит шкаф, можно собрать 44 различными способами, причем лишь восемь из них приводят к надежной и безопасной конструкции.

Теперь же встроенный в одну из панелей микропроцессор сам отслеживает (благодаря датчикам на всех деталях), как проходит процесс сборки. С помощью беспроводной связи этот микропроцессор соединен с компьютером, на дисплее которого появляются рекомендации по последовательности соединения деталей и предупреждения о неправильных действиях человека. В будущем разработчики новой технологии собираются сделать ее полностью автономной, используя вместо компьютера встроенные в панели недорогие жидкокристаллические дисплеи. Кроме того, предполагается оборудовать сенсорами давления и отвертки, чтобы своевременно предупреждать сборщика о том, что он прикладывает чрезмерные усилия…

Реакция общественности на все эти высокотехнологичные изыски оказалась весьма разнообразной - от восторженно-заинтересованных откликов до высказываний примерно такого рода: «Человеку, который с подробной инструкцией умудряется шесть досок собрать неправильно, никакая электроника уже не поможет». - Б.К.

Раз, два, много…

Удивительное открытие сделали нейрофизиологи из Массачусетского технологического института. Оказывается, способность нашего мозга оперировать такими абстрактными понятиями, как числа, присуща и животным. Более того, она может быть прослежена до уровня отдельных нейронов.

Ученые демонстрировали макакам нарисованные группы точек и регистрировали сигналы отдельных нейронов в лобных долях мозга, которые отвечают за обработку зрительной информации. Нейроны игнорировали размер, цвет и расположение точек, а реагировали только на их количество. Каждый нейрон возбуждался лишь при определенном числе точек и «замолкал», если их число менялось.

Реакция клеток, различающих большие числа, была более плавной, словно нейроны некоторое время сомневались. Это объясняет, почему людям и животным требуется больше времени, чтобы отличить группы, например, из пятнадцати и шестнадцати точек, чем из двух и трех.

Нейроны макак уверенно считали до пяти, а если точек было больше, - определяли приблизительное, а не точное их количество. Например, между десятью и двенадцатью или между тридцатью и тридцатью пятью. Впрочем, известно, что голуби уверенно отличают группы до полусотни объектов.

Специалисты считают, что экспериментаторам удалось декодировать числовые коды мозга. - Г.А.

Первая скрипка

Программисты израильской компании Majorem разрабатывают уникальную компьютерную игру: Ballerium, будучи по сути своей очередной поделкой на тему стратегии реального времени, выделяется среди конкурентов наличием встроенной системы искусственного интеллекта, способной подменить человека, отлучившегося, к примеру, за чашкой кофе. Игра, выход которой запланирован на февраль будущего года, рассчитана на многопользовательский режим: игроки попадают в виртуальный мир, где им предстоит возводить собственные империи в полном соответствии с канонами таких классических произведений, как WarCraft и C&C. Однако, в отличие от классики, целью в Ballerium не является захват и удержание господства над планетой. Дрессируя подчиненных живых существ, наполняя казну и действуя на нервы соседям, игрок должен как можно быстрее построить межпространственный шлюз и покинуть обреченный на гибель мир, в котором все начиналось. А «автопилот» придаст игровому процессу дополнительную привлекательность.

Система искусственного интеллекта, встроенная в Ballerium, представляет собой серьезную разработку, основанную на генетических алгоритмах. Наблюдая за действиями человека, она обучается тем принципам, коих игрок придерживается в отношении строительства, коммерции, военных конфликтов и пр., и если нужно - подменяет игрока, действуя в полном соответствии с выработанными правилами. Официально, необходимость в такой системе оговаривается возможностью предоставить человеку некоторую степень свободы - чтобы он не был привязан к экрану в течение многочасовых виртуальных баталий. Но многим наверняка покажется интересным и другое применение ИИ: запустить игру и посмотреть, как автоматика справится с соперниками сама… - Е.З.

Старое-доброе

В начале девяностых компьютеры были большими, а объем оперативной памяти и игрушки - очень маленькими. С тех пор прошло много времени, компьютеры уменьшились, память исчисляется сотнями мегабайт, а объем игрушек - гигабайтами… Игры занимают два компакта, а в установленном виде - два а то и более гигабайта…Тем не менее их смысл с тех пор не очень-то изменился - жрать точки, стрелять, кусаться и драться, прыгать, плавать и летать, строить и ломать.

Но какой бы ошеломляющей ни была графика и звуковые эффекты, того восторга, который каждый из нас испытывал при прохождении какого-нибудь «Принца Персии» (и уж тем более второй его части) или квеста «Индиана Джонс и судьба Атлантиды», пищащих скрипучими звуковыми эффектами из PC-speaker’а, нам, увы, уже не испытать никогда. Никакой Unreal Tournament 2003 не сравнится с Pac-Man’ом, еле бегающим на 286 - «двушке», а тот же самый Doom по-прежнему даст сто очков вперед Quake3 Arena.

Ностальгия по старым-добрым временам не дает покоя многим любителям компьютерных развлечений - ведь как порой приятно порыться в пыльной коробке с компактами и выудить какой-нибудь древний выпуск пиратских сборников типа «Classic Fond». В те далекие времена такие диски поражали воображение - ведь на одном CD помещалась добрая сотня игрушек…

В России реклама компьютерных игр лишь только-только появляется на экранах телевизоров (пока единственная, случайно увиденная мной на MTV реклама игры, - это реклама «The Sims»), то в цивилизованном мире, ТВ-реклама игр появилась еще во времена первых игр для Atari.

Реклама, на создание которой зачастую тратилось не меньше, а иногда и гораздо больше времени и средств, чем на создание самой игры, порой была одной из самых главных ее составляющих. Она создавала дух, настроение и, подобно лукьяненковским иллюзиям, навязывала те образы, которые игроки должны были увидеть в тех двух пищащих и прыгающих точках, с упоением лупящих третью…

Память людей так устроена, что о бывшем хорошем вспоминается с большим удовольствием, чем о хорошем настоящем. Все это из-за того, что есть возможность оглянуться назад, есть время понять, как же все-таки было хорошо…

Возможность заново ощутить треволнения, пережитые во время тех игр, действительно бесценна. Припомнить же те цветные картинки, которые возникали в твоем сознании при игре на черно-белом мониторе, - это и вовсе счастье, сравнимое с возвращением в детство, когда шоколад и мороженое были особенно вкусны.

Видимо, именно эти чувства испытывали создатели сайта theoldcomputer.com, создавая раздел рекламы старых компьютерных игр. Коллекция записанных в очень посредственном качестве, убогих, но очень душевных, как и все старые игры, рекламных роликов, выпущенных с 1980-го по 1987 год (которых, к сожалению, не так уж много), наверняка заставит прослезиться и вызовет добрую улыбку у многих читателей. - Т.Б.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ], Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ], Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru ], Денис Зенкин [ dzenkin@yahoo.com ], Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ], Берд Киви [ kiwi@computerra.ru ], Денис Коновальчик [ dyukon@mail.ru ], Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.