Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дом-кино. Часть II

Архив
автор : Игорь Куриленко   11.09.2002

Оборудование домашней видеостудии. Продолжение. Начало см. "КТ" #456

Продолжение. Начало см. «КТ» #456

Качество фильма, создаваемого в бытовых условиях, зависит в первую очередь от конфигурации оборудования домашней видеостудии. Конечно, техника сама по себе не гарантирует превосходного результата, но овладев ею, вы непременно сможете даже из неважного материала делать неплохое кино.

Первое, что следует иметь в виду, приступая к выбору аппаратуры, - это разнообразие форматов исходных видеоматериалов, с которыми вам придется работать на монтажном столе.

Форматы

Видеоформатом называют способ записи видеосигнала на пленку. В домашней практике до недавнего времени широко применялись только аналоговые форматы, такие как VHS и Video8. Они имеют самые низкие показатели качества. Разрешение не более 240 линий и искажения в цветопередаче приводят к тому, что записанная в одном из этих форматов картинка получается нечеткой, окрашенной в неестественные цвета (как говорят, «гуттаперчевой»). Для передачи видео- и аудиосигналов этих форматов (называемых также композитными) используются разъемы и шнуры (1 видео и 1 или 2 аудио) типа «тюльпан». Высокий уровень шумов и слабая помехоустойчивость композитного сигнала приводит к потере до 40 линий при каждой перезаписи, а цвет стабильно держится только у первой копии. Словом, VHS и Video8 плохо приспособлены для монтажа.

Ступенькой выше в иерархии качества и по распространенности стоят S-VHS и Hi-8. При разрешении 400 линий они обеспечивают хорошую, контрастную картинку с насыщенными цветом - благодаря разделению в видеосигнале яркостной и цветовой составляющих. Передается такой видеосигнал по видеошнуру (S-Video) и «двухтюльпанному» аудиокабелю. Записи, сделанные в этих форматах, выдерживают две-три копии без заметного ухудшения качества видео и звука и могут быть использованы при монтаже.

За последние пару лет miniDV заметно потеснил господствующие аналоговые форматы. И неудивительно, ведь на сегодняшний день это самый качественный цифровой формат записи видео и звука, по показателю качества изображения вплотную приблизившийся к профессиональным форматам. Имея разрешение около 550 линий, отличный цвет и 16-битный звук, он теоретически обеспечивает неограниченное количество циклов перезаписи видео и звука без потери качества. Для передачи цифрового видеосигнала, звука, а также сигналов управления используется специальный кабель с 4- или 6-штырьковым разъемом iLink (интерфейс IEEE 1394 или FireWire). В DV-формате для хронометража видеозаписи на ленте используются не показания счетчика, а таймкод. То есть каждому кадру на пленке соответствует числовая метка, равная времени воспроизведения от начала кассеты до этого кадра. Метка является принадлежностью пленки, а не счетчика, поэтому на одном и том же кадре всегда будет показываться одно и то же значение таймкода, независимо от того, например, сколько раз кассета вставлялась и извлекалась из видеомагнитофона (как известно, после этой операции «обычный» счетчик обнуляется). Только наличие таймкода в формате позволяет с высокой точностью монтировать фильм и автоматизировать монтаж. Преимущества miniDV неоспоримы. В настоящее время он является самым подходящим форматом для монтажа.

Есть и еще один часто встречающийся цифровой формат - Digital 8. Он разработан фирмой Sony как альтернатива miniDV, но уступает ему по всем основным показателям.

Исходя из того, что в домашней видеотеке нередко есть записи различных форматов, делаем вывод: для домашней студии преимуществом обладают такие монтажные системы, в которых подающие и записывающие устройства оперируют с максимальным количеством форматов. При этом записывающее устройство должно обеспечивать качество не ниже «нулевой» копии VHS.

Архитектура

Одно из принципиальных отличий домашней «монтажки» от профессиональной состоит в том, что в домашней студии видеокамера используется не только как подающее устройство, но и как устройство перезаписи, воспроизведения и преобразования видеосигнала. В силу принципиального отличия видеоформатов монтажные системы могут базироваться на аналоговой или цифровой видеокамере, а раз так, то существуют и две архитектуры монтажных систем: линейная и нелинейная.

Профессионалы (особенно репортеры и документалисты) зачастую используют линейные монтажные системы, так как они обладают наивысшей скоростью и простотой работы. Для этого в их составе, помимо воспроизводящего и записывающего устройств, используется дорогая управляющая и коммутирующая аппаратура. Учитывая это, производители современных бытовых видеокамер стали оснащать их управляющими и монтажными функциями (например, функциями редактирования «Edit» и вставки «Insert»), а также средствами, позволяющими вставлять в запись титры и спецэффекты. Это усилило соблазн строить с использованием таких видеокамер простые монтажные «линейки».

Если, покупая камеру, вы остановили взгляд на подобном устройстве, продавец, как правило, легко нарисует перед вами красочную картину монтажа. Отмечаешь на исходнике нужные фрагменты (особенно если есть таймкод), подключаешь камеру к видеомагнитофону, нажимаешь кнопку, и - процесс создания фильма пошел. Камера сама находит нужные куски на кассете «исходника» и сбрасывает их на видеомагнитофон в нужном порядке, включая его на запись. Это продолжается до тех пор, пока все фрагменты не будут сброшены. Просто чудо. Захотел кино - полчаса повозился, и фильм готов. Но попробуем разобраться, достаточно ли этих функций для создания фильма. Титры и спецэффекты задаются перед съемкой. Готовы ли вы каждый раз, прежде чем нажать кнопку «Rec», тратить несколько десятков секунд, чтобы включить нужный спецэффект или сделать надпись? Так ведь и все действие можно проворонить.

Теперь о легкости сборки фильма. Первое условие: у вашего видеомагнитофона должно быть гнездо для связи с видеокамерой по интерфейсу управления. У бытовых интерфейсов нет общего стандарта, и до недавнего времени каждый производитель видеоаппаратуры разрабатывал и внедрял свой. Поэтому не исключено, что купленная камера и стоящий дома «видак» просто не скоммутируются друг с другом по интерфейсу управлению. К примеру, самый распространенный сейчас интерфейс внешнего управления - LANC (Sony, Canon). Им оснащены практически все видеокамеры этих фирм, но соответствующие управляющие гнезда имеют только полупрофессиональные цифровые видеомагнитофоны, такие как Sony GV-D900E и GV-D1000E (более $1800) или Panasonic NV-DV2000EC ($1200).

Отсюда делаем вывод, что рекламируемые монтажные навороты видеокамер (спецэффекты и редактирование) практического значения не имеют, поэтому простую линейную «монтажку» на их основе построить нельзя.

При нелинейном монтаже законченный видеоряд создается не на ленте магнитофона, а на жестком диске компьютера. Значит, станция нелинейного монтажа должна включать видеосистему, устройство ее сопряжения с компьютером, персональный компьютер с соответствующим аппаратным и программным обеспечением, систему отображения видеоинформации и периферийные устройства.

Видеосистема предназначена для подачи на вход компьютера видео- и аудиосигнала и записи на ленту смонтированного фильма. Она должна включать видеовоспроизводящее и записывающее устройство: видеокамеру, видеомагнитофон, видеоплейер, а также (при необходимости) аудиовоспроизводящее устройство (аудиоцентр, дека, CD-плейер и пр.).

Устройство сопряжения видеосистемы и компьютера, или система видеозахвата (СВЗ), предназначено для преобразования видеозаписи из исходного формата в формат представления видео в компьютере. Как правило, это PCI-плата. Выбор СВЗ диктуется способностями видеосистемы оперировать теми или иными форматами, а также требованиями к качеству представления видео- и аудиосигнала внутри компьютерной системы. Что делает СВЗ?

  • Захватывает и сжимает видео- и аудиосигнал. Компрессия необходима по следующим причинам. «Чистый» (то есть без сжатия) цветной (PAL, SECAM, NTSC) полноформатный видеосигнал (размер кадра 576х768 точек) с частотой 25 кадров/с в силу своей ресурсоемкости может обрабатываться и храниться в компьютерной системе, только если она дополнена дорогими профессиональными компонентами. Поэтому СВЗ применяет специальные алгоритмы для обработки и сжатия видеосигнала за счет устранения из него части избыточной информации о яркости и цвете, стремясь свести неизбежные при этом потери к минимуму. Чем качественнее (читай дороже) СВЗ, тем меньше отличаются изображения на ее входе и выходе. Показателями качества являются скорость оцифровки и уровень компрессии видеосигнала. Скорость оцифровки измеряется в мегабитах в секунду или килобитах на кадр. Для бытовых форматов хорошая СВЗ должна обеспечивать оцифровку полноформатного, частотой 25 кадров/с, цветного видеосигнала без выпадения кадров со скоростью не ниже 3,6 Мбит/с (или 140 Кбит/кадр). При этом степень сжатия яркостной и двух цветовых составляющих видеосигнала записывается, например, так: 4:2:2. Чем меньше цифры в позициях, тем меньше степень изменения соответствующей составляющей и тем лучше качество изображения.

  • Преобразует (кодирует) видео- и аудиосигнал в цифровой код по одному из существующих стандартов, понятных операционной системе и монтажной программе компьютера, - например, по стандарту Windows (avi) или QuickTime (mov). А также производит обратное преобразование цифрового кода готового фильма в видео-аудиосигнал для записи на видеопленку. Эту функцию СВЗ осуществляет посредством своего программного (реже аппаратного) кодека.

  • Обеспечивает управление видеосистемой (воспроизведением, записью, перемоткой и т. д.) из среды монтажной программы.

  • Некоторые более дорогие СВЗ (их также называют платами нелинейного монтажа) еще и увеличивают мощность компьютерной системы при обработке видеоизображения, что позволяет существенно ускорить некоторые этапы работы над фильмом.

Компьютерная система - это ядро «монтажки». Общие рекомендации к аппаратной и программной части таковы. «Железо» покупайте хорошее, не экономьте на брэнде. Обязательным условием является дооснащение компьютера внутренним и желательно внешним дисками. В видеопроизводстве неизбежен большой расход дисковой памяти (кроме самих фильмов постепенно накапливаются архивы: видеозаставки, музыкальные фрагменты, интересные сюжеты и др.). Кроме того, как показывает опыт, системный диск и диск, на который цифруется и где хранится видео, должны быть разными. Строя видеостудию на основе PC, помните, что профессионалы советуют использовать лицензионную, нерусифицированную Windows и «родные» драйверы устройств. Это поможет избежать многих неприятностей.

Производители плат видеозахвата частенько используют свои протоколы кодирования видео (кодеки), и при выборе монтажной программы необходимо знать, поддерживает ли их та или иная версия той или иной программы. У широко распространенных монтажных программ (Adobe Premiere, например), как правило, не бывает проблем при работе с кодеками СВЗ.

Система отображения видеоинформации служит для визуализации процесса работы над фильмом и включает компьютерный и телевизионный мониторы. Необходимость в дополнительном TV-мониторе вызвана тем, что даже в очень хороших компьютерных системах воспроизведение полноформатного и полноразмерного видеоизображения в реальном времени не проходит без «залипания» и неадекватной цветопередачи. Кроме того, воспроизведение видеосигнала в программных окнах приемлемого для восприятия размера приводит к непродуктивному расходованию ресурсов компьютерной системы, а оценить реальное качество и размеры кадра готовящего фильма можно только там, где и будем его смотреть, - на экране телевизора, который может подключаться к видеокамере или плате видеозахвата. Подключение телевизора через видеокарту компьютера в качестве второго монитора - тоже возможный, но не самый лучший вариант, поскольку опять же снижается вычислительный ресурс системы.

Требования к монитору просты: он должен быть качественным и большим, чтобы вам комфортно работалось в монтажной программе долгие часы.

Периферийные устройства существенно обогащают возможности монтажной системы. Например, сканер или цифровой фотоаппарат позволят включать в фильм фотографии и иллюстрации из книг и журналов по теме. Если вы музыкант, вам не составит труда сочинить собственное музыкальное сопровождение к фильму и записать его в компьютер через музыкальный синтезатор. А CD- или DVD-рекордер позволят записать готовый фильм не только на видеопленку, но и на компакт-диск.

Рассмотрев общие принципы построения «нелинейки», перейдем к анализу ее конкретных вариантов.

Аналоговая студия

Это уже пройденный этап в видеопроизводстве, у него нет будущего, - несомненно, современная домашняя видеостудия должна быть цифровой. Однако аналоговой видеотехникой до сих пор пользуются очень многие видеолюбители, так что рассмотрим и этот вариант (рис. 1).

Видеосистема. Как правило, это бытовой VHS (в редких случаях S-VHS) видеомагнитофон или пишущий плейер. Если ваша камера системы Video 8 (Hi 8) и исходные материалы записаны в этих форматах, не переписывайте их в VHS-формат, поскольку это приведет к потере 10-15 % качества изображения. Используйте в роли подающей системы саму видеокамеру. А вот готовый фильм сбросьте на VHS-носитель.

Существенный недостаток любой аналоговой платы видеозахвата - двойная потеря качества изображения при оцифровке. Первый раз - при переводе из аналогового вида в цифровой, второй - во время обратного преобразования при записи готового фильма на видеопленку. У хороших плат потери незначительны: 10-12%, у слабеньких - они отчетливо видны невооруженным взглядом на TV-мониторе. Качество работы аналоговых СВЗ, как правило, напрямую связано с их ценой. Вполне приличные результаты можно получать, используя платы стоимостью от $200 и выше. Они обеспечивают коммутацию с видеомагнитофоном по композитному и S-VHS-сигналу и обладают достаточным количеством входных и выходных разъемов каждого формата. Это дает возможность использовать в монтажной системе TV-монитор и записывать готовый фильм на видеомагнитофон. В настоящее время рынок предлагает несколько разных моделей аналоговых СВЗ. Очень неплохо зарекомендовали себя такие системы, как Miro Video Studio DC10 plus ($170) и Miro Video Studio DC30 plus ($650) известной фирмы Pinnacle или AV Master 2000 ($700) фирмы FAST. Они хорошо работают под Adobe Premiere, в комплект поставки обычно входит последняя версия этой программы. Существенным недостатком всех бытовых аналоговых систем видеозахвата является отсутствие у них сопряжения с вычислительной системой по интерфейсу управления. Поэтому процесс закачки видео в компьютер организуется вручную, без разбора видеоматериала (то есть скидывается вся кассета сразу), что приводит к непроизводительному расходу дискового пространства. Также вручную проходит и запись готового фильма на пленку.

В качестве дополнительного внутреннего и внешнего диска для аналоговой студии лучше использовать SCSI-диски. Это повышает скорость работы, а также гарантирует надежное хранение данных. Но и приводит к удорожанию системы: SCSI-диск объемом 18 Гбайт (1,5 часа видео) можно купить примерно за $150 (плюс SCSI-контроллер стоимостью $50-200 плюс коробка $50). IDE-диски хоть и дешевле - за $100 можно поставить диск емкостью 60-80 Гбайт, но в аналоговых системах они порой «залипают» при оцифровке и работе с видеопотоком, что чревато потерей времени и результатов. Но если вы готовы с этим мириться, установите в качестве дополнительного диск UDMA/100, 7200 об./мин.

Цифровая студия

На сегодняшний день оптимальной является домашняя видеостудия на основе бытовых видеокамер miniDV. Так как диапазон характеристик и цен довольно широк, мы условно рассмотрим три варианта построения монтажных систем, основанных прежде всего на различии коммутационных возможностей этих камер 1.

Первый и второй варианты домашней студии строятся на основе камеры с ограниченными возможностями коммутации (см. рис. 2, 3). Видеокамеры в ценовом диапазоне $600-800 (например, Canon MV430, JVC-DVL150EG, Samsung VP-D70 и др.) имеют, как правило, хорошую оптику с увеличением 10-18 крат, одну ПЗС-матрицу с разрешением около 500 тыс. пикселей и ЖК-экран. Все съемочные настройки в основном автоматические. По DV-каналу камера работает только на выход и соединяется с компьютерной системой при помощи единственного шнура iLink (IEEE 1394) 4х6, который одним концом подключается к DV-выходу камеры (четырехштырьковый разъем, помеченный буквой i), а другим - к DV-входу платы (шестиштырьковый разъем). По этому же кабелю осуществляется внешнее управление видеокамерой в основных режимах ее работы (воспроизведение и перемотка). У камеры имеются также композитный и S-VHS-выходы, но в монтажной системе они не нужны.

Использование такой видеокамеры требует установки хорошей комбинированной DV-платы стоимостью $500-700 (например, Miro Video Studio DV500 рlus или 500 DVD), которая имеет DV-вход/выход, а также композитные и S-VHS-входы и выходы. Такие платы обеспечивают внешнее управление DV-устройствами, возможность подключения TV-монитора и оцифровку через аналоговые входы видеоматериалов, записанных, например, на VHS-кассетах. В домашних условиях записать «мастер» в такой системе вы сможете с потерей качества и только в одном из аналоговых форматов, при подключении к DV-плате соответствующего видеомагнитофона (однако управление им не предусмотрено). Эти платы имеют также целый набор различных монтажных функций: титров, 2D-, 3D-спецэффектов и переходов в реальном времени и двухпотоковую оцифровку и т. п. Впрочем, они нужны в основном профессионалам и в домашней практике не требуют аппаратного «прикрытия», так как могут быть выполнены в среде монтажной программы (правда, с небольшой временной задержкой на просчет).

Поэтому в качестве более дешевого варианта можно предложить DV-платы в ценовом диапазоне $200-300 (например, Miro Video Studio DV Plus). Однако их чрезмерная простота лишает вас возможности цифровать «исходники», записанные в аналоговых форматах, и подключать через них относительно дешевые внешние диски.

Если на плате имеется всего один DV-порт (IEEE 1394) и он занят, то внешний диск должен быть SCSI ($50-200 контроллер + $50 коробка + $200 диск), а если портов несколько (чаще - два), то к свободному можно подключить диск с интерфейсом IEEE 1394 (например, UDMA/100, 7200 об./мин., 60-80 Гбайт стоимостью около $110 + коробка IEEE 1394 - $60).

Третий вариант монтажной системы основан на miniDV-видеокамере с полной коммутацией (рис. 4). Такие камеры находятся в ценовом диапазоне $850-1500 и имеют, как правило, отличную оптику с увеличением 20 и более крат и улучшенной системой наведения на резкость, одну ПЗС-матрицу на 800 тыс. пикселей и ЖК-экран, обеспечивают качество записи изображения с разрешением 520-530 линий, без искажения цветов. Обладая целым рядом ручных настроек, они позволяют легко адаптировать параметры съемки к конкретным условиям, а также делать качественные (1280х960 точек) фотографии. Но главное их преимущество как элементов монтажной системы состоит в возможности работать по DV и на выход, и на вход (iLink должен быть промаркирован как «DV in/out»), а также в наличии функции полной коммутации по аналоговым сигналам. Примеры таких камер: Sony DCR-TRV 740E ($950), Sony DCR-TRV27E ($1100), Canon MV550i ($860), JVC GR-DVL867EG ($1000), JVC GR-DV3000 ($1400), Panasonic NV-MX350 ($1500).

Камера соединяется с компьютером все тем же единственным шнуром iLink 4х6. По нему идет сброс видео- и аудиосигнала, а также внешнее управление работой (воспроизведение, перемотка и запись) DV-устройства. Наличие цифрового входа (DVin) позволяет использовать камеру как видеомагнитофон и подавать по тому же iLink от DV-платы цифровой видео- и аудиосигнал, но уже к камере, записывая при этом «мастер» без потери качества, непосредственно на miniDV-кассету. Эта же функция обеспечивает отслеживание процесса монтажа непосредственно на ЖК-экране видеокамеры. Наличие функций полной аналоговой коммутации позволяет подключать TV-монитор непосредственно к выходным композитным разъемам видеокамеры, использовать ее как пассивный транскодер (преобразователь форматов) и напрямую сбрасывать через нее аналоговые записи в компьютер для оцифровки. Кроме того, существует возможность непосредственно записывать на VHS (S-VHS) видеомагнитофон результаты монтажа, если они нужны на обычной кассете (кстати, потери качества при этом меньше, чем при записи через DV-плату).

Благодаря такой видеокамере, а также тому, что цифровой сигнал не нуждается в компрессии (она проводится с коэффициентом 4:2:0 в видеокамере, при съемке и записи изображения на ленту), в качестве системы видеозахвата можно использовать простой контроллер IEEE 1394, который стоит всего $40-90. Его основная задача - перекачать со скоростью 3,6 Мбит/с (стандартная скорость оцифровки для DV) полноформатный видеосигнал в компьютер на дополнительный диск. Контроллер, как правило, имеет два-три порта, что позволяет подключить к нему еще одно-два внешних устройства. Одним из них может быть скоростной внешний диск, а другим, например, высокоскоростной сканер. Важной особенностью интерфейса IEEE 1394 является способность последовательно коммутировать до двенадцати устройств. К тому же, обладая высокой скоростью передачи данных, этот интерфейс считается очень перспективным, и им оснащаются многие периферийные устройства.

В заключение несколько слов о построении монтажной системы на основе компьютеров от Apple. Безусловно, это более дорогой вариант построения «нелинейки», но с точки зрения удобств, комфортности, а главное - надежности работы он предпочтительнее. Уже в базовой комплектации любой из «Маков» (iMac, портативный iBook и новейший еМac) оснащен и аппаратно (есть IEE1394-контроллер), и программно всем необходимым для видеомонтажа и работы с цифровой видеокамерой. Единственное, чем нужно до-полнить систему, это внешним жестким диском (UDMA/100, 7200 об./мин., 80 Гбайт - $110 плюс коробка IEEE 1394 - $80).

Вышеупомянутые модели не работают с аналоговыми форматами. Аналоговый оцифровщик, например Miro Video Studio DC30 plus, можно вставить в стационарный Мас (например, модель G4 800 выпуска 2000 г. можно купить за $1100), но честно сказать, это весьма экзотический вариант. Поэтому работа на «Маках» предполагает наличие очень хорошей цифровой видеокамеры.

Остается просуммировать возможные финансовые затраты на создание монтажной системы, еще раз все взвесить и выбрать свой вариант. Когда система будет собрана, необходимо поставить и настроить программное обеспечение, проинсталлировать монтажную программу и можно начинать работать над своим первым фильмом.

Кстати, на какой монтажной программе вы остановились? Вы уверены, что это правильный выбор? Приступать к монтажу без серьезного разговора о принципах и правилах работы в монтажных программах, без анализа их сильных и слабых сторон, преждевременно. Так что до скорой встречи.


1 (обратно к тексту) - Если вы хотите подробнее ознакомиться с «некоммутационными» возможностями цифровых видеокамер, советуем прочесть обзор «Живые картинки» в нашем июньском спецвыпуске «Что взять с собой в отпуск». - Прим. ред.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.