Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Нечто неодушевленное

Архив
автор : Владимир Гуриев   19.07.2002

О том, что человек в конце концов уступит дорогу роботам, фантасты писали не раз, но никому из них не приходило в голову, что та же незавидная участь может быть уготована нашим домашним любимцам. В самом деле: как можно променять котенка или щенка на нечто неодушевленное, а радость общения с живым и преданным существом - на управление хоть и разумным, но мертвым механизмом? Абсурд…

…откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пес.
Борис Гребенщиков. «Электрический пес»

О том, что человек в конце концов уступит дорогу роботам, фантасты писали не раз, но никому из них не приходило в голову, что та же незавидная участь может быть уготована нашим домашним любимцам. В самом деле: как можно променять котенка или щенка на нечто неодушевленное, а радость общения с живым и преданным существом - на управление хоть и разумным, но мертвым механизмом? Абсурд…

Оказалось - не абсурд. Впрочем, самая раскрученная электронная зверюга - AIBO - появилась случайно, как побочный продукт гораздо более серьезных разработок. В какой-то момент этот «отросток» оказался пригодным для коммерческого применения, и в Sony решили поверить теорию практикой. Тем более что у многих на памяти еще был феноменальный успех примитивнейшей электронной игрушки тамагочи.

Три года назад, 11 мая 1999 года, AIBO был впервые представлен публике (имя электрического пса расшифровывается как Artifical Intelligence RoBOt, и в то же время японское слово «aibo» означает «дружок»).

Первые продажи AIBO проводились только через Интернет, мизерными партиями. Тем не менее, успех превзошел все ожидания. Даже самые большие оптимисты в Sony не надеялись, что удастся быстро продать хотя бы половину из пяти тысяч изготовленных псов. Однако первые три тысячи AIBO, выброшенные на японский рынок, были распроданы за двадцать минут! Остаток партии игрушек разошелся в США за четыре дня. И это при цене 2500 долларов! К ноябрю 1999 года Sony произвела еще десять тысяч экземпляров AIBO, но к тому времени было получено более 130 тысяч предварительных заказов. К выходу третьей партии в феврале 2000 года подоспело еще 30 тысяч заявок на электронных щенков.

Чем же привлекательны электронные домашние животные? В первую очередь тем, что не требуют особой заботы. Держать в городских квартирах даже кошек и собак довольно хлопотно: их надо выгуливать, кормить, убирать за ними… Электронные существа подобных неудобств не доставляют, как не доставляет неудобств исправно работающий телевизор или холодильник. Разумеется, живых существ они не заменят, однако многие из тех, кто покупает электронный «аналог» домашнего животного, никогда в жизни не держали дома живность и вряд ли представляют себе, какую радость может доставить хозяевам обыкновенный «незапрограммированный» пес.

Единственный недостаток, присущий нашим братьям меньшим, на мой взгляд, это малая продолжительность жизни. Каждому из нас рано или поздно приходится хоронить своего любимца. С этой точки зрения роботы, конечно, предпочтительнее: теоретически они бессмертны (если есть запчасти, чинить их можно до бесконечности), и в любом случае, вышедшего из строя робота не слишком-то и жалко (вы жалеете сломавшийся телевизор?).

Думаю, AIBO для Sony и до сих пор не столько коммерческий, сколько экспериментальный проект, хотя в будущее создатели электронного пса смотрят с оптимизмом. Так, один из разработчиков, доктор Дои Тоситада (Doi Toshitada), пишет, что если «мы называли 1980-е декадой ПК, а 90-е - декадой Интернета, то текущее десятилетие вполне можно назвать декадой роботов». Значит ли это, что «эпоха щенков и котят» заканчивается?..

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.