Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
15.07.2002

Виртуальная денежка дорогого стоит. - Европе по хребту. - Незваный гость… - Вставай, страна огромная. - Жизнь после смерти. - Доведем Xbox до ума. - Летняя линька PlayStation. - Не думай о Doom’e. - Искусство обмана. - Любопытной Варваре…

Виртуальная денежка дорогого стоит

Восьмого июля крупнейший Интернет-аукцион eBay объявил о приобретении еще одного Web-гиганта - платежной системы PayPal. Большую часть оборота PayPal (около 60%) стабильно составляли платежи, проводимые именно клиентами eBay, так что эксперты уже давно предрекали объединение двух компаний в той или иной форме.

Покупка обошлась eBay примерно в 1,5 млрд. долларов (конечно, не наличными, а акциями). Представители обеих фирм в комментариях по поводу сделки указали, что переход PayPal под крыло eBay позволит снизить себестоимость услуг, повысить безопасность и качество обслуживания.

eBay планирует сохранить брэнд PayPal. Компания по-прежнему будет действовать под собственным именем, которое уже стало хоть и скандальным, но все-таки синонимом виртуальных денег в Сети.

PayPal давно заработала себе неважную репутацию за закидоны (подробно расписанные в недавних «Голубятнях», см. «КТ» ##429, 430), которые позволяет себе ее руководство. Быть может, с новыми хозяевами что-нибудь, да изменится к лучшему, хотя это сомнительно в свете случившихся на eBay за день до совершения описанной сделки «глюков»: со счетов клиентов, которые использовали для расчетов систему Direct Pay, снимались суммы в два раза больше, чем на самом деле причитались аукциону. Проблема была быстро разрешена, но пострадавшие заявили, что впредь не позволят eBay снимать со своих счетов какие бы то ни было суммы без специальных извещений. - Т.Б.

Европе по хребту

Компания KPNQwest, прошедшая процедуру банкротства (см. «КТ» #447), так и не сумела удержать в рабочем состоянии принадлежащую ей 25-тысячекилометровую оптоволоконную сеть. В начале июля была отключена ее крупнейшая составная часть - бэкбон-магистраль Ebone.

Управлявшаяся из центра в Бельгии сеть Ebone общей протяженностью в 10 тыс. км. соединяла крупные города Западной Европы. Отключение ее, прошедшее в целом без резких потрясений - никто из пользователей не потерял доступа в Интернет (все заранее перешли на других провайдеров), - тем не менее сказалось на общей ситуации в Европе и мире. Согласно данным Matrix NetSystems, вывод из строя каналов Ebone привел к существенному падению скорости обмена информацией между европейскими Интернет-провайдерами. В среднем задержка при работе с Сетью выросла вдвое, причем не только для европейцев, но и, в частности, для некоторых пользователей с американского континента.

Кстати, в самое ближайшее время та же судьба может постигнуть сетевые мощности оскандалившегося американского гиганта WorldCom (см. «КТ» #451) - и относительно спокойная «смерть» крупной европейской сети в этом свете представляется чем-то вроде генеральной репетиции. - Е.З.

Незваный гость…

…как известно, хуже татарина. Впрочем, компанию Microsoft эта пословица явно не смущает: софтверный гигант всерьез намеревается устроить собственную большую экспозицию на выставке… LinuxWorld Expo (LWE), которая откроется 13 августа в Сан-Франциско.

Microsoft, известная своей крайней неприязнью к сообществу Open Source (в разное время сравнивавшая его и с раковой опухолью, и с коммунистами), обычно ограничивалась засылкой на LWE своего представителя, который устраивал непременное шоу для прессы, отпуская колкости в адрес идей и продуктов «идеологических противников». Так что на сей раз, когда дотошные журналисты разыскали в списке участников выставки имя Microsoft, это стало настоящей сенсацией. Тем более любопытно, что корпорация согласилась расположить свой стенд в секции, выделенной для «начинающих» - компаний, выставляющихся на LWE впервые. Впрочем, делать загадку из предстоящей экспозиции софтверный гигант не стал. По словам директора одного из подразделений Microsoft Питера Хьюстона (Peter Houston), аудитория LWE чрезвычайно важна для компании, которая намеревается таким образом «выстроить диалог с представителями Linux-сообщества в частности и Open Source-комьюнити в целом». Что касается выставляемых продуктов, то речь идет о всевозможных применениях операционной системы Windows XP Embedded. - Е.З.

Вставай, страна огромная

«Кампания по пробуждению патриотизма» в гражданах США вышла на новый рубеж вместе с выпуском американским военным департаментом первой компьютерной игры, более или менее реалистично воспроизводящей особенности службы в армии. За прототип, естественно, взяты вооруженные силы Соединенных Штатов. Игра под названием America’s Army: Operations выпущена в версии для MS Windows и может быть бесплатно выкачана с официального сайта www.americasarmy.com, поддерживаемого силами военного ведомства.

По сути своей AA:O (таков сокращенный вариант названия) - обычный сетевой шутер от первого лица, состоящий из десяти миссий различной сложности. Начинается все с тренировки в военном лагере (сопровождающейся едкими замечаниями виртуального сержанта), после чего новобранца направляют на выполнение боевых операций в составе отряда - вместе с другими, такими же как он, молодыми бойцами. Благодаря тому, что в основу AA:O положен последний графический движок игры Unreal, армейская новинка выглядит вполне современно и достойно на уровне своих коммерческих конкурентов. Ехидные комментаторы, правда, уже прошлись по «армейской прямолинейности» и идеалистичности AA:O. Согласно сценарию, служба представляет собой постоянные боевые вылазки, в которых бравые солдаты всегда сражаются за правое дело, кровь не забрызгивает предметы обстановки, а фатальный исход для игрока не предусмотрен в принципе.

В течение лета разработчики планируют дополнить игру еще девятью миссиями, а осенью выпустить версию игры (America’s Army: Soldiers), наделенную элементами стратегии: в ней новобранцу предстоит не только бороться за справедливость с оружием в руках, но и продвигаться по служебной лестнице.

Создание этих двух игр и запуск 140 игровых серверов обойдется военному ведомству в 7 млн. долларов, что примерно равно стоимости одного танка M1A3. Агитация молодежи традиционными средствами обходится много дороже, так что если игра поспособствует приходу в армию хотя бы трех сотен человек, расходы уже окупятся. А судя по статистике, опубликованной на официальном сайте AA:O, эти надежды не столь уж несбыточны: в первые же дни после запуска дистрибутив игры разошелся несколькими сотнями тысяч копий. - Е.З.

Жизнь после смерти

Сильно сдавшая в последнее время компания Rambus уходить на дно не желает и всеми силами продолжает рваться к поверхности. На одной из последних пресс-конференций президент фирмы заявил, что Rambus - единственная, кто сможет оперативно обеспечить Sony подходящими модулями памяти (со скоростью передачи данных более 10 Гбайт/с) для грядущей игровой консоли PlayStation 3. Более того, ходят слухи, что предварительная сделка с Sony уже якобы заключена и что в PS3 будет использоваться изготовленная по технологии Rambus Yellowstone RDRAM-память со скоростью передачи данных 12 Гбайт/с. Действительно, такой подряд может стать для Rambus соломинкой, за которую грех не ухватиться…

Сама Sony не опровергла и не подтвердила эту информацию, а просто отказалась ее комментировать. В качестве компенсации за подобную «неинформативность» Sony лишь гордо сообщила, что производительность PlayStation 3 должна быть, по крайней мере, в тысячу раз больше, нежели у PS2… Ждем-с. - Н.Д.

Доведем Xbox до ума

Неожиданное и довольно щедрое предложение получили участники проекта Xbox Linux Project от некого таинственного инвестора: если цели проекта удастся достигнуть до конца года, разработчикам будет выплачено 200 тысяч долларов.

Xbox Linux Project - открытый проект по переносу операционной системы Linux на игровую приставку Microsoft Xbox - был запущен в мае этого года. Поскольку архитектура Xbox весьма схожа с устройством PC, то портировав на приставку «нормальную» ОС, а также дополнив аппаратную часть необходимыми периферийными устройствами, теоретически можно превратить Xbox в полноценный персональный компьютер. Главные препятствия на этом пути состоят в отсутствии технической информации об устройстве приставки, наличии в ней аппаратных средств защиты от запуска несертифицированных Microsoft программ, а также в отсутствии средств разработки программного обеспечения (Xbox SDK от Microsoft, конечно, не годится).

Обещанные 200 тысяч (кстати, личность инвестора организаторам проекта известна, но от публики скрывается) разделены на две равные части, каждая для своей ветви проекта. Первая ветвь предусматривает портирование Linux на аппаратно модифицированный Xbox (перепрошивка BIOS, подключение специальных микросхем). Вторая - сфокусирована на разработке версии Linux, которая сможет запускаться на Xbox непосредственно с компакт-диска, не требуя аппаратной модификации консоли. - Е.З.

Летняя линька PlayStation

Компания Sony объявила о проведении летней маркетинговой акции в поддержку PlayStation 2, авторитет которой в Японии в последнее время заметно упал под натиском быстро набирающего популярность Nintendo GameCube.

Козырной король в руках Sony - новые дизайнерские находки для внешней оболочки PS2. Первый вариант имеет полупрозрачный с голубоватым оттенком корпус (в Японии он появится в продаже 18 июля), второй - иссиня-черный. Компания планирует выпустить около 500 тысяч «переодетых» консолей; стоить они будут чуть дороже оригинальной PS2.

Ясное дело, что на одном дизайне далеко не уедешь, поэтому в дополнение ожидается много новых игрушек, в том числе Kamaitachi 2, Summer Holiday 2 и Genso Suikoden 3.

Кстати, подающая большие надежды Nintendo уже умудрилась слегка испортить настроение маркетологам из Sony: 19 июля ожидается релиз суперпопулярного в Стране восходящего солнца Super Mario Sunshine, только ради которого уже можно прикупить новенький GameCube. - А.А.

Страна слепых

Попытки привлечь к компьютерным играм людей с частичной или полной потерей зрения предпринимались неоднократно и даже принесли некоторые результаты, однако поставить слепых в виртуальном мире на один уровень со зрячими игроками не удавалось, пожалуй, до сих пор никому. Возможно, эта нетривиальная задача окажется по зубам массачусетской компании ZForm (www.zform.com).

В своих разработках исследователи сфокусировались на чувстве, которое у слепых обострено сильнее прочих - слухе. После адаптации и «обкатки» традиционного покера в виде упрощенной онлайн-игры они приступили к модификации не чего-нибудь, а мегапопулярного шутера Quake!

«Кастомизированная» ZForm-версия Quake использует различные звуковые и шумовые «наводки» для ориентации игрока на карте, чем и помогает ему соревноваться со здоровыми противниками. Коридоры и боковые проходы обозначаются свистом вырывающегося из них воздуха. Местоположение других игроков можно определить по шуму, который они издают при движении (его громкости и направлению распространения). По мнению сотрудника ZForm Джереми Спитцера (Jeremie Spitzer), конечный результат такой «настройки» Quake более чем адекватен: «В ходе последнего тестирования модифицированной игры мой слепой коллега Тим буквально «порвал на британский флаг» всех остальных зрячих работников компании».

К сожалению, программа пока проходит внутреннее тестирование в ZForm и недоступна для «прослушивания». - Н.Д.

Не думай о Doom’e

Популярные у молодежи ежедневные марафонские забеги по зубодробительным стрелялкам вроде Counter Strike, Quake или Unreal Tournament оказывают пагубное влияние на умственные способности и эмоциональную восприимчивость, ослабляют концентрацию внимания, вызывают раздражительность и затрудняют адаптацию игроманов в обществе.

К такому выводу пришел профессор Акио Мори (Akio Mori), исследовавший 240 молодых американцев в возрасте от 6 до 29 лет. В ходе экспериментов у них измерялась интенсивность излучаемых мозгом бета-волн (сопровождают творческую активность и мыслительные процессы) и альфа-волн (обычно излучаются мозгом в расслабленном состоянии). Согласно полученным результатам, чем больше времени человек проводит за компьютерными играми, тем ниже бета-активность.

Бета-волны у людей, которые никогда или крайне редко играли в компьютерные игры, были интенсивнее, чем альфа-волны, и в процессе игры соотношение между ними менялось незначительно. Те же, кто проводит за джойстиком несколько часов в неделю, демонстрировали примерно одинаковую альфа- и бета-активность, но уровень последней резко снижался, как только человек приступал к компьютерной игре. У заядлых же игроманов, пялящихся в экран от двух до семи часов в день, постоянно отмечался низкий уровень бета-волн, что указывает на подавление эмоциональной и творческой активности мозга. При этом уровень бета-активности не повышался даже тогда, когда геймеры отрывались от своих любимых консолей и компьютеров и занимались другим делом.

В ходе исследований было показано, что у «хардкоровых геймеров» снижение активности лобного отдела головного мозга сопровождается общими нарушениями функций головного мозга и приобретает хронический характер. Пагубное воздействие игр на эмоции объясняется тем, что развлечения, поначалу приносящие массу впечатлений, оказывают постоянный прессинг на нервную систему, и мозг, компенсируя жесткое воздействие, просто перестает «переживать» по поводу игр. Да и не только игр, но и всего остального, что происходит вокруг. Проблемы с социализацией в обществе возникают у не знающих меры игроков из-за раздражительности и эмоционального истощения, которые наваливаются на них после длительных виртуальных сражений. Эти беды со временем также приобретают систематический характер.

Подробно результаты своей работы Акио Мори планирует представить на осенней конференции Society for Neuroscience. - Т.Б.

Искусство обмана

В США анонсирован выход примечательной книги - романа «Искусство обмана» («The Art of Deception»). Его автор - один из самых известных в истории криминальных хакеров - американец Кевин Митник (на фото), который около пяти лет просидел в тюрьме без суда. Выйдя на свободу в январе 2000 года, Митник по сию пору (и до января следующего года) проходит «испытательный срок», в течение которого ему запрещено приближаться к компьютерам. По этой причине хакеру приходится изыскивать самые разные источники доходов: выступать с лекциями, исполнять небольшие роли в кино, писать статьи в журналах, и вот теперь он написал целый роман, построенный на биографическом материале и повествующий, главным образом, о разнообразных способах выуживания паролей доступа и криптоключей у доверчивых сетевых пользователей и администраторов. - Б.К.

Любопытной Варваре…

В Интернете объявился очередной вирус, эксплуатирующий старейшую из человеческих слабостей - любопытство. Червь Calil распространяется по электронной почте под видом видеоролика в сопровождении интригующего текста «Things that the govt. don’t want you to know» (Вещи, о которых правительство не хотело бы, чтобы вы узнали).

По хитроумному замыслу автора, всякий разумеющий по-английски пользователь, получив подобное письмо, не сможет устоять перед соблазном узнать правительственные тайны и откроет вложение. Дальше действие развивается по классической схеме: при запуске червь копирует себя на жесткий диск и настраивает свою копию для автоматической загрузки при старте Windows. После установки Calil сканирует адресные книги и рассылает по найденным адресам зараженные сообщения, используя функции почтовой системы Outlook (www.viruslist.ru).

К большому разочарованию любопытных пользователей, червь показывает ложное сообщение об ошибке при установке Windows Media Player, не позволяющей запустить видеоролик. Позже любителей конфиденциальной информации ждет еще один неприятный сюрприз: червь изменяет данные о владельце системы, и каждый раз при старте Windows показывается сообщение: Owned by: xEnOcrAtEs. - С.Н.

Клякса на мониторе

Компания E Ink представила первый демонстрационный образец цветного дисплея высокого разрешения, основанного на так называемой технологии «электронных чернил» (e-ink). Устройство, разработанное в сотрудничестве с компаниями Toppan и Philips, напоминает обычный плоскопанельный дисплей с диагональю в 5 дюймов. Физическое разрешение новинки 320х234 пикселя (80 пикселей на дюйм) с палитрой в 4096 цветов. Предназначается такой дисплей для использования в мобильных цифровых устройствах вроде наладонных компьютеров, электронных книг или сотовых телефонов.

Несмотря на внешнюю схожесть с жидкокристаллическими дисплеями, продукция E Ink использует принципиально другой способ генерации изображения. Технология «электронных чернил» основана на использовании матрицы микрокапсул, заполненных прозрачной жидкостью. В каждой из капсул находятся частицы белой и черной краски, обладающие соответственно положительным и отрицательным электрическим зарядом. Микрокапсулы размещены в тонком листе пластика между прозрачной передней стенкой и непрозрачной задней. В стенках упрятано множество электродов, формирующих пиксельную матрицу. Подавая на электроды потенциал определенного знака и величины, можно управлять размещением частиц краски в капсулах - что для глаза наблюдателя будет выглядеть сменой цвета пикселя. Цветное изображение создается добавлением цветных фильтров, так же как это делается в ЖК-дисплеях.

Основные преимущества экранов E Ink сводятся к существенно меньшему энергопотреблению по сравнению с конкурентами (прежде всего жидкокристаллическими матрицами) и лучшему качеству изображения. Картинка, напечатанная «электронными чернилами», хорошо видна практически при любом освещении от яркого солнца до полной темноты (в последнем случае используется подсветка) и любых углах зрения без потерь в контрастности или яркости.

Достоинство разработки E Ink еще и в том, что все ее компоненты могут быть произведены на стандартном оборудовании, уже используемом в микроэлектронном производстве. Впрочем, выпуск коммерческих моделей цветных дисплеев, основанных на технологии «электронных чернил», ожидается не раньше 2004 года. Монохромные же варианты появятся раньше: Philips, по лицензии E Ink, обещает начать их производство уже в следующем году. - Е.З.

Большая и яркая жизнь голограммы

Несмотря на то, что технология получения трехмерных голографических изображений освоена давным-давно, в своем традиционном виде голограммы так и не получили масштабного коммерческого применения. Если не учитывать, конечно, повсеместно используемые голографические защитные метки, которые «голограммами» можно считать лишь с большой натяжкой. Что касается полноценных голограмм, то для их создания по-прежнему требуются мощные лазеры, большие затраты времени и средств. В итоге все равно получаются снимки, по многим причинам далекие от идеала - ограниченные в размерах, в передаче цветовой гаммы, в качестве изображения объекта и в углах его обзора.

По этой причине многие компании изыскивают обходные пути, с помощью дополнительных ухищрений пытаясь создавать большие и полноцветные 3D-изображения. Заметных успехов на этом направлении добилась американская фирма Zebra Imaging (www.zebraimaging.com), где за последние годы разработана технология создания крупномасштабных и ярких голограмм, уже привлекшая, в частности внимание и заказы таких крупных компаний, как Ford, Boeing и Exxon.

Метод «Зебры» сводится к тому, что большая и четкая голограмма создается из множества маленьких, причем исходный цифровой образ генерируется на компьютере с помощью специальной графической программы. Как и в традиционной голографии, здесь происходит расщепление лазерного луча, но не для освещения фотопластины со снимком-голограммой, а для пропускания через прозрачный жидкокристаллический проекционный экран, состоящий из мелких cекций-«хогелей» площадью по 2 кв. мм, управляемых компьютерной программой (термин hogel, видимо, образован от HOloGraphic ELement). При сложении этого предметного луча со вторым, опорным, на специальной пленке экспозиционного экрана рождается голограмма, как бы парящая над землей. Главное достоинство новой технологии - возможность неограниченного увеличения размеров голограммы по желанию заказчика, что достигается простым наращиванием площади экрана стандартными секциями.

Компания Ford, например, с помощью «Зебры» продемонстрировала на последних автосалонах две полномасштабных голограммы концепт-каров Thunderbird и P2000. Для нефтегазовых компаний в Zebra Imaging сейчас создаются трехмерные модели подземных слоев в регионах месторождений, для авиастроительных компаний - навигационные приборы, делающие видимым рельеф местности сквозь облака, для рекламного бизнеса - стенды и витрины со сменными объемными экспонатами. Ну, а музей Боба Марли в Кингстоне (Ямайка), недавно приобрел у Zebra большой, в натуральный размер портрет-голограмму легендарного короля музыки регги. - Б.К.

Самая главная Formula

Десятый этап мега-шоу Formula 1, прошедший 7 июля на трассе Сильверстоун в Великобритании, стал дебютом для новой компьютерной системы технического мониторинга, установленной на болиде команды Renault.

Машину мощностью более 400 лошадиных сил оснастили двумя сотнями сенсоров, исчерпывающие данные которых - от давления в шинах до оборотов двигателя и температуры масла - в реальном времени передавались на бортовой компьютер гонщика и компьютер гаража команды. Каждое движение руля и нажатие педалей (а также последствия этих действий) записывались и анализировались. Эта информация будет использована техниками при подготовке болида к следующим гонкам.

Новая система создана компанией Novell, которая обеспечивает компьютерную поддержку команды Renault с 1998 года. По словам IT-менеджера команды Грэма Хэклэнда (Graeme Hackland), «информация на Formula 1 теперь значит все. Лишь постоянная связь гонщика с техниками и анализ данных, поступающих с борта, позволяет принимать оптимальные решения». И только с помощью подобной системы Renault может составить хоть какую-то конкуренцию Ferrari и Williams. Впрочем насколько новая разработка действенна, мы сможем увидеть на следующем этапе «Формулы», где лидер команды Баттон и его напарник Трулли надеются занять по крайней мере третье и четвертое места - вслед за дуэтом из Ferrari Шумахер/Барикелло (до которых пока как до луны).

Еще одним «hi-tech-писком» на 10-м этапе «Формулы» стали новые костюмы механиков команды McLaren (на фото). Похожие на космические скафандры и снабженные индивидуальной системой кондиционирования воздуха, костюмы созданы специально для McLaren и стали плодом сотрудничества Европейского космического агентства (ESA), дома моделей Hugo Boss и итальянской фабрики Karada, экспериментирующей с новыми материалами при конструировании одежды. К слову сказать, скафандры, которые помимо обеспечения максимального комфорта призваны защищать механиков от жары в боксах, не очень-то потребовались - большую часть заезда лил дождь. - Т.Б.

На електрической повозке

Компания Toyota Motor намерена к концу нынешнего года (с опережением плана на год) начать в США и Японии ограниченные продажи своего уникального автомобиля FCHV (на фото), источником энергии для которого служат топливные элементы.

Новинка, представляющая собой переработанный вариант спортивной модели Kluger V (для Японии; в США будет поставляться вариант, основанный на модели Highlander), оснащена электрическим двигателем, запитываемым от топливных элементов типа PEFC (полимерные электролитические), горючим для которых служит сжатый водород. Особенность конструкции FCHV (что расшифровывается как fuel cell hybrid vehicle - гибридный автомобиль на топливных элементах) заключается в обязательном наличии на борту вспомогательной аккумуляторной батареи, необходимой для нормальной работы топливных элементов. Масса машины 1,85 тонны, максимальная скорость около 150 км/час. Запас хода от одной зарядки превышает 250 км. Цена пока не оговаривается.

Продажи FCHV будут носить пробный характер: всего за год планируется реализовать лишь двадцать экземпляров авто, причем покупателями смогут стать только государственные организации, общественные исследовательские институты и компании, занятые на энергетическом рынке (частным лицам просто негде будет заправить такой автомобиль). Компания представляет эти продажи как расширенное тестирование, необходимое для сбора подробной информации о работе машины, и установления оптимальной рыночной цены (ну и конечно рекламы новинки). Вслед за этим последует выработка промышленных спецификаций автомобилей на топливных элементах и только потом начнется массовое их производство. - Е.З.

Червивое яблочко

В SoftwareUpdate - сервисе автоматических апдейтов программного обеспечения компании Apple (идентичном Windows Update от Microsoft) обнаружена дыра в системе безопасности. С помощью простейших операций по подмене DNS и перехвату трафика автоматического запроса, направленного к сайту Apple операционной системой Mac OS X, злоумышленник может изменить список апдейтов и указать адрес с фальшивыми обновлениями. Получив информацию, автоматизированная система без какой-либо аутентификации скачивает и устанавливает файл, в котором может оказаться все, что угодно - от вируса до утилиты для удаленного управления компьютером.

Компания Apple очень серьезно отнеслась к находке и намерена в ближайшее время внедрить алгоритм проверки аутентичности файлов. А пока патч не выпущен, специалисты советуют пользователям Mac OS X воздержаться от использования автоматических апдейтов. - Т.Б.

Отстреливать поодиночке

Процветающее в Сети музыкальное пиратство в скором времени может столкнуться с серьезным препятствием благодаря новой инициативе, предложенной компаниями Vivendi Universal и Sony Music на последней встрече участников Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA). Очевидно, устав бороться лишь с организаторами файлообменных систем, музыкальная индустрия теперь готовится к судебному преследованию их рядовых пользователей. Просочившиеся в прессу слухи были подтверждены пожелавшим остаться инкогнито высокопоставленным чиновником одной из компаний-участниц RIAA.

План подачи судебных исков против частных лиц еще только разрабатывается, но уже ясно, что поводом для начала преследования может стать наличие на компьютере пользователя файлообменной сети большой фонотеки, составленной из пиратских копий музыкальных записей, защищенных копирайтом, либо активность, проявляемая этим пользователем, по скачиванию пиратских копий композиций с чужих компьютеров. Как отмечают эксперты, отследить такую активность в нынешних файлообменных сетях особого труда не составит. Единственным препятствием может оказаться идентификация личности супостата: определить, кто именно сидел за компьютером в момент совершения злодеяния, - задача не из простых. Впрочем, RIAA это не смущает: согласно данным известного исследования (проведенного в прошлом году Xerox PARC), десятая часть пользователей современных файлообменных сетей предоставляет 90% содержащегося в них контента - в этих условиях тактика запугивания «активистов» может оказаться достаточно результативной. - Е.З.

Слушай мою команду

Притеснения веб-вещателей со стороны традиционной музыкальной индустрии в виде налогов на ретрансляцию музыки в Сети, непрекращающееся давление на файлообменные системы, а теперь вот еще и посулы преследовать рядовых пользователей - все это стало причиной рождения уникального программного инструмента под названием Streamer. Разработанная энтузиастом-одиночкой Айэном Маклеодом (Iain McLeod) программа позволяет организовать трансляцию аудиоконтента многим слушателям через обычный модемный канал, обеспечивая при этом полную анонимность вещателя.

В основе Streamer лежит технология мультикастинга, последовательно задействующая в вещании ресурсы каждого компьютера, участвующего в прослушивании. Главный узел (вещатель) передает аудиопоток всего двум клиентам, каждый из которых становится ретранслятором, дублирующим принятые данные для других подключившихся слушателей. Те в свою очередь передают поток новым клиентам и так далее. Теоретически такая схема позволяет организовать вещание через узкий канал на огромное количество слушателей. Поскольку никто из клиентов не знает, является вышестоящий узел ретранслятором или источником передачи, обнаружить автора вещания в подобной сети практически невозможно.

Программа Streamer, код которой опубликован под лицензией GPL, служит лишь инструментом для организации P2P-сети. Аудиопоток, передаваемый поверх нее, генерируется и принимается внешними программами, ставшими стандартом де-факто в мире потокового звука (к примеру, Shoutcast и Winamp). В настоящее время Streamer существует лишь в виде довольно сырой бета-версии, но три веб-станции уже ведут с ее помощью пробные передачи. - Е.З.

Конспирация, батенька…

Хакерская группа Hacktivismo анонсировала скорый выход создаваемого ее участниками программного продукта, позволяющего жителям стран с агрессивными правящими режимами обмениваться информацией, не опасаясь навлечь на себя подозрение властей. Программа, получившая название Camera/Shy, основана на использовании стеганографии и стойкой криптографии: необходимые данные подвергаются шифрованию, после чего прячутся внутрь безобидно выглядящих графических файлов. Файлы выкладывают на каком-нибудь сайте, откуда их и извлекает получатель.

Camera/Shy выполнена в виде плагина, подключаемого к браузеру Internet Explorer версии 5 или старше. Программа самостоятельно проверяет все загружаемые из Сети картинки на предмет наличия скрытой информации и дешифрует ее в случае необходимости, демонстрируя результаты в отдельном окне. Точно так же, посредством отдельных окон браузера, организован интерфейс для шифрования данных. Как сообщает Hacktivismo, никаких следов своей работы программа «для настоящих подпольщиков» на компьютере не оставляет - видимо, тщательно подчищая кэш и список посещенных сайтов.

Публичное представление и выпуск Camera/Shy должны состояться в июле на хакерской конференции H2K2 в Нью-Йорке. Код программы будет опубликован под лицензией GPL. - Е.З.

Ссылки - в ссылку!

Знаменательный прецедент принесло начало июля датской правовой системе: суд вынес решение, запрещающее Интернет-сервису Newsbooster.com, аккумулирующему информацию различных сетевых новостных агентств, размещать у себя прямые ссылки на чужие материалы в обход лицевых страниц сайтов.

Хотя формально вынесенное решение затрагивает сетевые ресурсы только истца - Датской ассоциации издателей газет (Danish Newspaper Publishers Association), оно может оказаться очень важной для судебной практики и самой Дании, и других стран. Огромное число владельцев сайтов уже давно ратует за введение механизма контроля гиперссылок, дабы защитить контент и средства, потраченные на создание сайта. Кстати, в судебной практике США уже было несколько подобных процессов (инициированных, например, сайтами Dallas Morning News и National Public Radio), правда, так и закончившихся ничем.

Представители Newsbooster.com, комментируя судебное решение, резонно указали, что регулирование гиперссылок противно здравому смыслу и самой природе Сети, а возможность функционирования поисковых систем при таком раскладе вообще находится под большим вопросом. В ближайшее время Newsbooster.com планирует подать апелляцию. - Т.Б.

О гневе Господнем

Любопытные результаты получили американские метеорологи, подсчитав количество молний, поражающих крупные города. Оказывается, например, в Хьюстон молнии ударяют на сорок-семьдесят процентов чаще, чем в его окрестности.

Этот «городской» эффект чреват различными неприятностями. Поражение молнией силового трансформатора - одна из основных причин тяжелых аварий в электросетях. Молнии создают помехи для мобильной телефонии и радиосвязи. Кроме этого, грозы обычно сопровождаются сильным дождем, который поливает недовольных горожан, а не окрестные поля.

Что же притягивает грозы к городам? Неужели это Всевышний гневается на скопища грехов и рассадники пороков? До конца этот вопрос остается неясным, как и прогноз погоды на завтра. Ученые предполагают, что основных причин концентрации грозовых облаков над крупными городами две. Во-первых, бетонные коробки домов лучше отражают солнечный свет, чем окрестные поля. Это приводит к дополнительному прогреву воздуха и большей активности атмосферных процессов над городами. И, во-вторых, крупные города генерируют большое количество разнообразных выбросов в атмосферу. Мельчайшие частички сажи и пыли выступают прекрасными центрами конденсации влаги, что приводит к образованию облаков с электрически активными каплями больших размеров. Особенно ярко это проявляется над Хьюстоном, в котором сосредоточены мощные нефтеперегонные заводы. - Г.А.

Против Ома есть приемы

Физикам из Калифорнийского университета (Санта-Барбара) впервые удалось с помощью углеродных нанотрубок разделить «запутанные» сверхпроводящие электроны. Это важный шаг на пути к созданию электронных устройств квантовой криптографии и квантовых компьютеров.

«Запутанные» элементарные частицы - это рабочие лошадки для квантовых компьютеров, квантовой телепортации и криптографии. Измеряя квантовое состояние одной из частиц, можно узнать состояние другой, где бы она ни находилась. Однако до сих пор эксперименты в этой области велись в основном с фотонами. Дело в том, что, например, электроны, распространяясь в твердом теле, очень быстро «распутываются» за счет частых столкновений с атомами. До сих пор это было непреодолимым препятствием на пути прогресса твердотельной квантовой электроники.

С другой стороны, сама природа предусмотрела естественный механизм «запутывания» электронов. Это происходит при переходе некоторых материалов в сверхпроводящее состояние. Часть электронов при этом «запутывается» в куперовские пары, благодаря которым и течет сверхпроводящий ток. Нужно только научиться разделять эти пары и передавать электроны «не распутывая» на расстояния порядка размеров чипа.

Ученые обнаружили, что углеродные нанотрубки диаметром около пяти нанометров служат прекрасными проводниками для «запутанных» электронов. В них электроны взаимодействуют только друг с другом и могут распространяться «запутанными» на расстояния в несколько микрон. Соединив нанотрубки попарно золотыми контактами, исследователям удалось разделить электроны в куперовской паре, направив их в разные трубки.

Любопытно, что «запутанные» и разделенные электроны в нанотрубках обладают многими необычными свойствами, например, для них может не выполняться закон Ома. Ученые надеются, что уже в ближайшие пару лет можно ожидать появления первых прототипов устройств твердотельной квантовой электроники. - Г.А.

Привет с того света

Приятным сюрпризом для радиолюбителей всего мира стало известие об обнаружении на околоземной орбите искусственного спутника Земли OSCAR-7 (на фото), считавшегося утерянным с 1981 года.

OSCAR-7 представляет собой автоматический аппарат, несущий на борту маломощную многодиапазонную УКВ-радиостанцию, которая предназначена для ведения обмена с радиолюбителями на Земле. Запущенный в 1974 году, спутник проработал на орбите высотой 1450 км около шести лет, после чего замолчал - предположительно из-за поломки аккумуляторной батареи. Тем большей неожиданностью стало сообщение радиолюбителя Пэта Гауна (Pat Gowen), в конце июня поймавшего сигнал от «семерки» в диапазоне 145 МГц. Записав позывной станции (W3OHI) и несколько переданных ею рядов цифр, Гаун обратился за помощью в идентификации и расшифровке сигнала к посетителям сайта AMSAT.org (именно эта организация отвечает за запуск аппаратов серии OSCAR). Сам Пэт подозревал, что пойманный им сигнал принадлежит одному из старых OSCAR’ов (6, 7 или 8-му - все были запущены почти три десятка лет назад и давно вышли из строя), однако не мог установить, какому именно, - за давностью лет подробная техническая информация об этих проектах была утеряна. Помог случай: один из читателей конференций AMSAT.org, бывший менеджер проекта OSCAR-7, отыскал в своем архиве старые материалы, по которым и определил, что вещает с орбиты именно «семерка».

«Ренессанс» спутника объяснился просто: оказывается, мощности установленных на нем солнечных батарей хватает для работы части аппаратуры даже без аккумулятора. Благодаря этому OSCAR-7 периодически появляется в эфире, отключаясь при попадании в тень Земли. Принятая Гауном цифровая последовательность оказалась данными телеметрии, по которым была установлена, в частности, полная исправность бортовой электроники. Те же данные позволили заключить, что причиной поломки аппарата в 1981-м, скорее всего, был выход из строя одной из секций аккумуляторной батареи. - Е.З.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Антон Антонов [ anton@hotbox.ru ],
Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ], Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ],
Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru ], Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ],
Берд Киви [ kiwi@computerra.ru ], Светлана Новикова [ svetlana@kaspersky.com ],
Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.