Предъявите ваше лицо
АрхивВ последнее время с новой силой разгорелись споры об эффективности биометрических систем идентификации человека. Оба вердикта оказались весьма неутешительными.
В последнее время с новой силой разгорелись споры об эффективности биометрических систем идентификации человека. В феврале этого года Американский Союз гражданских свобод (ACLU) опубликовал результаты тестирования одной такой системы в полиции города Тампа (Флорида), а в середине мая - новый отчет о тестировании системы того же производителя - компании Visionics - в международном аэропорту Палм-Бич (эти документы можно найти на сайте www.aclu.org). Оба вердикта оказались весьма неутешительными.
Тем не менее одна из технологий Visionics, FaceIt, неожиданно приглянулась российским стражам правопорядка. Московский МУР, например, готов хоть сейчас включить ее в свой арсенал средств борьбы с правонарушителями.
Несколько дней назад компания «Данком» (Москва) сообщила об окончании первого этапа анализа видеоматериалов, снятых в недоброй памяти день футбольного матча Россия - Япония. Материалы, предоставленные компании московским УВД на кассетах и компакт-дисках, были оцифрованы и обработаны с помощью биометрической технологии распознавания лиц производства Visionics, чьим дистрибьютором является «Данком». В частности, в экспертизе использовались идентификационная система FaceIt Surveillance, способная автоматически захватывать лица людей в видеопотоке и осуществлять поиск в банке данных, и система FaceIt DB, используемая в качестве инструмента для формирования баз данных изображений лиц и работы с готовыми базами данных.
Однако увидеть результаты экспертизы без санкции МУРа оказалось невозможным. В УВД, в свою очередь, намерены официально сообщить об итогах следствия не раньше 5 июля. И все же некоторые сведения о проделанной работе получить удалось.
Об ошеломляющих результатах говорить не приходится. По словам Александра Югая, директора фирмы «Система», входящей в группу компаний «Данком» и занимающейся продвижением FaceIt, цель эксперимента заключалась не в поимке преступников, а в том, чтобы руководство милиции осознало, что можно работать по-новому. В частности, он сказал, что все зафиксированные лица были занесены в банк данных и по возможности идентифицированы. Но определить правонарушителя только по «лица необщему выраженью» невозможно. Директор «Данкома» Владимир Лобанцов сетует, что все оперативные данные хранятся в УВД «на бумажках». Попросту говоря, полученные образцы лиц не с чем сравнить, поэтому большого смысла в том, чтобы использовать системы FaceIt в криминалистических исследованиях, пока нет.
Однако у московского угрозыска все еще впереди. По словам Югая, в УВД система вызывает живейший интерес. Обработка видеоматериалов, снятых на Манежной площади, закончена (наличие «первого этапа анализа», как выяснилось, не предполагает второго). «Нынешний опыт помог осознать, что надо накапливать информацию, формировать базу данных, устанавливать подобные системы на стадионах и в других общественных местах. Это был толчок к тому, чтобы заложить какую-то основу для работы в нужном направлении. Развитие базы данных подозрительных лиц и должно стать вторым этапом нашего сотрудничества». Господин Югай добавил, что в технических нововведениях в нашей милиции обычно заинтересован один человек - начальник, воодушевленный новшеством, увиденным в Европе. Если же начальник в отпуске, продвигать новые технические решения довольно трудно.
А пока наша милиция взвешивает все за и против, полицейские из штата Флорида уже испытали систему распознавания в действии. Летом 2001 года департамент полиции города Тампа установил несколько десятков камер на улицах города и инсталлировал систему распознавания FaceIt, чтобы сканировать лица мирных прохожих. Однако служебного рвения хватило ненадолго, и спустя месяц с небольшим систему отключили.
Что показал эксперимент? Система не смогла правильно идентифицировать ни одного лица из своей базы. Система сделала множество ошибочных «опознаний», умудрившись перепутать даже пол подозреваемого. За четыре дня усиленной эксплуатации система сигнализировала о тревожных ситуациях 14 раз, и все 14 были ложными. Дважды она принимала мужчину за женщину и наоборот, трижды операторы-наблюдатели игнорировали выводы системы, настолько очевидна была их абсурдность (возрастные, внешние и прочие различия).
Тестирование системы той же Visionics, проводившееся с середины марта до середины апреля нынешнего года в международном аэропорту Palm Beach, показало, что технология требует серьезной доработки. В эксперименте участвовали 15 служащих аэропорта, чьи изображения хранятся в банке данных, включающем 250 фотографий. Испытания показали, что для успешной идентификации качество исходного изображения должно быть очень высоким: допустимо только минимальное движение головы, поворот головы не должен превышать 30 градусов, наличие очков нежелательно из-за бликов. Всего из 958 попыток сравнения с общей базой данных 503 (или 52%) были неверными.
Действительно, в условиях, приближенных к идеальным, при которых собственно и происходит идентификация, результаты Visionics уступают аналогичным у конкурентов (например, немецкой системе ZD-Face с более ярко выраженным криминалистическим уклоном), так как последние изначально ориентированы на более жесткие установки по качеству, ракурсу и освещенности изображения. В то же время система Visionics неплохо зарекомендовала себя в условиях наблюдения за движущимся объектом. Но знание этих нюансов - слабое утешение для потенциальных клиентов.
Директор фирмы «Система» считает, что ожидать от технологии эффекта, сравнимого с человеческой способностью к анализу и сравнению - по меньшей мере, опрометчиво. «Потребитель должен быть достаточно терпеливым, потому что этот метод не такой формальный, как, скажем, сравнение двух кодов. Такая система не замена оператору видеонаблюдения, а всего лишь дополнительное средство выявления тревожных ситуаций». Вот только все дело в том, что клиенты не спешат вкладывать по несколько миллионов долларов в подобные системы, увы, все еще вызывающие сомнения и к тому же являющиеся всего лишь вспомогательным средством в работе служб security или полиции.
Однако усилия биометрической индустрии в лоббировании своих интересов в обществе и правительстве не проходят даром. Да и сама жизнь показывает, что на эффективные системы распознавания лиц существует большой спрос. Например, правительство США не в первый раз спонсирует проведение тестирования предлагаемых на рынке технологий. Обостренный интерес администрации Буша к данным системам является, помимо всего прочего, прямым следствием действия закона USA Patriot Act, принятого вскоре после событий 11 сентября. Закон, как известно, предусматривает расширение возможностей государственных служб безопасности в использовании новых средств борьбы с терроризмом, в том числе использование биометрических средств аутентификации.
В настоящее время Национальный институт стандартов США (NIST) при поддержке множества государственных структур проводит испытание поставляемых на американский рынок биометрических систем распознавания лица Face Recognition Vendor Test 2002, результаты которого огласит уже осенью. Хотя в списке тестируемых более 70 систем, реальных конкурентов на рынке не так уж много, а с учетом того, что предпочтения американцев обычно склоняются в пользу американских продуктов, результаты почти предсказуемы. У FaceIt есть вполне реальные шансы победить, как это было в FRVT`2000. Тогда FaceIt обошла своего прямого конкурента немецкую систему ZN-Face по всем показателям, что, впрочем, не означает слабости ZN-Face - та делает погоду на европейском рынке.
«FaceIt сильна своим заокеанским происхождением, - говорит Югай. - На американском рынке ее защищает правительство США, хотя внутреннюю рыночную борьбу в Штатах тоже сложно понять, каждая структура лоббирует свою систему: правительство - проект Visionics, армия - проект Viisage. Соответственно, европейские системы не имеют шансов попасть на этот рынок даже при равных показателях».
Россия не Америка и абсолютно индифферентна к предпочтениям американского народа, тем более что никакого интереса для американской индустрии биометрических технологий мы пока не представляем. Как заметил в телефонном разговоре директор фирмы «Данком» Владимир Лобанцов, в России реальный спрос на системы распознавания возникнет не раньше, чем через два-три года. О сегодняшних клиентах компании говорить, пожалуй, рано. Сама компания не готова распространяться на эту тему, но, по словам Лобанцова, еще полгода назад продаж на этом рынке в России почти не было.