DivXbox: рецепт народной медицины
Архив"Писишная" природа консоли Xbox в сочетании со сравнительно небольшой ценой и весьма приличными характеристиками "железа" - Pentium III, мощный графический процессор, жесткий диск гарантировали, что хакеры-умельцы ринутся шаманить и доводить "хъящик до ума", едва разберутся что там к чему под кожухом корпуса.
«Писишная» природа консоли Xbox в сочетании со сравнительно небольшой (для ПК) ценой и весьма приличными характеристиками «железа» - Pentium III, мощный графический процессор, жесткий диск гарантировали, что хакеры-умельцы ринутся шаманить и доводить «хъящик до ума», едва разберутся что там к чему под кожухом корпуса. Ну а как только разобрались - начали появляться и средства народной медицины. От улучшенных BIOS до разнообразных кодеков.
Была «докторская», стала «любительская»
Как известно, доктор Microsoft прописал поклонникам своей игровой приставки, скажем прямо, довольно скучный рецепт развлечений помимо собственно игр. В оригинальном «докторском» исполнении игровая консоль Xbox понимает совсем немного из популярных на рынке медиа-форматов: видео на дисках DVD (если прикупить за полсотни долларов дополнительный комплект) да музыкальные аудио-CD.
Надо ли удивляться, что в таких условиях в Сети очень быстро, по сути дела стихийно, зародился проект энтузиастов движения за открытые исходные коды, получивший название Xbox Media Player и поставивший перед собой цель открыть ларчик-консоль для всех основных видео- и аудиоформатов - от DivX, VCD и SVCD до MP3. Первые сведения об активно ведущихся работах в этом направлении стали поступать еще в мае, а в середине июня два анонимных программиста, укрывшихся за псевдонимами RUNTiME и d703g4q, объявили о выпуске первой бета-версии медиа-плейера для Xbox (xboxdev. ath.cx). Программа, надо отметить, классифицирована «бета-версией» с некоторым авансом, поскольку еще весьма сыровата, однако уже демонстрирует принципиальную возможность перекодирования популярных видеоформатов DivX (версий 3.0, 4.0) и VCD в файлы вида ISO-image, то есть «закрытый» формат ISO для внутреннего представления данных в приставке.
В ближайшем будущем разработчики намерены включить в плейер поддержку сетевой работы и базовые функции управления потоком данных: пауза, ускоренная перемотка вперед/назад и т. д. Одновременно в Xbox Media Player встраиваются аудиокодеки AC3 и MP3. Но портирование все новых и новых кодеков - это, как говорится, дело техники. Главная же задача с точки зрения программирования, по словам RUNTiME, - обеспечение стабильной работы плейера в условиях среды, не слишком дружелюбной к «чужакам». Лишь при успешном решении этой задачи продукт имеет шансы обрести популярность.
Но не для всех, и не бесплатно
Правда, на пути широкого распространения Xbox Media Player стоит и еще одна, значительно более существенная преграда. Для работы любого рода «самопального ПО», получившего название Homebrew Soft, игровую приставку необходимо модифицировать, добавив в нее специальный mod-чип (см. «КТ» #446).
Расширение функциональности игровых приставок с помощью mod-чипов - дело не новое, давно освоенное на многих популярных консолях от Dreamcast до PlayStation2. Начиная с мая нынешнего года сразу несколько веб-сайтов - enigmah.com, xtender.info, china-messiah.com и ряд других предлагают mod-чипы для Xbox ценой от 36 (Messiah) до 80 (Xtender) долларов. Для установки чипа в приставку следует обладать не только решимостью энтузиаста (при открывании корпуса теряется право на гарантийное обслуживание), но и радиолюбительскими навыками, поскольку в системную плату придется впаять от 12 до 29 (в зависимости от разновидности чипа) проводов-отводов для дополнительной СППЗУ-микросхемы.
Mod-чип вносит изменения в BIOS игровой консоли, снимая все, какие сможет, барьеры закрытой архитектуры, воздвигнутые компанией-изготовителем с целью сохранения полного контроля за распространением и использованием контента. В частности, становится возможным играть в игры других DVD-регионов и обходить региональное кодирование DVD-фильмов; использовать диски с самодельными копиями игр, записанные на DVD- и CD-приводах; отключать защиту Macrovision для качественного копирования DVD-фильма с Xbox на видеомагнитофон. Наконец, разрешение обработки «неподписанных кодов» позволяет запускать на приставке разнообразные программные приложения, не имеющие официального сертификата Microsoft, в том числе и новоиспеченный Xbox Media Player.
Сплошные убытки
Понятно, что над всем этим раздольем взломанных запретов витает дух пиратства и немалых денег, текущих мимо карманов Microsoft. С другой же стороны, все перечисленные манипуляции по расширению функциональности машины лежат в рамках так называемого fair use, то есть честного использования продукта владельцем, имеющим полное право совершенствовать законно купленную вещь для изготовления резервных копий игр, просмотра фильмов других регионов и других форматов, или вообще для прогулок по сайтам Интернета.
Но напрасно кто-то полагает, что значительное расширение функциональности Xbox неизбежно повысит масштабы продаж консоли, а значит - вызовет у Microsoft сложно окрашенное чувство радости или хотя бы удовлетворения. Даже начальная 300-долларовая цена приставки классифицировалась как «убыточная», не говоря о вынужденно сниженной из-за острейшей конкуренции нынешней цене в 200 долларов. Всю прибыль от Xbox планируется получать от продажи игр, а mod-чипы, понятное дело, способствуют чему угодно, кроме роста спроса на лицензионные диски.
Представители Microsoft уже объявили, что компания изыскивает юридические возможности для запрета изготовления mod-чипов. Аналогичные усилия ранее предпринимала и корпорация Sony, пытаясь обуздать модификаторов PlayStation. Мало-мальски заметного успеха на этом поприще (официального запрещения деятельности фирм-реселлеров) удалось добиться лишь в законопослушной Западной Европе. Но процесс распространения mod-чипов это, конечно, не остановило.
Впрочем, следует иметь в виду, что забавы с бесконечной модернизацией игровой консоли - все-таки развлечение на большого любителя, способного не только грамотно работать с нештатным ПО, но и аккуратно поковыряться в железе. А если вспомнить, что все те же самые «расширенные» функции предоставляет и обычный ПК, причем при значительно меньшем количестве возни, то вряд ли и mod-чипы, и Xbox Media Player, и грядущий веб-браузер вкупе с Linux-комплектом существенно отразятся на основной массе пользователей Xbox - обычных геймерах, способных лишь шустро давить на кнопки.
Мод-чипы для Xbox - это не только возможность запустить пиратское программное обеспечение на приставке или посмотреть фильмы, предназначенные для проката в другом регионе. Теоретически использование мод-чипов дает возможность портировать на Xbox другую операционную систему, например Linux. Пока известно только об одном подобном проекте (xbox-linux.sourceforge.net), о перспективах которого, впрочем, говорить еще рано: 19 июня на сайте был опубликован лишь предварительный код загрузчика системы. Код абсолютно нерабочий - это просто шаблон, выложенный авторами для обсуждения в Сети.
Работают над портированием Linux энтузиасты. Вряд ли какой-то компании придет в голову финансово поддерживать это начинание - практическая польза от него, мягко говоря, неочевидна. Неочевидны и перспективы проекта: не факт, что разработчикам Linux для Xbox удастся осуществить портирование без использования мод-чипов. Легальность изготовления мод-чипов пока под вопросом, и может случиться, что портированный Linux окажется «вне закона».
Собственно, и сами разработчики «ходят по лезвию ножа». Вряд ли в Microsoft станут смотреть на проект сквозь пальцы, если будут достигнуты значительные успехи. Главный соблазн разработчиков, который может подвести их под монастырь, - использование конфиденциальной информации по Xbox от Microsoft (например, Xbox SDK). Работать «вслепую» очень трудно, но использование Xbox SDK для реинжиниринга приставки может послужить поводом для судебного иска и закрытия проекта.