Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Digital Money Forum 2002

Архив
автор : Виктор Достов   27.05.2002

По роду своей деятельности я ежегодно посещаю "Форум по цифровым деньгам", организуемый компанией Consult Hyperion. Форум проводится в Лондоне уже пять лет и является одним из наиболее эффективных мероприятий по данной тематике в Европе.

По роду своей деятельности я ежегодно посещаю «Форум по цифровым деньгам» (Digital Money Forum, digitalmoneyforum.com), организуемый компанией Consult Hyperion. Форум проводится в Лондоне уже пять лет и является одним из наиболее эффективных мероприятий по данной тематике в Европе. Два-три очень насыщенных дня позволяют синхронизироваться с происходящим на европейском и отчасти на мировом рынке. Этому способствует и тщательный выбор докладчиков, и продуманная программа, и широта тематики. Благодаря хорошей репутации форум постоянно привлекает множество интересных людей - от членов английского правительства до технологических аналитиков.

В этом году самым интересным мне показалось выступление «Как не надо запускать новые платежные схемы» Чарлза Коэна (Charles Cohen), бывшего генерального директора компании Beenz. Beenz был наиболее известным проектом «альтернативной валюты». Несложное программное обеспечение и сравнительно небольшая команда без каких-либо технологических и маркетинговых изысков запустила международный проект, привлекший 19 млн. долларов инвестиций и набравший за полтора года аудиторию в 5 млн. человек, около половины из которых использовали сервис повторно. Тем не менее, деятельность Beenz закончилась в августе 2001 года мягким крахом.

Докладчик перечислил три причины, которыми чаще всего объясняют крах доткомов: плохой менеджмент, сложность интерфейсов и отсутствие адекватного законодательства, - и отметил, что их роль сильно преувеличена.

Коэн отметил, что роль этих факторов сильно преувеличена, и назвал подоплекой гибели Beenz порочность выбранной модели извлечения прибыли. В частности, Beenz задумывалась, по аналогии с обычными наличными, как симметричная система «без трения» - то есть без транзакционной комиссии (комиссии с платежей), а прибыли предполагалось извлекать из конверсионной комиссии (комиссии с ввода/вывода «валюты»).

Очень изящная и удобная для реализации схема оказалась, тем не менее, неработоспособной в силу недооценки того факта, что система наличного обращения в скрытом виде поглощает гигантские средства на обслуживание, получаемые государством через налоги косвенными способами 1, а конверсионная модель, вероятно, нежизнеспособна за пределами очень узких ниш. Большую роль сыграл, разумеется, и общий обвал доткомов, поглотивший, на волне эмоций, немало жизнеспособных проектов.

Роль законодательства в развитии электронных платежей хотя и несколько преувеличена, тем не менее остается весьма значительной. Поэтому второй по значению темой обсуждений, причем в довольно оптимистичных тонах, стало принятие в Англии закона о платежных системах (см. www.fsa.gov.uk/publications). Англия двигалась в области регулирования электронных платежей гораздо медленнее, чем Европа и США, зато новый закон отражает не столько теоретические соображения, сколько практический опыт. Закон рассматривает оперирование электронными платежными системами как небанковскую деятельность, основным их отличием от банковских систем является отсутствие процентов на депозиты. Предусмотрена низкая (2%) норма резервирования остатков на банковском депозите, остальное можно вкладывать в надежные бумаги. Для стартапов и систем с низкими оборотами (например с лимитом по депозиту в 150 фунтов стерлингов) лицензирование не требуется.

Предметом горячих обсуждений стало применение правил KYC (know your customer, «знай своего клиента»). При этом сохранение приватности, в духе времени, как аргумент не звучало 2, но справедливо указывалось на сложность полной идентификации клиента онлайн. Работа по модификации закона в этом направлении лоббируется, в частности, Ассоциацией электронных платежей. В целом разумные законы в сочетании с разумной политикой их модификации делают Англию более предпочтительной базой для развития платежных проектов, чем США или континентальная Европа.

Оптимистичным было выступление вице-президента Paypal Джека Селби (Jack Selby). Paypal, с 15 млн. счетов в 39 странах, оборотом в 3,5 млрд. долларов в 2001 году, положительным текущим балансом и успешным первичным размещением акций в 2002 году, несомненно является dear baby 3 Интернет-платежей и коммерции в целом. Селби кратко рассказал про IPO и нынешнюю законодательную ситуацию.

В качестве текущего целевого сегмента Paypal Селби назвал мелких продавцов и аукционы. По его словам, углы на диаграмме уже заняты чеками (для крупных переводов между знакомыми людьми, F2F), картами (большие суммарные объемы - большие продавцы, допускающие риск ликвидности), Western Union (быстрые переводы небольших сумм) и наличными (очень быстрая передача небольших сумм). Paypal видит свою целевую нишу в центре - средние по размеру переводы с умеренным риском. Следует отметить, что по мере развития Paypal все более старательно отмежевывается от имиджа P2P-компании, заложенного в ее название 4.

На форуме было четко видно, что рынок электронных платежей стал реальной индустрией. Наряду с такими разрекламированными лидерами, как Paypal, успешно работают FireMoney, Worldpay и другие системы. Много говорилось о том, что банки и традиционные платежные системы, такие как Western Union, на которые ранее возлагались надежды, что они станут центрами развития Интернет-платежей, довольно вяло развивают эту сферу и в то же время занимают все более жесткую позицию по отношению к электронным платежным системам. Хорошим подтверждением этого тезиса стал объявленный недавно MasterCard запрет на обработку транзакций сторонними компаниями.

Разумеется, не обошлось и без новых технологических решений, хотя их число сокращается от форума к форуму. В этом году был только один технологический доклад от RSA Security, посвященный развитию идей цифровых наличных на базе хэш-коллизий.

Технологии, основанные на хэш-коллизиях, являются альтернативой технологиям цифровой наличности на базе электронно-цифровой подписи. Хеш-коллизиями называется пара аргументов, дающих одинаковое значение хеш-функции 5. Найденная однажды, такая пара легко проверяется и может служить основой цифровой монеты, подобно тому, как последовательность, подписанная цифровой подписью банка, является основой цифровых монет в технологиях eCash и Paycash. Поиск таких совпадений изначально предполагалось проводить на гигантском компьютере, стоимость которого служила бы, по аналогии со стоимостью монетного двора, гарантом невоспроизведения монет фальшивомонетчиками.

В последнем докладе описывалось, как можно делать такие поиски на базе распределенных вычислений, размещая через Интернет, за небольшое вознаграждение, кусочки задачи на тысячах компьютеров пользователей, причем участники поиска не могут использовать полученные ими результаты для самостоятельного изготовления монет. Идея довольно красивая, однако уже очевидно, что существующие технологические наработки удовлетворяют потребности отрасли на много лет вперед, и дело, собственно, не за ними, а за эффективными бизнес-моделями их использования.

Еще одна горячая тема - мобильные платежи. Во многом они повторяют судьбу смарт-карт: уже несколько лет говорится об их важности, в очередной раз рассказывается об автоматах с пепси и бензоколонках, принимающих мобильные платежи, но дальше этого дело не двигается, и в воздухе начинает витать скептицизм. Финансовая модель м-платежей, в которой упор делается на доступе к предоплаченным депозитам, у провайдеров не пользуется популярность в силу высокой стоимости сбора денег, а идентификационная модель, в которой телефон служит для идентификации плательщика, довольно громоздка для массового использования. В узкой нише - продажа логотипов и мелодий - вращаются достаточно большие деньги, но это пока единственный живой пример массовой м-коммерции.

По мнению экспертов, м-платежи находятся в пилотной стадии, что относится как к технологии, так и к финансовой и бизнес-модели. Успеют ли они выйти из пилотной стадии до того, как человечество наиграется в мобильники и придумает себе новые игрушки, - одному богу известно.

Поскольку после краха доткомов хорошим тоном стало говорить о е-бизнесе с умеренным скептицизмом, некоторое время докладчики посвятили развенчанию устоев. Еще одной священной коровой, на которую замахнулись, были микроплатежи. Дэвид Сир (David Sear), директор по операциям Worldpay, в своем докладе, незамысловато озаглавленном «Нужны ли кому-то микроплатежи?», рассуждал о том, имеют ли они будущее, как они конкурируют с моделью подписки, способны ли сконцентрировать достаточную денежную массу и так далее, в основном в довольно пессимистичном контексте. Как и в докладе Коэна, здесь прослеживалась мысль известного экономиста Пола Крагмена (Paul Krugman): «Потребность еще не означает спроса». В результате споров о том, являются ли микроплатежи лишь «потребностью» или на них уже есть «спрос», было решено, что микроплатежи - штука перспективная, но для внедрения потребует массы координированных усилий.

В этом смысле интересными представляются планы норвежцев, задумавших образовать консорциум с участием VISA и ведущих информационных агентств, который займется выработкой единого решения для оплаты контента.

Одной из новых ниш, обсуждавшихся на форуме, были «социальные деньги» (www.timedollar.org, www.timebanks.co.uk). Они представляют собой замкнутую систему с ограниченными способами эти деньги заработать и потратить. Примером могут служить муниципальные программы, в рамках которых люди зарабатывают «часы», ухаживая за инвалидами, преподавая в школах и имея возможность израсходовать заработок на муниципальные услуги. Будучи очень увлекательной для западных чиновников и теоретиков, в России, вероятно, эта тема не вызовет энтузиазма, по крайней мере пока.

Форум открывался и закончился выступлениями руководителя Consult Hyperion Дэвида Бёрча (David Birch), который привел интересный исторический факт. В 1695 году в Англии указом короля Вильгельма III были введены монеты единого образца, причем денежная реформа сопровождалась технологическими новшествами, разработанными не кем иным, как Исааком Ньютоном (машинная чеканка, накат на ребре монеты, предотвращающий ее обрезание), и государственными мерами по их обязательному применению. Сочетание этих двух факторов оказалось настолько успешным, что наличные деньги существуют до сих пор. Являются ли они высшим достижением, или на технологической волне у новых платежных систем есть шанс пробиться? Вопрос остается открытым.

Помимо общих впечатлений, разумеется, всегда есть что-то личное. Мне было приятно, что в целом то, что мы видим на Западе, совпадает с направлениями развития ведущих российских платежных систем (конечно с поправкой на отечественные масштабы). К сожалению, сдерживающими факторами в России являются даже не сами недостатки систем, а миниатюрность розничного бизнеса, в том числе и в Интернете. Бурный рост оборотов платежных систем, составивший в 2001 году 500-1000%, неизбежно приближает их к состоянию насыщения, ограниченному естественными потребностями пользователей, и не факт, что уровень этого насыщения позволит компаниям окупаться. Тем не менее, в 2002 году темпы роста сохраняются, что внушает оптимизм.


1 (обратно к тексту) - Нам этот тезис представляется неочевидным и крайне сомнительным. - Здесь и далее прим. ред.
2 (обратно к тексту) - Автор имеет в виду (анти)террористическую активность после событий сентября 2001 г.
3 (обратно к тексту) - «Любимым ребенком» (англ.). Некоторые, впрочем, в связи со скандалами с «замораживанием» счетов и проблемами с доступом к ним из ряда сетей, скорее употребят французское enfant terrible.
4 (обратно к тексту) - Pay pal (англ.) - «заплати приятелю». Скорее можно говорить об имидже F2F (транзакции между знакомыми друг с другом лицами).
5 (обратно к тексту) - Такие функции, для которых по результату очень трудно восстановить аргумент.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.