Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Связь ин вестерн

Архив
автор : Александр Филонов   27.05.2002

Признаюсь честно: будучи простым обывателем - мещанином, если хотите - я предубежден против повременки изначально. Мои чувства многие поймут. Кто-то осудит. Кто-то отнесется индифферентно, но таких будет меньшинство.

Признаюсь честно: будучи простым обывателем - мещанином, если хотите - я предубежден против повременки изначально. Мои чувства многие поймут. Кто-то осудит. Кто-то отнесется индифферентно, но таких будет меньшинство. Потому что телефонные тарифы бьют всех по больному месту - по кошельку. И если он у вас не такой толстый, чтобы смягчать любые удары, то вопрос оплаты за любые услуги вам небезразличен.

А телефон в наше время стал предметом чуть ли не первой необходимости, поэтому, наверное, каждый из нас сегодня считает себя вполне компетентным в оценке пользы и вреда повременки. Однако спросите любого профессионального связиста, и он ответит: без повременного учета у связи России будущего нет, отчасти потому, что только в этом случае операторы смогут найти средства на модернизацию оборудования и развитие сети. Поэтому и шаг этот, как ни крути, делается ради технического прогресса.

Ситуация с повременной оплатой телефонных разговоров в Москве напоминает ковбойский сериал, не первый год будоражащий умы москвичей. То ее вводят, то не вводят... Еще в прошлом году мэр Москвы Юрий Лужков ответственно заявлял: повременки не будет. Однако в декабре МГТС обнародовала планы введения повременного учета с июня этого года. В феврале последовал ответ: правительство Москвы намерено пойти на создание альтернативного оператора связи для обслуживания малоимущих граждан, а 11 марта последовала реакция населения: под окнами центрального офиса МГТС на Петровском бульваре прошел митинг пенсионеров, взывавших к президенту и мэру: «Не допустите произвола!» Тут же откликнувшийся на зов Лужков быстро договорился с председателем Совета директоров АФК «Система» - крупнейшего акционера МГТС - Владимиром Евтушенковым о том, что повременка вводиться не будет, причем, скорее всего, не за просто так, - недаром Евтушенков выразил надежду «на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Правительством Москвы». Не заставил себя ждать и второй по величине акционер МГТС - ОАО «Связьинвест», опубликовавший 20 марта пресс-релиз, суть которого вкратце сводилась к одному: компания сделает все возможное, чтобы добиться введения повременной оплаты телефона. Пресс-служба МГТС вообще отказывалась как-либо комментировать события, оставляя их на совести акционеров, и ссылаясь на то, что до проведения общего собрания ни о каких решениях не может быть и речи. Далее страсти поутихли вплоть до собрания Совета директоров МГТС, решавшего организационные вопросы проведения собрания акционеров, после чего генеральный директор МГТС Владимир Лагутин объявил о «приостановлении решения о введении повременной оплаты местных телефонных переговоров ОАО «Московская городская телефонная сеть»». И даже привел веский аргумент в пользу такого решения: по его мнению, падение трафика приведет к сокращению доходов компании, - утверждение, мягко говоря, спорное, ведь опыт введения повременки в других регионах говорит об обратном.

Теперь копнем чуточку глубже. Итак, решение «принято акционерами МГТС», но при этом Евтушенков оговорился, что оно во многом будет зависеть от позиции «Связьинвеста». Собственно говоря, здесь и начинается сюжет поистине детективный.

«Связьинвест» твердо стоит на своем, ни на йоту не отступая от обнародованной ранее позиции. Вот что сообщил руководитель департамента информационного обеспечения «Связьинвест» Олег Михайлов: «Мы считаем, что повременная оплата на сегодняшний день - социально справедливая форма оплаты и будем продолжать вводить ее в других регионах. Тезис о снижении трафика мы считаем необоснованным, поскольку опыт ввода повременки в регионах показывает, что вначале трафик падает, а через три-четыре месяца выходит на прежний уровень. Что касается дополнительных услуг, то и по нашим оценкам, и по оценкам аналитиков, эта мера дала бы нам дополнительные средства, которые хоть и не сразу, а со временем, мы бы и направили на развитие. Но все же я не хочу увязывать ввод повременки с предоставлением новых услуг - так или иначе, они вводиться будут». Более того, Виктор Исаев, директор управления внешних связей компании «Система-Телеком», управляющей телекоммуникационными активами АФК «Система», в какой-то мере поддерживает подобную позицию, поскольку «находясь на самосубсидировании, МГТС толково развиваться не может», и выражает сожаление, что мэра не слишком хорошо проинформировали о технической и финансовой стороне дела.

И даже в самой АФК «Система» признают, что все заявления МГТС - просто заявления о намерениях и ничего больше. Никаких юридических документов на сей предмет не существует, и окончательно ситуация прояснится только после собрания акционеров. К тому же реальных рычагов давления на МГТС у Правительства Москвы не существует, как нет и средств ни на субсидирование этой монополии, ни на создание полноценного альтернативного оператора - для этого требуется как минимум 1000 долларов на каждого абонента. Так что, скорее всего, создание альтернативного МГТС оператора - лишь попытка припугнуть акционеров строптивого монополиста. Шантаж и доллары.

Правда, некоторые заинтересованные лица туманно намекали, что последнее слово все равно остается за Министерством по антимонопольной политике, обладающим правом вето. (А кое-где в СМИ даже высказывалось мнение, будто к выступлениям бабушек МАП имеет самое непосредственное отношение.) Однако руководитель Департамента по регулированию деятельности естественных монополий в области связи МАП РФ Валерий Горячев мягко отстранился от участия в конфликте, заявив, что министерство утверждает не форму оплаты, а только величину тарифов: «Если будет принято решение о переходе на повременную оплату, мы утвердим и повременную оплату. Опыт введения таких тарифов копится с 1995 года, никаких особых нареканий к компаниям, вводящим их, не возникало». По его данным, около 23% абонентов используют телефон очень интенсивно, но поскольку для них это бизнес, они готовы платить и больше. То есть, «если акционеры примут решение о введении повременки, никаких сложностей у них не возникнет - правда, при этом ряд вопросов они должны решить с правительством Москвы. Скажем, по поддержке инвалидов, участников войны и прочих социально незащищенных групп населения. К примеру, им могут сохранить абонентскую плату. При утверждении тарифов мы обязательно проверяем, решены ли социальные вопросы. Что касается компенсаций и льгот, они тоже возможны на основании федеральных законов. Если же какие-то дополнительные льготы даются субъектом федерации, то они должны дотироваться самим субъектом».

Итак, опять все сошлось на Правительстве Москвы.

Впрочем, на время забудем о нем и вернемся к повременке. К цифрам, которые дает статистика, надо относиться с осторожностью: что такое 14 минут, которые наговаривает один абонент в день, по данным подавляющего большинства операторов? Если у вас семья из четырех человек, то на каждого приходится по три с половиной минуты... Как-то с трудом верится. А вот то, что трафик через три-четыре месяца выходит на прежний уровень - факт несомненный. И опасения насчет удорожания Интернета при повременке, по большому счету, тоже необоснованы. По словам гендиректора «Зебра Телеком» Виктора Каледина, «соединение с модемным пулом Интернет-провайдера для конечного потребителя должно оставаться бесплатным. Должны быть предусмотрены или значительные скидки на тарифы повременки (так как пользователь Интернета является оптовым покупателем услуги), или услуги call-back, или включение перечня номеров доступа всех Интернет-провайдеров в разряд нетарифицируемых. В любом случае, введение повременки никак не скажется на конечных ценах на коммутируемый доступ ввиду жесткой конкуренции между операторами. Вполне вероятно, что в первые два месяца провайдеры почувствуют сокращение спроса на услуги на 10-15%, но потом ситуация выправится».

Словом, складывается впечатление, что больше все-таки доводов за повременку, чем против. Старушек, конечно, жаль - но ведь есть же и вариант с сохранением для них фиксированного тарифа.

Так почему же изобретатель кулебяки и МКАД так противится ее введению и почему снова и снова поднимает этот вопрос, подогревая общественное мнение? Одно из двух: либо по незнанию, либо это игры в популизм, предпринятые задолго до предстоящих выборов. И если «Связьинвест» уступит, еще полтора года повременки не будет, как не будет и надежды на улучшение связи, поскольку у МГТС появится благовидный предлог для отказа от модернизации, а заодно и для взвинчивания фиксированных тарифов.

А если в июне собрание акционеров МГТС все-таки решит повременку вводить? Есть ли повод радоваться? Опять-таки сомнительно. Да, МАП утвердит тарифы, и они будут даже чуточку ниже, чем нынешние - из расчета четверти часа на квартиру. Но это ведь не помешает поднять их позже, приведя в доказательство веские причины. Эх, Расея, мать...


Заместитель гендиректора ОАО «Уралсвязьинформ» Вячеслав Давыдкин: «Повсеместное внедрение повременного учета мы начали в июне 1995 года. Опыт показал: основные расходы несут 15% абонентов, зарабатывающих при помощи телефона, и они к повышению счетов относятся спокойно. А 54% абонентов стали платить меньше, а летом, уезжая в отпуска, они вообще не платят за телефон. Ветеранам и инвалидам войны мы предоставляем право выбора, и 80% из них все-таки пользуется повременным учетом».


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.