Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бубль гум

Архив
автор : Денис Викторов   27.05.2002

Пузыри всякого рода и назначения с удивительным постоянством сопровождают развитие как мировой индустрии ИТ, так и российской. Во всем этом наверняка есть какой-то тайный смысл, великая загадка, которую способны разгадать только высушенные как вобла дервиши или так называемые грядущие поколения.

Пузыри всякого рода и назначения с удивительным постоянством сопровождают развитие как мировой индустрии ИТ, так и российской. Во всем этом наверняка есть какой-то тайный смысл, великая загадка, которую способны разгадать только высушенные как вобла дервиши или так называемые грядущие поколения. Нам же остается в окружении пузырей существовать и мириться с их наличием.

Как сейчас помню пятилетие фирмы «Стиплер». По случаю праздника сняли половину Центра международной торговли на Красной Пресне, собрали весь цвет местного компьютерного бизнеса. «Компьютерре» щедрые именинники даже вручили специальный приз - то ли как самому въедливому, то ли как самому читаемому изданию (и то и другое - истинная правда). В зале, где проходила церемония, воздушными шарами (пузырями?) выложили цветастое панно. В общем, красиво было. Я всё думал - как это они держатся? Тут-то и случился конфуз. На сцену вышли начальники компании, наступила приличествующая случаю тишина, и… в этой тишине совершенно наглым образом прозвучал чей-то хриплый голос: а они не лопнут?

Наверное, не надо было раньше времени поить гостей шампанским. Очень уж оно в голову ударяет. Но факт остается фактом. «Стиплер» с арены российского компьютерного бизнеса исчез.

Разумеется, самым большим и одновременно хуже всех кончившим считают «мыльный пузырь новой экономики». Особенно радуют лица тех, кто теперь к месту и не к месту вспоминает о головокружительном взлете и не менее стремительном падении тысяч Интернет-компаний. Кажется, это те же самые «аналитики», «эксперты» и прочие околорыночные кликуши, кормящиеся на паперти ИТ-индустрии и зарабатывающие на жизнь истошными завываниями. Именно они орали громче всех и надували пузырь. Теперь они же изгадили гораздо более емкие, чем кажется, метафоры: «электронная коммерция», «порталы», «новая экономика»…

Если же не слушать убогих, окажется, что ни новая экономика, основанная на мгновенном распространении и тотальной доступности информации как ключевого ресурса, ни правильно построенные Интернет-порталы, ни электронная коммерция в целом вовсе не загнулись. Примеры такого сорта есть даже у нас.

Скажем, на днях холдинг eHouse объявил о запуске нового проекта Web Data Warehouse. Суть бизнеса - в поставке электронного контента и услуг по управлению и оптимизации данных в области электронной коммерции для Интернет-магазинов и электронных торговых площадок. Собственно, WDW - совершенно естественный продукт жизнедеятельности информационного отдела eHouse, в задачи которого входило обеспечение информационной поддержки онлайновых торговых точек и торговых площадок холдинга. Теперь всем этим eHouse собирается торговать.

Вообще говоря, хранилища данных (data warehouse) - тема, которую у нас мусолят уже лет десять, но ощутимых результатов как не было, так и нет. В начале девяностых казалось, что активные хозяйствующие субъекты начнут копить в своих оперативных информационных системах такие объемы данных, что через какое-то время при помощи соответствующих технологических инструментов можно будет «бурить» их, извлекая чистый натуральный продукт - аналитику. Но субъекты наши хозяйствовали в основном так, что попытки не то что бурения, а просто элементарного просмотра корпоративных данных могли привести лишь к одному: массовым судам и длинным срокам. С конфискацией.

Подход eHouse гораздо более прагматичен. По сути, WDW - инструментарий для построения баз данных и каталогов для торговых предприятий в Интернете плюс процедуры обработки и верификации данных. Разрабатывать каждый новый проект с нуля никто уже не хочет. Половина западных производителей решений для Web передохла, оставшиеся - просят слишком дорого. Вот тут-то действующий оператор рынка предлагает купить то, что использует сам. А что, вполне может и сработать!

Главное - решить вопрос, из чего должен быть сделан пузырь и чем его надувать. Все мы в детстве экспериментировали с различными изделиями из резины, добиваясь невиданных результатов в деле накачивания их водой и сбрасывания с девятого этажа. И, видимо, кое-кто не утратил навык.

«1С» совершенно не боится из года в год, от выставки к выставке запускать на веревочке огромный пузырь со своим логотипом. Вовсе не считая это дурной приметой. Число партнеров компании растет такими темпами, что из подмосковных пансионатов ежегодные слеты уже переносятся на стадионы. Но главное, совершенно недоказуемым является утверждение, что запуск в небо пузырей, не способствовал росту бизнеса!

Вне всякого сомнения, теория пузырей и ее приложения к рынку информационных технологий нуждаются в дальнейших исследованиях. Но мораль можно вывести прямо сейчас. Гибкость и эластичность остается для бизнеса важнейшим свойством. Содержание, как правило, важнее, чем форма. А на воздушных шариках, раздаваемых фирмами в ходе всяческих мероприятий, полезнее всего штамповать логотипы конкурентов. Через пару дней легкий газ покинет тонкую оболочку, и тысячи людей произнесут то, что и требовалось: он сдулся!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.