Новости
АрхивМама мыла раму. - Введи налоги и живи спокойно. - Блокбастеры, будь они неладны. - На первый-второй-третий расчитайсь! - Грязное предложение. - Посидим, поиграем? - Брутальные детки. - Мне под кожу бы, под кожу... - Эмулятор фальшивого счастья.
Мама мыла раму
Неудачей закончилась попытка девяти штатов (выступающих на стороне обвинения в процессе над Microsoft) представить в качестве доказательства возможности существования Windows без middleware (IE, WMP и иже с ними) версию этой операционной системы для специализированных устройств - Windows Embedded.
Юрист, представляющий штаты, тянул до последнего, не вызывая своего эксперта до тех пор, пока не были опрошены все свидетели от Microsoft - в том числе и сам Билл Гейтс (см. «КТ» #442-443), дабы противной стороне было нечем крыть. Но все оказалось впустую.
Первый эксперт от штатов - Джеймс Бах (James Bach, бывший работник Microsoft и с февраля этого года специалист обвинения по тестированию софта), предъявил суду видеозапись работы Windows Embedded (в поставку которой действительно, как правило, не включается middleware). И не более того! Это доказательство не очень впечатлило судью Коллар-Котелли, а на вопрос о работоспособности «стандартных» приложений в среде Embedded эксперт, сконфузившись, ответил, что такие исследования им не проводились.
Спустя несколько дней после позора Баха обвинение представило своего последнего свидетеля - профессора Университета Колорадо Джона Беннета (John Bennett). Тот заявил, что при создании Windows Embedded компоненты middleware из нее не удаляются, а сразу создается код, в который не включены соответствующие API. На вопрос судьи об источнике столь глубоких познаний профессор ответил, что это очевидно… В итоге голословные утверждения о том, что создать модульную, собираемую версию Windows «можно, конечно можно, и еще раз можно», Коллар-Котелли надоели, и она закрыла длившиеся 32 дня слушания, касающиеся этой части дела.
Обвинение так и не смогло доказать злой умысел и намеренное включение middleware в код ОС. В ближайшее время судье, которая до этого дела не имела никакой практики ни по антимонопольным искам, ни по делам, связанными с высокими технологиями, предстоит подвести итог. Она должна вынести решение либо о принуждении корпорации к созданию модульной версии Windows, либо оставить все как есть и ограничиться убранными с рабочего стола иконками браузера и медиа-плейера. А 22 мая начнется заключительная стадия судебного процесса - обсуждение ограничений, которые планируется наложить на Microsoft, дабы та не чинила препятствий добросовестной конкуренции на рынке иными (а не только «глубоким внедрежом кода») способами. Эта канитель продлится около месяца, а там, глядишь, еще и серия пенальти будет… - Т.Б., Е.З.
Введи налоги и живи спокойно
7 мая экономическое противостояние Европы и США вышло в киберпространство: Совет Евросоюза объявил о внесении поправок в Правила ЕЭС №218/92, касающиеся налогообложения в области электронной коммерции.
Новый порядок направлен прежде всего против США и экспансии американских компаний. В отличие от Соединенных Штатов, где с электронных коммерсантов, как известно, налогов не взимают, в Европейском Союзе все платные онлайновые услуги, предоставляемые гражданам стран-участниц, облагаются налогом на добавленную стоимость (при предоставлении услуг гражданам стран, не входящих в состав ЕС, этот налог не начисляется). Начиная с июля 2003 года, после вступления новых Правил в силу, при продаже гражданам ЕС загружаемого (downloadable) и онлайн-потребляемого (online-consumed) программного обеспечения и при предоставлении онлайновых сервисов и услуг налог будут платить и иностранные компании. Последним придется встать на учет в налоговых органах одного из государств ЕС с последующим обложением всех Интернет-транзакций с участием граждан Евросоюза по налоговой ставке, принятой государством, в котором компания встала на учет (ставка налога на добавленную стоимость разнится от 15% в Люксембурге до 25% в Швеции). Правила, касающиеся налогообложения продаж «реальных» товаров (книг, электроники, одежды и т. п.), будут приняты в самое ближайшее время.
В ответ официальный Вашингтон подал жалобу во Всемирную торговую организацию. Министерство финансов США опасается, что американские компании будут облагаться по максимуму, а введение систем учета услуг, подлежащих налогообложению, станет серьезной статьей расходов для онлайновых бизнесов - фирмам придется узнавать, из какой страны клиент, и, если тот проживает в ЕС, начислять налог.
Председатель Европейской комиссии Романо Проди (Romano Prodi, на фото) поспешил успокоить США, объявив, что американские фирмы будут свободны в выборе места регистрации, чем вызвал волну недовольства уже стран ЕС, главы которых считают, что все фирмы, конечно, выберут Люксембург с его 15-процентной ставкой. - Т.Б.
Блокбастеры, будь они неладны
Интересные и скандальные события развернулись вокруг трех кинокартин - недавних мировых рекордсменов кассовых соборов.
За день до премьеры фильма «Человек-паук» (собравшего в США и Канаде за первый уик-энд проката 114 млн. долларов и побившего рекорд, установленный ранее «Мальчиком в очках») его пиратская копия появилась в обменных сетях Kazaa и Morpheus. Хотя ее качество, мягко говоря, оставляло желать лучшего (копия была сделана бытовой видеокамерой с экрана кинотеатра на одном из закрытых предварительных показов), файл пользовался огромным спросом и за считанные часы перекочевал на жесткие диски множества пользователей со всего мира.
С продолжением, а вернее, приквелом «звездной» эпопеи Джорджа Лукаса «Эпизод II - Атака клонов» произошла та же история, только «тряпичная» копия картины на сей раз появилась в Сети уже за неделю до мировой премьеры, состоявшейся 16 мая. Впрочем, создатели фильмов не слишком обеспокоены, справедливо полагая, что копии посредственного качества никогда не заменят кинотеатров и DVD.
Эту точку зрения наглядно подтверждают последние события, произошедшие с фильмом Криса Коламбуса «Гарри Поттер и философский камень». В Великобритании, которая относится ко 2-й DVD зоне, начавшиеся в полночь 10 мая продажи DVD-версии картины превзошли самые смелые ожидания - был побит рекорд, установленный «Титаником» Джеймса Камерона: в день выхода реализовано 1,25 млн. DVD-дисков с новым фильмом, в то время как видеокассет (!) с «Титаником» в 1997 году продали 1,1 миллиона. Особенно замечательным это достижение кажется после того, как узнаешь, что DivX-копия retail-версии DVD для Северной Америки (1-й зоны), продажи которой в Штатах начнутся только 28 мая, появилась в Интернете еще 18 февраля. Тогда почти одновременно три пиратские группы - HBO, TCF и DVL - выложили копии фильма на своих warez-серверах…
Так что пиратство пиратством, а любящий родитель, желающий порадовать свое чадо новым фильмом, наверняка не полезет на warez-сервер, а пойдет в магазин и купит диск в блестящей упаковке и с красочным буклетом. - Т.Б.
На первый-второй-третий - рассчитайсь!
Самая молодая участница европейского рынка игровых консолей «второго поколения» - компания Nintendo - за первую же неделю продаж отпустила покупателям 400 тыс. своих GameCube (по цене 200 евро, хотя кое-где GC идет и по 160 евро), что составляет около 80% всех проданных за эту неделю приставок. После такого старта амбициозные, на первый взгляд, расчеты Nintendo продать миллион консолей за пару месяцев представляются не такими уж невыполнимыми.
Пропустив вперед Sony и Microsoft с их громкими анонсами онлайнового будущего PlayStation 2 и Xbox, Nintendo пообещала выпустить Интернет-адаптеры для GC к концу года; первой же онлайновой игрой для «куба» станет популярная Phantasy Star Online. Более того, Nintendo клянется не брать мзды с издателей будущих онлайновых GC-игр, объясняя свою щедрость тем, что сейчас этот рынок находится в зачаточной стадии, а потому стричь купоны пока рано.
Sony в долгу у Nintendo не осталась и закатила широкомасштабное пресс-релиз-party под названием «Мы продали 30 миллионов PlayStation 2 по всему миру!». И действительно, с момента начала продаж PS2 обладателями консоли в Северной Америке стали 11,3 млн. человек, в Европе - 8,8 млн. и в азиатском регионе (включая, конечно же, Японию) - 9,9 млн.
Американская Sony так и не дотерпела до игровой выставки E3 и, хотя ее никто за язык не тянул, уже с 14 мая снизила цену PS2 в Штатах до 200 долларов (против прежних 300, подешевела и PS2-периферия). А старушку PlayStation (самую первую) уценили вообще до полусотни. И хотя аналогичное снижение цен, по идее, должно бы произойти и в Старом Свете, европейская Sony не спешит бросать шапки в воздух и от комментариев по поводу деяний своих заокеанских коллег воздерживается.
Microsoft, конечно, тоже не могла остаться в стороне. Xbox в Америке стоит теперь те же самые 200 долларов (было 300), а многие Xbox-игры перешли в ценовую категорию «$29,99», что очень и очень неплохо для традиционно дорогих приставочных «картриджей».
Таким образом, цены (по крайней мере, в Штатах) на GameCube, PlayStation 2 и Xbox временно сравнялись. Причем, видимо, надолго, поскольку Sony и Microsoft «отстрелялись» только что, а Nintendo, по слухам, раньше конца года демпинговать со своим GC не собирается. Короче говоря, настоящая консольная война началась. - Н.Д.
Грязное предложение
Как утверждается в вышедшей недавно в США книге «Opening the Xbox: Inside Microsoft’s Plan to Unleash an Entertainment Revolution» Дина Такахаси (Dean Takahashi), корпорация Microsoft в 1999 году неоднократно предлагала купить компанию Nintendo за скромную сумму в 25 млрд. долларов. Президент американского подразделения Nintendo Минору Аракава (Minoru Arakawa) не воспринял тогда это предложение всерьез: «Я был удивлен. Деньги нам были не нужны, и я подумал, что это просто шутка. Хотя некоторые высокопоставленные чиновники компании действительно встречались с менеджерами Microsoft по этому поводу». Исполнительный директор Nintendo Хироси Ямаучи (Hiroshi Yamauchi) подтвердил слова Аракавы: «Мы действительно встречались шесть или семь раз. Microsoft настаивала, чтобы Nintendo закрыла проект GameCube и освободила, таким образом, дорогу Xbox». Ямаучи эта идея не понравилась, и к январю 2000 года переговоры были прекращены.
Случись иначе, положение Xbox на японском рынке, да и не только на нем, сложилось бы несколько по-другому. - Н.Д.
Посидим, поиграем?
В ближайшем будущем в США продажа несовершеннолетним компьютерных игр «с повышенным содержанием насилия» предоставит продавцу возможность в течение трех месяцев поиграть в крестики-нолики на тени от тюремной решетки, а его карман облегчится на пять тысяч долларов.
Такое наказание предусматривает внесенный на рассмотрение в Конгресс законопроект «Protect Children from Video Game Sex and Violence Act», запрещающий продажу «опасных для детской психики игр» лицам моложе 18 лет. Попавшие под запрет элементы включают «…обезглавливание; ампутации; убийство человека с помощью оружия либо в рукопашном бою; изнасилование; угон автомобиля; нападение при отягчающих обстоятельствах и иные преступления, связанные с насилием над личностью». Практически все прошлогодние игровые хиты подходят под это определение: например, игра Grand Theft Auto 3, смысл которой не просто в угоне автомобилей, а еще и в выполнении заказных убийств; к тому же, кроме исполнения кровавых миссий, по ходу дела игрок получает бонусы за удачные наезды на скопления народа и прогуливающиеся по тротуарам парочки (эта игра, кстати, была запрещена к продаже в Австралии).
Конгрессмены считают, что для детей с несформировавшимися поведенческими моделями подобные виртуальные забавы крайне вредны - «под их влиянием подростки с легкостью примеряют на себя костюмы убийц». В отчете Федеральной комиссии по торговле США особо отмечается, что в декабре (самый «золотой» месяц в календаре продавцов игр) 2001 года в 78% магазинов ребенок мог свободно приобрести любую компьютерную игру с пометкой «Для взрослых». Пока до принятия нового федерального закона еще далеко, однако в некоторых штатах, например в Джорджии, уже вводятся соответствующие местные правила.
Конечно, об эффективности и необходимости таких запретов судить трудно. Что помешает подростку дернуть за рукав папу и попросить купить новый Doom 3 (см. «Микрофишки»), в который папашка и сам будет не прочь порубиться? Поэтому представивший законопроект сенатор Джо Бака (Joe Baca) подчеркнул, что «недопущение несовершеннолетних до опасного контента - забота, обязанность и головная боль не только розничных продавцов, но прежде всего самих родителей». Типа, «вам же с ними жить, дорогие мамы и папы!» - Т.Б., Н.Д.
Брутальные детки
По сообщению новостного агентства Reuters, 13-летний подросток, имя которого не называется ввиду его юного возраста, из города Десото, штат Техас, застрелил своего школьного товарища после дневного игрового марафона. Два приятеля прогуляли школу и провели целый день перед телевизором за различными видеоиграми, как утверждает полиция, «с повышенным содержанием насилия». После чего один из игроков взял принадлежащий матери пистолет и выстрелил своему другу в грудь и голову.
«Стрелку» предъявлено обвинение в убийстве, поскольку - опять-таки, по мнению полиции - он отчетливо представлял себе разницу между играми и реальностью. Адвокат же обвиняемого, пытаясь переложить ответственность на плечи издателей игр, утверждает, что его подопечный действовал «под воздействием и по образу и подобию» виртуальных побоищ. Полиция, кстати, изъяла из дома подозреваемого одиннадцать игр, но их список не предоставила даже суду. В свою очередь, родители убитого - семья Хоганов - предъявили обвинение матери молодого киллера за нарушение правил хранения боевого и к тому же заряженного оружия. - Н.Д.
Мне под кожу бы, под кожу…
10 мая компания Applied Digital Solutions объявила о первом удачном опыте имплантации своей медицинской идентификационной микросхемы VeriChip. Чипы были вживлены семье Джекобсов из Флориды (см. «КТ» #432) - у отца семейства рак и набор других хворей, у его жены обнаружились проблемы с сердцем, а их 14-летний сын Дерек страдает аллергией на антибиотики. Процедура вживления чипов транслировалась по национальному телевидению в передаче «Доброе утро, Америка!».
VeriChip содержит исчерпывающую информацию о пациенте - номер социального страхования, имя, адрес, данные о родственниках и, конечно, историю болезни. В случае экстренной госпитализации, медработники смогут быстро получить эти данные. В целях рекламы сейчас компания предлагает процедуру вживления бесплатно. В дальнейшем операция будет стоить около 450 долларов, а ежемесячная абонентская плата за поддержку базы данных истории болезней составит 10 долларов.
Пока информацию могут считать с микросхемы лишь сами ее создатели, а предварительная договоренность о внедрении новой системы достигнута только с несколькими медицинскими учреждениями США. Однако в свете специфических настроений, доминирующих нынче в «свободолюбивой Америке», распространение этой разработки - дело лишь нескольких лет. Многие родители захотят, чтобы информация об их ребенке была доступна врачам. Да пусть даже не только врачам… Американцы примут решение за своих детей, а подросшее поколение привыкнет к чипам под кожей и поведет собственных детей на имплантацию.
Уже к обеду дня «исторической операции» стоимость акций Applied Digital Solutions взлетела с 25 центов до 2 долларов и продолжает расти. В общем, такой вот звездно-полосатый флаг… - Т.Б.
Эмулятор фальшивого счастья
Сетевые мошенники, зорко следящие за новыми поветриями в изменчивых интересах публики и обращающие их в источники новых доходов, взялись разрабатывать жилу программных эмуляторов игровой консоли Microsoft Xbox. Несколько игрушек, выпущенных исключительно под эту приставку, вызвали большой энтузиазм у геймеров, однако далеко не все из них готовы выложить 200-300 долларов за консоль, а потому рыщут по Интернету в поисках мифической программы-эмулятора, якобы уже кем-то созданной и позволяющей запускать диск с Xbox-игрой на обычном ПК.
В апреле-мае наибольшим успехом у публики, ищущей «суррогатного счастья», пользовалась программа EMU_xbox.exe, которую за полмесяца попытались установить на свой ПК, по грубым подсчетам, около 30 тысяч человек. В результате все они получили сообщение об ошибке инсталляции, а на их компьютере тем временем завелся относительно безвредный троянец NetBUIE.exe, генерирующий фальшивые обращения к коммерческим серверам Microsoft и рекламной сети DoubleClick. Другими словами, авторы троянца с его помощью сильно расширили сеть машин, накручивающих для них счетчики оплачиваемых кликов на рекламных баннерах.
Популярность фальшивого эмулятора оказалась столь высока, что ссылка на него долго занимала первую строчку в поисковой системе Google при запросе «Xbox emulator». По мнению же экспертов сайта The Emulator Zone, если какой-то веб-сайт в настоящее время предлагает для загрузки эмулятор консоли Xbox, то с вероятностью 99,99% это фальшивка. - Б.К.
Не суй CD куда попало!
Защита музыкальных компакт-дисков от копирования Key2Audio, которой, в частности, будет оснащен новый альбом Эминема (см. «КТ» #442-443), зачастую приводит к полному и «бесповоротному» зависанию iMac (Flat Panel), Power Mac G4 Cube и некоторых моделей Power Mac G4.
Когда защищенный Key2Audio CD попадает в привод компьютера, «Maк» повисает и отказывается возвращать компакт. Попытка перезагрузиться, как правило, не помогает. Почти единственная возможность вернуть компьютер к жизни - это вытащить компакт вручную, но проблема в том, что конструкция перечисленных моделей не позволяет открыть механизм привода традиционным «аварийным методом» - с помощью скрепки. Поэтому приходится либо разбирать компьютер самостоятельно, либо везти в мастерскую (иногда удается извлечь CD, удерживая кнопку мыши в процессе загрузки). Apple поспешила заявить, что гарантия на «Маки» в подобных случаях не действует, поскольку защищенные носители не соответствуют спецификациям CD Audio.
Ну а что, правильно, - написано же на дисках «Не пихать в PC и Mac!» Вот и нечего засовывать! Слушайте пиратские - уж те-то точно без всякой дряни! - Т.Б.
Сервировка фруктов
В середине мая компания Apple выступила в несколько неожиданной роли производителя серверов. Первый продукт «новичка» - Xserve - поступит в продажу уже в июне.
Собственно, Apple делала серверы и раньше, однако никогда прежде компания не нацеливалась как следует на корпоративный рынок. Серверы под управлением Mac OS были предназначены, по большому счету, для относительно небольших локальных сетей и принципиально не отличались от мощных рабочих станций. Xserve - продукт совсем другого класса. Это «плоский» сервер формата 1U, прекрасно подходящий для размещения в стандартных стойках. Работает машина, естественно, под управлением Mac OS X (Server), которая гораздо ближе к Unix, чем все остальные «яблочные оси».
Новинка будет поставляться в двух вариантах: однопроцессорном (гигагерцовый G4 с кэшем второго и третьего уровня, 256 Мбайт DDR-памяти, «горячий» винчестер объемом 60 Гбайт и два гигабитных порта Ethernet, цена - 3 тысячи долларов) и двухпроцессорном (512 Мбайт памяти, 4 тысячи долларов, остальные характеристике те же). Кроме того, в серверах предусмотрена установка четырех дисков общей вместимостью до 480 Гбайт.
Хотя специалисты довольно хорошо отзываются об Xserve, прогнозировать его рыночную судьбу трудно, так как в этой ценовой нише немало сопоставимых моделей (и зачастую - более дешевых). Кроме ценовой политики Apple предстоит озаботиться еще и созданием специального софта для своего детища. Впрочем, здесь все пока благополучно - известно, что HP готовит пакет OpenView для серверов на базе Mac OS X, а Oracle объявила о создании версии Oracle 9i Real Application Clusters для Маков. Наверняка появятся и другие разработки.
Помимо нового сервера Apple представила Xserve RAID - дисковый массив, способный вместить 14 винчестеров общей емкостью до 1,7 Тбайт. - В.Г.
Новый трюк старого пса
Политика компании Sony в отношении домашних роботов семейства Aibo претерпела существенные изменения. Если еще прошлой осенью фирма жестко давила на владельцев веб-ресурсов, публиковавших секреты самостоятельного программирования Aibo (например, aibopet.com), то сейчас Sony вдруг сменила гнев на милость и пообещала выложить в Интернете OPEN-R SDK - набор программных инструментов (основанный на C++), воспользовавшись которым, все желающие смогут программировать поведение Aibo на низком уровне, включая опрос сенсоров, управление электромеханическими суставами и т. п.
Планируется, что OPEN-R SDK появится на сайте www.aibo.com/openr третьего июня. ПО будет распространяться бесплатно, однако не может быть использовано для создания коммерческих приложений. - Е.З.
Право на выбор
Участники международной промышленной ассоциации World Wide Web Consortium (W3C) утвердили первую спецификацию стандарта P3P, который должен облегчить жизнь рядовым пользователям, озабоченным соблюдением приватности при работе с веб-ресурсами.
P3P предполагает замену вывешиваемых на сайтах длиннющих полиси (обычно их никто и не читает) «невидимыми» XML-файлами, содержащими в стандартизованном виде описание политики сайта по отношению к персональной информации о его посетителях (например, вносится ли введенный почтовый адрес в какой-либо список рассылки, передается ли третьим лицам информация о домашнем адресе пользователя и т. п.). Файл автоматически считывается веб-браузером, поддерживающим P3P (пока это только IE 6), и сравнивается с пользовательскими настройками. В случае расхождения (к примеру, пользователь не желает, чтобы в логах сайта регистрировался его IP-адрес, а политика сайта это предусматривает) браузер сообщает об этом, позволяя человеку принять решение о целесообразности дальнейшей работы с данным ресурсом.
На бумаге эта инициатива выглядит лучше некуда, но, как всегда, основные сложности возникают в процессе реализации. Следовать или не следовать стандарту P3P, а равно и другим, разрабатываемым W3C, - дело добровольное. Это обстоятельство, а также отсутствие контроля над выполнением обязательств, взятых на себя сайтом, использующим P3P, по мнению критиков, может сильно снизить эффективность нового стандарта. - Е.З.
Сетка для бабочек
Многопользовательских игровых миров в Сети в скором времени должно заметно прибавиться. Решив избавить разработчиков игр от необходимости установки собственных выделенных серверов, обращаясь к которым пользователи могли бы взаимодействовать друг с другом, компании IBM и Butterfly.net запустили в эксплуатацию сервис Butterfly Grid - первую в мире распределенную вычислительную сеть, ориентированную на игровые применения.
От Голубого Гиганта проект получил технологию grid computing и несколько ферм с Linux-серверами, а от фирмы Butterfly.net - специальное программное обеспечение. Главным отличием Butterfly Grid от «самодельных» серверных пулов станет высокая надежность: благодаря продвинутой grid-архитектуре, изменять конфигурацию сети можно динамически, без ущерба для функциональности, - так что система не отключится ни на секунду. Динамическое перераспределение ресурсов обещает также преимущество в быстродействии - задержка при обработке клиентских запросов должна быть минимальной. Мощность Butterfly Grid почти ничем не ограничена: если сегодня в ее составе всего пятьдесят серверов, обеспечивающих работу с несколькими тысячами клиентов, то в дальнейшем она сможет поддерживать больше миллиона пользователей. Зарабатывать Butterfly.net будет на отчислениях владельцев игр.
Включить поддержку Butterfly Grid в свой продукт можно, скачав с сайта butterfly.net соответствующий инструментарий разработчика - он, кстати, существует в вариантах для множества платформ, от PC и игровых консолей до наладонников. Первые игровые проекты на базе новой сети уже появились (см. www.cryptids.info). - Е.З.
…и звать тебя - никак
Компания RealNames, построившая бизнес на замене обычной системы адресации Интернет-сайтов ключевыми словами, объявила о прекращении работы и роспуске всех своих 83 служащих. Причиной этого довольно неожиданного шага стал отказ главного партнера - корпорации Microsoft - от продления контракта на использование сервиса RealNames в браузере Internet Explorer.
RealNames была образована в 1996 году, а общий объем финансовых вливаний в нее превысил 100 млн. долларов. Услуги, предоставляемые компанией, пересекались с традиционной системой DNS: обратившись в фирму, владельцы сайтов могли ассоциировать с Интернет-адресами своих ресурсов определенные ключевые слова или фразы, дабы облегчить жизнь веб-серферам (к примеру, набрав в строке URL «General Electric», можно было попасть на сайт www.ge.com). Стоимость годовой подписки варьировалась от 50 до 500 долларов в зависимости от популярности выбранного ключевого слова и сопутствующих услуг. Успех к RealNames пришел в марте 2000 года, когда с ней заключила контракт Microsoft. Теперь, же без опоры на Internet Explorer, дальнейшая деятельность фирмы оказалась бесперспективной. Решение софтверного гиганта разорвать контракт стало для RealNames полной неожиданностью: в последние три квартала система демонстрировала стабильный рост популярности. - Е.З.
Латаем дыры в срочном порядке
Вполне логичное развитие получила история с судебным процессом против аргентинской хакерской группы X-Force, члены которой разместили на веб-странице сайта Верховного суда нелицеприятные обвинения в адрес правящей верхушки страны (см. «КТ» #441).
Поскольку в Аргентине отсутствуют законы, регулирующие какие-либо общественные (в том числе и уголовно-правовые) отношения в киберпространстве, хакеров не смогли привлечь к ответственности за совершенные ими деяния. Тем не менее, 7 мая Верховный суд Аргентины заявил, что действиями хакеров был нарушен процесс отправления правосудия и нанесен ущерб авторитету судебной власти страны. Одновременно суд обратился к правительству с запросом о «латании» законодательства, то есть выработке норм, необходимых для привлечения хакеров к ответственности.
Вот уж действительно, «был бы человек, а статья найдется».- Т.Б.
Этот коммуняка Эйнштейн
В США выходит из печати документальная книга публициста Фреда Джерома - «Дело Эйнштейна: тайная война Эдгара Гувера против самого известного в мире ученого» («The Einstein File: J. Edgar Hoover’s Secret War Against the World’s Most Famous Scientist», by Fred Jerome). Книга основана на материалах обширного, объемом около 1500 страниц, досье на Эйнштейна, которое ФБР по личному указанию своего шефа вело на протяжении всех лет жизни ученого в Америке (с 1932 по 1955 год). В досье содержатся самые разные материалы, от результатов обысков жилища и прослушивания телефона до кляуз чокнутых баб из организации Woman Patriot Corporation, доказывающих Госдепартаменту, что Эйнштейну не место в их благословенной стране, поскольку «даже сам Сталин» не связан со столь огромным числом анархистско-коммунистических группировок.
Эйнштейн, известный пацифист, придерживался либеральных взглядов, правда, весьма далеких от коммунистической идеологии. Но в глазах Гувера всякий интеллектуал-либерал был потенциальным большевиком, а потому, по настоянию ФБР, знаменитому физику было отказано не только в работе над атомным проектом «Манхэттен», но и несколько раз рассматривался вопрос о депортации ученого. Сейчас с досье может ознакомиться практически любой желающий, поскольку материалы слежки были рассекречены и выложены на сайте ФБР по адресу foia.fbi.gov/einstein.htm. Правда, следует иметь в виду, что в электронном виде документ представляет собой 14 файлов по 4-5 мегабайт каждый. - Б.К.
Топор в руках играет…
В ближайшем будущем огнестрельное оружие будет оснащено биометрическими средствами идентификации пользователя. Такой оптимистичный прогноз прозвучал на 131-м ежегодном собрании Американской ассоциации любителей оружия (National Rifle Association - NRA), в котором приняли участие более 40 тысяч человек (общее количество членов ассоциации превышает 4,4 миллиона).
В принципе идея оснастить оружие системой опознавания владельца далеко не нова. Министерство юстиции США совместно с компаниями Smith & Wesson и FN Manufacturing заявило о начале разработки биометрических средств идентификации еще в 2000 году, после того как были обнародованы тревожные факты: в 1990-е годы 57 американских полицейских были убиты из их же собственного оружия, которое оказывалось в руках преступников. Еще раньше с аналогичным проектом выступил другой крупнейший производитель оружия - Taurus International MFG, заключивший для этого контракт с Технологическим университетом Нью-Джерси. Здесь, кстати, уже получены кое-какие результаты: доктор Дональд Себастиан (Donald Sebastian), чья лаборатория работает над проектом с 1999 года, на NRA рассказал о достигнутых успехах в создании системы, распознающей нескольких хозяев. Разработка, которую планируется завершить в течение ближайших трех лет, позволит, к примеру, жене использовать оружие мужа, а полицейскому - пистолет любого члена его отряда. Идентификация осуществляется по длине каждого пальца, мускульной структуре, размерам и форме ладони.
Впрочем, периодически появляющиеся слухи о существовании работоспособных прототипов оружия с биометрическими системами пока не подтверждаются самими разработчиками, что вполне объяснимо - очень трудно создать технологию с приемлемо малым уровнем ошибок, а ведь от этого будет зависеть жизнь владельца оружия. Кроме опасений технологического плана скептики указывают и на другие проблемы. Так, вице-президент NRA Уэйн Ляпьер (Wayne LaPierre) отметил, что биометрия - не единственный способ борьбы с преступлениями, совершенными с применением краденого огнестрельного оружия, а вот с внедрением новой системы на руках граждан наверняка окажется гораздо больше стволов, чем сегодня, - рекламные слоганы о «безопасном» и «умном» оружии подвигнут на его приобретение многих американцев. - Т.Б.
Защитим мобильник, сэр!
Масштабы краж сотовых телефонов в Великобритании поражают воображение: за последние двенадцать месяцев 70 тысяч жителей одного только Лондона лишились своих мобильников. Ужесточение уголовной ответственности за кражу сотовых телефонов, введенное в Англии в начале текущего года, результатов практически не дало: по-прежнему примерно половина всех краж (и почти сто процентов грабежей) сопровождается умыканием мобильного аппарата.
Практически все английские операторы сотовой связи уже установили у себя аппаратуру, блокирующую телефоны, которые помечены в списках как краденые (определение производится по IMEI - международному идентификационному номеру оборудования подвижной станции). Но и этот шаг не оправдал надежд, поскольку с помощью компьютера и нехитрых хакерских программ можно легко изменить прошитый в аппарате IMEI.
Еще в феврале Vodafone - один из ведущих операторов Англии - объявил о начале программы «Fighting Mobile Crimes», предусматривающей ряд мер по борьбе с хищением сотовых: любая SIM-карта, вставленная в украденный аппарат, будет сразу же блокироваться; планируется ввести единый «черный список» IMEI и систему отслеживания местонахождения краденых телефонов; совместно с производителями трубок будут разработаны схемы защиты IMEI от изменений и т. д.
Одну из частей этой программы - внесение изменений в законодательство - уже можно назвать удачно реализованной. В начале мая в британском парламенте был представлен новый законопроект «Mobile Phone (Reprogramming) Bill», который запрещает создание, распространение и использование любых программных и аппаратных средств, предназначенных для изменения IMEI. За перепрограммирование краденых телефонов виновному грозит до пяти лет лишения свободы и штраф, размер которого предлагается не ограничивать. Закон должен вступить в силу в ноябре этого года.
Конечно, ничто не помешает преступникам сбывать краденые телефоны и менять IMEI за границей - в странах, где эти действия неподсудны. Для действительно эффективной борьбы с подобного рода преступлениями необходимо принятие соответствующего международного законодательства. К тому же новый закон может помочь сократить лишь число краж телефонов, но никак не грабежей. Ни один грабитель, забирая бумажник, не оставит жертве сотовый, с помощью которого можно вызвать полицию. - Т.Б.
Даю установку…
Компьютерные игры, способные помочь человеку пережить последствия серьезной психической травмы или избавиться от депрессии, разрабатывают исследователи из подразделения MindGames компании MediaLab Europe.
В отличие от популярных игрушек, обычно вызывающих у геймера стрессовое состояние, лечебные программы, наоборот, помогают расслабиться: достигается это за счет создания эмоциональной обратной связи между игроком и компьютером. В играх MindGames мышка, джойстик или клавиатура не нужны. С помощью пары электродов, закрепляемых на руке, программа определяет степень расслабленности человека (по электрическому сопротивлению кожи), и соответственно развиваются события в игре. К примеру, в программе Relaxe to win главный персонаж - дракон - начинает передвигаться быстрее, переходя с шага на бег, а потом и взлетая. Взлет служит своего рода знаком, оповещающим, что релаксация удалась. От степени расслабленности зависит и виртуальный ландшафт: красивая трехмерная графика помогает пользователю быстрее достичь нужного состояния. Relaxe to win рассчитана на двух игроков - и элемент соревновательности тоже вносит свою лепту.
MindGames работает и над более продвинутым проектом Brainchild, где наряду с электропроводностью кожи будут учитываться показатели активности головного мозга. - Е.З.
Мозговитые микросхемы
Японская корпорация Matsushita и американская фармацевтическая фирма Tensor Biosciences подписали соглашение о долговременном сотрудничестве в разработке и коммерческом продвижении технологии brain-on-a-chip («мозг на чипе»), открывающей эффективный путь к синтезу новых лекарств. Партнеры намерены объединить сконструированную в Matsushita микросхему Med64, предназначенную для изучения электрической активности тканей мозга, и программное обеспечение фирмы Tensor.
Med64 изготовляется по традиционной технологии фотолитографии, однако ее важнейшим элементом является стеклышко с матрицей из шестидесяти четырех электродов, на поверхность которого помещается живая ткань мозга. Сигналы с нейронов через микроэлектроды поступают в усилитель и аналогово-цифровой преобразователь, а оттуда - в компьютер, где происходит их обработка и анализ. Программное обеспечение, созданное в Tensor Biosciences, позволяет графически интерпретировать реакцию нейронов мозга на воздействие тех или иных медикаментов. Кроме того, компания разработала методы получения данных о долгосрочном воздействии лекарств на клетки мозга, поддерживаемые на чипе в живом состоянии в течение многих дней.
Как предполагается, система brain-on-a-chip позволит эффективно отыскивать новые медикаменты для лечения нервно-психических заболеваний. - Б.К.
Искры из глаз
Американская компания Optobionics представила первые результаты двухгодичных закрытых клинических испытаний разработанной ею искусственной сетчатки.
Устройство, получившее название Artificial Silicon Retina (ASR), представляет собой круглый кремниевый чип (диаметром 2 мм и толщиной 25 мкм, округлое темное пятно на фото), на поверхности которого сформированы 5 тыс. фоточувствительных сегментов, вырабатывающих электрические импульсы при попадании на них света. Микросхема предназначена для имплантации пациентам, страдающим различными формами дегенерации сетчатки (к примеру, из-за возрастных изменений) с отмиранием фоточувствительных клеток. Будучи вживленным под слой фоторецепторов, ASR частично заменяет их, воспринимая падающий свет и подавая электрические импульсы на нервные клетки сетчатки. Никаких вспомогательных элементов (вроде батареи питания или подключения к внешним устройствам) ASR не требует.
Экспериментальные образцы искусственной сетчатки были вживлены шестерым добровольцам в возрасте от 45 до 76 лет на срок от 9 до 21 месяца. По словам доктора Алана Чау (Alan Chow), основавшего компанию вместе с братом Винсентом (Vincent Chow, инженер-электрик), имплантация чипа значительно улучшает зрение. Так, один из пациентов до операции с трудом различал даже собственную вытянутую руку, а после вживления ASR смог видеть находящиеся за полквартала автомобили.
В ближайшее время Optobionics планирует продолжать испытания чипа. Когда он сможет выйти на рынок, пока неизвестно. - Е.З.
Таинство прикосновения
Необычный комплекс для исследования беременных женщин сконструирован специалистами компании Novint Technologies: воспользовавшись им, родители могут прикоснуться к своему еще не появившемуся на свет ребенку.
Конечно, строго говоря, прикоснуться можно не к самому плоду, а к его виртуальному образу, построенному компьютерной программой. Исследование проводится в два этапа. На первом выполняется трехмерное сканирование плода с помощью стандартного ультразвукового оборудования. Затем полученная объемная модель передается программе e-Touch, отвечающей за визуализацию и организацию тактильной связи. Эта технология, разработанная в исследовательском центре Sandia Laboratories и лицензированная Novint, позволяет исследовать трехмерные модели при помощи стилуса с обратной механической связью, дающего практически те же ощущения, что и при настоящем прикосновении (до сих пор Novint использовала ее лишь в промышленных приложениях).
Комплекс для «ощупывания» человеческого плода был продемонстрирован на выставке «New Mexico Sonographics». Стоимость одного сеанса - 250 долларов. Помимо удовлетворения любопытства будущих родителей, система способна помочь врачам обнаружить аномалии в развитии плода. - Е.З.
Храните гены в сберегательной кассе
Министерство здравоохранения Великобритании объявило о создании «Национального генетического банка», в котором будут храниться данные о гражданах страны. Государственная программа рассчитана на двадцать лет, а стоимость лишь начального ее этапа, в ходе которого будет собрана информация о полумиллионе человек, превышает 45 млн. фунтов стерлингов.
Волнения среди английских защитников приватности, вызванные известием о проекте, улеглись, когда Минздрав уверил общественность в исключительной добровольности сдачи образцов. Уже ведется работа над законодательной базой, которая защитила бы собираемую информацию от всяческих превратностей.
Основные цели проекта - изучение генетического кода нации, анализ влияния питания, воздействия окружающей среды и образа жизни на генетический код человека, борьба с «наследственными» заболеваниями - раком, диабетом, болезнью Альцгеймера и др. Изучение закономерностей в генетическом коде позволит создавать лекарства, наиболее подходящие тем или иным категориям больных, выявлять вредное влияние веществ и пищевых добавок, характерных для различных слоев населения и определенных районов Англии. Первые результаты научных исследований ожидаются не ранее, чем через 10-15 лет. - Т.Б.
Я подарю тебе звезду…
Модернизация космического телескопа Хаббл, завершившаяся в марте и обошедшаяся почти в 7 млрд. долларов (см. «КТ» #433), позволила заглянуть в такие уголки Вселенной, о которых астрономы не смели и мечтать.
Недавно НАСА опубликовало снимки трех тысяч ранее недоступных глазу галактик, полученные с помощью установленной на орбитальной обсерватории Advanced Camera for Surveys. По современным представлениям, возраст Вселенной составляет приблизительно 14 млрд. лет. Новой же камере удалось снять ряд галактик, удаленных от нас примерно на 13 млрд. световых лет, позволив тем самым заглянуть в «детство» Вселенной.
Для анализа гигантских объемов «звездной» информации (к примеру, телескоп Vista производит более 100 Гбайт за ночь) требуется все больше и больше вычислительных ресурсов. Разработанный английскими астрономами проект Astrogrid должен отчасти решить эту проблему. Базы данных рентгеновских, радио-, магнитных, инфракрасных и оптических телескопов всего мира будут объединены в систему, доступ к которой получат все астрономы и исследовательские центры планеты. Для обработки информации планируется использовать сети распределенных вычислений (как в проекте SETI@Home), к которым, помимо пользователей-энтузиастов, будут подключены суперкомпьютеры участвующих в программе исследовательских центров. - Т.Б.
Клинопись-онлайн
Национальный научный фонд США выделил полуторамиллионный целевой грант на высокотехнологичный проект «Цифровой Хаммурапи», в рамках которого будет создана инфраструктура цифровой библиотеки со специальным программным и аппаратным обеспечением для архивации… глиняных клинописных табличек шумеро-аккадской культуры. Через три года, когда планируется завершить проект, историки разных стран получат доступ к 3D-изображениям табличек очень высокого разрешения, отсканированных в музейных коллекциях по всему миру.
Созданием цифровой библиотеки будут одновременно заниматься несколько подразделений Университета Хопкинса - кафедра изучения Ближнего Востока, лаборатория прикладной физики, кафедра компьютерной науки и центр учебных ресурсов. В рамках проекта создаются: портативный сканер 3D-поверхностей, способный в 10-микронном разрешении менее чем за минуту скопировать все грани глиняной таблички; кроссплатформное программное обеспечение для преобразования сырых данных в «виртуальные таблички», поддающиеся осмотру с разных сторон и под разными углами освещения; международная петабайтного масштаба цифровая библиотека с архивом клинописных 3D-табличек и скоростной доставкой средствами сети Internet2. Попутно создается и совершенно новая технология автоматизированного распознавания объемных знаков клинописной письменности. - Б.К.
И дольше века длится жизнь
Вот уже 160 лет средняя продолжительность жизни человека неуклонно растет - утверждает исследование, проведенное совместно германскими и британскими учеными. Если в 1840 году дольше всех - примерно до 45 лет - жили шведские женщины, то лидеры сегодняшнего дня, дамы из Японии, подняли планку до 85 лет. Таким образом, в течение последних ста шестидесяти лет продолжительность жизни ежегодно увеличивалась в среднем на три месяца.
Самое интересное, что, по заключению исследователей, в ближайшее время замедления роста не предвидится. Непрерывно возрастающая продолжительность жизни регулярно опровергает прогнозы относительно максимально возможного срока биологического существования человека в отсутствие каких-то важных изобретений, которые могли бы радикально повлиять на срок телесного существования (например в 1928 году считалось что 65 лет - предел для человеческого организма). С другой стороны, бессмертия в обозримом будущем вроде бы тоже не предвидится. Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать, - увеличение средней продолжительности жизни до одного века в ближайшие шестьдесят лет. - Е.З.
О, буйства цвета мимолетность
Психологи из Института биологической кибернетики имени Макса Планка обнаружили, что человек запоминает цветные изображения гораздо лучше, чем черно-белые. Но если цвета на картинке необычны, то наш мозг помнит ее ничуть не лучше монохромной.
Группе добровольцев демонстрировали 24 цветных и столько же черно-белых рисунков. Рисунки делились на четыре категории: пейзажи, цветы, скалы и искусственные объекты. Каждая категория была ориентирована на проверку влияния различных параметров изображений. Например, у цветков варьировался цвет, а форма оставалась неизменной. Скалы, наоборот, все были одного цвета, но разной формы. Затем к рисункам добавляли еще столько же похожих и проверяли, какие из первых картинок добровольцы запомнили. Оказалось, что цветные изображения все запоминали гораздо лучше, чем черно-белые. Но если, например, на пейзаже было зеленое небо или красная трава, то улучшения памяти не наблюдалось.
Ученые пришли к выводу, что система зрительной памяти человека тонко настроена на естественные цвета окружающего мира. В некотором смысле наша память очень консервативна. Если изображение выглядит слишком странным, оно не запоминается. Этот парадоксальный вывод наверняка пригодится дизайнерам и рекламистам. Чтобы привлечь внимание публики, яркие цвета могут быть очень полезны, но если нужно, чтобы образ запомнился, цвет нельзя делать неестественным. - Г.А.
Скорость холода
Исследователи из Калифорнийской компании TRW Space and Electronics Group разработали сверхпроводящий канал передачи данных, работающий втрое быстрее аналогичных традиционных устройств. Это последний компонент, которого недоставало для создания сверхпроводящих компьютеров.
Сверхпроводники в отличие от обычных металлов и полупроводников обладают нулевым электрическим сопротивлением для постоянного тока, что позволяет созданным на их основе чипам переключаться заметно быстрее обычных и рассеивать значительно меньше энергии. Сверхпроводящий транзистор был создан в 2000 году, а сверхпроводящий микропроцессор годом позже. Однако подходящий канал передачи данных, который необходим для быстрой связи между сверхпроводящими чипами, до сих пор сделать не удавалось.
Новая электронная схема изготовлена из ниобия, переходящего в сверхпроводящее состояние при температуре около девяти градусов выше абсолютного нуля (охлаждение производится жидким гелием). Схема работает на частотах более 250 ГГц и может передавать данные со скоростью до 60 Гбит/с, потребляя при этом лишь 30 нВт.
К сожалению, самая простая и дешевая гелиевая система охлаждения сегодня стоит около 30 тыс. долларов и потребляет около 2 кВт электроэнергии. Экономика диктует свои законы, и сверхпроводящие чипы пока остаются дорогим узкоспециальным продуктом. - Г.А.
Летают тут всякие…
После террористических актов 11 сентября 2001 года небо над США было закрыто для гражданской авиации на три дня, чтобы аэропорты могли усилить меры безопасности. Эти дни дали климатологам уникальную возможность изучить влияние высотных полетов на погоду.
Один из связанных с авиацией метеорологических факторов - это инверсионные следы. Белые «дорожки» возникают из-за кристаллизации атмосферной влаги на мельчайших частицах несгоревшего топлива, вылетающих из турбин самолета. В те три дня, когда полеты были запрещены, инверсионных следов в небе над США, конечно, стало гораздо меньше. Судя по данным четырех тысяч американских метеостанций, в это время над всей континентальной территорией разница между дневной и ночной температурой воздуха увеличилась более чем на градус. Произошло это в основном за счет увеличения дневных температур, особенно над теми районами, где воздушное движение в обычные дни особенно интенсивно.
Кстати, раньше предполагалось, что инверсионные следы действуют на погоду примерно как перистые облака, образующиеся на той же высоте и слегка подогревающие нижний слой атмосферы, мешая инфракрасным лучам от нагретой Солнцем поверхности Земли уходить в космос. На деле же оказалось, что белые дорожки, напротив, экранируют часть солнечной радиации и снижают температуру воздуха.
Выходит, авиация не только загрязняет окружающую среду, но и помогает бороться с глобальным потеплением. - Ю.Ф.
Хулиганы на конвейере
Регулярные атаки вандалов, которым подвергаются банкоматы в неспокойных городских районах, вынудили американского производителя банковского оборудования NCR пойти на необычный шаг. Компания обратилась к исследователям из Университета Эберти (Шотландия) с просьбой сконструировать «робота-хулигана», который бы тестировал ударопрочность банкоматов непосредственно на производстве.
«Электронный вандал» оборудован пневматическим манипулятором, способным круглые сутки колошматить испытываемую аппаратуру с силой удара ноги тренированного каратиста. Работать электронному трудяге предстоит в новом научно-исследовательском центре, построенном NCR в Шотландии. - Е.З.
Фантастические налоги
Оригинальную идею высказал Майкл Уильямс (Michael Williams), 28-летний политолог по образованию, работающий сейчас упаковщиком в одном из супермаркетов своего родного Хантсвилла (Алабама). Этот небольшой город во многом зависит от находящегося здесь Центра космических полетов им. Маршалла (Marshall Space Flight Center), принадлежащего НАСА. Однако в последние годы бюджет НАСА, как правило, сокращается, что весьма неблагоприятно сказывается и на благосостоянии жителей Хантсвилла.
Уильямс, выдвигающийся кандидатом в конгресс Алабамы, нашел новый источник финансирования для исследований космоса. Он предлагает установить налог на научную фантастику. По идее Уильямса, надо добавить 1% к цене научно-фантастических книг, комиксов, видеофильмов, игрушек и других товаров, например маек с соответствующими рисунками и надписями. И отдавать собранные средства НАСА. Примеры подобных налогов уже имеются: так, часть акциза на бензин идет на строительство дорог. Уильямс думает, что фантастику, как правило, читают энтузиасты покорения космоса, которые будут только рады внести в это дело свой вклад.
Впрочем, больших денег эта идея все равно не принесет, говорит американский фантаст Чарли Стросс (Charlie Stross): фантастика не является крупным бизнесом. Ежегодно в США выходит около четырехсот романов этого жанра со средним тиражом около 15 тыс. экземпляров и ценой 6 долларов. Так что общий однопроцентный налог составит всего 360 тысяч долларов. А модернизация, к примеру, туалета в шаттле обходится в 50 миллионов! Даже если добавить видеокассеты, игрушки и прочее, игра все равно не стоит свеч. Годовой бюджет НАСА составляет около 15 миллиардов долларов. Чтобы с однопроцентным налогом собрать столько средств, денежный оборот научной фантастики должен составлять полтора триллиона. Для сравнения: вся компьютерная отрасль США (включая разработку и продажу ПО) дает примерно 600 миллиардов долларов в год. - Ю.Ф.
Новости подготовили |
Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ], |