Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Не женитесь, поэты…

Архив
автор : Александр Филонов   15.05.2002

Из колыбели революции доносятся тревожные вести. Налоговые органы взялись за офшорных программистов, повергнув работников дистанционного труда в состояние, близкое к панике.

Из колыбели революции доносятся тревожные вести. Налоговые органы взялись за офшорных программистов, повергнув работников дистанционного труда в состояние, близкое к панике.

Начнем с начала. В апреле налоговые органы по доносу жены одного из работников ООО «НПП Спецтек» взялись проверять его доходы. Как пишет питерский «Коммерсантъ», «…после развода с мужем встал вопрос об уплате алиментов, женщина получила в «Спецтеке» справку о доходах своего бывшего супруга, которые вдруг оказались ниже прожиточного минимума. Экс-супруга очень удивилась, поскольку сама неоднократно снимала с банковского счета получку, составлявшую $1500 в месяц. Но выплачивать в частном порядке на воспитание дочери $200 компьютерщик отказался, и бывшая жена отнесла заявление о его теневых доходах в налоговую полицию…»

Вот такая семейная идиллия. Конечно, все обстояло не так или не совсем так, и уж наверняка несчастная мать запросила не жалкую пару сотен долларов в месяц. Но не будем копаться в чужом белье. Главное, что блюстители закона донос приняли и, вплотную взявшись за «Спецтек», выяснили, что программисты, получавшие зарплату от офшорной кипрской компании Specteco, страшное дело! - не платили подоходный налог. Далее полиция обратилась (по-видимому, через Интерпол) к фирме, осуществляющей платежи из Кипра в Питер, и проследила транзакции не только незадачливого мужа, но заодно и некоторых его коллег. И в результате пятерым программистам, задолжавшим больше остальных - зарплата каждого из них превышала 20 тыс. долларов в год, - предъявлены обвинения по статье 198 УК РФ «Уклонение гражданина от уплаты налога». Мало того, по сообщению того же «Коммерсанта», покончив со «Спецтеком», налоговики планируют проверить большинства местных фирм, поставляющих за рубеж программное обеспечение. Вот это-то и встревожило питерских офшорников.

Рынок офшорного программирования в России растет, и растет очень хорошими темпами. По оценкам компании Market-Visio/ЕDС, в прошлом году объем российского рынка офшорного программирования составил 154 млн. долларов, из которых около 30% процентов приходится на мелкие фирмы и отдельные группы программистов, а остальные 70% - на солидные компании с большими оборотами, которым невыгодно вести теневую бухгалтерию, поскольку инвесторы не станут вкладывать деньги в рискованные предприятия, да и крупные клиенты опасаются размещать заказы в компании, если у той не все чисто: а вдруг ее прикроют налоговые органы, оставив заказчика у разбитого корыта?

С мелкими фирмами сложнее. По грубой оценке генерального директора «Апланы» 1 Виктора Вайнштейна, среди них около 20% ведут «белую» бухгалтерию, еще процентов 25 - «черную», а остальные, как он выразился, «используют те или иные схемы оптимизации зарплаты». Почему? Выживут в конкурентной борьбе те, кто предложит расценки пониже. А если выплатить налоги по полной программе, денег останется с гулькин нос. Тут приходится крутиться.

У частных лиц с налогами просто: 13% с дохода. А если по тем или иным причинам не заплатил - приходится, как минимум, не портить отношения с женой или держать сведения о своих доходах в тайне.

Налоговой полиции, по большому счету, «взяться за офшорников всерьез» нет ни сил, ни возможностей. Контролировать зарубежные счета частного лица теоретически можно, - но сперва надо завести на него уголовное дело, а уж потом по международным каналам добывать информацию из банка. А вот тут-то и загвоздочка: чтобы завести дело, надо это лицо уличить в неуплате налогов в крупных размерах. Вряд ли полицейским удастся найти такую уйму обиженных жен, чтобы натравить их на всех налогонеплательщиков. И вообще, не знаю, как в Питере, а в Москве налоговики не стремятся преследовать именно программистов. Им все равно, чем ты занимаешься - пишешь программы, продаешь китайские кроссовки или строишь финансовые пирамиды, - были бы прегрешения.

Теперь рассмотрим крайний случай: компания работает «по-черному», а деньги сотрудники получают по анонимным карточкам. В этом случае уличить их практически невозможно. Правда, и доходы у них невелики: на крупные контракты надеяться нечего, ибо серьезные клиенты с теневыми структурами не работают, а в заказах, получаемых частным порядком, «кидалово» - отнюдь не редкость.

Виктор Вайнштейн полагает, что имеет смысл легализоваться: отрасль, дескать, на подъеме, к 2003 году ее объем, по прогнозам Market-Visio/ЕDС, вырастет почти до 350 млн. долларов, и отхватить солидный кусок этого пирога могут, мол, только серьезные игроки - что, по мнению Вайнштейна, подтверждается тенденцией к укрупнению компаний. Он считает, что к 2005 году мелкие фирмы и летучие группы офшорных программистов в России практически сойдут на нет. При этом можно легализоваться, но «схему оптимизации зарплат» - применять. Предварительно растолковав работникам, что решение об уплате (или неуплате) налогов они должны принимать сами. И сами же за отвечать за результат.

Что ж. Точка зрения, имеющая право быть. Хотя у меня вызывает сомнение прогноз о скорой гибели малых фирм. Они были, есть и будут - в конце концов, кем еще были в свое время те же Apple и Microsoft? Правда, выросли они совсем в другом государстве…

Впрочем, как признался мне в приватной беседе представитель налоговой полиции, компаний с чистой бухгалтерией не существует в природе - во всяком случае, он таковых не встречал. Потому полиция занимается только серьезными нарушителями. Так что не надо паники, господа программисты.


1 (обратно к тексту) - Дочерняя компания «АйТи», занимающаяся заказными разработками ПО и ориентированная на западные рынки.

Из статьи 198 УК РФ
«Уклонение гражданина от уплаты налога»

Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до одного года.


Комментарий юриста

Михаил Генин
[ mgenin@computerra.ru ]

В принципе, ничего удивительного в этой истории нет. Налоговая полиция возбудила уголовное преследование граждан, уклоняющихся от уплаты налогов. Все законно. То, что поводом для начала разбирательств послужил донос, тоже нормально: как бы к этому ни относиться, доносы - обычная практика. У налоговой полиции практически нет иных методов выявления нарушителей. Так что пусть лучше будут доносы, чем тотальный контроль.

Интересна история лишь тем, что, возможно, впервые попались программисты, и вообще - люди, зарабатывающие деньги через Сеть. А им скрыть собственные доходы куда проще - все виртуально. Выяснить, что на самом деле их доходы куда больше, правоохранительным органам трудно: для проверки транзакций и счетов нужна санкция Интерпола, но не каждый банк или компания ей подчинится. А если пользоваться анонимными системами, типа Webmoney, то проследить и вовсе ничего не удастся, с санкциями или без.

И последнее: я так и не понял, каким образом полиции по доносу на одного человека удалось получить доступ к счетам как минимум пятерых. К тому же - судя по сообщению «Коммерсанта» - проверка произошла до заведения уголовного дела.

Для налоговиков ситуация, конечно, неприятная. Так же как и для государства - поскольку деньги остаются за его пределами. Но это уже к делу не относится. Думаю, исправить ситуацию налоговая полиция в ближайшие годы не сможет. Тем не менее, мораль проста: каждый человек, совершающий противоправное действие, должен быть готов к тому, что государство предъявит ему претензии.

Наши герои оказались готовы не вполне.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.