Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мулаты и самбо россиянского шаревара

Архив
автор : Сергей Голубицкий   15.05.2002

О самбо, пользуясь терминологией замечательного историка Льва Николаевича Гумилева, мы сегодня и погутарим. Об этих мулатах земли русской и об отсутствии предрассудков.

Работорговля привела к появлению в Америке негров, а отсутствие предрассудков - к тому, что появились мулаты и самбо (потомство негров и индейцев).
Лев Гумилев. «Этногенез и биосфера земли»

О самбо, пользуясь терминологией замечательного историка Льва Николаевича, мы сегодня и погутарим. Об этих мулатах земли русской и об отсутствии предрассудков.

Если кто окинет взором сотню прошлых «Голубятен», то заметит, что почти всегда я пишу про шареварные программы и при этом стыдливо умалчиваю вопрос «материальной компенсации», словно иллюстрируя скандальное кредо молодости: «В СССР секса нет!». Замените «СССР» на «шаревар», а «секс» - на «деньги», и все встанет на свои места. Одно уточнение: под деньгами я имею в виду исключительно вожделения авторов, а не потребителей. Потому как наши потребители, о чем я неоднократно писал, живут величаво и гордо по канону наполеоновского офицера Камброна: когда англичане окружили его каре и Метленд в волнении крикнул: «Сдавайтесь, храбрецы!», Камброн ответил: «Дерьмо!» (сказал он это, конечно, по-французски: «Merde!»). Теперь поменяйте «Merde» на «Гусары денег не берут!» - и получите нашего софтверного потребителя.

Наши потребители, может, денег и не берут, а вот шареварные программеры взяли бы с удовольствием. Но как говорил сторож жмеринского зоопарка про слона: «Зъист-то он зъист, да кто ж ему даст?» Так я и думал раньше, поэтому никогда не затрагивал меркантильный вопрос. А тут получил письмо: «Вы известный идеолог shareware-движения в России и за ее пределами: именно Ваши статьи подвигли многих юных хакеров прекратить «ломать» чужие программы и начать создавать свои. Поэтому к Вам, как к защитнику интересов сирых и убогих авторов shareware-программ, я обращаюсь за помощью».

Я, конечно, поперхнулся, но задумался: и в самом деле, может, стоит помочь хакерам честно зарабатывать на хлебушку с маслушкой? И стал озираться по сторонам.

Други мои, я ТАКОЕ увидел, что не могу прийти в себя до сих пор (уже вторую неделю!). Тот, кому не приходилось сталкиваться с продажами в Интернете, даже вообразить не может, что это за хлопотное занятие! Если за вашей спиной стоит большой НИИ или юридическое новообразование, то проблем, ясное дело, нет: даже если не продадите, «хозяин» все равно зарплату отслюнявит. Но не о таких речь. Речь об одиноких и доморощенных Кулибиных, которые, обладая талантом, пишут отличную программу, а только потом начинают соображать, как продать свое детище.

Если бы «Голубятни» писались и читались в Американских соединенных штатах, этой темы не было бы вообще. В условиях пострабовладельческого строя вопрос продаж и лицензирования шареварных программ решается минут за пятнадцать таким образом: вы выбираете из сотни регистрационных сервисов, которые возьмутся обрабатывать все ваши платежи в любой форме - чеком, банковским переводом, кредитной картой. Все это за приличное и не унижающее ваше достоинство вознаграждение. Какое? Ну вот для сравнения:


Регистрационная система

Плата за услуги

DigiBuy

13,9%

Kagi

10%

NorthStar Solutions

4% плюс 2,5 доллара

Order1.net

14%

RegNet

13%

RegSoft

10% или 3 доллара (что больше)

ShareIt

4% плюс 2,95 доллара

SWREG

4% плюс 1 доллар


Из всего перечисленного можно остановиться на ShareIt, которая обслуживает всю Европу и Америку и принимает платежи не только в долларах, но и в евро. В любом случае, поделившись, повторюсь, не унижающим ваше достоинство процентом (от 4 до 15), шареварных дел мастер забывает о головной боли, которая ассоциируется с организацией собственного отдела продаж.

А теперь переместимся на родину Льва Николаевича Гумилева. Самой распространенной и самой известной службой регистрации программ является Shareg, которая сегодня переименована в Softkey.ru (ЗАО «Софткей»). Туда я и отправился. Поковырявшись минут пятнадцать, я так и не нашел информации о том, сколько берут благодетели за услуги. Однако потом сообразил, что, видимо, как и всё на родине, деньги дело интимное («в СССР секса нет!»), так что нужно сперва зарегистрироваться. Зарегистрировался - и читаю, что для начала продаж программ нужно подписать авторское соглашение. Открываю Соглашение и… бегите, девки, за нашатырем!

На Софткее четыре типа соглашений: два - для юридических лиц (которые нас сейчас не интересуют) и два - для частных товарищей. Итак, читаем: «Авторский договор о передаче исключительных имущественных прав на произведения». Второй вариант - о передаче неисключительных прав. Разница в том, что в одном случае вы полностью лишаетесь возможности продавать свой продукт (эксклюзивная передача), в другом - нет.

По большому счету, дальше можно было вообще не читать, а просто закрыть окно браузера и забыть все это как дурной сон. Потому что программист обращается в регистрационную службу с целью делегировать процедуру приема и обработки платежей, а вовсе не для того, чтобы расстаться со своими имущественными правами, или, называя вещи своими именами, добровольно продаться в рабство. В цивилизованном мире подобные соглашения имеют исключительно статус договора о предоставлении услуг. Для сравнения взгляните, например, на Developer Contract от службы ShareIT: «Наши услуги включают в себя размещение вашей программы в нашем виртуальном каталоге, соответствующий маркетинг вашей программы в лидирующих журналах, предоставление регистрационной формы для покупки через криптозащищенный сервер, маркетинг вашей программы на дочерних порталах, а также электронную доставку вашей программы конечному пользователю и сбор его платежа. Мы действуем в качестве посредника при продаже вашего шареварного продукта».

Но вместо того, чтобы сразу возмутиться, я пошел дальше и стал читать Соглашение, дабы постичь глубину запросов. Для начала - вот что понимается под передачей имущественных прав. Правопреемник (то есть Софткей) уполномочен:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

  • публично показывать произведение (право на публичный показ);

  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

  • переводить произведение (право на перевод);

  • переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Этот списочек напомнил мне давний спор со своим любимым красно-коричневым дядюшкой, который как-то раз очень лаконично и образно описал то, что произойдет с «демками», когда придут к власти правильные люди: «Зайдет к тебе в дом рабочий человек с мозолистыми трудовыми руками, выволочет на улицу за волосы и сделает с тобой ВСЕ, что захочет». Жуть! Только в Соглашении от Софткея все гораздо пикантней, поскольку предлагается самого себя за волосья вытащить, то бишь все собственноручно и подписать.

Ну хорошо, я отдаю вам все права на программу, с которой вы теперь можете делать ВСЁ, что вам захочется, а что - взамен? А вот что (пристегнитесь покрепче!): «Размер авторского вознаграждения составляет 50% от объема выручки от продаж Произведения (включая 20% НДС)»… И еще - под дых, чтобы совсем наповал: «При выплате авторского вознаграждения Правопреемник удерживает подоходный налог в размере 13% от суммы начисленного вознаграждения».

Я понимаю, что ты, читатель, совершенно обалдел от прочитанного (как и я в свое время), так что вхожу в положение: если ваша программа стоит 100 рублей, то вы получите 43 рубля 50 копеечек. Ну что, вдохновляет такая перспектива?

Для полноты картины остается добавить, что, поскольку согласно пункту 2.3 авторского соглашения, который я процитировал выше, правопреемник может делать с вашим произведением что угодно, то и отследить продажи не представляется возможным: остается полагаться на честное слово.

Чуть было не написал: «Хороший бизнес, нечего сказать!». Но, слава богу, вовремя одумался, потому что назвать ТАКОЕ бизнесом лично у меня язык не поворачивается. Это, друзья мои, самый настоящий акт приема-передачи рабовладельческой эпохи, которую так любил изучать Лев Николаевич Гумилев. Есть здесь и другой аспект - нравственный. Смею утверждать, что цифра в 50%, которые грузят за «услуги», - это цифра, оскорбляющая человеческое достоинство. Нечто подобное можно наблюдать в россиянском ломбарде, где, пользуясь личным горем либо просто затруднениями человека, ему выдают 150 целковых за бесценную семейную реликвию, прикрываясь лозунгом ростовщиков всех времен: «А мы не заставляем, не хошь - не закладывай!»

Аналогия с ломбардом более чем уместна, поскольку попадают в такие вот «службы регистрации» не от хорошей жизни. В каталоге Софткея представлено 380 (!) программ от наших самбо и мулатов, однако дело тут не в «отсутствии предрассудков», и даже не в отсутствии альтернатив. Дело тут в неведении!

Так что - АУ!!! - шареварщики! Есть миллион способов продавать свои программы соотечественникам по расценкам, мягко говоря, более приличным, чем 50% от выручки. И я обязательно поговорю с Евгением Козловским, главным редактором «Компьютерры», на предмет того, чтобы посвятить отдельный номер журнала обзору всех имеющихся альтернатив. Дабы не приходилось танцевать самбо белых мотыльков.

Все линки, помянутые в «Голубятне», доступны, как обычно, на internettrading.net/beritut.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.