Архивы: по дате | по разделам | по авторам

CIO. Есть такая служба

Архив
автор : Игорь Гордиенко   13.05.2002

Как выяснилось в ходе моего небольшого расследования, профессия CIO зародилась в 70-е годы прошлого века, когда экономика развитых стран, и в первую очередь - США, стала все больше нуждаться в информационных системах.

И султан приказал ему сесть на везирское место;
и султан смотрел на него и удивлялся его поступкам,
и уму, и сообразительности, и распорядительности…
«Тысяча и одна ночь».
Сказка о везире Нур-ад-Дине

Как выяснилось в ходе моего небольшого расследования, профессия CIO (Chief Information Officer) зародилась в 70-е годы прошлого века, когда экономика развитых стран, и в первую очередь - США, стала все больше нуждаться в информационных системах. Почему же в России заговорили об этой профессии совсем недавно? Неужели наше отставание в технологическом оснащении так велико? Нет, дело в другом: лишь десять лет прошло, как мы начали усваивать принципы эффективного корпоративного устройства. Однако ирония судьбы в том, что на примерах Enron, Xerox и др. то самое устройство, которое еще недавно было образцом, может очень скоро оказаться архаикой… Впрочем, уроки истории, хоть и не учат (по Гегелю), всегда полезны…

Как это случилось

Еще в 1990 году в фундаментальной работе Ассоциации менеджмента информационных технологий в высшем образовании 1 было рассмотрено происхождение и сущность профессии CIO.

Замечательный исторический факт: выражение Chief Information Officer, впервые прозвучавшее из уст Уильяма Синнотта (William Synnott) на конференции «Info’80», было немедленно процитировано в «Computerworld» (номер от 20.10.1980). Годом позже Синнотт опубликовал в «Computerworld» (21.09.1981) статью, посвященную кругу обязанностей CIO. В том же году вышла книга 2, в которой на основании анализа управления информационными ресурсами (Information Resources Management - IRM) делался вывод

До прихода в Sun нынешний CIO корпорации Уильям Говард работал в чикагской Inland Steel Industries примерно на той же позиции - совмещал должность CIO и вице-президента по ИТ. Еще раньше - служил в таких компаниях, как IBM, и Memorex.По образованию - классический технарь, закончивший Принстонский университет. Имеет диплом MBA.

о необходимости введения должности CIO в штат корпораций. С тех пор чем больше потребность в IRM, тем очевиднее нужда в CIO, а само присутствие CIO побуждает к внедрению IRM.

К настоящему времени управление информацией прошло четыре фазы развития:

  • физическое управление данными, что было характерно для 50-х годов;

  • автоматизированные информационные системы (60-е годы);

  • управление информационными ресурсами (середина 70-х годов);

  • управление средой знаний (knowledge management, середина 90-х годов) 3.

Таким образом, профессия CIO появилась на третьем этапе развития корпоративных информационных систем, и, казалось бы, требования к претенденту на эту должность и его место в корпорации должны быть определены давным-давно. Все, однако, не так просто.

Но об этом позже, вернемся к хроникам. Стадия IRM в эволюции управления информацией характеризовалась конвергенцией компьютерных и коммуникационных технологий: резко росли объемы оцифрованных данных, новые проекты не испытывали недостатка в инвестициях. В общем, будущее представлялось радужным.

Процессы этого этапа сместили акцент с традиционного операционного видения бизнеса на видение стратегическое, прямо указав на то, что информационные технологии могут внести неоценимый вклад в дело. Новые картины действительности заставили многих высших руководителей компаний задуматься о том, что управление информационными ресурсами - слишком ответственное занятие, чтобы оставлять его в руках технического персонала, обслуживающего компьютеры и не обладающего широтой взглядов менеджеров. Более того, кое-кто понимал, что человек на этой должности должен стать инструментом работы с такими менеджерами, которые сопротивляются нововведениям и реконструкции. Так родилась профессия CIO.

Мысленно возвращаясь в кажущиеся уже далекими 80-е годы отечественной истории, стоит признать, что пусть не под титулом CIO, но функционеры должного профиля были тогда и у нас. На предприятиях дела CIO мог вершить заместитель директора по науке или главный технолог, порой - главный инженер. В вузах эти обязанности доставались проректорам по научной работе или же директорам вычислительных центров.

Вообще, нужно заметить, что до середины 80-х годов между СССР и США в сфере вычислительной техники паритет сохранялся. Но затем персональные компьютеры стали одним из факторов, приведших к деградации наших «больших» компьютерных технологий.

К сожалению, тогда вряд ли отдельно рассматривалось такое явление, как CIO (в отсутствие самого термина) - специфичное и уникальное не только для нас, но и для прочего мира. И по сей день кое у кого остаются сомнения в необходимости выделения особой и особенной должности - CIO.

На отечественной почве источником сомнений является еще один предмет, а именно система должностных рангов, приоритетов и штатных структур, эволюция которой шла другим путем, нежели в США.

Так или иначе, по сей день даже «новые» российские предпринимательские структуры следуют дореволюционной табели о рангах, в известном компромиссе с привнесенными революционерами расписаниями Германии начала прошлого века. Вот почему так трудно до конца расследовать этимологию популярной российской должности «генеральный директор». Впрочем, изюминка ситуации заключается как раз в том, что усовершенствовать экономику и структуры предприятий должны именно CIO. Пусть даже с этимологией и трактовкой их должностей тоже непросто.

Кто же ты такой?

От исторического доклада Уильяма Синнотта прошло ни много ни мало - больше двух десятков лет. 9 сентября прошлого года на борту океанского круизного лайнера «Аврора», вышедшего из гавани Нью-Йорка, началась конференция «CIO Forum - Corporate America». Несколько сот участников, главные управляющие вопросами информационных технологий ведущих корпораций, представляли собой элиту американского корпоративного сообщества.

Основную мысль собрания и смысл существования такой должности, как CIO, точно выразил Алан Гилборд (Alan Gilbord), нынешний глава издательства еженедельника «Computerworld», ранее сам побывавший в шкуре управляющего корпоративными информационными технологиями и ресурсами: в наши времена все видят в ИТ реальную помощь для дела. Джеймс Кэнтон (James Canton), автор книги «Будущее технологий и их влияние», предложил собравшимся полностью отказаться от любого возможного консерватизма и конформизма: «Единственным преимуществом на полях конкурентной битвы являются радикальные инновации».

В заключительном слове, которое взял известный своими компромиссными советами не только в бизнесе, но и в международной политике, Херб Коэн (Herb Kohan), прозвучал спасительный для CIO рецепт: «бдите, но не сверх меры». То есть CIO имеют своего рода carte blanche - оплачиваемую роль корпоративного революционера, гарантированную бизнесом и общественным пониманием.

CIO является исполнителем высокого ранга, отвечающим за все аспекты функционирования информационных технологий и систем, используемых корпорацией. Владение специфическими знаниями о технологиях и бизнес-процессах, видение точек их пересечения, как правило, дает менеджерам этого типа возможность устранять недостатки сложившихся структур и повышать общую эффективность деятельности корпорации.

Человек, назначенный на должность CIO, анализирует необходимость приобретения новых технологий, решает вопросы их внедрения, обеспечивает проверку и подготовку нужных специалистов. Зачастую именно CIO делегируются многочисленные оперативные задачи - как «надежному полковнику», в то время как высшие исполнители, «генералы», могут сосредоточить внимание на стратегических проблемах.

Разумеется, чрезвычайно важна именно «информационная» составляющая работы CIO. Эффективное и обобщенное управление всеми информационными ресурсами предприятия требует личности, способной к открытому мышлению. По сути, этому человеку приходится каждый день переосмысливать структуру работы компании и вносить предложения по ее совершенствованию. Еще раз отметим: роль CIO - быть интеллектуальным лидером и мерилом оценки капитала знаний.

По традиционным схемам американских компаний человек, занимающий должность CIO, непосредственно подотчетен CEO (Chief Executive Officer, в нашем понимании генеральному директору), COO (Chief Operation Officer - исполнительному директору) или же CFO (Chief Financial Officer - финансовому директору, каковые начинают появляться и в России, их функции далеко не всегда идентичны функциям главного бухгалтера). Они обязаны присутствовать на заседаниях правления (по меньшей мере - всегда быть непосредственно доступны высшим руководителям корпорации). Иными словами всякого рода идеи о парадных выездах на международные симпозиумы можно отмести немедленно. CIO - прежде всего исполнитель, наемный служащий рангом чуть ниже высшего. И кроме зарплаты, получает за это бонусы, коль заслужил.

В качестве утешения (немалого!) «исполнительный» CIO может быть избран вице-президентом компании - куратором информационных технологий. Основная задача CIO - вовсе не изобретательство, а постоянное приспособление информационных ресурсов компании к постоянно же меняющимся задачам бизнеса.

Нужны герои!

В марте прошлого года самым настоятельным образом был поставлен вопрос о выборе «национального CIO» для Соединенных Штатов Америки. Есть такая точка зрения: дескать, если бы означенная персона приступила к действиям год назад, то удалось бы избежать многих трагических событий 4. В течение нескольких последних лет Главная учетная служба США (General Accountung Office) била тревогу по поводу проблем со стандартизацией и безопасностью информации в федеральных масштабах и отсутствия государственной политики в отношении наиболее (наконец-то!) критического ресурса.

Всем известны последствия взлома частных банковских систем. Всем известны последствия проникновения террористов на борт авиалайнеров. Однако пока даже в США предпочитают не вытаскивать эту проблему на белый свет. Безусловно, в кулуарах государственных структур, в ЦРУ, ФБР и АНБ, других подобных ведомствах эти вопросы рассматриваются. Но для гарантий общей безопасности явно недостаточно действий секретных органов.

Нужно ли объяснять причины?

На самом деле, с начала зарождения идеи о CIO, оказалось, что подобная должность нужна не только в промышленных компаниях, но и в учебных центрах (см. сноску 1) и государственных учреждениях, особенно - в организациях, ведающих вопросами обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

При поиске источников для статьи я обнаружил чрезвычайно интересный факт, доказывающий, что все происходит, хоть и медленно, но согласно принципу рынка: есть потребность - будет услуга. При стратегическом командовании США существует директорат J6, которым управляет CIO - штатная единица в этой системе 5.


1 (обратно к тексту) - James I. Pernod, Michael G. Dolence, and Judith V. Douglas, The Chief Information Officer in High Education. Professional Paper Series, #4. CAUSE - The Association for the Management of Information Technology in Higher Education, June 1990.
2 (обратно к тексту) - William R. Synnott and William H. Gruber, Information Resources Management: Opportunities and Strategies for 1980s (New York: John Wiley and Sons, 1981). Уильям Синнотт является старшим вице-президентом Национального банка Бостона, а Уильям Грабер - президентом консалтинговой компании Research & Planning. Сам факт того, что у истоков профессии CIO стояли сугубые практики, заслуживает внимания.
3 (обратно к тексту) - В связи с распространением концепции knowledge management (ее основатели утверждают, что это принципиально не технология, но метатехнология) в некоторых продвинутых компания уже появились должности CKO - Chief Knowledge Officer. Об этом можно подробнее узнать в апрельском номере журнала «CIO».
4 (обратно к тексту) - Еще 1 сентября 1996 года администрация Клинтона указала на меры, которые следует предпринять для предотвращения терроризма на авиалиниях. Документ был размещен на правительственном сайте, но потом его почему-то убрали. Остался он в некоторых Интернет-архивах (читайте об этом в статье «Хранить вечно», «Инфобизнес» № 10 от 19.03.2002).
5 (обратно к тексту) - www.stratcom.mil.

Какими качествами должен обладать кандидат на должность CIO? Несмотря на мелкие расхождения, обнаруживаемые в разных источниках, все, как бы само собой, укладывается в сакраментальные десять тезисов (заповедей). За основу для комментариев я взял мнение по этому поводу Марка Полански (Mark Polanski), в свое время управляющего директора по продвижению развитых технологий компании Korn/Ferry International. Выглядит список примерно так.

Способность находить, привлекать к работе, обучать и развивать высококвалифицированных специалистов в области ИТ

Может показаться странным, но этот признак CIO зачастую отсутствует в списке требований, тем более - в его первых строках. Способность привлекать, агитировать, даже интриговать, давать возможность для роста и обретения новых знаний и навыков - вот чем должен обладать настоящий CIO. И когда предстоит выбрать кандидата на эту должность, речь, прежде всего, должна идти о его способности привлечь новых талантливых и самостоятельных сотрудников для работы в областях приложений ИТ.

Опыт деятельности с зарубежными партнерами или в международных компаниях

Может быть, даже американцы вспомнят: лет десять тому назад такого требования просто не могло возникнуть. Вспомнив же нашу отечественную действительность, нужно признать, что и у нас такого требования дюжину лет назад быть не могло - по своим специфическим причинам. При нынешней пугающей многих «глобализации» мироустройства просто невозможно уйти от факторов космополитической по сути деятельности большинства крупных корпораций. Именно CIO должны и обязаны становиться фильтрами, ассимиляторами зарубежных и глобальных культур мышления.

Знания и опыт работы в конкретной промышленности

Клиенты предпочитают, чтобы с ними общался представитель их собственной отрасли - розничной торговли, банковской, инвестиционной или страховой и т. д. Вообще говоря, следовало бы отличать тех кандидатов, которые обладают опытом работы в сходных моделях бизнеса. Впрочем, иной раз полезно, чтобы кандидат был из совершенно другой отрасли - чтобы оживить предприятие новыми идеями.

NB: CIO вовсе не обязательно должен быть выходцем из сферы информационных технологий, порой это даже вредит делу.

Способность создавать перемены и управлять ими

Это, казалось бы, простое требование зачастую невозможно выполнить. Большинство компаний пока вообще не задумывались о подборе такой персоны, как CIO. Те же, кто уже обзавелся им, вполне уверены, что сделали правильный выбор. И это - заблуждение! Смещение роли CIO от простого системного администратора к настоящему управляющему информационными ресурсами предприятия - вот истинное осознание значимости CIO. Уточняя деловые задачи CIO, можно отметить, что он должен постоянно заниматься анализом и реинжинирингом текущих производственных процессов и в результате - постоянно совершенствовать сами процессы. Это может показаться воззванием к высшим силам, но в условиях непрерывно обостряющейся рыночной конкуренции все эти требования не выглядят столь уж необычными.

Коммуникабельность, эмпатия

CIO должен уметь донести до собеседника свои соображения о стратегии и концепции. Но этого мало - нужно еще уметь слушать и слышать. Именно эта способность является основой компромиссов, соглашений и поиска путей выхода из конфликтных ситуаций.

Управленческие навыки

Умение распоряжаться и управлять ресурсами разных видов: проектами, бюджетами, временем, клиентами, и в конечном счете - самими исполнителями. Устанавливать приоритеты и назначать необходимые ресурсы всегда считалось неотъемлемой частью работы руководителей предприятий. Все это имеет, может быть, даже большее значение, когда речь идет о должности CIO.

Умение ладить с начальством и равными по должности

Очень часто на должность CIO попадает опытный инженер, уверенный в своей компетенции. Однако это вовсе не является залогом успешного общения с равными по рангу людьми. Более того, зачастую мнения CIO вызывают неприятие и раздражение у корпоративных руководителей высшего звена. Такого рода отсутствие толерантности порой распространяется и на клиентов, и на партнеров, и на подчиненных, а затем - в результате хорошо известных процессов - на частное бытие самого CIO.

Здравый смысл

Зачастую, особенно если CIO вырос из администратора компьютерных систем, он не способен к пониманию бизнеса, то есть сути деятельности предприятия, стратегии и миссии. Обремененные тонкими техническими знаниями, CIO часто не собираются прилагать усилий либо не имеют даже потенций к тому, чтобы усвоить азы бизнеса, изучить деловую стратегию компании-нанимателя, ее рыночное позиционирование. В итоге он даже не заметит, как объективные обстоятельства подведут его под неизбежное увольнение. Общим рецептом для избежания таких печальных последствий являются знания (хотя бы начальные) бухгалтерского дела, каналов поставок, маркетинга в общем смысле… Список можно продолжить, но ясно: чем более универсален CIO, тем в большей степени он подходит своей должности.

Баланс и задачи технологий

Девятый пункт прямо обращается к профессионализму CIO - именно это и есть его реальная работа. Специфические грани технологии, такие как ERP, электронные закупки (e-procurement), электронная коммерция в широком смысле (е-commerce), хранилища данных (data warehouse), аутсорсинг и т. п. - все это возможно. Но, может быть, и не нужно! Дело CIO - дать точную оценку востребованности того или иного решения. Иной раз требуются доскональные знания интегрированных систем планирования корпоративных ресурсов, однако может понадобиться и опыт, например, в области промышленных операционных систем. Но все это в гораздо большей мере касается профессиональной пригодности так называемых директоров информационных систем (MIS Directors) или же известных у нас «системных администраторов» - предыдущего поколения форвардов ИТ на предприятиях.

Позиция лидера

Это условие, вероятно, не может быть формализовано. Но чаще всего, подбирая человека на должность CIO, каждый из руководителей компании знает, что нужен именно тот тип, которого можно назвать лидером. Есть и иное определение свойств желанного сотрудника: у него должна быть харизма, своего рода одаренность яркими чертами.

У каждой медали две стороны, и в тихом омуте черти водятся, и на каждый вопрос есть ответ… С качествами CIO все обстоит именно так.

Меня зовут Че Гевара

Если мне это не интересно, я не стану заниматься информационными системами, а пойду другой дорожкой.

Я не собираюсь рехнуться из-за бизнеса

Большинство корпораций просто не имеют нужного для инноваций потенциала. Моя роль - только быть лидером!

Мой порок - страсть к новому

Я поклонник новых, самых новых талантов. Я люблю интересное, еще интереснее, самое интересное.

Возможно я недооцениваю технологии

Но эти вещи еще заговорят о себе более уверенным голосом - и очень скоро. Может быть, уже без меня.

Стоит ли хранить утиль?

Я уверен, что унаследованные системы должны обновляться: это способ хоть что-то сохранить. Следовало бы пресекать всякие попытки эрозии корпоративных культурных ценностей. Я просто CIO. И не столько технолог, сколько - антрополог.

Думать красиво и продуктивно

Любой мой замысел должен, прежде всего, проходить тест на эстетичность, а потом - на продуктивность.

Не раскручиваться, но мыслить

Должно быть время для сбора ягод и грибов. Вовсе не факт, что технологии и всякие технические штучки делают людей счастливее, умнее или даже просто разумнее. И всякому присутствию на десятом за этот год сборище по вопросам управления знаниями я предпочту поход в лес или на озеро.

Все ли лучшим образом в лучшем из миров?

Есть у людей стремление к некой восхитительной метасистеме, в которой все внутренние и внешние элементы определяются лишь общими ценностями.Но архитектура этого сооружения одновременно вызывает ощущение безнадежности и разочарования. А потому CIO молится на красоту, а на деле командует: «стройся, товсь, огонь!»

Я один

Я не буду оценивать своих противников - просто перестану их замечать. Хорошо бы найти таких же ненормальных, как и я сам.

Я не зануда и не слабак!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.