Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Золотой гребешок

Архив
автор : Денис Степанцов   25.03.2002

Кулеры фирмы Zalman

В одно прекрасное утро я навестил фирму «Пирит» - предложили ознакомиться с новым корпусом Asus M-5R. Нужного мне человека на месте еще не было, и я в ожидании прогуливался вдоль витрин. Вдруг вижу - аккуратные синие коробочки с окошечком, в которых виднеется что-то знакомое, такое все медно-золотое-расшиперенное. Стою, дивлюсь, а тут, кстати, и мой благодетель подоспел. «Неужели Zalman?» - спрашиваю. «Они самые и есть». Знаю я об этих кулерах давно, а вот глазами и руками пощупать не удавалось. Ну как было не попросить? Тем более что асусовского корпуса на складе не оказалось. Правда, взамен мне предложили Elan Vital T5 («Новый, недавно поступили»). С тем я и вернулся в редакцию.

Корейская компания Zalman, родившаяся в 1999 году, решила сосредоточить свои усилия на разработке систем охлаждения и источников питания для компьютерных систем. Казалось бы, что в этом примечательного - ну еще одна мелкая конторка будет напрягаться, изобретая кулеры. Ан нет. Уж не знаю, то ли ребята провели детство в слишком шумном квартале, то ли коллектив подобрался с аномально чувствительным слухом, но решение было окончательным и бесповоротным: наши системы охлаждения обязаны быть тихими, и точка. Ушлые корейцы даром времени не теряли, зарегистрировав в том же году пятнадцать патентов, столько же проектов и аж пять торговых марок. Смысл жизни для компании был не в том, чтобы просто делать тихие системы охлаждения, - она создала концепцию предотвращения шума. И стали корейские левши изобретать все, что в системном блоке должно охлаждать, а чтобы концепция выглядела как можно более глобальной, полный «джентльменский набор» обозвали Computer Noise Prevention System (CNPS).

Кулер Zalman CNPS3100 (см. крупные фотографии) был анонсирован в декабре 2000 года. При всей оригинальности конструкции технология изготовления радиатора довольно проста. Штампуется много тонких медных пластин одинаковой формы, изготавливается две части подставки, пластины накрепко стягиваются болтами, после чего нижняя часть шлифуется и полируется. Не хотелось бы перегружать вас техническими подробностями, но согласитесь, такие интересные вещи попадаются не каждый день. Одно романтичное название радиатора чего стоит - Flower HeatSink…

Забегая вперед, скажу, что эти залмановские гребешки выпускаются в трех вариантах: первый - и подставка, и лепестки алюминиевые; второй - подставка алюминиевая, лепестки медные; ну а третий вариант вы уже видели. Весит радиатор 296 г, общая площадь поверхности - 2000 кв. см. Вентилятор, обдувающий лепестки, весит 88 г, изготовлен на подшипнике скольжения и может работать в двух режимах: normal и silent (нормальный или тихий). Достигается это за счет подключения вентилятора к системной плате с помощью хитрого переходника RC-56, в питающий провод которого впаян резистор, благодаря чему напряжение понижается с 12 до 6 В, а скорость вращения вентилятора - с 2800 до 1600 об./мин. (±10%). Стоит ли говорить, что при пониженном режиме и закрытом корпусе слышимость вентилятора приближается к нулю (по заявлению Zalman, шум составляет 20 дБ вместо обычных 36).

В комплект CNPS3100 предусмотрительно включено все, что нужно для установки кулера: крепление радиатора на процессорный разъем (Socket 370 или Socket A), вышеупомянутый RC-56, инструмент для надевания радиатора на сокет (незаменимая вещь, абсолютно исключающая риск повреждения кристаллов у Athlon), шприц термопасты и руководство!!! Подробнейшая инструкция по установке, как говорил Буратино - «с картинками и большими буквами». Даже если не читать ее, а просто делать, как нарисовано, ошибок вы не совершите.

Я не преминул совершить прогулку по залмановскому сайту, и с огорчением обнаружил, что те три изделия, которые я видел в «Пирите» (кроме нее, кстати, никто эти кулеры в Москву не завозил), составляют едва ли десятую часть от ассортимента компании, причем часть не самую свежую. Так, вместо серии 3000 для «сокетовых» процессоров уже предлагается улучшенная серия 6000 (см. фото). Площадь поверхности радиатора (от этого параметра сильно зависит эффективность теплоотвода) увеличилась до 2600-2900 кв. см, сам радиатор стал шире (63 мм) и, как следствие, тяжелее - 462 г. Понимая, что почти полкило чистой меди для хрупкого ядра процессора (если только не брать в расчет наковальни современных интеловских чипов) многовато, залмановцы поместили на сайте предупреждение: мол, радиатор тяжелый, так вы уж будьте добры, при переноске не трясите и не бейте об углы системный блок, а то как бы чего не вышло. Но главное отличие серии 6000 от «трехтысячной» в том, что понижающий напряжение переходник заменен хитрой коробочкой, в которой резистор уже не простой, а переменный, и обороты вентилятора можно регулировать плавно - покрутив пимпочку на корпусе. Коробочка вентилятору друг - названа Fan Mate1, размеры имеет невеликие (200x21x23 мм) и весит всего 20 г. Напряжение регулируется в пределах 5-11 B. В утешение тем, кто пользуется кулером предыдущих серий, Fan Mate1 предлагается и как самостоятельный продукт.

Есть в арсенале Zalman и кое-что для Pentium 4 - например, модель CNPS6500A-Cu, подходящая и для 423-го сокета, и для 478-го. Тут уже все по полной программе: радиатор весь из себя медно-красный, регулятор напряжения, в комплекте куча разных болтиков… Но только «медь» - «золота» интеловский флагман почему-то удостоен не был. Зато «флэшовый» блокбастер по установке кулера нарисовали - подлинный анимационный шедевр. Если есть лишняя минутка, не поленитесь открыть ссылку www.zalman.co.kr/images/swimages/0201/6500a.swf, получите максимум положительных эмоций. Паспортные данные 6500 опять «подросли»: высота уже 94 мм, площадь поверхности радиатора 3300-3400 кв. см, а вес… вдохните поглубже… нет, я лучше буквами напишу, чтобы до мозга дойти успело, - девятьсот четырнадцать грамм!!! Плюс кладем те же 88 г на скобу с вентилятором, и ваш системный блок становится тяжелее ровно на килограмм. Вот как тишина-то дается.

Кстати, о Pentium 4. Если говорить о Northwood, то благодаря тонкому техпроцессу эти процессоры практически не греются. Zalman утверждает, что с кулерами серии 6500, если не понижать обороты вентилятора, разогнать Pentium 4 не составит труда. Я склонен согласиться, поскольку, как показал тест стандартных кулеров для P4 (см. www.ferra.ru/online/supply/16579), даже разогнанный Willamette не в состоянии выдать какое-либо приличное количество тепла.

Корейская инженерная мысль, однако, не ограничилась процессорами и двинулась крестовым походом на видеокарты. Две разновидности радиаторов - алюминиевый и медный для охлаждения чипа приклеиваются на оный специальным термоклеем. Здесь, правда, неувязочка вышла. Например, как быть, если этим, с позволения сказать, лепесточкам будут мешать расположенные на видеокарте элементы? Ответ фирмы Zalman, помещенный на сайте, прост, как все гениальное: не применяйте этот радиатор. Ну, допустим. Но ведь производители видеокарт тоже, извините, кое-что понимают в охлаждении, и на все быстроиграющие карты такие системы охлаждения ставят - о-го-го! Там и радиатор с ребрами, и вентилятор, и даже от чипов памяти тепло отводится. Даже если предположить, что система от Zalman лучше, пользователю-то как быть? Отодрать, рискуя лишиться гарантии, родные охладители (а заодно еще что-нибудь вместе с ними)? К тому же, чтобы система охлаждения видеокарты была законченной, одного радиатора мало. Еще и вентилятор нужен, наподобие того, который над процессором крепится, только на сей раз он над видеокартой должен располагаться. А это, дорогие товарищи, называется - огород городить (или «Ферму»). Надо же и меру знать.

Объявив тотальную войну шуму, Zalman, конечно, не могла оставить без внимания чипсет (точнее - северный мост) материнской платы и припасла для него радиатор ZM-NB32 (подробности - на www.ferra.ru/online/supply/16679). Не хочу сказать, что производители материнских плат настолько озабочены охлаждением чипсета, что ставят на него радиатор с «крутилкой», но таковые есть, и их не мало (к счастью, в данном случае заменить охладитель гораздо проще, чем у видеокарты).

Наконец, следует сказать, что Zalman выпускает и блоки питания - с функциями Noise Killer и PFC. Модель ST300BLP выдает 300 Вт и стоит чуть больше 60 долларов.

К сожалению, вышеописанные новинки продаются пока только в Корее, а у нас - лишь «трехтысячники», медный радиатор для видеокарт да пара кулеров для корпуса - FB165 и обычный 92x92 мм. Но если помечтать и представить, что и нам доступен весь ассортимент, подсчитаем, во что обойдется бесшумный системный блок на основе Pentium 4 «от Zalman» (цены взяты из online-магазина фирмы):

  • блок питания ST300BLP - около $60;

  • комплект охлаждения процессора CNPS6500A-Cu - $60;

  • радиатор для видеокарты ZM17-Cu - $16;

  • вентилятор для корпуса FB165 - $11;

  • радиатор для чипсета NB32 - $4.

Учитывая, что на российском рынке цены будут ниже примерно в 1,3 раза, получаем в сумме 116 долларов («Ну откуда в Италии мята?» Оттуда же, откуда в Корее pure copper, то бишь медь). Я провел небольшой опрос среди коллег, готовы ли они отдать такую сумму за полное, качественное и бесшумное охлаждение/питание своего системного блока. Отрицательных ответов не услышал. Значит, можно осмелеть и сделать вывод, что концепция Computer Noise Prevention System компании Zalman вполне удалась.

А что же золотой цветок? Скажем, замечательный корпус A-10 от Elan Vital (блок питания там, кстати, ничуть не хуже залмановского и стоит столько же - долларов под 70), взятый в том же «Пирите», его не принял по причине собственной продвинутости. Платы расширения там крепятся без помощи винтов - они прижимаются все одновременно специальной планкой, из-за чего вентиляторную скобу привинтить просто некуда. А Т5 оказался самым обыкновенным корпусом дизайна трехлетней давности, в котором блок питания находился над процессором. Если вы внимательно присмотритесь фотоснимку, то увидите, что при установленном вентиляторе блок питания просто не встанет в корпус - они будут мешать друг другу. Кого винить: корпус обыкновенный, а кулер-то - необыкновенный. Вот только обыкновенных вещей на массовом рынке, как ни крути, - большинство. Пришлось искать третий, правильный корпус, у которого блок питания расположен выше материнской платы, и там все случилось, как и было задумано. Athlon 1800+ прекрасно работал, показывая температуру безделья около 46-47 °С, а под нагрузкой не нагревался больше 60 °С. Что, в общем-то, и требовалось доказать.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.