Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Масяня Drive

Архив
автор : Константин Вяткин   18.03.2002

В шоу-бизнесе требования к внешности довольно жесткие. Может ли стать популярной девушка у которой десяток волосинок на голове, весьма условные первичные половые признаки, мужской голос и словарный запас, незначительно превышающий словарный запас Эллочки-людоедки? Оказывается, легко.

«Это что ты мне за дуру приволок?»
«День подарков»

В шоу-бизнесе требования к внешности довольно жесткие. Может ли стать популярной девушка у которой десяток волосинок на голове, весьма условные первичные половые признаки, мужской голос и словарный запас, незначительно превышающий словарный запас Эллочки-людоедки? Оказывается, легко. Если эта девушка живет в Питере, знает в какие моменты нужно употреблять главные тридцать слов и отзывается на имя Мария. Точнее, Масяня.

Я, к сожалению, уже не помню, кто из друзей прислал мне ссылку и настойчиво посоветовал сходить на сайт www.mult.ru, было это, помнится, в ноябре. Зато я хорошо помню, что произошло потом. Как человек любопытный, я присланную ссылку открыл и увидел забавное создание, которое, ехидно похихикав, представилось Масяней. Через пару минут, к стыду своему я забыл про незаконченные дела, должностные обязанности и правила хорошего тона - я в голос смеялся, а еще через пару минут смеялся уже весь наш отдел. Появившийся на шум директор (директор? да пошел ты в #### директор, не до тебя сейчас!) с явным неудовольствием поинтересовался, в чем причина такого бурного всеобщего веселья, а услышав ответ, сухо посоветовал в рабочее время заниматься работой, а не просмотром «идиотских мультфильмов», после чего удалился. Вскоре из-за закрытых дверей его кабинета послышалось уже знакомое нам Масянино хихиканье, а следом, к вящему нашему удовольствию, и хохот самого начальника. Так Масяня поселилась у нас офисе, и, как оказалось, всерьез и надолго.

Так приходит мирская слава

Для тех, кто до сих пор ничего не слышал о Масяне (а таких людей с каждым днем становится все меньше), поясню: Масяня - это бесшабашная питерская девушка, главный персонаж серии замечательных флэш-мультфильмов, придуманных и созданных питерским художником Олегом Куваевым. Олегу 33 года и до того, как Масяня буквально перевернула его жизнь, он успел позаниматься живописью, скульптурой, а последние четыре года компьютерной графикой и оформлением игр. По словам автора, идея делать мультфильмы для Интернета возникла у него уже достаточно давно, но, в силу различных причин, первый нарисованный и озвученный мультфильм про Масяню появился в Сети лишь в конце октября прошлого года. Изначально задумывалось несколько основных персонажей, однако Масяня настолько полюбилась и зрителям и автору, что пока так и осталась главным героем всех последующих серий, коих на данный момент насчитывается уже больше двадцати.

Растет количество серий, а вместе с этим как на дрожжах растет популярность Масяни - более пятнадцати тысяч человек, от безалаберного школьника и до солидного руководителя, откладывают свои дела и идут на mult.ru. На Масяню смотрят, ее слушают, ее цитируют и с нетерпением ждут от автора новых серий. Масянины изречения моментально становятся крылатыми и уже в ходу даже у людей очень далеких от Интернета. Впору говорить о появлении в сети эпидемии очередного вируса с кодовым именем «Масяня» - тем более, что (особенно на начальном этапе) Масяня завоевывала популярность вирусоподобным способом, без какой-либо ощутимой рекламной поддержки. Сайт mult.ru уже получил титул «Открытие года» от Интернет-портала Rambler и заявлен в двух номинациях на получение Национальной Интернет Премии (проголосовать за Масяню можно на официальном сайте премии - nagrada.ru). Став буквально за несколько недель культовым персонажем в российском Интернете, прыгая вверх по ступенькам рейтингов популярности, Масяня вовсе не собирается останавливаться на достигнутом и осваивает новые территории. О ней активно пишут в офлайновых (и некомпьютерных) изданиях, ее вместе с создателем приглашают на телевидение, можно с большой долей вероятности говорить о том, что скоро Масяня станет полноправным жителем не только в сети, но и на ТВ, во всяком случае подобные предложения автору сериала делались уже неоднократно 1. Масяня стала настоящим героем нашего времени и некоторые уже совершенно серьезно пророчат ей стать олицетворением и носителем национальной идеи. Интересная перспектива для героини сетевого мультфильма, вы не находите?

В чем же причина безудержной популярности мультфильмов про смешную и непутевую жительницу Питера? Конечно, не в техническом исполнении - с точки зрения графики Масяня представляет собой набор не очень правильных геометрических фигур, окошко при просмотре мультфильмов маленькое, анимация дерганая, с выпадающими кадрами, про качество звука и говорить не приходится. Все это издержки, рожденные компромиссом между качеством мультфильмов и скоростью их загрузки - ведь даже в таком виде каждая короткая серия «весит» 200-700 килобайт и ожидать их загрузки через модем большинству пользователей приходится по несколько минут. Но все технические минусы с лихвой компенсируются несколькими факторами, которые обеспечивают этим мультфильмам стабильную популярность.

Первый фактор, это, конечно, сама Масяня, рассказывать о ней можно долго, но описать невозможно, ее надо увидеть и услышать. Олегу Куваеву удалось создать уникального персонажа - с одной стороны, Масяня абсолютно анекдотична и при этом невероятно обаятельна. Второе, это искрометный юмор мультфильмов: забавные сюжеты и особенно тексты диалогов, подкрепленные непередаваемыми авторскими интонациями, заставляют каждого уж если не засмеяться, то улыбнуться. Третья причина в том, что ситуации, в которые попадает героиня, всем близки и понятны.

Один из самых интересных моментов во всей этой истории успеха, заключается в том, что www.mult.ru начинался и достиг популярности без каких-либо инвестиций, технической поддержки или помощи в «раскрутке». Мультфильмы автором задумывались просто как шутка, без претензий на популярность и тем более на коммерческий успех. С самого начала вся работа, включая озвучивание всех персонажей, да и сам сайт mult.ru, делалась самим Олегом на чистом энтузиазме, в свободное от работы время. Но с начала 2002 года в жизни Олега все поменялось - все возрастающая популярность Масяни и постоянные просьбы посетителей сайта нарисовать что-нибудь еще, заставили его уйти со службы и отдать все силы мультипликационному проекту. Именно проекту, ведь для того, чтобы окупить только хостинг, который сейчас стоит уже больше тысячи долларов в месяц, на сайте пришлось разместить рекламу, а вскоре реклама может появиться и внутри самих мультиков. Да и вообще, дел и хлопот у Олега сильно прибавилось, по его же словам, за последние два месяца он познакомился с огромным количеством людей, но быстро поняв, что популярность Масяни можно с выгодой использовать, он начал действовать сам. На данный момент уже официально зарегистрирована студия mult.ru, которая по замыслу Олега будет заниматься производством разнообразной медиа-продукции нестандартных форматов и в первую очередь, конечно же, созданием флэш-сайтов. Думается, что ближайшее будущее этой вновь создаваемой студии, благодаря Масяниной помощи - совершенно безоблачно. Также в Москве зарегистрировано ООО «Масяня», которое будет заниматься продвижением, всей коммерческой работой и решать технические проблемы с хостингом. Самое забавное, что после нескольких визитов на телевидение Олега стали узнавать на улицах.

Кроме того, Олегу приходится разбираться и с чужими творениями. Вдохновленные успехом Масяни, многие любители создания мультфильмов во флэше посылают ему ролики - либо для того, чтобы получить оценку своего творчества, либо с надеждой на опубликование. Большая часть присланного, конечно, не выдерживает никакой критики (как, впрочем, и любое подражание), однако вряд ли стоит ожидать, что Масяня долгое время останется в российской части Сети в одиночестве.

Родословная…

Как уже упоминалось, все мультфильмы про Масяню созданы с использованием Flash-технологии.

Создатели сайтов с самого начала искали возможности сделать страницы более «живыми» и привлекательными для пользователей, добавляя анимацию и делая их более интерактивными. Добиться этого, используя стандартные средства HTML и растровую графику, весьма проблематично. Было придумано множество новых технологий, таких как, например, VRML (язык моделирования виртуальной реальности) или Java-апплеты, исполняемые на компьютере пользователя 2. На волне этих исследований в середине девяностых и зародилась технология Flash. Если быть точным, начиналось все в 1995 году, когда мало кому известная компания Future Animation разработала и выпустила Future Splash Animator - программу для создания и анимации векторной графики. Программа могла так и остаться невостребованной рынком подобно огромному количеству других разработок, но волею судеб на нее обратили внимание специалисты из фирмы Macromedia. Верно оценив перспективность развития векторной графики для использования в сети, Macromedia выкупила программу, а заодно и создавшую ее команду разработчиков. Оптимизировав пакет для использования в сети и добавив в него множество дополнительных функций и усовершенствований, Macromedia выпустила его на рынок под новым названием Macromedia Flash.

В чем же революционность Flash? На этот вопрос можно ответить, проследив историю развития Интернет-анимации: Flash, пришедший на смену «анимированному Gif», в корне отличается от него. Дело в том, что в формате Flash вся графика представлена в векторном виде, а в формате Gif - в растровом, именно это преимущество позволяет создавать мультипликационные ролики малого объема, ведь анимация представляет не совокупность растровых кадров, а программируемые трансформации и смены кадров. При этом Flash-анимация значительно выигрывает и по внешнему виду: качество изображения при сопоставимых размерах гораздо лучше, чем у их Gif-аналогов, и к тому же совершенно не теряется при масштабировании объектов. Несмотря на эти революционные для своего времени идеи и возможности, Flash обрел популярность далеко не сразу. Первая и вторая версия программы так и не получили по-настоящему массового распространения. Macromedia постоянно совершенствовала пакет, отлаживая механизмы отображения информации, интерфейс и внутреннюю структуру файлов, и лишь третья версия пакета привлекла внимание Интернет-дизайнеров. Flash-файлы стали широко использоваться на сайтах в виде различных элементов анимации, логотипов и заставок. Проблема с отображением Flash-графики была решена просто: дополнительный модуль для ее просмотра (Flash Player) автоматически скачивался из Сети и устанавливался в Web-браузер. Чуть позже Netscape, а следом за ней и Microsoft встроили поддержку Flash в стандартные дистрибутивы своих браузеров Navigator и Explorer. Использование Flash так и могло бы ограничиться по большей части анимацией, но разработчики из Macromedia к 4-й версии серьезно улучшили достаточно приличный для графического редактора (хотя и слабоватый с точки зрения программирования) встроенный во Flash язык под названием ActionScript. Возможность описания поведения объектов развязала руки дизайнерам и аниматорам, дав возможность заниматься визуальным программированием, а программистам - создавать игры и небольшие программы. Сделанные во Flash мультфильмы, клипы и игры с огромной скоростью стали распространяться по сети и со временем стали даже появляться сайты, целиком сделанные во Flash. Пятая версия пакета, выпущенная в прошлом году окончательно закрепила успех Flash как технологии - ActionScript стал практически полноценным языком программирования, теперь Flash-файлы могут взаимодействовать с серверными приложениями и базами данных. Имея удобную среду разработки, Macromedia Flash 5 легко интегрируется в существующий процесс создания Web-узла благодаря возможностям импорта из Macromedia FreeHand и Fireworks.

На данный момент более миллиона человек по всему миру используют пакет Macromedia Flash для создания красочных и, в то же время, компактных анимационных роликов и Web-ресурсов, а количество персональных компьютеров, на которых установлен Flash Player, уже достигло отметки 95% от всех пользователей сети.

Дизайнеров Macromedia Flash привлекает универсальными возможностями создания векторной графики, включая работу с пером и кривыми Безье, возможностью с использованием встроенного языка программирования создавать скрипты, формы, а также подключение серверных возможностей. Flash 5 позволяет создавать яркие, запоминающиеся ролики, благодаря возможности сочетать четкость и гибкость векторной графики с растром, звуком, анимацией и богатыми интерактивными идеями.

В феврале этого года компания Macromedia объявила о заключении с корпорацией Microsoft договора о поддержке пакета анимации Macromedia Flash в системе интерактивного телевидения Microsoft TV. Как предполагается, сделка позволит компании заметно расширить свой рынок. В начале марта Macromedia объявила о выходе новой версии своей среды разработки, которая не имеет теперь цифрового обозначения, а получила, следуя нынешней компьютерной моде, собственное название - Macromedia Flash MX. В пакет добавлены десятки новых функций и возможностей, главные из которых стоит отметить:

  • появилась возможность добавлять во Flash-файлы видеофрагменты с высокой степенью сжатия;

  • Flash MX поддерживает стандарты ECMAScript, HTML, MP3, Unicode и XML;

  • благодаря библиотеке готовых компонентов пользовательского интерфейса, разработчики теперь смогут использовать в работе стандартные панели прокрутки, выпадающие списки и другие управляющие элементы; стало возможно создавать эффектную анимированную графику для просмотра на экранах любых устройств - мобильных телефонов, карманных компьютеров, интерактивных телевизионных систем, игровых приставок, Web-устройств и т. д.

«Мое дело подарить, а ты уже сам думай, че с этой хренью делать»

Возвращаясь к мультфильмам про Масяню, следует отметить еще один факт - популярность сериала вызвана в том числе и тем, что в Рунете это чуть ли не первый проект такого рода - mult.ru занял нишу, которая до него пустовала. До последнего времени у нас в стране Flash-технология ассоциировалась по большей части с созданием заставок, промо-сайтов и мультимедийных презентаций на CD. Действительно профессиональных, поставленных на производственную основу анимационных работ в Рунете практически нет, а студии, работающие в этом направлении, только появляются и пока, скорее, пробуют силы, чем профессионально работают.

Если же искать аналоги Масяни на Западе, то на память сразу приходят два схожих проекта. Это, во-первых, популярный сериал комиксов про не менее харизматичного, чем Масяня, Дилберта, основой неугасаемой вот уже много лет популярности которого тоже является далеко не графика, и во-вторых, South Park - примитивно нарисованный мультфильм с замечательной озвучкой и очень специфическим юмором. Очень похожая на историю с mult.ru, история успеха South Park - пример воплощенной голливудской мечты: два студента «склеили» в подвале небольшой мультфильм про драку Иисуса с Санта-Клаусом, он попался на глаза продюсеру, после чего безнадежные должники нескольких банков купили себе по большому дому в пригороде Лос-Анджелеса. Хотя Comedy Central показывает South Park чуть ли не два раза в день, и на его основе делают музыкальные клипы, герои этого сериала, как и прежде, ходят не передвигая ног, а фон всегда выглядит так, будто его вырезал из бумаги семилетний ребенок.

Автор сериала про Масяню выделяет из западных мультфильмов «Симпсонов» и «Бивиса и Батхеда» в оригинальном варианте 3. Но все вышеперечисленные проекты похожи, скорее, концептуально, они не имеют прямого отношения к Flash, тогда как на западе сейчас целый ряд студий производят высококачественные мультфильмы для Интернета, почти не уступающие по уровню классической анимации. В Интернете уже достаточно давно существуют порталы, которые работают на коммерческой основе, размещая у себя Flash-мультфильмы. Один из старейших среди них shockwave.com - проект, изначально организованный Macromedia, фирмой-производителем Flash. Cейчас независимое предприятие shockwave.com - это большой портал, который покупает или берет в аренду произведения лучших мастеров мультимедиа, как в области мультфильмов, так и в области разработки игр, Интернет-клипов и просто интересных мультимедийных проектов. Подобным образом работает и другой Flash-портал - animationexpress.com. Помимо порталов, в Сети существует достаточно много коммерческих медиа-проектов, сделанных во Flash, яркие примеры: cartoonnetwork.com - сайт одной из крупнейших компаний-производителей анимации, www.Joecartoon.com, www.Jibjab.com , www.mondomedia.com и другие.

Интересуются и занимаются Flash многие известные вне Интернета люди, например, Тим Бартон (Tim Burton), режиссер фильмов «Бэтмен» и «Сонная лощина», создавший Flash-сериал «Stainboy» по заказу www.shoсkwave.com, или культовый кинорежиссер Дэвид Линч (David Lynch), руководящий созданием авторских Flash-сериалов на своем собственном сайте - www.davidlynch.com. Приведенные примеры дают представление лишь о небольшой части интересных работ и проектов в области Flash-анимации на западе, а ведь есть еще сайты сообществ Flash-разработчиков, есть ежегодный международный конкурс - www.flashforward2001.com и т. д. и т. п.

Из отечественных же проектов, помимо сайтов самих студий и конечно же www.mult.ru, хотелось бы отметить всего два: сайт сообщества российских Flash-разработчиков - www.flasher.ru, и очень интересный, авторский Flash-сайт талантливого дизайнера Олега Пащенко (www.conclaveobscurum.ru).

Подводя итоги, можно говорить о том, что технология Flash стала уже стандартом де-факто для создания интерактивной анимации в Интернете и за его пределами. Хотелось бы надеяться на то, что история успеха mult.ru заставит российских дизайнеров и разработчиков активнее использовать Flash в своих разработках, и в ближайшее время в Рунете станет появляться больше новых, красивых и интересных Flash-проектов.


1 (обратно к тексту) - Кое-где мультфильмы про Масяню даже крутили, но качество картинки при показе оригинального флэш-ролика по ТВ оставляет желать лучшего. Для телетрансляции требуется доработка роликов.
2 (обратно к тексту) - Строго говоря, сфера применения Java и JavaScript гораздо шире. - Прим. ред.
3 (обратно к тексту) - Не секрет, что перевод диалогов Бивиса и Батхеда, как правило, хромает и не дает полного представления о качестве сериала.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.