Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Цифровая мифология, или Ритуальные танцы перед интерфейсом

Архив
автор : Максим Филиппов   19.02.2002

Человек перед монитором компьютера - это знаковые фигуры времени, это легенда ХХI века. Наша экономика, общественные отношения, наши ценности и поведение формируются на стыке двух сфер: человеческого мировосприятия и технологических достижений.

Человек перед монитором компьютера - это знаковые фигуры времени, это легенда ХХI века. Наша экономика, общественные отношения, наши ценности и поведение формируются на стыке двух сфер: человеческого мировосприятия и технологических достижений.

Этические и эстетические вопросы нашей культуры во многом проистекают сегодня из взаимоотношений человека и машины. Постоянно происходит обмен между культурным, историческим наследием, личным опытом человека и новациями технического прогресса.

Находясь внутри этого симбиоза, мы зачастую забываем о простых вопросах: что для меня компьютер? Что изменил он во мне? Почему и зачем мы танцуем этот танец вот уже несколько десятилетий?

Танец первый - «трагический»

«Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Взгляд человека на мир отражен не только в его творениях, но и в том, какие средства для запечатления мира он выбирает.

Когда появилась техника, мир был еще реален и материален. Фото и кино стали долгожданным способом реалистического, документального подтверждения его существования. Потом мир задвигался быстрее, «завтра» стремительно превращалось в «сегодня». Real time стало девизом времени. И видео с успехом воспроизводит мир в этом режиме.

Следующий шаг: цифровая техника предложила аналоговые процессы. Она описывает и создает жизнь, точнее аналог жизни.

Бит - единица информации - не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Цифра может описать все - она ко всему безразлична. Технология описания проста: разделить, а потом подсчитать, раздробить - потом подытожить. Мифология реального мира превращается в цифровой миф.

Каждое явление природы, каждый жест или стук сердца могут быть превращены в мельчайшие единицы кода почти с такой же легкостью, с какой эти крупинки информации разлетаются и теряются в информационном универсуме.

За иллюзорную возможность все постичь и обозначить мы платим дорогую цену. Мир обнажается. Жизнь теряет свои тайны. Бытие утрачивает сакральность. Компьютер тотально разоблачает бытие. Все ясно и голо, как ноль и единица, - мы не можем больше интерпретировать мир и, следовательно, не можем создавать новую информацию. Исчезает основной мотив общения, то бишь коммуникации.

Мы считаем коммуникацию основным двигателем информационного общества, в котором даже потребление - коммуникационный акт. Но, как справедливо заметил коммуниколог и философ Вильем Флуссер, человеческая коммуникация еще и создает вуаль кодифицированного мира, вуаль искусства, науки, философии и религии вокруг нас, и укрывает нас все плотнее, чтобы мы забыли о нашем одиночестве и смерти.

Механизм интерпретации заключается в сталкивании двух смыслов или понятий, в результате чего появляется третий смысл, обращенный к подсознанию. «Душа обязана трудиться», и поэтому мы стремимся к общению. Тотчас электронные технологии предлагают свои услуги, и… «Мы не можем общаться!» Никогда еще не было так трудно образовывать диалоги, как в эпоху великолепно развитой коммуникативной техники. Даже отдельные действительно полезные и необходимые сегодня телепередачи и Интернет-форумы не меняют общей картины. В целом ни телевидение (ток-шоу, интервью, новости), ни Интернет (e-mail, чат) не предполагают настоящего общения. Создавая иллюзию глобального объединения, они ведут к раздроблению информации, превращают ее в не имеющие жизненного продолжения и не требующие продуктивной ответной реакции клишированные высказывания или тексты.

Однако эти распыленные крупицы информации не могут исчезнуть. Цифровая техника идеально приспособлена для хранения информационных консервов. Ресурсы, в которых заключено наше отношение к миру, накапливаются в ней и ждут воплощения.

Танец второй - «игровой» (технологический)

Мы снова и снова танцуем перед интерфейсом, надеясь вернуть цельность разлетевшемуся на биты миру. Проделаем же несколько танцевальных па, чтобы лучше понять суть танца.

Первое па: в основе технологии - по ту сторону интерфейса - лежат цифровой код и тексты операционных программ. Раз.

Второе па: когда мы работаем с компьютером - с интерфейсом, - то имеем дело с визуальной информацией. Два.

Третье па: интерфейс - это поверхность, каждая мозаичная частичка которой напрямую связана с соответствующей единицей «внутреннего» функционального кода. Три.

Итак, компьютер предстает перед нами в виде аппарата, который предполагает пошаговую, логичную и линейную организацию нашей интеллектуальной деятельности. При этом сам процесс работы связан, в первую очередь, с изображением, то есть как раз наоборот: с комплексным, пространственным и единовременным восприятием интерфейса.

Это противоречие - основное во взаимоотношении компьютерной техники и человека. Задача интерфейса - примирение этих противоречивых свойств. Интерфейс - это «инь» и «ян», объединяющий человека с аппаратом, обращенный одной стороной внутрь «черного ящика», а другой - навстречу человеческому взгляду.

Интерфейс преображает технический мир. Он превращает код в картинку, дифференцированный набор знаков - в единое изображение; «говорить» и «писать» он превращает в «показывать». Суть его работы - делать недоступный код явным, скрытый смысл - прозрачным.

Интерфейс объясняет нам закодированный мир техники, переводя его язык на язык изображений. На его поверхности частицы информации в буквальном смысле выходят на поверхность. Раздробленный технологией универсум значений собирается в цельную картину мира, в единое изображение, доступное человеческому восприятию. Мозаичные частицы информации обретают свое место и смысл.

Интерфейс, таким образом, это отражение наших представлений о мире, хранимых техникой, это отражение самого человека, его действий, его возможностей, эмоционального восприятия и интеллекта.

Возвращая миру целостность, компьютер делает возможным и осмысленным диалог.

Танец третий - «оптимистический»

Диалог позволяет интерпретировать информацию. Работая с грамотно спроектированным интерфейсом, человек организует для себя поле деятельности в компьютере в соответствии со своим родом занятий, настроением, понятиями о порядке и гармонии, своим мировоззрением. Это становится возможным благодаря интерактивности, то есть такому состоянию компьютерной системы, которая позволяет управлять процессом возникновения информации в режиме реального времени.

Существуют три вида взаимодействия человека с компьютером: реагирование (reaсtive), содействие (interaсtive) и сопричастие (participative).

Реагирование - игра в одни ворота: интерфейс меняется в результате действий человека и ждет следующих указаний. Содействие - это уже диалог: система не только изменяется, но и требует от нас определенных действий. Сопричастие - самый плодотворный вид взаимодействия: человек из пользователя превращается в творца. Интерфейс приглашает его к сотворчеству.

Сопричастие - это интерактивность будущего. Человеку придется не только владеть инструментами управления системой, но и развивать и совершенствовать собственные чувства и способы восприятия. Картинки, из которых будет состоять интерфейс, смогут объяснить наш жизненный опыт средствами организованной изобразительной формы. От человека потребуется воспитание культуры эмоций и продуктивного мышления для того, чтобы его контакты с компьютерной техникой были гармоничными.

Изображение невозможно «расшифровать» и освоить до конца. Оно всегда предполагает наличие некоего смысла, обращенного напрямую к подсознанию. Этот смысл не может содержаться в какой-то отдельной части изображения. Он рождается из совокупности целостного восприятия. Таким образом, бытие снова обретет тайны. Разоблачение будет заменено созиданием. Экология человеческого восприятия восстановится. Творческая интерпретация окружающего мира будет основана на осмысленном диалоге как с техникой, так и с собеседниками. Человек сможет не только осваивать информационные и культурные богатства, хранимые в «черном ящике» но и чувствовать себя сопричастным созданию той самой вуали культуры, защищающей нас от одиночества и страха смерти.

Итак, компьютерная техника в состоянии помочь нам создавать новые жизненные ценности, улучшать общественные отношения, формировать благоприятное самосознание каждого из нас.

Еще в середине 1950-х годов социолог и философ Маршалл Маклюэн предвещал: «Мы вынуждены сейчас развивать новые техники восприятия и рассуждения, новые пути, делающие понятной нашу среду с ее разнообразием культур и отраслей знания. И эта необходимость не есть только лекарство против сомнений, но и путь к не представимому до сих пор культурному обогащению».

Как хочется верить, что время для этого уже наступило.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.