Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Девятый круг. Часть третья: как это делается?

Архив
автор : Сергей Голубицкий   18.02.2002

В промежутке между публикациями "Голубятен", посвященных PayPal, произошло два знаменательных события: во-первых, компания предприняла очередную попытку выйти на биржу со своим IPO.

В промежутке между публикациями «Голубятен», посвященных PayPal, произошло два знаменательных события: во-первых, компания предприняла очередную попытку выйти на биржу со своим IPO. Надо сказать, что вопреки 139-миллионодолларовым убыткам за последний финансовый год (впрочем, убытки в порядке вещей для умельцев вести бизнес от «новой экономики»), вопреки ощущению аналитиков, что появление «доткомовского» IPO в 2002 году - в лучшем случае - анахронизм, в худшем - моветон, все-таки теплилась надежда, что PayPal сумеет подсобрать деньжат. Но вот незадача - IPO опять отложено и опять на неопределенный срок. Почему? Такой вопрос может возникнуть только у читателя, незнакомого с «Голубятнями»! Конечно, потому, что у PayPal опять возникли проблемы по части этики: компания CertCo подала в суд на PayPal за нарушение авторских прав.

Ну и вторая новость: наконец-то объявилась крупная адвокатская контора - Jacoby & Meyers, которая стала обрабатывать жалобы на предмет выдвижения кумулятивного иска против PayPal.

Мы, однако, вернемся к нашему захватывающему сериалу о «подвигах» киевско-калифорнийской системы альтернативных электронных платежей. Надо сказать, что еще неделю назад я планировал методично разобрать все приемы, используемые PayPal для отторжения денег своих клиентов, и проиллюстрировать рассказ действительными случаями. Но погрузившись в чтение бесчисленных душераздирающих баек из лавки ужасов PayPal, понял - никакой бумаги не хватит все это воспроизвести. По зрелому размышленью я понял, что, в общем-то, в этом и нет смысла: все желающие могут самостоятельно ознакомиться со Стеной Позора на www.paypalwarning.com. Я же ограничусь красочным изложением самого «фирменного» гешефта PayPal - замораживанием счета по подозрению и подкреплю теорию инфернальным повествованием из реальной жизни.

Замораживание счета по подозрению PayPal выполняет по-иезуитски, в лучших традициях: доступ к вашим деньгам блокируется якобы ради вашего собственного блага и называется safety feature to protect the owner from suspected fraud (мера безопасности для защиты владельца счета от подозреваемого преступного действия). Ясна идея? PayPal достаточно что-то заподозрить, и - опаньки! - ваш счет замораживается. Ради вашего же блага. А можно поинтересоваться: заподозрить что? А это уж фигушки: никто вам никаких причин не сообщит - нарушение безопасности! Поэтому вся цепочка выглядит таким образом: мы тут кое-что заподозрили, что именно - вам не скажем, поэтому свои деньги на счете для вашего же собственного блага мы от вас отодвинем. На как долго? До выяснения обстоятельств. А это сколько? Сколько надо.

Остается только догадываться, что может служить основанием для «подозрения». В шкатулке моего личного опыта сношений с PayPal числится блокировка из-за соединения по IP-адресу, зарегистрированному на территории России! Судя по всему, я попал под горячую руку в кульминационный период охоты за русскими ведьмами.

Другие пострадальцы поминают в качестве основания для блокировки их счетов подметные письма от конкурентов: достаточно отослать PayPal любое, даже анонимное мыло и просто заявить (ничего доказывать не требуется!), что такой-то клиент фирмы вас обманул, как ваш счет незамедлительно заморозят до лучших времен.

В качестве иллюстрации этого центрового манса PayPal я выбрал историю, рассказанную Данко Вуковичем. Для такого выбора есть целый ряд причин: во-первых, это свежая история (на Стене Позора она появилась 4 февраля 2002), из чего можно заключить, что возмутительная практика издевательств PayPal над клиентами благополучно продолжается non-stop и по сей день и с таким имиджем компания и собирается въехать на биржу (если ее не остановят в судебных инстанциях).

Другой плюс истории Данко - ее эмоциональная сдержанность. Дело в том, что большинство обманутых клиентов PayPal пребывают, как бы это помягче сказать, в состоянии такой взвинченности, что эмоции их захлестывают, а это не идет на пользу дела. Наконец, Данко Вукович - единственный, кто высказал предположение об истинной причине, по которой PayPal экспроприирует средства своих клиентов. Итак:

«Мы начали использовать PayPal для приема платежей от победителей наших торговых аукционов на eBay в ноябре 2001 года. Было проведено много успешных сделок, большинство из которых находится в диапазоне 80-130 долларов, однако мы не спешили снимать деньги с нашего счета и продолжали принимать платежи до середины декабря - просто хотели аккумулировать сумму побольше, а затем сделать аккордный перевод на наш банковский счет. В период с 15 по 17 декабря 2001 года мы перевели 1600 долларов со счета PayPal в наш банк. Мы также сами произвели оплату по аукционам, в которых приняли участие на eBay, на общую сумму 1500 долларов.

17 декабря мы получили сообщение о том, что наш счет в PayPal замораживается. Что самое ужасное - все последние платежи по нашим обязательствам были отменены, а всем нашим клиентам PayPal разослал письма, содержание которых можно кратко передать как «Они - воры!» Таким образом, наша репутация была мгновенно уничтожена, мы получили негативные отзывы и жалобы по последним аукционам, в результате чего наш счет на eBay также закрыли.

Как только я увидел сообщение о замораживании счета PayPal, я сразу же отправил по факсу все необходимые документы, подтверждающие наш статус».

(Здесь нужно сделать маленькое пояснение: когда ваш счет замораживают, PayPal выдвигает главное обвинение, что вы - это не вы, а потому распоряжаться своим счетом не имеете права. Далее, вам предлагается выслать: копию водительских прав, копию ежемесячного отчета по кредитной карте, копию личного текущего счета и (!) копию последнего utility bill, счета за коммунальные услуги, который вы получили по почте на свой домашний адрес. Уже само требование бросить все дела и заниматься собиранием бумажек, сканированием, поиском факсового аппарата и отсылкой документов, можно расценить как возмутительный и наглый вызов, поэтому нужно отдать должное покорному нраву и терпению Данко, который беспрекословно подчинился хамским требованиям PayPal и незамедлительно все переправил своим мучителям.)

«Не получив никакого ответа, я повторил попытку накануне Рождества. 5 января ответа по-прежнему не было, поэтому я позвонил в PayPal, где мне сказали, что «факсы немного задерживаются, так что пожалуйста потерпите еще пару дней» (??? Мне несли точно такую же чушь. - С.Г.). ОК, и я на всякий случай отправил все документы по третьему разу. Прождал до 10 января - полная тишина. Звоню в PayPal, и мне сообщают, что «никаких факсов получено не было» (просто поразительно, что за три года мансы не изменились: три года назад после пяти отправленных факсов PayPal точно так же сообщил мне, что они ничего не получили. - С.Г.).

Я переслал факсы по четвертому разу, позвонил еще через два дня и услышал: «Да, факс пришел, и мы передали его в Апелляционный отдел». 15 января я звоню в Апелляционный отдел, но там еще ничего не получили. Я жду на линии, пока сотрудник отдела сходит к факсовому аппарату и заберет мои документы. Клерк просматривает факс и говорит, что все в порядке и все ограничения со счета будут сняты после обеда, потому что в настоящий момент система дает сбои.

После этого я получаю e-mail, в котором сообщается, что «ваш счет в PayPal ликвидирован, и я могу связаться с компанией после 3 мая и запросить перевод остатка по счету PayPal на свой банковский счет. Решение окончательное и обжалованию не подлежит (не служил ли дедушка учредителя PayPal в киевском ГПУ? Формулировочка уж больно знакомая. - С.Г.).

Я немедленно звоню в PayPal, пятнадцать минут уговариваю безнадежно тупого клерка соединить меня с Апелляционным отделом, после этого провожу полчаса в режиме ожидания, наконец, слышу короткие звонки (а теперь представьте на минуточку, что вы вынуждены общаться с PayPal из-за океана по заоблачным тарифам международных переговоров. - С.Г.). Набираю снова и еще через тридцать пять минут все-таки попадаю в Апелляционный отдел. Лишь успеваю открыть рот и спросить: «ПОЧЕМУ закрыли мой счет?» В ответ раздается хамское: «Вы нарушили условия Пользовательского Соглашения!», и трубка кладется. Больше никаких пояснений, ничего.

Теперь мне остается лишь дожидаться мая, чтобы получить свои деньги назад, и я молюсь, чтобы PayPal до того времени не обанкротился. Впрочем, уверен, что PayPal найдет какой-нибудь предлог, чтобы деньги мне не вернуть.

Я обратил внимание на то, что в PayPal множество счетов постоянно пребывает в замороженном состоянии и все это время их владельцы не имеют доступа к своим деньгам. Если вы посмотрите на банковскую систему накануне Великой Депрессии тридцатых годов, вы увидите, что банки вели себя точно так же по причине отсутствие ЛИКВИДНОСТИ. Это означает, что у PayPal НЕТ ДОСТАТОЧНЫХ СРЕДСТВ, ЧТОБЫ ПЛАТИТЬ ВСЕМ СВОИМ КЛИЕНТАМ. Все знают, что случилось с банками во время Великой Депрессии, то же будет и с PayPal, если и дальше бизнес будет развиваться в этом направлении.

С другой стороны, представьте, сколько денег PayPal блокирует ежемесячно. А теперь предположим, что все эти средства PayPal размещает на депозите в банке и получает проценты. Мне хочется верить именно в этот, второй сценарий. Потому что во втором случае они просто бесчестные люди, а в первом - ВОРЫ»

От себя могу добавить к словам Данко Вуковича, что одно другому не мешает: оба варианта хороши.

Разговор о манипуляциях PayPal можно продолжать до бесконечности. За каждой рассказанной историей не только маленькая трагедия горе-предпринимателя, но и очередной хитроумный гешефт, схема, манс, направленные только на одно - обмануть доверившихся.

В заключение очень важный позитив. Возникает вопрос: КУДА БЕЖАТЬ? Есть ли альтернатива PayPal в качестве удобной системы электронных платежей? Конечно, есть! Если для вас не является принципиальным возможность принимать оплату по кредитным картам, то выбор очевиден: это WebMoney, на мой взгляд, абсолютно лучшая система электронных платежей. Если же без карточек не обойтись, то могу рекомендовать BillPoint - внутреннюю службу аукционной системы eBay (операции гарантируются банком Wells Fargo).

Интересно, что BillPoint напрямую конкурируют с PayPal внутри самого eBay, и при этом услуги BillPoint чувствительно (но не смертельно!) дороже услуг PayPal. С чего бы это? С того, что у BillPoint абсолютно безупречная репутация. Но я думаю, что чистое имя и спокойный сон стоят гораздо больше, чем пятидолларовые подачки.

Также существуют две системы, ориентированные в первую очередь на иностранных (неамериканских) клиентов - PayMate и AnyPay. Наконец, сервис С2it практически аналогичен PayPal за маленьким, но удаленьким исключением: ее работу гарантирует Citibank.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.