Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Эта долька - для ужа…

Архив
автор : Кайрат Ахметов   18.02.2002

Действия фирмы ATI для продвижения и развития своих видеокарт.

В прошлом номере мы дали сравнительный анализ графического чипа Radeon 8500 канадской компании ATI и продукции фирмы Nvidia. Однако последняя на месте не стоит, и, следуя собственному обещанию каждые полгода выпускать новый ускоритель, в начале февраля выкатила семейство GeForce4 (см. новость «Энный процессор» в предыдущем #430). Мы готовим материал по результатам испытаний карт нового поколения GeForce, однако уже ясно, что Radeon 8500 отодвинут на вторые позиции. Разумеется, в ATI тоже не сидят сложа руки. Именно сейчас, когда компания, до прихода Nvidia долгое время безоговорочно лидировавшая на рынке графических ускорителей, что называется, снова в обойме, интересные шаги предпринимают не только ее инженеры, но и маркетологи.

Трус не играет в хоккей

ATI, похоже, поняла, что для продвижения любого продукта нужно активно действовать на всех фронтах и начала привлекать производителей видеокарт из лагеря Nvidia к использование своих чипов Radeon 8500. В официальном пресс-релизе приведен список партнеров ATI, среди них: Acer-DMS (ALi), DFI, FIC, Gigabyte, Hercules, Lite-On, USI.

Самыми крупными победами ATI являются контракты с Gigabyte и Hercules. Gigabyte хорошо известна во всем мире как производитель материнских плат. Ее поддержка позволит ATI продвигать свою продукцию по всему миру под достойным брэндом в достаточных количествах. Gigabyte, в свою очередь, получает возможность отличиться на рынке графических ускорителей.

Имя Hercules (приобретена компанией Guillemot в 1999 году) мало известно в России, но на Западе это авторитетный производитель видеокарт. Hercules была первой мятежной компанией, начавшей продавать Kyro 2, что, конечно же, повлекло санкции от Nvidia, сократившей поставки чипов GeForce. С помощью Hercules канадский производитель может уверенно выйти на розничный рынок. Появится возможность отвлечься от проблем с разработкой видеокарт и сконцентрировать внимание на разработке новых чипов и качественных драйверов. Hercules было передано эксклюзивное право на продажу в Европе популярных видеокомбайнов All-in-Wonder. Иными словами, Radeon 8500DV, ожидаемый многими любителями мультимедиа, в чистом виде, от самой ATI, появится только на североамериканском рынке, с NTSC-тюнером. PAL-версии от Hercules ожидаются в марте.

Таким образом, выстраивается следующая модель бизнеса видеокарт от ATI: компания поставляет чипы своим партнерам (не до конца ясна судьба только самых мощных вариантов - 275/275 МГц; возможно, они будут применяться только в изделиях ATI), те производят собственные модели видеокарт и сами же занимаются их раскруткой и поддержкой. Хотя канадцы будут продолжать продавать готовые видеокарты, это перестает быть для них основным источником прибыли.

Когда nForce еще и на горизонте не было, ATI уже планировала (и даже говорила, что начала - см. www.ati.com/na/pages/corporate/press/2000/4283.html) выпускать северные мосты с поддержкой T&L для Slot1/Socket 370. Но потом ей пришлось схватиться обеими руками за имеющийся бизнес видеокарт, которому стала сильно угрожать Nvidia, и проект закрыли.

Теперь он возрождается в весьма заманчивом воплощении: в январе ATI получила лицензию (www.ati.com/na/pages/corporate/press/2001/4353.html) на разработку северного моста для Pentium 4. Она давно дружит с Intel, и весь прошлый год было очевидно, что их отношения окрепли настолько, чтобы противостоять Nvidia. Вообще, в последние время ATI демонстрирует чудеса «корпоративного маркетинга/убеждения» и заключения крупных контрактов.

Вполне понятно, почему о предоставлении Nvidia права на производство чипсета для P4 не может быть и речи: с пропускной способностью памяти DDR PC2100 4,2 Гбайт/с против 3,2 Гбайт/с у Rambus PC800 и без характерных для RDRAM задержек, nForce перехватит лидерство в чипсетах для P4 у интеловского i850. Конечно, получение лицензии канадцами можно объяснить тем, что их чипсет А4 будет слабее, но в свете последних успехов ATI можно предположить, что она предложила более выгодные условия (продолжения давнего) сотрудничества.

Вставал вопрос о другой немаловажной половине системной логики - о южном мосте. Не долго думая ATI купила его у ALi, благо соглашение осталось еще с 2000 года.

Уже осенью прошлого года можно было с уверенностью предсказать появление мобильного чипсета для Pentium 4 с интегрированным (и уже существующим на тот момент) Mobile Radeon 7500, который по энергосбережению и производительности существенно превосходит GeForce 2Go.

Когда AMD спрашивали, способна ли ATI сделать северный мост и для Athlon, та отвечала, что рада сотрудничать со всеми, кто хочет делать чипсеты для ее процессоров. Догадки подтвердились, когда на ноябрьской «Comdex Fall» компания FIC представила прототип системной платы на чипсете А3. На месте южного моста вместо ALi стояла VIA, явно указывая на то, что в ноябре все еще было далеко от благополучной реализации. Будем надеяться, что к нынешнему марту успеют.

Итак, потихоньку вырисовываются основные черты A3 и А4:

  • использование DDR-памяти;

  • интегрированный Radeon 7500;

  • наличие внешнего AGP-порта;

  • ATI участвует в консорциуме HyperTransport (скоростная шина передачи данных от AMD), что почти подтверждает использование этой технологии;

  • южный мост от ALi;

  • радужные перспективы мобильного использования;

  • начало поставок в первом квартале 2002 года.

ATI сейчас наступает на пятки Nvidia везде, где только можно.

  • На рынке игровых приставок еще не закончен спор между Xbox и Nintedo GameCube, использующей графический чип ATI Flipper (думаю, чем рискует Xbox, напоминать не надо).

  • Продолжая разработки System-on-Chip, в начале января 2002 года ATI представила Imageon 100. Судя по спецификации, это самая продвинутая платформа для PDA и смартфонов. Она позволит создавать персональные устройства с превосходной графикой и поддержкой потокового видео благодаря разработкам ATI в области графики и декодирования MPEG4. Насчет достойного энергосбережения можно не сомневаться - доказано Radeon’ами. Как сказано в пресс-релизе, массовые поставки начнутся в феврале.

  • Благодаря сотрудничеству с Elsa, компания Nvidia стала первым производителем игрового 3D, вышедшим на рынок профессиональных OpenGL-ускорителей. В апреле 2001 года ATI купила FireGL Graphics, намереваясь выйти на рынок рабочих станций. Под этой торговой маркой продается видеокарта FireGL 8800 - по сути, тот же Radeon 8500, но c профессиональными драйверами, написанными специалистами новой команды.

Nвидение

Вступив на новый рынок, Nvidia сразу же бросила дерзкий вызов его ведущим игрокам. Сотрудничество с Microsoft получилось плодотворным. После успешной совместной работы над Xbox, софтверный гигант выходит на лакомый для него рынок игровых приставок. Хотя на первый взгляд кажется, что программирование операционных систем и ТВ-консоли - совершенно разный бизнес, тем не менее, «у M$ все схвачено». На самом деле прибыли здесь идут от продажи игр, а не от раздачи hardware по ценам ниже себестоимости.

Nvidia взамен получает долю от продаж ПО, а главное - опыт разработки системной логики. Задумайтесь, из чего состоит современная видеокарта: ядро, включающее в себя несколько сложных конвейеризированных блоков, контроллер памяти с пропускной способностью больше любого настольного чипсета плюс способностью обмена данными по AGP в четыре раза быстрее PCI. Все это очень напоминает северные мосты обычных чипсетов, и очевидно, что у Nvidia уже были идеи и разработки, которые она хотела бы перенести с видеокарт на материнские платы.

В то время калифорнийцы работали над GeForce 3, который помимо ядра нового поколения включает в себя очень перспективный контроллер памяти LightSpeed Memory Architecture. Скорее всего, он и был положен в основу TwinBank Memory Architecture (TBMA) и Dynamic Adaptive Speculative Pre-processor (DASP).

Коротко, суть TBMA - использование двухканального контроллера DDR SDRAM (вообще говоря, все намного сложнее, чем просто два контроллера; подробности о TBMA можно найти на www.ferra.ru/online/system/14661, www.anandtech.com/showdoc.html?i=1484 или сайте Nvidia), что позволило достигнуть пропускной способности памяти в 4,2 Гбайт/с. Это больше, чем у RDRAM для P4@i850, но повышение производительности ограничивает системная шина процессора Athlon (2,1 Гбайт/с). Оставшиеся 2,1 Гбайт/с использует встроенное графическое ядро (и немного DASP). Если раньше низкая производительность встроенного видеоускорителя обуславливалась в первую очередь медленной памятью (для примера: видеочасть i815 делит доступ к 1 Гбайт/с SDRAM с процессором, требующим столько же, тогда как обычный GF2MX имеет свои собственные 2700 Мбайт/с), то теперь под нужды графики можно выделять отдельный канал памяти. В свою очередь, DASP исполняет функции префетчера, исполненного на чипсете, то есть он призван уменьшить задержки при обращении к памяти путем использования избыточной пропускной способности TBMA.

Выпуск чипсета с совершенно новой архитектурой прошел не совсем гладко, но это простительно для Nvidia как новичка на этом рынке. Сейчас ABIT, ASUSTeK и MSI уже продают свои платы на nForce 420. Но все-таки его производительность, особенно по сравнению с новым КТ266А, не так высока, как хотелось бы. Ситуацию еще больше усугубляет все-таки оказавшаяся слабой графическая часть. Конечно, в сравнении с другими интегрированными видеоускорителями IGP (так Nvidia называет свой северный мост, который тоже содержит GPU) блистает, но он позиционировался как конкурент современным видеокартам, а цена такой высокоинтегрированной платы не позволяет ей конкурировать с КМ133, поэтому многие покупатели предпочли чуть более дорогую, но проверенную и доступную связку КТ266(А)+GF2MX.

Чтобы исправить положение, преуспевающая корпорация планирует заменить существующие чипсеты Crush 11/12 (инженерные кодовые названия nForce 220/420) на 17/18 соответственно. Как и предшественники, они будут отличаться друг от друга числом каналов памяти (1/2). Нововведения коснутся графического ядра и контроллера памяти. Разочаровавшее всех поведение GeForce2 MX в предыдущем исполнении фирма Nvidia хочет исправить, заменив его на NV17. Новое графическое ядро является урезанным вариантом GeForce4 - по два текстурных блока на два пиксельных конвейера, как у GeForce2 MX. Зато будет существенно улучшено проигрывание DVD, даже по сравнению с GeForce3 и Radeon. Если производитель не станет урезать интерфейсы розничного NV17, то счастливые обладатели новых nForce смогут насладиться изображением от 350-мегагерцового RAMDAC на CRT-, DVI- и TV-выходах.

Ожидается, что в nForce2 будет реализована поддержка памяти PC2700. То, что Crush 18 будет иметь пропускную способность в 5,4 Гбайт/с, должно благоприятно отразиться на жадном до памяти ядре GeForce. Скорее всего, второй блин выйдет очень даже аппетитным, и можно будет рекомендовать nForce как центр домашней цифро-аналоговой вселенной.

В маркетинге Nvidia и его согласованности с R&D компании заметна интересная последовательность. Вначале был первый GeForce (256). Хотя его холодновато и неоднозначно встретили, потом он доказал свою революционность. Это позволило Nvidia выпустить немного улучшенный, но более сбалансированный GeForce2, где за цифрой «2» ничего, что можно назвать следующим поколением, не стоит. Зато именно эта линейка, включая GeForce2 MX, стала оружием для тотального завоевания рынка.

Нередко третья часть любого сиквела получается полным отстоем. Но GeForce3 оказался настолько силен, что все поняли: корпорация Nvidia все делает так, как сама захочет и когда захочет. Сейчас на арену выходит GeForce4, и это переход того же характера, что и с 1-го на 2-й. В частности: увеличение частоты памяти и ядра, большее число конвейеров, улучшение полноэкранного сглаживания (без потери производительности) и проигрывания DVD, широкая поддержка нескольких дисплеев.

То же самое можно сказать о линейке nForce: если первый чип был пробным камнем в огород Intel и VIA, то теперь самая прибыльная high-tech-корпорация выходит на тропу войны. А пока побеждает сильнейший, мы будет радоваться ценовым войнам.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.