Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
15.02.2002

Прагматизм сильнее гордости. - Кому вершки, а кому корешки. - DVD на помойку. - Пир во время чумы. - Беззащитная Австралия. - "Потрясающий" иск. - Это слово не забушишь, не убьешь. - Мульти-оскар. - Игрища и торжище. - Телефоны к бою. - Властелин колец. - Конформист. - Как ни назови...

Прагматизм сильнее гордости

Здоровый рыночный прагматизм явно одержал верх над гордостью руководителей Sun Microsystems. Компания приняла решение о выпуске недорогих серверов общего назначения, основанных на архитектуре x86 и работающих под управлением OC Linux.

В принципе Sun и раньше прощупывала перспективы использования Linux (выпустив, например, версию дистрибутива Red Hat для платформы SPARC [особого интереса пакет не вызвал] и поставляя под маркой Cobalt специализированные Linux-серверы), но не слишком активно. Теперь же курс компании изменился радикально: объявлено о целом ряде инициатив - расширении поддержки Linux в рамках архитектуры Sun.ONE, о выпуске собственного дистрибутива Linux под брэндом Sun, об улучшении совместимости Linux с ПО под ОС Solaris, об увеличении инвестиций в разработку различных версий Linux для платформы SPARC. Уже очевидно, что фирма твердо решила отказаться от декларировавшегося многие годы курса под условным названием «один чип (SPARC) - одна ОС (Solaris)».

Причины тому хорошо известны. За последние месяцы многие крупные компании, такие, к примеру, как онлайновые магазины E*Trade или Amazon, объявили о том, что вынуждены перейти от серверов Sun к более дешевым машинам на базе Intel и ОС Linux. По свидетельству Amazon, это позволило лишь за один квартал сэкономить около 17 млн. долларов. Подобной калькуляцией занимаются сейчас не только обнищавшие дот-комы, но и далеко не бедные инвестиционные корпорации и банки Уолл-стрита. Так, о переходе с Sun/Solaris на компьютеры Intel/Linux недавно объявил Morgan Stanley. Поэтому вполне можно понять поступившееся гордостью руководство Sun Microsystems (на фото CEO компании Скотт Макнили[Scott McNealy]), которое из-за оттока клиентуры было вынуждено предложить то, что ищет покупатель.

Но самое любопытное не это. На протяжении последних лет восхождение ОС Linux рассматривалось как отвоевывание позиций у серверных операционных систем семейства Windows. Теперь же выясняется, что доля Linux на рынке возрастает не за счет Windows, а за счет дорогих проприетарных версий Unix. Согласно прогнозу компании IDC, в этом году Linux будет устанавливаться на 32% серверов (против 27% в 2001 году). Доля Windows, в свою очередь, увеличится с 41% в 2001 году до 47%. Что же касается Unix, то прогнозы сулят ей падение с 14% в прошлом году до 10% в нынешнем. - Б.К.

Кому вершки, а кому корешки

Бизнес под зонтиком государственного протекционизма весьма загадочен. С одной стороны, компания Motorola продолжает нести на своих плечах финансовые тяготы банкротства спутниковой системы мобильной связи Iridium. Не далее как в январе федеральный суд США постановил, что Motorola обязана выплатить банку Chase Manhattan 365 млн. долларов в счет погашения 800-миллионной ссуды, взятой когда-то «Иридиумом». Причем это лишь первый из, по меньшей мере, четырех аналогичных процессов, коими грозят корпорации потерявшие деньги инвесторы и акционеры.

С другой же стороны, никто в этих разборках ни словом не вспоминает живую и здоровую компанию Iridium Satellite, новые владельцы которой умудрились купить 5-миллиардное хозяйство из спутников, наземных станций и недвижимости за смехотворные 25 млн. долларов (то есть за полпроцента реальной стоимости), полностью уйдя при этом от какой-либо ответственности за долги прежнего руководства. Практически при том же самом количестве абонентов, представленных, главным образом, Министерством обороны США, новый Iridium не только не разоряется, но и запускает новые спутники. К шестидесяти шести действующим и семи резервным аппаратам, уже находящимся на орбите, планируется добавить еще семь резервных (пять из них уже запущены в космос 11 февраля ракетой Boeing Delta II [на фото]). Если при этом учесть, что цены на услуги нового Iridium примерно в десять раз меньше, чем у старого, то следует лишь подивиться редкостным бизнес-талантам нынешнего руководства компании. Но секрет столь поразительного благополучия останется, похоже, самой большой тайной «Иридиума». - Б.К.

DVD на помойку

Как известно, DVD-плейеры побили все рекорды скорости распространения на рынке бытовой электроники. Публика приняла их на редкость охотно и быстро, а для достижения критичной ценовой планки в сотню долларов за аппарат понадобилось всего четыре года. Для сравнения, видеомагнитофоны шли к этому рубежу почти тридцать лет. И хотя для российского рынка подобные цены пока не характерны, в США китайские DVD-плейеры Oritron или Apex уже можно купить за 70-80 долларов. Конечно, такие аппараты заметно уступают в надежности более дорогой продукции известных брэндов, тем не менее, в США проигрыватели фирмы Apex уверенно держатся по продажам на втором месте, уступая лишь плейерам Sony. Когда семья принимает решение купить еще один DVD-плейер (например, ребенку в детскую), то наиболее существенным фактором при выборе модели обычно становится цена, а не солидность фирмы-изготовителя.

Поскольку рыночная стоимость фильмов на DVD составляет 20-40 долларов, понемногу складывается ситуация, чем-то напоминающая удивительное несоответствие в ценах некоторых струйных принтеров и фирменных картриджей с чернилами. Несколько американских компаний сейчас пытаются сыграть на этом ценовом дисбалансе и разрабатывают технологию «одноразовых DVD-дисков». Суть идеи чрезвычайно проста - продавать фильмы в пять-десять раз дешевле, но на таких дисках, которые можно смотреть лишь два-три дня, после чего они становятся негодны к употреблению. Достигается это с помощью специального полимерного покрытия диска, при извлечении из защитного пакета теряющего прозрачность в течение заранее установленного срока. Подобную технологию пытаются сейчас продвигать фирмы SpectraDisc и FlexPlay, полагая, что это гораздо привлекательнее, чем прокат фильмов c необходимоcтью возврата диска. Однако опыт внедрения аналогичной по замыслу технологии Divx фирмы Circuit City (см. «КТ» #304) показал, что покупатели неохотно воспринимают подобные идеи. - Б.К.

Пир во время чумы

Прошедший год стал тяжелым испытанием для производителей сотовых телефонов, большинство из которых понесло серьезные убытки. Впрочем, согласно результатам последних исследований, проведенных агентствами Strategy Analytics и Gartner Dataquest, две компании не только сумели избежать потерь, но и закончили год с весьма приличными результатами.

Так, удержавшая лидерство Nokia увеличила свою рыночную долю до 36% (с 31% в 2000 году). Другим везунчиком, что для многих стало неожиданностью, оказалась фирма Samsung, захватившая 7% рынка (в 2000-м ей принадлежало лишь 5%). Если Nokia обязана успехами прежде всего гибкой ценовой политике (компания заметно снизила цены на часть своей продукции), то Samsung оказалась в выигрыше во многом благодаря тому, что удачно сфокусировала внимание на телефонах класса high-end, отличающихся изысканным дизайном и богатой функциональностью.

Рыночная доля Ericsson, реорганизовывавшей свой бизнес, за минувший год снизилась с 10 до 7%; Motorola (по-прежнему занимает второе место, вслед за Nokia) и Siemens остались примерно на своих позициях. - Е.З.

Беззащитная Австралия

7 февраля Австралийская комиссия по конкуренции и потреблению (Australian Competition and Consumer Commission - ACCC) выступила в федеральном суде на стороне государства в деле против компании Sony Computer Entertainment Australia.

Эксперты ACCC считают, что выпуск продуктов, защищенных технологией регионального кодирования (чаще всего она применяется в DVD-видеодисках и проигрывателях), которая делает невозможным использование изделий, произведенных для других стран, наносит ущерб австралийским потребителям. Речь идет об играх для приставки Sony PlayStation 2, которые в Австралии (отнесенной Sony к европейской зоне) зачастую продаются вдвое дороже, чем в США или Японии (а новинки появляются в продаже гораздо позднее). Если же купить игровой диск за границей (в другой региональной зоне), то на консоли, продаваемой в Австралии, он работать не будет. Эксперты полагают, что такая практика представляет собой типичный пример недобросовестного бизнеса.

Если суд вынесет решение, запрещающее Sony использовать региональное кодирование в австралийских продуктах, это может повлиять и на другие крупные компании, в том числе производящие DVD-диски и плейеры. Кроме того, это дело имеет международное значение и может вообще поставить под вопрос законность применения технологий Regional Playback Control (RPC).

Sony же старается доказать, что действует в рамках австралийского законодательства, и пытается не только сохранить свое право использовать RPC, но и добиться законодательного запрещения производства и использования MOD-чипов, которые австралийцы сейчас используют для обхода региональной защиты в игровых консолях PlayStation 2. MOD-чипы представляют собой несложные микроконтроллеры, в перепрограммируемую память которых с помощью простейших технических средств вносится программа, блокирующая RPC-функции. Такие чипы устанавливаются (обычно кустарно) на основную плату консоли. Стоимость микросхемы варьируется в пределах 50-70 американских долларов, примерно столько же стоит ее установка. Если учесть еще и то, что при вскрытии приставки теряется фирменная гарантия, а в случае какой-нибудь ошибки консоль может выйти из строя, - легко понять, как велико желание австралийцев получить легальную «всерегионную» приставку.

Решение суда должно быть принято в самое ближайшее время, и, возможно, австралийские «беззащитные» PlayStation 2 станут у игроков столь же желанным продуктом, как у киноманов - китайские DVD-проигрыватели без региональной защиты. - Т.Б.

«Потрясающий» иск

11 февраля калифорнийская компания Immersion обратилась в окружной суд Лос-Анджелеса с исковым заявлением, в котором корпорации Microsoft и Sony обвиняются в незаконном использовании запатентованных разработок Immersion при производстве контроллеров с обратной связью для игровых консолей Xbox и PlayStation 2.

Представитель Immersion Патрик Рэйтенс (Patrick Reutens) сообщил, что компания в течение полугода пыталась уговорить Sony и Microsoft добровольно возместить ей ущерб и упущенную выгоду. Однако ни та ни другая не захотели уладить дело полюбовно.

Если Immersion выиграет иск, это, во-первых, поможет ей поправить финансовое положение, а во-вторых, привлечет новых клиентов и инвесторов. В случае же поражения фирме грозит встречный иск о возмещении ущерба, причиненного репутации обеих корпораций, что означает верное банкротство.

Интересно, что технология force feedback применяется не только в электронных играх (что, как оказалось, небезопасно для здоровья - см. «КТ» #430), но и в медицинских приборах нового поколения. Согласно информации, размещенной на сайте Immersion, за время существования компании (с 1999 года) ее разработки лицензировали пять крупных производителей медицинского оборудования (правда, фирма до сих пор не может похвастаться хоть какой-то прибылью). - Т.Б.

Это слово не задушишь, не убьешь

Власти штата Нью-Йорк выступили с судебным иском против известной компании Network Associates (NAI), специализирующейся на ПО компьютерной безопасности - антивирусах, межсетевых экранах и тому подобных продуктах. Поводом для конфликта стали беспрецедентно жесткие условия лицензионного соглашения, согласно которому пользователям программ NAI запрещается публично критиковать продукт, не получив на то письменного согласия фирмы. Более того, условия лицензии запрещают журналистам публиковать без разрешения даже результаты сравнительных тестов программ NAI и их конкурентов.

Столь одиозные требования компании к своим клиентам названы в судебном иске «невозможными к соблюдению, беззаконными и нечестными». Юристы NAI, в свою очередь, заявили, что не видят ничего противозаконного в том, какие именно условия пользования продуктом оговаривают между собой продавец и покупатель. Благо покупка продукта - дело добровольное. Но тут же, правда, делают оговорку, что Network Associates еще никогда не преследовала клиентов за нарушение этих условий контракта. На сей счет, надо сказать, прокуратура располагает иными сведениями. В частности, как сообщил прокурору главный редактор журнала «Network World», в 1999 году NAI, используя вышеупомянутый пункт лицензионного соглашения, пыталась воспрепятствовать публикации на страницах издания критического обзора ее программы-файрволла Gauntlet. В «Network World» не вняли угрозе и опубликовали статью как есть, а поднимать шум NAI не решилась.

За посягательство на свободу слова фирме Network Associates грозит символический штраф в размере 2 тыс. долларов. Впрочем, главная цель судебного разбирательства, по заявлению прокуратуры, предупредить все остальные софтверные фирмы, поскольку известно и о других попытках включать в условия лицензии аналогичного рода запреты. - Б.К.

Мульти-оскар

В объявленном 12 февраля списке номинантов на премию «Оскар» впервые появилась категория «лучший анимационный персонаж». Американская киноакадемия, славящаяся своей консервативностью, не добавляла новых номинаций вот уже двадцать лет. Для включения мультипликационного персонажа в число возможных претендентов на «Оскар» были выработаны строгие правила. Прежде всего мультфильм, как и прочие номинанты, должен быть выпущен в течение календарного года, демонстрироваться в округе Лос-Анджелес не менее семи дней (это некая предварительная гарантия качества), иметь продолжительность по меньшей мере 70 минут; кроме того, подавляющее большинство героев должно быть анимационными, а собственно анимация занимать не менее 75% от общего времени картины.

Поскольку при окончательном выборе кандидатов на премию должно быть предложено три разных варианта, то из девяти полнометражных мультфильмов, предварительно представленных на «Оскар», американская киноакадемия отобрала «Шрек» компании DreamWorks, «Корпорация Монстры» от Walt Disney и «Джимми Нейтрон, мальчик-гений» компании Paramount. Примечательно, что два первых фильма целиком изготовлены с помощью компьютерных технологий.

Абсолютным лидером по количеству номинаций в этом году стала картина Питера Джексона «Властелин колец», номинированная в этом году в тринадцати категориях, в том числе и как лучший фильм года. Церемония объявления и награждения победителей состоится 25 марта в Лос-Анджелесе. - Б.К., Т.Б.

Игрища и торжище

Компании NPDFunworld и NPDTechworld опубликовали список самых продаваемых игр 2001 года для ПК, КПК и приставок.

Среди продуктов для персональных компьютеров самыми коммерчески успешными оказались The Sims от Electronic Arts (EA), Roller Coaster Tycoon от Infogrames и Harry Potter & The Sorcerer’s Stone (EA). Первые три места в чарте консольных и КПК-игр заняли Grand Theft Auto 3 (Rockstar Games/Take Two), Madden NFL 2002 (EA) и Pokemon Crystal (Nintendo). Ну а цифры таковы: с момента своего выхода игры Grand Theft Auto 3 и The Sims были проданы тиражом в 2 млн. и 2,6 млн. экземпляров соответственно. - Н.Д.

Телефоны к бою

Популярность игр для мобильных телефонов привела к резкому росту числа операторов, предоставляющих подобного рода развлечения в виде отдельно оплачиваемых сервисов. Однако дальше традиционных аркадно-логических программ, которые можно закачать на свой телефон с WAP-сайта, дело обычно не идет.

Восполнить этот досадный пробел взялись две небольшие компании - шведская It’s Alive и датская Wireless Factory. Их творение BotFighters представляет собой облегченный вариант походовой ролевой игры, участник которой может выбрать модель виртуального робота, оснастить его различными лазерами и ракетами, после чего стравить своего «воспитанника» с аналогичным роботом другого «мобильного» игрока. Но сражаться можно лишь при условии, что владельцы телефонов находятся недалеко друг от друга - это, по мнению разработчиков, делает процесс куда более занимательным (BotFighters использует технологию, которая позволяет определить координаты мобильного телефона в сети GSM).

Игровой сервер BotFighters позволяет игроку не только находить противника, но и получать для своего робота специальные задания-миссии, основанные, разумеется, на бесконечных битвах. Последние состоят из множества фаз, каждая из которых обходится играющему в 20 центов. Побежденный робот не умирает, а лишь требует виртуальной подзарядки собственных батарей, что, однако, стоит вполне реальных денег.

Кстати, о деньгах. В Стокгольме работает таксист, известный в Сети под псевдонимом Taxi31, который проводит за игрой в BotFighters все свободное время. «Он ненормальный, - полагает исполнительный директор компании It’s Alive Свен Хеллинг (Sven Helling). - У этого парня в такси целых четыре телефона! Он как-то признался, что отъехал от города на 30 километров только для того, чтобы найти соперника. А его счета, кстати, достигли 4 тысяч долларов».

Новая забава уже привлекла в Швеции и Финляндии более 7 тысяч пользователей и скоро будет доступна жителям Ирландии. В дальнейшем It’s Alive и Wireless Factory надеются запустить подобные игры и в США. - Н.Д.

Властелин колец

Компания Essential Reality завершила трехлетнюю разработку высокотехнологичной электронной перчатки P5, при помощи которой можно управлять компьютером одним лишь движением руки. Такие устройства создавались и ранее (например, выпущенная Nintendo в 1989 году киберперчатка была продана в количестве 1,6 млн. экземпляров), но они не могли похвастаться ни удобством использования, ни эргономичностью, ни малым весом, к тому же создавали массу проблем гигиенического характера. А вот P5 имеет не только большее число степеней свободы, но и подходит для рук любого размера: датчики крепятся на пальцах тонкими кольцами, а снимаемая с них информация по гибким невесомым проводам поступает в «рабочую зону» перчатки, расположенную на тыльной стороне ладони. Таким образом удалось избежать сплошной, «варежкообразной», конструкции.

Новый продукт предназначен в основном для игр, где, по мнению представителей Essential Reality, его преимущество перед клавиатурой и мышью будет особенно заметно. Заявлено, что киберперчатка совместима со многими популярными играми: стоит упомянуть хотя бы Black & White, «божественная рука» в которой, пожалуй, как нельзя лучше подходит именно для P5. Признавая исключительную важность игровой индустрии для своей компании, вице-президент Essential Reality Дэвид Девор (David Devor), тем не менее, видит массу других областей применения разработки: «С помощью перчатки вы можете не только играть, но и работать в программах трехмерной анимации и проектирования. P5 также может оказаться чрезвычайно полезной для врачей, военных и ученых».

P5 подключается к компьютеру через USB-порт и на сегодня работает только с ОС Windows, однако в дальнейшем ожидается поддержка платформ Mac OS, Linux, PlayStation 2 и Xbox. В продажу устройство поступит в течение 2002 года по цене от 130 до 150 долларов в зависимости от комплектации ее разнообразными играми. - Н.Д.

Конформист

Исследовательское подразделение IBM разработало прототип оригинального многофункционального устройства Meta Pad, которое может использоваться и как настольный компьютер, и как ноутбук, и как КПК.

Концепция новинки довольно проста. В корпус размером с кошелек помещены только самые необходимые элементы - процессор, чипсет, оперативная память, жесткий диск и коммуникационный порт. Этот блок может быть помещен в настольный ПК, ноутбук, наладонник или носимый компьютер. Таким образом, владелец Meta Pad получает практически одинаковую функциональность независимо от того, каким компьютером (то есть набором средств ввода-вывода информации) он пользуется. Для переноса Meta Pad из одного устройства-оболочки в другое даже не требуется перезагрузка. Соответственно, многие сегодняшние проблемы владельцев КПК - необходимость синхронизации данных с персональным компьютером и относительно малая вычислительная мощность наладонников - решаются сами собой.

Прототип Meta Pad весом 250 грамм построен на базе процессора Transmeta Crusoe 5800 800 МГц, снабжен 10-гигабайтным жестким диском и 128 Мбайт RAM. Работает он под управлением Microsoft Windows XP. Из специального программного обеспечения, установленного по умолчанию, следует отметить виртуальную клавиатуру, средства распознавания рукописного текста и пакет распознавания речи ViaVoice.

Впрочем, до появления этого «хамелеона» на прилавках может пройти довольно много времени: пока что IBM не планирует сама делать Meta Pad, а рассматривает разработку как технологическую платформу для лицензирования сторонним производителям. Понятно также, что современный ноутбук или КПК вряд ли подойдут на роль «оболочки» для Meta Pad, поэтому Голубой гигант сейчас работает и над соответствующими моделями компьютеров. - В.Г.

Как ни назови…

Компания Olympus Optical, которая помимо хорошо известных фотокамер и других потребительских устройств производит научные приборы головокружительной сложности, точности и цены, объявила о создании «ДНК-компьютера», и весть эта была быстро разнесена по миру компьютерными изданиями.

Анонсированное устройство, как ему и положено по названию, работает на «ДНК-чипах». Только вот последние состоят примерно в той же степени родства с кремниевыми чипами, что и кремниевые «вафли» - с ванильными. Прибор, который сделали в Olympus Optical, по сути, является генным анализатором, а то, что к нему приставлен еще и обычный «кремниевый» компьютер, - так к какой научной технике он сегодня не приспособлен?

Схему работы «ДНК-компьютера» можно описать примерно так: на подложку помещают небольшие меченые участки ДНК (гены), соответствующие известным признакам (например, наследственным болезням). Причем известно, в каком месте на «чипе» (зачастую это просто стеклянная пластинка с микроскопическими лунками, которых могут быть многие тысячи) какая последовательность «сидит». Затем «чип» поливают раствором анализируемой ДНК (ее можно приготовить в любых количествах с помощью так называемой полимеразной цепной реакции, доступной чуть ли не в домашних условиях). ДНК, комплиментарная (то есть соответствующая) размещенным на пластинке известным генам, соединяется с ними - происходит реакция гибридизации. После чего несвязавшиеся фрагменты удаляются, а связавшиеся - визуализируются тем или иным способом.

Заслуга Olympus не в том, что она изобрела вышеописанную технологию (технология-то как раз известна много лет и активно разрабатывается, в том числе и отечественными учеными, - можно, например, упомянуть Центр биочипов Мирзабекова, получивший инвестиции Motorola). Фирма просто приспособила прибор для объемного анализа и автоматизировала процесс. А главное, назвала все это «ДНК-компьютером». - М.П.

Рубильник имени Microsoft

Коллекция багов от Microsoft прирастает не только платформой Windows. На сей раз ошибка обнаружена в пакете MS Office (версий 98, 2001 и v.X) для Mac OS.

Любопытно, что виновата во всем антипиратская защита, встроенная Microsoft в свой продукт, а именно компонент Network Product Identification Checker (NIPC). Он нужен, чтобы исключить возможность работы в одной локальной сети двух пакетов MS Office с одинаковыми серийными (PID) номерами. Оказалось, что при помощи некорректно сформированного сетевого пакета можно заставить NIPC насильственно прервать работу даже вполне «легального» приложения Office. Доступа к данным пользователя атакующий при этом не получает, равно как не может испортить что-либо на его жестком диске, однако вся несохраненная информация теряется. Такая атака может быть одинаково действенна как против одиночной машины, так и против локальной сети, что открывает широкое поле для деятельности злоумышленников. Устранить проблему можно либо отфильтровывая внешний трафик, либо установив выпущенную Microsoft заплатку. - Е.З.

Этот дырявый мир

Ирландский специалист по компьютерной безопасности Джеймс Мартин (James Martin) обнаружил в mIRC, популярной программе для текстового общения через Интернет, две недоработки, которые могут быть использованы с целью получения удаленного контроля над компьютером.

Для эксплуатации одной из них, злоумышленнику необходимо сперва запустить собственный IRC-сервер (или получить доступ к уже существующему), изменив стандартное программное обеспечение таким образом, чтобы mIRC-клиентам отсылались некорректно сформированные блоки данных. Точнее, нужно изменить длину псевдонима пользователя в любом пакете так, чтобы она превысила 200 символов. Это приведет к переполнению буфера в mIRC и зависанию программы или запуску опасного кода. Несмотря на кажущуюся сложность, воспользоваться этой уязвимостью довольно легко благодаря второй дыре, которая позволяет перенаправить пользователя mIRC на любой «левый» IRC-сервер. Для этого необходимо лишь заставить пользователя открыть в браузере специальную HTML-страничку - mIRC запустится и изменит свои настройки автоматически.

Первой недоработке подвержены все версии программы за исключением самой свежей (6.0), для второй решения пока не существует (впрочем, она относится скорее к проблемам самой ОС Windows). - Е.З.

Китайский падеж

Очередной способ «повесить» сотовый телефон при помощи специального SMS-сообщения обнаружили умельцы из группы Xfocus.org. Действует он, правда, только для некоторых GSM-моделей Siemens, в которых реализована поддержка китайского языка. Зависание происходит при попытке отобразить «неправильные» символы китайского алфавита.

Несмотря на внешнюю схожесть ошибки с той, что была найдена в конце прошлого года для телефонов Nokia (см. «КТ» #424), механизм их действия разный. Тогда речь шла о некорректной обработке системных полей принятых SMS-сообщений, новый же баг связан с выводом символов на экран телефона. Иначе говоря, получение зловредного сообщения ничем не грозит, зависание произойдет лишь при его чтении. Для реанимации аппарата требуется подключить его к компьютеру, на котором установлено специальное программное обеспечение. - Е.З.

Скользкий подоконник

Компания Lindows.com выпустила первую пробную версию операционной системы LindowsOS (см. «КТ» #419). Релиз, названный самими разработчиками Sneak Preview (ранняя бета-версия), распространяется только в узком кругу тестеров, но большинство опубликованных в Сети отзывов довольно благожелательны. Напомним, что новинка основана на операционной системе Linux (дистрибутиве Debian), а ее главной особенностью должна стать поддержка Windows-программ (реализованная на базе эмулятора Wine).

Судя по тем сведениям, что просочились в прессу от тестеров, разработчикам действительно удалось сделать немало. Прежде всего, для инсталляции LindowsOS на компьютер с уже установленной Windows не нужно выполнять какие-то сложные операции: новая система инсталлируется прямо из Windows, процесс занимает около десяти минут и не требует от пользователя специальных знаний. Интерфейс ОС максимально приближен к Windows. Кроме того, LindowsOS «подцепляет» из уже установленной версии Windows основное содержимое пользовательского «хозяйства»: пиктограммы на рабочем столе, почтовые базы данных, закладки в «избранном» и даже инсталлированные на компьютере Windows-программы.

Совместимость пока остается главной проблемой: разработчики LindowsOS сконцентрировали внимание на обеспечении работоспособности офисных приложений и добились в этом определенного успеха (сносно работают компоненты MS Office 2000), а вот специфические пакеты (игры, антивирусы) под новой системой живут плохо. Компания надеется улучшить ситуацию к середине года, когда намечен выпуск первого релиза ОС. Нарекания обозревателей вызывает и то, что LindowsOS не умеет различать пользователей: возможна работа только с правами администратора системы. Это, конечно, упрощает жизнь неопытному юзеру, но в то же время не позволяет наладить приличную систему безопасности. Кроме того, критики отмечают, что Microsoft, да и другие производители программного обеспечения для платформы Windows, вряд ли станут оказывать техническую поддержку клиентам, использующим LindowsOS. - Е.З.

Лысые романтики

Задавшись целью определить «портрет типичного представителя сообщества open source», агентство Boston Consulting Group совместно с OSDN Network провели настоящее социологическое исследование среди посетителей и участников проектов сайта SourceForge, хорошо известного в мире открытого кода.

Результаты, представленные на выставке-конференции «LinuxWorld», сложились в любопытную картину. Прежде всего, разрушен бытовавший до сих пор миф о «свободных» программистах как о начинающих свой трудовой путь восемнадцатилетних юнцах. 70 процентам опрошенных - от 22 до 37 лет, при этом больше половины из них занимаются информационными технологиями профессионально, уделяя в среднем по десять часов еженедельно open source-проектам. Для 26% работа над открытым кодом - составная часть их основного занятия.

98% респондентов - лица мужского пола (вероятно, это связано как с преобладанием мужчин-программистов, так и с прагматизмом прекрасной половины человечества). Open source-проектами занимаются в основном жители благополучных стран: 42% из Европы, 48% - из США и Канады. Что касается мотивации, то определяющими факторами здесь названы: желание улучшить навыки программирования, удовольствие от решения интеллектуальных задач, а также просто симпатия к концепции открытого кода. Лишь 11% опрошенных назвали важной причиной стремление насолить поставщикам закрытого программного обеспечения.

Интересно и то, какую роль отводят рядовые участники open source-проектов своим лидерам: помимо создания основы для программы, такой человек должен постоянно оставаться в числе активных поставщиков как новых идей, так и кода. Меньше всего от «открытых лидеров» ждут выполнения функций, за которые обычно ценят корпоративных менеджеров (подбор сотрудников, планирование деятельности и т. п.). - Е.З.

Именем Google…

Поисковая система Google объявила первый ежегодный конкурс программирования имени самой себя. Принять участие в Annual Google Programming Contest и побороться за главный приз в 10 тыс. долларов может любой желающий, тем более что особых ограничений на творческую мысль организаторы не накладывают. Участники конкурса должны самостоятельно родить идею чего-нибудь страшно полезного для крупной поисковой машины и, конечно, воплотить ее в код: компрессия огромных объемов информации, сортировка и обработка - годится все. Единственное условие - результат не должен требовать использования программного обеспечения, не опубликованного под лицензией GPL или доступного как open source.

Для того, чтобы было с чего начать, соискателям предоставляется доступ к небольшой выборке данных (описывающей около миллиона веб-страниц) и простеньким программам для ее обработки. Конкурсные работы (прием которых завершается 30 апреля) будет оценивать жюри, составленное из сотрудников Google. Победитель, кроме денежного приза, получит оплаченный билет в Калифорнию и пожизненный VIP-пропуск в здание Google Inc. При этом даже получившая приз программа может использоваться ее автором как угодно - к примеру, быть продана кому-нибудь (Google, конечно, тоже получает неэксклюзивное право на программу). - Е.З.

Мелколет

В Массачусетском технологическом институте разработан юркий вертолет-робот длиной чуть больше метра, который способен летать, проделывая фигуры высшего пилотажа почти без участия пилота-оператора. Система управления аппаратом разработана таким образом, что позволяет переложить основную заботу о поддержании устойчивого полета и выполнении сложных маневров на бортовой компьютер, оставив за оператором (от которого не требуется никаких специальных навыков) лишь руководство направлением полета.

Опытный образец вертолета обошелся в 40 тыс. долларов, но при запуске в серийное производство устройство будет значительно дешевле. Аппарат оборудован высотомером, GPS-приемником для определения собственных координат на местности и системой гашения вибраций телекамеры, позволяющей использовать летательный аппарат даже для съемок кинофильмов. Кстати, с помощью аналогичной системы был снят документальный фильм о жизни голубей в Нью-Йорке, который выиграл приз Национального географического общества США.

Для создания бортовой системы управления исследователи сначала записали серию полетов под управлением опытного пилота. На основе этих данных был построен компьютерный имитатор полетов, а уже на базе имитатора - написана автономная программа для бортового компьютера.

Разработчики надеются, что помимо военных и полицейских функций миниатюрный вертолет найдет массу гражданских применений везде, где желательно максимально снизить риск и стоимость съемок с воздуха. - Г.А.

Робот бывает кусачим

Уникальный аттракцион под названием «Living Robots» откроется в британском научном центре Magna Science Adventure Centre 27 марта. На специальной арене размером 95x20 метров развернется настоящая схватка за жизнь между двумя десятками роботов, наблюдать за которой смогут до полутысячи человек.

Аппараты, разделенные на две команды: «жертв» и «хищников», займутся добычей энергии для собственного пропитания. «Жертвы» питаются светом, преобразуя его в электричество при помощи солнечных батарей. Используя встроенные фотодатчики, эти роботы должны отыскать световые источники и подзарядиться от них. Хищники же, не способные поглощать световую энергию напрямую, наделены «клыками», с помощью которых перекачивают энергию из аккумуляторов жертв. Каждый робот наделен инфракрасным излучателем, постоянно передающим характерный для своего вида сигнал. Анализируя принимаемые сигналы, аппараты различают друг друга.

Изюминка аттракциона в том, что никакой жесткой программы действий не существует. Мозгом каждого робота служит искусственная нейросеть (работающая на 32-разрядном микроконтроллере Hitachi 7045 SH2), тренируемая в реальном времени. Отсюда и непредсказуемость действий аппаратов: так, жертвы могут существовать отдельно, а могут сбиться в стадо и пастись возле источника света, коллективно обороняясь от хищников. Кроме того, по достижении определенного возраста роботы могут «скрещиваться»: нейросеть каждого из них конструируется на основе набора «генов», передаваемого от родителей к потомкам (в роли последних выступают перепрограммируемые «погибшие» роботы).

Конечно, столь сложный проект затевался не для забавы публики: Living Robots станет прямым продолжением исследований «искусственной эволюции», проводимых группой специалистов из Magna Science Adventure Centre под руководством профессора Ноэля Шарки (Noel Sharkey). - Е.З.

Атомный маяк

Американские физики-теоретики Александр Каплан (Alexander Kaplan) и Петр Школьников (Peter Shkolnikov) предложили принципиально новый генератор сверхкоротких (зептосекундных, 10-21 с) импульсов света - лазетрон, который позволит проследить за движением протонов и нейтронов в ходе ядерных реакций. Ученые надеются, что лазетрон будет создан в ближайшие годы на основе новых сверхмощных петаватных (1015 Вт) лазеров, которые в настоящее время строятся в нескольких научных лабораториях.

Сегодня во многих научных центрах используются фемтосекундные (10-15 с) лазеры, которые позволяют наблюдать за протеканием химических реакций, делая последовательные фотографии конфигураций атомов. В 1990-х годах были предложены конструкции аттосекундных (10-18 с) лазеров, но лишь в прошлом году нескольким группам исследователей удалось создать аппараты с длительностью импульса в несколько сотен аттосекунд. С их помощью физики собираются наблюдать за движением электронов вокруг атомных ядер. Но чтобы проследить за движением нуклонов внутри ядер, нужны еще более короткие импульсы, поскольку близко расположенные и сильно взаимодействующие протоны и нейтроны движутся быстрее, чем электроны.

Лазетрон на атомных масштабах реализует принцип синхротрона, в котором разогнанные до околосветовых скоростей электроны движутся по кругу в магнитном поле и интенсивно излучают свет. В лазетроне сверхмощный импульс петаваттного лазера с круговой поляризацией света фокусируется на маленькую проволочку. Сильное круговое электромагнитное поле света лазера заставляет электроны в проволочке двигаться по тугой спирали и интенсивно излучать узкий конус света, вращающийся в плоскости, перпендикулярной лазерному лучу. С одного бока это выглядит как последовательность зептосекундных импульсов.

Быстро вращающиеся электроны создают также магнитное поле, поэтому, помимо рекордно коротких импульсов света, в течение нескольких фемтосекунд лазерного импульса ученые собираются получить сверхсильное магнитное поле, индукцией около одного миллиона тесла, сравнимое по интенсивности разве что с полем особого рода звезд - так называемых белых карликов. Это позволит изучать на Земле явления, которые в природе проявляются лишь в космических масштабах. - Г.А.

Клоны долго не живут

Группа японских ученых под руководством Ацуо Огуры (Atsuo Ogura) из Национального института инфекционных болезней в Токио клонировала двенадцать самцов лабораторной мыши и сравнила их здоровье и продолжительность жизни с соответствующими показателями обычных мышат и животных, полученных путем оплодотворения яйцеклетки в пробирке. Оказалось, что, хотя клоны выглядели вполне здоровыми и жизнеспособными и мало отличались по большинству физиологических показателей от представителей контрольной группы, прожили они гораздо меньше.

Первый клон скончался через 311 дней, а к восьмисотому дню погибло 83% из них. В контрольной группе за это время умерло только 23% особей (обычно мыши живут до четырех лет). У погибших клонированных животных оказалась ослаблена иммунная система, часто нарушалось функционирование печени и легких, а также возникали злокачественные опухоли. - Ю.Ф.

Подыграл - получи!

Трое американских граждан арестованы по обвинению в мошенничестве на Интернет-аукционе eBay. По данным администрации eBay, эта троица начала активную деятельность в Сети еще в 1999 году и с тех пор успела «наварить» на сомнительных операциях как минимум несколько сотен тысяч долларов.

Мошенники использовали давно известную и нехитрую тактику, позволявшую необоснованно завышать цены на товар. Один из них, специалист по художественным произведениям из стекла, создавал аукцион, на котором выставлял одну из принадлежавших ему вещиц. А двое приятелей превращались в «толпу» заинтересованных покупателей, повышавших ставку вместе с другими участниками аукциона. Естественно, покупать они ничего не собирались, поэтому выходили из игры, как только цена достигала нужного им уровня. В результате таких несложных махинаций мошенникам порой удавалось продавать безделушки аж за 15 тыс. долларов, а всего, по данным eBay, они провернули более шестисот аукционов.

Двум из махинаторов в 2000 году администрацией eBay уже было сделано предупреждение, однако тогда доказать их вину не удалось. Позже компания привлекла к расследованию государственные службы и устроила тщательный сбор информации об IP-адресах, с которых действовали участники аукционов. Анализ собранных данных и позволил выявить шайку, членам которой теперь грозит до пяти лет тюрьмы. - Е.З.


Новости подготовили

Галактион Андреев [ galaktion@computerra.ru ], Тимофей Бахвалов [ timofey@online.ru ],
Владимир Гуриев [ vguriev@computerra.ru ], Николай Давыдов [ ndavydov@game-exe.ru ],
Евгений Золотов [ sentinel@computerra.ru ], Берд Киви [ kiwi@computerra.ru ],
Юрий Фролов [ yumfrol@online.ru ].


© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.