Электронная подпись. Сделано в России
АрхивПри создании федерального закона наши законодатели приняли во внимание опыт зарубежных коллег - прежде всего американских.
В ходе выработки и утверждения закон претерпел множество изменений. Сейчас он включает ряд положений, выгодно отличающих его от американского Electronic Signatures in Global and National Commerce Act от 1 октября 2000 года. Например, российский закон говорит об электронной подписи не только как об инструменте аутентификации субъекта гражданско-правовых отношений, но, прежде всего, как об атрибуте электронного документа, защищающем от подделки и служащим для проверки целостности документа. Именно отсутствие пунктов, указывающих на методы защиты аутентичности документа в американском акте, вызвало множество нареканий после принятия последнего.
Кроме того, российское определение электронной подписи - более четкое и точное, нежели чрезвычайно широкий и размытый американский аналог. В американском акте говорится об электронной подписи как о любой информации (или данных), присоединенной (attached) или логически связанной (associated) с электронным документом и выражающей намерение лица заключить договор (контракт). Несмотря на всю четкость отечественного определения, все же нельзя не отметить, что электронная подпись трактовалась, прежде всего, как метод криптографического преобразования, а не инструмент выражения и подтверждения воли.
По закону субъект гражданских правоотношений может иметь неограниченное количество ключей электронной подписи.
Кроме электронной подписи, законодатели не забыли и о других способах аутентификации субъектов и других методах подписи. В рамках федеральной программы «Электронная Россия» уже разработана концепция федерального закона «Об электронных подписях». Законопроект будет содержать положения об использовании не только цифровой криптографической подписи, но и других методов - смарт-карт, отпечатков пальцев, сканирования сетчатки глаза, и будет внесен на рассмотрение в Думу в этом году.
Сейчас же нашим законодателям в течение трех месяцев предстоит приводить федеральное законодательство в соответствие новому закону, а исполнительной власти - разрабатывать уставы, реестры ключей и создавать удостоверяющие центры.
[i42714]