Болезнь роста
АрхивКомментарий дняВ США решением Комиссии по коммуникациям запрещена 20-миллиардная сделка между двумя гигантами спутникового телевидения.
Монополия - самое страшное проклятие для любого рынка: допустив её возникновение, борьба с ней может оказаться уже бесполезной (живой пример - Microsoft). Потому лучше всего - умерщвлять такие образования ещё в зародыше. Во всём цивилизованном мире этим занимаются регулятивные органы, создаваемые государством, причём, как правило, их несколько, специализирующихся на своих рыночных областях. В сегодняшней колонке речь пойдёт о телекоммуникационном рынке США - на котором регуляцией происходящих процессов занимается Федеральная комиссия по коммуникациям (FCC). Созданная ещё в 1934-м году, эта организация последний раз воспрепятствовала слиянию крупных компаний в 1965-м. Сегодня - исторический момент: FCC встала на пути ещё у одного гигантского объединения.
О сделке, которой помешала FCC, вы, наверняка, хоть краем уха, но слышали: это сделка между компаниями EchoStar Communications и Hughes Electronics - владельцами крупнейших в США систем спутникового телевидения. Первой из них принадлежит Dish Network, второй - чуть более известная DirecTV. В октябре прошлого года EchoStar предложила приобрести DirecTV за сумму примерно в 20 миллиардов долларов. Впрочем, на остывающем от лихорадки дот-ком бума рынке деньги мало чего значат - и оценить масштабы происходящего лучше всего позволяет такая цифра: в случае, если бы сделка состоялась, новообразование охватило бы своим влиянием 95% всех клиентов спутникового телевидения в США (это примерно 18 млн. человек). Понятно, что оформление такой покупки требовало одобрения со стороны государства - чем и занялась FCC. Решение её известно: по мнению экспертов Комиссии, слияние нанесёт непоправимый ущерб телевизионному рынку США, приведя к подъёму цен, падению качества услуг и замедлению темпов внедрения инноваций. Попросту - образованию монополии, бороться с которой не под силу ни одной из ныне существующих компаний.
Самое забавное во всём этом то, что главной причиной, по которой сделку следовало утвердить, её идеологи называли именно активизацию конкурентной борьбы на рынке. Ситуация с телевидением в США замечательна доминантным положением кабельных сетей - которым в этой стране принадлежат 80% рынка. Компании, владеющие спутниковыми системами вещания, не в состоянии конкурировать с кабельными гигантами - но, объединившись, они смогли бы понизить цены, а самое главное - организовать ретрансляцию местных телеканалов в национальных масштабах. Плюс ко всему, был бы ускорен процесс внедрения различных цифровых спутниковых сервисов.
Увы, идея не прошла. FCC, отказавшаяся дать "добро", передала дело на рассмотрение в Министерство юстиции - возможный отказ которого станет последним гвоздём в гроб так и не родившегося спутникового гиганта. Впрочем, EchoStar и Hughes не собираются сдаваться: в течение месяца у них ещё есть возможность доработать пункты плана слияния и заставить государственные органы одобрить его. В случае, если сделка не будет утверждена до 21 января будущего года, EchoStar придётся выплатить Hughes штраф в размере 600 млн. долл.
А DirecTV - лидера на рынке спутникового телевидения США (число клиентов её превышает 10 миллионов) - так или иначе приберут к рукам. До того, как у EchoStar появилась идея слияния с Hughes, на неё засматривался Руперт Мердок (Rupert Murdoch) - медиамагнат, в составе империи которого такие гиганты, как News Corp. и Fox Television. Он же был самым яростным противником слияния (поговаривают, что даже организовал лоббирование своей позиции в FCC), которое помешало ему осуществить свои планы. Как полагают аналитики, после того, как сделка успешно провалится, Мердок непременно попытается взять реванш. И организовать ещё одну монополию.