Крестоносцы
АрхивВ начале октября 2002 года наше правительство решило бороться с пиратами. О чем честно сообщило по телевидению и в прессе. Чтобы пираты были готовы к тому, что с ними будут бороться. И самое главное - чтобы там, на Западе, увидели, что мы боремся с пиратством не жалея живота своего, и поскорее приняли в ВТО.
В начале октября 2002 года наше правительство решило бороться с пиратами. О чем честно сообщило по телевидению и в прессе. Чтобы пираты были готовы к тому, что с ними будут бороться. И самое главное - чтобы там, на Западе, увидели, что мы боремся с пиратством не жалея живота своего, и поскорее приняли в ВТО.
Пиратский синдром
Глава российского правительства сделал несколько заявлений, которые показывают глубокую осведомленность сильных мира сего о происходящем. Так, Михаил Касьянов заявил, что более 50 процентов аудио- и видеопродукции, которую можно купить в российских городках, является контрафактной, то есть пиратской. Оценка формально верная, и кто скажет, что пиратской продукции на лотках меньше половины, пусть первым бросит в меня камень. Оценка, повторюсь, верная, но уж больно оптимистичная и свидетельствующая о том, что Касьянов либо не понимает всей глубины проблемы, либо понимает, но акцентировать на ней внимание не хочет. Впрочем, это не единственное удивительное открытие правительства. Попутно была найдена причина вялости западных инвесторов, которые ну никак не хотят вкладывать деньги в Россию. «Какие могут быть инвестиции, если авторская продукция продается на лотках вместе со жвачкой?» - вопрошает премьер. В этом высказывании как минимум две неточности. Во-первых, найти лоток, где продаются и жвачки, и компакт-диски, довольно трудно, - подобное практиковалось в начале 1990-х, однако сейчас каждый занят своим бизнесом. И во-вторых, связь между уровнем пиратства и уровнем внешних инвестиций, мягко говоря, неочевидна. В Китай, допустим, инвестируют охотно, несмотря на то, что пираты и там чувствуют себя вольготно. Впрочем, идея списать на российских флибустьеров неудачи нынешнего экономического курса весьма забавна, хоть и не эффективна.
Обычным пустословием дело не обошлось. Правительство намерено принять ряд жестких мер и добиться такого уровня пиратства, какой имеет место в развитых странах. Создается специальная комиссия, в ближайшее время будут ратифицированы все международные соглашения по защите интеллектуальной собственности 1, вводится обязательная маркировка легальной продукции 2 (кто сказал, что маркировка дисков способна остановить пиратов?). И - самая главная мера - теперь приобрести компакт-диски, видеокассеты и DVD можно будет только в магазинах, имеющих лицензию. Если эти меры действительно будут приняты, действия правительства иначе как крестовым походом не назовешь.
Отправившись на следующей день после опубликования октябрьских тезисов премьер-министра на «Горбушку», я столкнулся со сдержанным оптимизмом торговцев. Никто из них не верит по-настоящему, что торговле пиратской продукцией скоро придет конец. Однако фотографироваться никто не хочет, и максимум, что удалось получить, - анонимные комментарии, общая тональность которых сводится к «пусть пугают». Потребительского ажиотажа тоже не было. Все как обычно. Здесь - лицензионная продукция, там - пиратские компакт-диски по 80 рублей, слева - DVD по 400, а еще чуть дальше те же DVD, но без коробочек и полиграфии, уже по 200 рублей. Бери - не хочу.
Впрочем, есть люди, которые немного волнуются. Это не лоточники, а крупные оптовики и производители. В то, что «задавить гадину» правительству удастся, они тоже не верят, однако понимают, что головной боли новые инициативы кабинета доставят много. А бизнес хороший, налаженный, прибыльный. По данным экспертов, оборот нелегальной аудио- и видеопродукции составляет порядка пяти миллиардов долларов. Накрутки достигают 400-500 процентов.
Краткий глоссарий |
|
Положительный опыт
Это не слишком очевидно, но у России есть успешный опыт борьбы с пиратством. «Дикое книгоиздательство», бытовавшее у нас в начале 1990-х, практически сошло на нет. Почему? Да потому, что ни один нормальный человек не будет нарушать закон без видимых на то резонов. Лишние проблемы никому не нужны. И производить легальную продукцию зачастую выгоднее, чем пытаться лишний раз обойти закон. Книгоиздателей нельзя назвать честью и совестью нашей эпохи, но свой черный рубль они зарабатывают не нарушением копирайта, а уходом от налогообложения путем занижения тиражей. Тоже плохо, но это совсем другая проблема.
Как удалось переломить ситуацию? Разумеется, снижая цены. Собственно, цены на книги никогда не были такими высокими, как на программное обеспечение или аудиодиски. Однако переход на легальное положение оказался возможным именно потому, что российским издателям удалось договориться с зарубежными партнерами о щадящих отчислениях (впрочем, думается, и здесь без занижения тиражей не обошлось), что позволило выставить реальную цену на свою продукцию.
Конечно, в случае пиратства цифрового контента (добавим сюда и видеокассеты, хотя технологически они к «цифре» отношения не имеют) ситуация сложнее. Цены выше, производители жестче, да и куш у пиратов намного больше, чем был когда-то в книжном бизнесе. Тем не менее, и здесь есть подвижки. Известно, что в процентном соотношении у нас меньше всего пиратских видеокассет. А если помните, несколько лет назад найти в продаже лицензионную кассету с новым фильмом было труднее трудного. Теперь же многие потребители приучены к качественной картинке и хорошему дубляжу (может ли дубляж в принципе быть хорошим, другой вопрос). Эти люди никогда не купят «экранку». В крайнем случае, дождутся кинопроката и пойдут в кинотеатр, благо с кино у нас тоже наладилось, и свежие фильмы выходят довольно быстро.
С компактами российских исполнителей ситуация похуже, но и она внушает оптимизм. Здесь честь и хвала нашим звукоиздательским компаниям, которые поняли, что репрессиями не отделаешься, и помимо стандартных редакций начали выпускать диски с упрощенным оформлением, с простенькой обложечкой вместо отпечатанного в финской типографии красочного буклета. Стоят такие диски раза в полтора больше пиратских. Дешевле их вряд ли сделаешь, да, наверное, и не нужно. Необязательно быть экспертом, чтобы отметить - объем продаж лицензионных дисков наших музыкантов тоже заметно вырос. Конечно, здесь пиратской продукции побольше, чем на рынке видеокассет, но тому есть объективные причины: пираты предлагают то же качество продукта, но на 50 процентов дешевле. К тому же торговцам пиратская продукция выгоднее - отпускная цена лицензионных дисков выше не в полтора раза, а в три.
По этим двум направлениям имеет смысл зажимать гайки - у потребителя есть реальная по цене и качеству альтернатива пиратской продукции, и выбор, как правило, обусловлен экономическими соображениями. Проще говоря, слушатель покупает пиратский диск, потому что он дешевле, но если найти его будет трудно, то, скорее всего, купит лицензионный. Что же до остального…
Купил CD? Теперь сиди
Премьер-министр говорил об аудио- и видеопродукции, но и дураку ясно - если дойдет до дела, тряхнут и софтверных пиратов. А тут все гораздо сложнее, и в успех кнута верится с трудом. Уж больно велика разница в стоимости пиратского и лицензионного диска. При том, что никаких гарантий покупателю не дается, а техническая поддержка у многих производителей софта хромает (в России, разумеется). Пользователь просто не понимает, за что он должен платить такие деньги.
К большому сожалению, идея щадящей ценовой политики для России у производителей софта популярностью не пользуется. Стив Баллмер на пресс-конференции в Москве прямо ответил, что Microsoft ничего подобного делать не собирается (а уж у Microsoft у нас только ленивый не украл), поскольку в перспективность такого подхода не верит. Почему не верит - непонятно. Объяснение, скорее всего, заключается в том, что домашний пользователь пока не очень интересует корпорацию - еще окучены не все крупные корпоративные клиенты, а от них и денег больше, и мороки на порядки меньше. Когда этот рынок будет более или менее насыщен, тогда возьмутся и за простых смертных. Позиции Microsoft придерживаются многие производители софта. Да что там говорить - подавляющее большинство. Исключение составляют российские шароварщики, которым дешевле сделать специальную бесплатную, но полнофункциональную версию своего ПО для россиян (дешевле, потому что ломать будут меньше; многие из тех, кто занимается взломом программ, - это наши соотечественники), чем пытаться вырвать из зубов экономного пользователя свои 30 долларов, да некоторые производители игрушек. Несмотря на очевидную успешность сотрудничества компании «Бука» с 3DO (сериалы «Heroes of Might and Magic», «Might and Magic» и др.), этот показательный пример, по большому счету, остается исключением.
Интересно, что дилетантское предположение, будто продажи лицензионной продукции увеличатся, если снизить цену, разделяют и некоторые экономисты. Так, Александр Лившиц считает, что это единственный реальный способ борьбы с пиратством. Пока есть спрос, всегда найдутся люди, которые каким-то образом его удовлетворят. А репрессии по отношению к пиратам если и позволят поднять продажи лицензионных дисков, то незначительно.
Источник: Компьютерра №40/2002
1 (обратно к тексту) - Бернскую конвенцию по защите авторских прав мы в свое время ратифицировали, но разгулу пиратства это не помешало. Сейчас предлагается ратифицировать Римскую конвенцию 1961 г., присоединиться к Соглашению по торговым аспектам интеллектуальной собственности и к договору ВОИС об авторском праве, а также к договору ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.
2 (обратно к тексту) - О маркировке мы уже писали (см. «КТ» #459). Однако это история с продолжением. Недавно Верховный суд России прекратил производство по иску некоммерческого партнерства «Диск-Альянс», в который входит шесть производителей компакт-дисков. Как сообщает пресс-служба министерства печати РФ, такое решение принято в связи с тем, что отечественные производители аудиовизуальной продукции отозвали иск из суда. Накануне они направили в ВС заявление, в котором говорится, что общее собрание учредителей партнерства приняло решение отказаться от судебной тяжбы и «идти путем переговоров с лицензирующими органами».