Философия бизнеса на Open Source
АрхивСудите самиЕкатеринбургская компания NAUMEN не продает программное обеспечение, она продает услуги по его доработке
Противостояние софта с открытым и закрытым кодом длится с момента их появления. Открытые программы широко применяются множеством фирм, но мало кому пока удается сделать на этом хороший бизнес, особенно в России.
Апологеты Open Source не устают повторять, что бесплатные программы, распространяемые с исходниками, значительно надежнее и безопаснее. Ошибки ищут все! Встроенных ограничений нет, меняй что хочешь, в том числе и то, что хочет изменить заказчик. Open Source принадлежит всем и никому в отдельности, в особенности транснациональным корпорациям. Для бизнеса это значит, что конкуренция в предоставлении услуг по разработке и обучению честнее, цены регулируются рынком, а стоимость владения оказывается существенно ниже, чем все это для софта закрытого.
В основном открытые программы - системные. Трудно найти российских провайдеров и веб-мастеров, не использующих продукты Open Source. Деловых приложений значительно меньше, практически их разработка только начинается. Но работа идет. Sun, например, собирается в ближайшее время представить полный офисный пакет для Windows и Linux, который можно использовать вместо Microsoft Office. В Перу вообще законодательно требуют использования только открытого софта в государственных учреждениях, аналогичные законы рассматриваются Украиной, Данией и рядом других стран, и не мудрено. Затраты просто несопоставимы. Тот же офисный пакет SUN будет стоить примерно в 10 раз меньше, чем наш любимый «стандарт де-факто».
Но если говорить о бизнесе, то раньше создание таких программных продуктов не было экономически выгодно для компаний-разработчиков. Теперь ситуация меняется, во многом потому, что теперь, когда компании вынуждены постоянно модифицировать аппаратное обеспечение, чтобы оно соответствовало требованиям ПО к системным ресурсам, Linux может быть использован на менее современных машинах, тем самым продляя жизнь ПК. Так считает SUN, во всяком случае.
Но это далеко не единственная, и может быть даже и не главная причина. Возможно ключевые слова здесь «надежность, безопасность, скорость развития». Есть даже мнение, что сейчас начинать долговременные проекты создания закрытого софта нет смысла вообще, все равно вскоре он будет вытеснен с рынка.
А если от офисных приложений перейти к ERP, то можно заметить, что применению современных управленческих технологий существенно мешают невыносимо длительные сроки внедрения и неприемлемо высокие для многих фирм затраты. Как только появятся хорошие ERP на Open Source и нужный сервис по их доводке под клиента, число пользователей может резко возрасти за счет малых и средних компаний.
Но вот появятся ли они? Очень даже может быть.
В Екатеринбурге, например, уже сделали целую линейку деловых Open Source-продуктов. Произошло это в течение года под руководством Александра Давыдова, ушедшего весной 2001 года из Микротест, где он много лет был техническим директором. С ним ушли и еще шесть разработчиков, составившие костяк новой команды.
Кажется удивительным (ну это уж кому как, может, природным линуксоидам и не кажется), что к мысли о бизнесе на Open Source Александр Давыдов пришел из «философских понятий природы программного обеспечения», как он сам говорит. А год спустя говорит, что уверенность в правильном выборе ему дает «ощущение легкости и гармонии в достижении целей при общем сильном напряжении». Здорово, правда? По моему, такому только позавидовать можно. Ну, кто из нас об этом не мечтал?
Ну, ближе к философии. Как специалист в информационных системах, Александр уверен, что социализм в России погиб из-за свободного распространения информации и игнорирования при этом всех копирайтов. А теперь та же беда постигает и западное общество, пытающееся контролировать распространение информации, что есть проявление тоталитаризма. Старая бизнес-модель, основанная на владении материальной собственностью, перестает работать, когда идеальная составляющая в товаре оказывается больше материальной. А любой товар с ПО - как раз такой и есть.
Почему, когда воруют легко копируемые товары, люди считают это этичным, в отличие от хищений материальных благ? Потому что интуитивно чувствуют, что идея собственности применима только к материальным объектам. Идеей же, в отличие от вещи, владеть нельзя, можно быть только ее автором. Если вы изобрели стул, бессмысленно пытаться (хотя и очень хочется) заставить людей платить за идею создания стула, они все равно понаделают своих собственных, возможно, даже лучше вашего.
Максимум того, что может иметь автор - это право на упоминание о себе, как это принято в фундаментальной науке. Такая же модель поведения в применении к ПО и называется Open Source.
Ну, а теперь, наконец, о бизнесе. Все хорошо, открытые коды - это замечательно. Деньги как будут зарабатываться? У NAUMEN (именно так называется новая компания Александра Давыдова) такая модель для всех продуктов. Пишется ядро. Оно открыто, любой может взять и использовать его бесплатно. Оно уже содержит все основные идеи и функциональность, оттестировано как внутри компании, так и всеми желающими, и полностью работоспособно. Если, начав использовать это ядро, компания понимает, что неких специфичных функций или блоков ей не хватает, она может либо их создать силами своих программистов, либо обратиться к любой команде разработчиков, либо просто пойти в NAUMEN, где ей быстро допишут все что угодно. Но уже за деньги, конечно. Причем результат тоже будет в открытом коде. В любой момент можно сменить исполнителя, или, если руководитель желает читать текст программ, проверить - «так, вот до сюда дописали….».
Таким образом, NAUMEN не продает программное обеспечение. NAUMEN продает услуги по доработке. В чем же они видят секрет своего успеха? (А успехи и правда есть уже, Уральское представительство Мегафон например использует их систему.) Никакой защиты авторских прав не надо, только качество, надежность и гибкость.
Ничто не вечно под луной, в том числе и стандарты, даже если это стандарты де -факто. И возможно новым стандартом делового софта как раз и станет Open Source.