Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Война и мир

АрхивКафедра (архив)
автор : Юрий Ревич   14.10.2002

Ровно сорок лет назад, 15-28 октября 1962 года, мир реально стоял на пороге ядерной мировой войны

Ровно сорок лет назад, в течение почти двух недель 15-28 октября 1962 года, мир реально стоял на пороге ядерной мировой войны, после которой следующая уже могла бы вестись только камнями и палками. Карибский кризис (в Штатах он называется «ракетным кризисом») послужил хорошим уроком всем сторонам, именно после него ядерное оружие окончательно превратилось из реального средства нападения в «оружие сдерживания», в дубинку, которой размахивают для устрашения противника. Но была и еще одна сторона во всем этом деле, не столь важная для международной политики, но символичная – политики, особенно советские, наконец, начали осознавать, что мир вступил в эпоху хай-тек и никуда от этого не денешься.

  Н.С.Хрущев   

Сама история широко известна – началось все с того, что в 1960 году агенты ГРУ добыли и Малиновский положил на стол Хрущеву планы ядерного удара по СССР с американских военных баз в Турции. Надо было как-то отвечать, причем в тот момент превосходство США в количестве ядерных боеголовок было просто подавляющим: 5000:300. А тут как по заказу – революция на Кубе, причем Фидель, поначалу чуравшийся коммунистов, решительно переметнулся на сторону СССР после попытки высадки американского десанта в 1961-м (эту «операцию в Заливе Свиней» потом назовут одной из самых неудачных в истории ЦРУ – как по проведению, так и по последствиям – если бы США на Фиделя так не давили, кто знает, на чьей стороне он в конце концов бы оказался…). В результате после некоторых переговоров между Раулем Кастро и Хрущевым, к лету 1962 была достигнута договоренность о размещении советского воинского контингента и ракет средней дальности на Кубе. Операция по размещению была проведена в сжатые сроки в духе шпионского боевика: за два с половиной месяца 85 кораблей, замаскированные под сухогрузы, совершили 185 рейсов. В результате к середине октября на Кубе оказалось ни много ни мало – 43 тысячи человек личного состава и всякая техника: самолеты, танки, средства ПВО и пр., а также 24 ракеты средней дальности Р-12 с ядерными боеголовками.

Хрущев намеревался «сунуть ежа в штаны американцам», по его собственному выражению, то есть объявить о размещении войск и ракет, в торжественной обстановке – во время визита на Кубу, планировавшегося на конец ноября. Но не тут-то было – американский самолет-разведчик У-2 15 октября сфотографировал ракеты и утром 16 октября снимки легли на стол президенту Кеннеди. Это сегодня каждый знает, что на земле нет ни одного уголка, где можно было бы спрятать что-нибудь крупнее «Жигулей» так, чтобы об этом немедленно не узнали бы супостаты. А тогда советские политики находились в плену представлений времен второй мировой – характерно, что командующий кубинским контингентом, генерал Плиев, на время командировки был переименован в Павлова. Но новые технологии дали о себе знать – и «коварные замыслы» были разоблачены раньше времени.

   Д.Ф. Кеннеди

Надо сказать, что американцы поначалу растерялись. Целую неделю, до 22 октября, они совещались. «Ястребы» предлагали немедленно уничтожить ракеты с воздуха, «голуби» были за переговорный процесс. Наконец, 22 октября Кеннеди официально объявил об обнаружении ракет, потребовал их вывода и объявил о морском и воздушном карантине вокруг острова. И пригрозил военным вторжением, которое должно было начаться уже 29 числа, если СССР не выведет ракеты.

Считается, что пик противостояния был 27 октября, когда в воздушном пространстве Кубы был сбит американский У-2. Война тогда могла начаться с минуты на минуту. Но стороны все же проявили добрую волю – не последнюю роль сыграли неформальные контакты между советскими представителями (в том числе и шпионами из ГРУ) и высшими американскими чиновниками, включая Роберта Кеннеди. В результате Хрущев обязался вывести войска и ракеты (оставив символический контингент в 3000 человек), а Штаты обязались снять блокаду и не предпринимать попыток военного вторжения. Неформально США также взяли на себя обязательство вывезти ракеты из Турции, что и выполнили в следующем году. Временной цейтнот был такой, что заявление Хрущева было передано по Московскому радио открытым текстом – на доставку по дипканалам времени не оставалось. Кастро, разумеется, жутко обиделся – во всей этой истории сверхдержавы не только полностью игнорировали его мнение, но даже и не информировали о развитии ситуации. Так закончился Карибский кризис, повлекший за собой целую цепочку событий, среди которых и договоры СНВ, и взаимное разоружение и т.п. Жаль только, что, как известно, если история чему и учит, то тому, что она ничему не учит…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.