Хождение вокруг чужого монастыря
АрхивГолубятня Online..или "Астрология - это вранье".
Как сказал большой советский академический членкор Виталий Лазаревич Гинзбург, человек самозабвенно преданный науке и его величеству факту, самый последовательный борец с лженаукой: «Астрология — вечный двигатель неучей. Астрология — это вранье. Людей нагло обманывают, когда утверждают, что их судьба написана на небе. Многие верят этому бреду, а он может испортить им жизнь». А чтобы там попы не возгордились, добавил: «Всякие чудеса, которые есть во всех религиях, это ни чуть не лучше астрологии. Я возмущен до последней степени тем, как распространен этот бред».
В свое время я дал торжественный обет не лезть в чужой монастырь со своим уставом и не писать в КТ про астрологию. Поэтому сегодня с чистым сердцем, не нарушая обета, расскажу читателям Голубятен о двух астрономических программах, которые способны потрафить не только любому мракобесу типа меня, но и Виталию Лазаревичу со товарищи.
Речь пойдет об изумительных инструментах постижения красоты Вселенной, сокрытой от нас, детей урбанизма, не только окружающими коробками жилфонда, но и чуть ли не генетической неспособностью задирать голову. Все наше жизненное пространство — вот оно, перед нами: вправо, влево, несколько этажей вверх, в крайнем случае — пара метров под землю, не приведи господи. Где-то высоко за облаками перемещаются те, кому велит ремесло: летчики, строители-высотники. И то лишь перемещаются — на небо не смотрят.
Когда ты, читатель, последний раз видел звезды? Наверняка это случилось в период первой любви, когда стояли ночь, тишина, речка, тепло и нужно было как-то поддержать разговор, а заодно направить его в нужное романтическое русло: «Глянь, Зин, какие звезды в небе!".
Предлагаю эксперимент: прямо сегодня, когда основательно стемнеет, выйди, читатель, на балкон, задери повыше голову и взгляни на небо. Знаешь, что ты там увидишь? Свое собственное отрицание! Ты увидишь глаза бесконечного пространства, времени и великих форм, рядом с которыми наша жизнь не то что ничтожна, — ее просто нет. Теперь понятно, отчего мы предпочитаем как можно реже задирать голову: кому ж охота лишний раз получать напоминание о собственной ничтожности.
А между тем есть замечательный и — главное! — эффективный способ преодолеть муравьиный комплекс и испытать удивительное, ни с чем не сравнимое чувство единения с бесконечным миром и бесконечными формами. Даже если ваш дедушка состоял в Союзе Воинственных Безбожников и крушил колокола на пару с папой Виталия Лазаревича. Для этого нужно не так уж много: достаточно желания узнать ТОТ мир поближе, познакомиться с ним и, чем черт не шутит, изучить! Тем более, что нам, людям компьютерным, дана отличная фора: невероятно гибкий, всеобъемлющий и наглядный инструмент под названием компьютерный планетарий.
О двух таких программах я расскажу в Голубятне: Starry Night Backyard канадской фирмы Space.com и Redshift 4 британской Maris Technologies.
Эти два планетария находятся в совершенно различных весовых категориях: если Starry Night — точное, но камерное введение в звездный мир, то Redshift — самая полная и авторитетная астрономическая энциклопедия, какая только существует сегодня. Но вот что удивительно: на моем компьютере мирно сосуществуют обе программы и чуть ли не каждый день я пользуюсь и той и другой. Происходит это потому, что в плане эмоционального взаимодействия Starry Night и Redshift заполняют совершенно разные ниши.
Начнем с Redshift 4 (рис. 1). Программа поставляется на двух компакт-дисках и в полном виде занимает 680 мегабайт. У нас она распространяется компанией «Новый Диск", которой мы обязаны не только отличным руководством пользователя на русском языке, но и переводу мультимедийных лекций. Сама программа не русифицирована, хотя «Новый Диск" перевел третью версию Redshift в 1998 году. Забавно, что Redshift — программа британская лишь номинально: на самом деле она создается российскими разработчиками из стольного наукограда Королев.
Рисунок 1
Впрочем, страдать от англоязычности астрономического планетария не приходится: мы как-то уже свыклись с мыслью, что русский язык вместе с уничтожением нашей науки больше не претендует на роль естественного языка обучения.
Описывать подробно возможности планетария Redshift не столько бессмысленно, сколько нереально — не хватит никаких колонок. Поэтому лишь намечу основные линии, достаточные для выполнения поставленной миссионерской задачи:
- Redshift обладает модульной, наращиваемой, настраиваемой программной архитектурой и способна моделировать движение всех известных на сегодня планет и их спутников (всего 63 спутника);
- база данных включает 1700 комет, 15000 астероидов, 73 тысячи галактик, 5 тысяч туманностей и — держитесь крепко! — 18 миллионов звезд!
- в качестве основных используются новейшие каталоги, обладающие уникальной точностью: Tycho -2 , Hubble Guide Star Catalog, General Catalog of Variable Stars и Catalog of New Suspected variables;
- помимо динамического планетария, Redshift включает в себя самую последнюю версию астрономического словаря, фотогалерею, книгу рекордов, мультимедийные лекции и модуль самостоятельной записи анимаций.
Короче говоря, трудно себе представить более совершенный и всеобъемлющий инструмент для изучения астрономии, чем энциклопедия Redshift 4. Парадокс состоит в том, что в несравненной академической мощи не только сила, но и слабость программы. Если пользователь ощущает в себе энергию, способную подвигнуть его на подвиг многолетнего методичного изучения звездной науки, то Redshift 4 несомненно превратится в главный вадемекум. Однако если интерес к астро(логии)номии пульсирует на уровне глубины проникновения современного человека (то бишь подноготной и сиюминутной), то, скажите на милость, зачем нужно 18 миллионов звезд?! Даже если рассуждать как Микола из анекдота («шо не зйим, то надкусю"), все равно окажется чересчур. И здесь очень кстати приходится камерное чудо — Starry Night Backyard (рис. 2).
Рисунок 2
Программа в полном виде занимает 24 мегабайта и шустро бегает даже на моей «ой-не-могу" Либретте. Между тем Starry Night — не какая-то урезанная поделка, а самый полноценный компьютерный планетарий. Однако главное достоинство канадской программы — ее способность установить эмоциональный контакт с пользователем, чего, к слову, Redshift, по крайней мере, в моем случае, добиться не удалось. Для усиления «уютного" эффекта очень советую установить Starry Night на ноутбуке.
Итак, вы запускаете программу и первым делом устанавливаете домашнее местоположение: просто выбираете из обширнейшего списка свой город (деревню) и задаете время. Можно поступить проще и передать управление операционной системе — тогда Starry Night заимствует данные у Windows. Следующий шаг: выбор направления. Самое простое — указать то, куда смотрит ваше окно: север, северо-восток и т.п. Вот собственно и все настройки: сразу после запуска программа начинает работать как часы реального времени и на экране монитора вы видите небо именно таким, каким оно выглядит из вашего окна. В дальнейшем можно внести бесконечное множество тонких настроек: возвышение над поверхностью земли (в случае, если вы сидите на дереве или живете рядом с Карлсоном), угол обзора (по умолчанию установлено 100 градусов, что соответствует обычным глазам, хотя можно выставить угол вплоть до 2.7 арксекунды и переплюнуть любой суперсовременный телескоп), скорость течения времени, местоположение (можно переместиться из вашего города на любую планету или даже звезду и наблюдать небо в точности так, как оно видно оттуда), степень увеличения (зум) и т.д.
Starry Night Backyard позволяет наблюдать любое астрономическое явление за последнюю пару тысяч лет, будь то солнечные и лунные затмения, соединения планет, транзиты, прохождение комет и т.п. Можно посетить любую планету или ее спутник, или просто отправиться на любую звезду: для этого достаточно выделить объект на экране и выбрать из контекстного меню Go There — путешествие началось!
Безусловно, велик соблазн полностью сублимировать астрономию и заменить реальное небо компьютерным планетарием — до такой степени реалистично моделирование, предложенное Redshift и Starry Night. Но поверьте старому мракобесу: ничто не сравнится по удовольствию с тем мигом, когда вы сумеете отыскать соответствие между объектом на экране монитора в компьютерном планетарии и живой, мерцающей, едва проглядывающей звездой на реальном небосводе! А затем, очень скоро вы начнете задавать запрещенные вопросы: «Что общего между мной и этим небом? Что объединяет нас? Что стоит между нами?". И тогда закончится власть холодной науки и злобных стариков-богоборцев и начнется совсем другая страница в вашей жизни. Но об этом — не сейчас и не здесь.