programmARTist или "когда программисты становятся художниками и наоборот"
АрхивВ Сети запущен первый в мире фестиваль, полностью посвященный феномену художественного программного обеспечения. Лозунг read_me 1.2 - "Программное обеспечение как произведение искусства или Художественные игры с софтом".
В Сети запущен первый в мире фестиваль, полностью посвященный феномену художественного программного обеспечения. Лозунг read_me 1.2 - «Программное обеспечение как произведение искусства или Художественные игры с софтом».
Хотя термин software art, возможно, многим еще режет слух, история этого явления началась довольно давно. «Специалисты» относят к художественному софту первые «шуточные» программки, переворачивающие экран с DOS'ом. Теперь уже есть созданные художниками браузеры, деконструированные игры (например, минималистский Wolfenstein) и даже программы, работающие с векторной графикой.
Трудно переоценить значение программ в современном обществе, именно поэтому деконструкция и критика массовых коммерческих программ, создание альтернативного софта становится весьма актуальной социальной и художественной практикой. Программисты создают художественный софт ради шутки или в качестве эксперимента, разрабатывая новую для себя область, - художники подходят к программированию с немного других позиций. Их серьезность и некоторая даже революционность ясно выражена в концепции фестиваля read_me 1.2:
Весьма проблемный вопрос об отношениях Художник - Высокие Технологии и Производство, и, тем более, массовое производство, остается нерешенным по сей день. Какую позицию занять художнику и активисту перед лицом массового производства высокотехнической продукции, призванной служить художнику же, интеллектуалу или скромному труженику компьютерной индустрии?
Современная ситуация:
-
заполнение публичного и личного пространства программными продуктами массового производства, дорогими и дешевыми, но всегда коммерческими (и далеко не всегда хорошо работающими: программы, выходящие под лицензиями в стиле open source, работают не в пример лучше),
-
навязывание определенного способа работы как навязывание определенного способа мышления,
-
ряд программ расцениваются как художественные орудия, дающие, наконец, художнику возможность «творить» в компьютерной среде, при том, как на деле они лишь манипулируют художником, ограничивая его творческую свободу, направляя его деятельность в нужное русло.
Пространство борьбы за публику, за внимание, за влияние на культуру почти полностью переместилось в пространство медиа технологий.
Художник, внедряющийся в сферу производства и разработки программного обеспечения, которое призвано облегчать людям жизнь на пути «прогресса», имеет шанс найти свою аудиторию и повлиять на сознание людей.
Художник, пародирующий коммерческую фирму в разработке программного обеспечения, способен изменить восприятие и мышление людей, к которым иначе он не имел бы доступа.
Художник, создающий программное обеспечение «по-другому», способен, хотя бы на время, победить коммерцию в ее вездесущности и привнести искусство в сферы, из которого его изгоняют.
Международный фестиваль read_me 1.2 делает команда московского медиа-арт-центра. Работы для участия в фестивале все желающие могут загрузить через специальную форму, здесь также можно просмотреть и проголосовать за уже присланные проекты. Поскольку организаторы не хотят заключать понятие художественного программирования в узкие рамки, работы, присланные на сайт, весьма отличаются друг от друга. Здесь и необычный текстовый редактор, и эксперименты с видео и звуком, и программа по обмену десктопами. Впрочем, посмотрите сами.
Онлайновая часть фестиваля будет завершена к февралю (31 января - deadline для подачи заявок). В конце весны в Москве пройдет офф-лайновая часть - презентации работ победителями, лекции, круглые столы, вечеринки. Победителям будут вручены денежные призы.
Несколько видоизмененный призыв к участию: если вы не считаете себя художником, но пишете необычные программы (пусть даже вы никогда и не слышали о художественном софте), присылайте свои работы к участию в read_me 1.2!
Работы:
. При создании этой работы художник вдохновлялся уже романтически-старинной печатной машинкой. Сама программа - это коллекция из 10 текстовых редакторов, написанных на С++. Каждая вариация представляет нетрадиционную для цифрового пространства манеру обращения с текстом.Scr.
Проект «Точка - скринсейвер» - это инструкции по настройке «хранителя экрана» Windows. Выполнив соответствующие инструкции, вы получаете на своем экране авангардистское произведение искусства. Минимализм и легкая «деконструкция традиции» Windows - отличительные черты этой работы.DeskSwap - это программа по обмену десктопами. Служит она, конечно, не только обмену, но осмыслению идеи «персонализации» десктопа собственного компьютера. Вопреки тешащим самолюбие представлениям, создать неповторимо индивидуальный вариант десктопа в предустановленных рамках операционной системы практически невозможно.
IOD.
Ставшая классической в жанре худ. софта работа британских художников. IOD - альтернативный броузер, показывающий не визуальную поверхность Сети, а ее изнанку. Для работы с ним нарисуйте на пустом экране несколько окошек и присвойте им функции, выбрав их при щелчке правой кнопкой мыши. Указав URL, наслаждайтесь результатом. Можно перетаскивать данные из окошка в окошко и изменять цвет броузера. Остальное придется осваивать самим.